66
Пишете: «Была у меня одна
благочестивая особа, и мы разговаривали о делах Божиих. Коснулись молитвы. К
моему удивлению, гостья моя стояла на том, что мирянам не только не под силу,
но и совсем не подходит умную иметь молитву. Я сказала на это что могла. Прошу
и вашего об этом слова».
Ваша гостья неправо рассуждала. У кого нет умной внутренней
молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая
молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и
церковного молитвословия; так что коль скоро ее нет при сем, то молитвословия
те имеют только вид молитвы, а не суть молитва.
Ибо что есть молитва?
Молитва есть ума и сердца к Богу возношение на славословие и благодарение Богу
и испрашивание у Него потребных благ душевных и телесных. Существо молитвы,
стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце
сознательно пред лицем Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает
изливать пред Ним сердце свое. Вот и умная молитва! Но такова и должна быть
всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только
слово или форму; душу же или существо молитвы носит всякий сам в себе в своем
уме и сердце. Весь церковный молитвословный чин наш, все молитвы, сложенные для
домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если
он хоть мало внимателен, не может избежать сего умного к Богу обращения, разве
только по совершенному невниманию к совершаемому им делу.
Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Не возноситься к Богу
молитвенно мы не можем; ибо природа наша духовная того требует. Вознестись же к
Богу мы иначе не можем, как умным действием, ибо Бог умствен. Есть, правда,
умная молитва при словесной или внешней, – домашней ли или церковной, – и есть
умная молитва сама по себе, без всякой внешней формы или положения телесного;
но существо дела там и здесь одно и то же. В том и другом виде она обязательна
и для мирских людей. Спаситель заповедал войти в клеть свою и молиться там Богу
Отцу своему втайне. Клеть эта, как толкует свят. Димитрий Ростовский, означает
сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно в сердце умом молиться
Богу. Заповедь эта на всех христиан простирается. Вот и апостол Павел что
заповедует, когда говорит, что должно всякою молитвою и молением молиться на
всяко время духом (Еф. 6, 18)? Заповедует умную молитву, – духовную, – и
заповедует всем христианам без различия. Он же всем христианам заповедует непрестанно
молиться (1 Сол. 5, 17). А непрестанно молиться иначе нельзя, как умною
молитвою в сердце. Таким образом, нельзя спорить, что умная молитва для всех
христиан обязательна; а если обязательна, то нельзя уже говорить, что едва ли
возможна, ибо к невозможному Бог не обязывает. Что она трудна, это правда; а
чтоб была невозможна, это несправедливо. Но ведь и вообще все доброе трудно;
тем паче таковою должна быть молитва, – источник для нас всего доброго и верная
того опора.
Спросит кто, как же это
сделать? Очень просто: возымей страх Божий. Страх Божий как чувство привлечет
внимание и сознание к сердцу, а как страх заставит внимание и сознание стоять в
сердце благоговейно пред Богом. Вот и умное предстояние Богу, – вот и молитва умная!
Доколе в сердце есть страх Божий, дотоле умное предстояние Богу не отойдет от
сердца. Вот вседейственное средство к умной молитве!
Но как же скажет кто: «Дела
развлекают»?! Не будут развлекать; возымей только страх Божий. Умному
предстоянию Богу, – или памяти Божией, мешают не дела, а пустоделие и
худоделие. Отстрани пустое и худое, оставя одно обязательное, – не по светской,
а по евангельской обязательности, – и увидишь, что исполнение такого
обязательного не только не отклоняет от Бога, а напротив, привлекает ум и
сердце к Богу. То и другое (обязательные по Евангелию дела и молитва) одного
рода и требует одинакового строя душевного. Что ни стал бы ты делать из этого
круга, всегда обратишься к Богу, чтоб помощи испросить и дело самое Ему
посвятить во славу. Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в
утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное,
не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и
тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом.
