65
Пишете: «Некто писал, что
он считает грехом делать добро ближнему Царствия ради Небесного», – и спрашиваете,
можно ли так рассуждать? – Не должно так рассуждать. Писавший к вам, верно,
принадлежит к числу модных философов, у которых на языке творить добро ради
самого добра. Слово Божие не знает такого побуждения. В нем указываются только
три побуждения, заправляющие деятельной христианской жизнью: страха ради
мучений вечных, Царствия ради Небесного, любви ради к Богу. Первое ведет к
покаянию и полагает начало доброй жизни; второе – поддерживает труды
доброделания и подвижничества; третье – возводит на верх совершенства и венчает
дело. Начинать надо с первой ступени, и чрез вторую стремиться к третьей; а
вдруг на третью нельзя. Укорным является страх рабский, когда им одним
руководятся и на нем останавливаются, не двигаясь далее. Для жизни действен и
такой страх; ибо остепеняет и упорядочивает ее, отклоняя от всего худого. Но
при нем остается возможность ограничиться одной внешней исправностью без
исправления сердца – что есть главное. Почему необходимо другое побуждение,
чтоб жизнь подвинулась дальше и выше. Это делает надежда Царствия Небесного
вечно блаженного. Слово Божие говорит, что в Царствие Божие не войдет ничто
нечистое, и вместе учит, что страсти делают сердце нечистым и, следовательно,
непригодным для Царствия. Отсюда следует: хочешь Царствия – очисть сердце.
Очищение сердца требует трудов и лишений болезненных. К подъятию и перенесению
их ничто так не воодушевляет, как несомненная надежда получения благ вечных, по
неложному обетованию Господа. И видим, например, что св. мучеников наипаче
поддерживала в решении терпеть надежда, что в этот час немного пострадаю, а там
рай и вечное блаженство. И Господь говорит: «Верный рабе!.. был ты верен, вниди
в радость Господа твоего. И на Страшном суде, – сказал, – буду такие полагать
решения: потрудился ты, – прииди, наследуй Царствие». Из сего осязательно
видно, как и это побуждение пригодно к течению доброй жизни. Но и оно бывает
укорно, когда на нем останавливаются. Оно делает тогда делателя наемником.
Наемник – чужой в доме, а Царство Божие есть дом Божий, в коем никого не будет,
кроме своих Богу, кроме Его сынов и дщерей. И дети работают по дому, иногда
даже более работников, но совсем в другом духе, чем работники. Те работают,
чтоб угодить отцу, и о домашних делах пекутся как о своих, блага же, какие вкушают,
живя в доме, считают не наградой, а естественною некоей принадлежностью своей,
и в виду не имея получения их, а считая себя обладателями их по порядку
домостройства. Работники же, как ни хороши бывают, никак не могут освободиться
от чувства, что они чужие, и от того помышления, что работая, работают не для
своего дома. Это у добросовестных работников не ослабляет усердия к работам, в
меру найма; но и не сильно возвести их усердие в такую силу напряжения, чтоб
они, не жалея себя, решались на труды более определенного в условиях найма.
Подобное нечто происходит в душе и тех, кои в жизни доброй руководятся одним
только чаянием воздаяния. Они не восходят в полную меру доброты, а
останавливаются на исполнении долга, хотя не по одной внешней, но и по внутренней
его стороне. Почему не могут иметь чувства, что свои суть в доме, а только
приняты в дом, хотя и прочно к нему причислены. Чего им недостает? Той
преданности Господу – Домовладыке Царства, по которой они держали бы в сердце:
всего себя предаю Тебе, Господи, и работать Тебе работаю всеми силами души и
тела и всем достоянием моим, единственно того ради, да славится всесвятое имя
Твое, которое для меня дороже самой жизни. Это есть настроение сердца, в
котором царствует любовь к Богу, располагающая Бога в чувстве иметь своим, и
себя – Божиим, равно как все Божие своим и все свое Божиим. И такой чает благ
вечных, но не как воздаяния, а как прямой принадлежности того отношения к Богу,
в коем Бога имеют своим и себя – Божиим, т.е. принадлежности сыновства. Кто востекает
на сию степень, тот сын в дому, дышащий одною любовью к Отцу. И это последняя
степень в ряду побуждений к доброй жизни.
В деятельной жизни все три побуждения надо держать неослабно,
только в настоящем их виде. Когда кто востечет до сыновней к Богу любви, тогда
у него и страх бывает сыновний, и чаяние Царствия сыновнее. Пока же кто не
достиг сего, то у него и страх и чаяние Царствия еще не в настоящем бывают
виде. Страх в начале пробуждения у всех почти бывает рабский; но потом у одних
он, вслед за решением жить богоугодно, начинает переходить в сыновний, а у
других остается рабским. Также и чаяние Царствия зарождается после больше или
меньше долгих трудов в доброделании; но и оно у одних постепенно перераждается
в сыновнее, а у других остается работническим.
Больше об этом я не имею
что сказать. Представить пояснее различие в этих побуждениях, кои очень тонки,
затрудняюсь. Кто возьмется за жизнь, как следует и в течение ее направления
предаст себя Господу, того сам Господь настроит на должные побуждения и
незаблудно проведет к сыновству. Мы все сыны по назначению, но настоящими
сынами становимся не тотчас.
|