Неправо понимают умную молитву, когда думают, что для нее
требуется сидеть где-либо скрытно и таким образом созерцать Бога. Нигде не
нужно для сего укрываться, кроме своего сердца, и там установясь, зреть Господа
пред собою, как бы Он был одесную, как делал св. Давид. Говорят: «К образованию
умной молитвы помощным средством служит уединение, а для мирян как возможно
уединение, – у них непрестанные дела и столкновения? Стало быть, и умной
молитвы им некогда у себя завести». – То правда, что для умной молитвы нужно
бывает уединение. Но есть два рода уединения: одно всецелое, всегдашнее, когда
кто уходит в пустынь и живет один; другое частное, бывающее по временам. Первое
действительно не идет к мирянам, а второе и возможно для них, и даже есть у
них. У всякого случается сколько-нибудь времени всякий день, когда он бывает
один, хоть бы даже и не заботился намеренно о том, чтоб устроять для себя часы
уединения. Вот эти часы и может он обратить на образование, укрепление и
оживление умной молитвы. Следовательно, никто не может отговариваться
недостатком благоприятного умной молитве положения в порядках своей жизни.
Улучишь такой час и углубись в себя. Брось все заботы, стань умно в сердце пред
Богом и изливай пред Ним душу свою.
Но есть кроме внешнего еще внутреннее уединение. Вне – обычное
течение дел человеческих; а между тем среди них иной один себе сидит в сердце,
ничему не внимая. Всеми испытывается, что когда у кого болит сердце о чем-либо,
то будь он в самом веселом и многоречивом обществе, ничего не слышит и не
видит. Там – у сердца своего сидит он с своей болестью. Это всякий знает по
собственному опыту. Если же так бывает в житейских делах, то отчего не быть
подобного сему и в порядке жизни духовной? Есть и тут болезнования, которые еще
гораздо сильнее и глубже всех болестей житейских. Когда кому западет в сердце
болезнование в этом порядке жизни, что будет в силах тогда извлечь сознание его
из его уединенного пребывания в сердце? Следовательно, стоит только его
завести, чтоб быть уединенну, и не наедине будучи. И за этим недалеко ходить.
Оживи страх Божий, – и пойдут болезнования самые сокрушительные, которые
прикуют внимание и чувство к единому потребному, како придем и явимся лицу
Божию. Вот и уединение!
Еще одно недоумение: «В деле
умной молитвы надо иметь руководителя; где взять его мирянину?» Там же в миру;
и между духовными отцами, и даже между мирянами. То правда, что все реже и реже
становятся лица, к которым можно было бы благонадежно обратиться за советами о
духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их, по
милости Божией. – Жизнь духовная есть Божия жизнь, и Бог особое имеет попечение
о взыскивающих ее. Возревнуй только – и найдешь все благопотребное около себя.
Так стало быть, хотят или
не хотят миряне, а от умной молитвы нечем им отговориться. Пусть берутся за нее
и учатся ей.
Вот и Благовещение прошло, в коем положено начало исполнению
воплощенного домостроительства о спасении нашем. Тогда никому ничего не видно
было. Только смиренномудро изрекшая: Буди мне по глаголу твоему, –
восчаяла чего-то необычайного, и стала объята божественным некиим светом.,
который разгадан и старицей Елисаветою, сотаинницей ее, имевшей родить св.
Предтечу, сотаинника Господня. К ним надо причислить только еще св. Захарию.
Прочие все ничего еще не ведали. Нам теперь легко в начале видеть, как в
семени, продолжение и конец. И вот занятие уму в день Благовещения! Потрудитесь
изострить ваше умное зрение и обозрите все течение нашего восстановления от
начала до конца его в вечности. И благословите Господа.
Вы опять больны; но терпите
благодушно и Господа благодарите. Се добре! Даруй Господи вам и всегда так
держать себя в болезнях и, прибавлю, в скорбях, – по искренней вере, что все
бывающее с нами идет прямо от Господа и служит ко благу нам, душевному. Какую
отраду вливает в сердце это убеждение и какую крепость придает нравственному
настроению!
Что прогоняете тотчас нахождения нечувствия и беспечности, добре
творите. И средство – укорение себя – идет. Прибавьте устрашение. Ленивцу
сказано: Связавше ему руце и нозе, ввергните во тьму кромешнюю.
И затем Господа молите ниспослать вам живительную струю света от
престола Своего.
Опять, Бог дал, хорошо себя чувствовали в день св. причастия.
Исповедуйте в сем великую милость Божию. И размышлением можно дойти до
обрадования сердца, но это обрадование как бы пахнет только на душу и пройдет.
Состояние же обрадованное прямо есть дар Божий. Сего ради, чувствуя себя так,
благодарите Господа, и паче смиряйтесь, боясь, как огня, присвоения себе в сем
какой-либо части, ибо как только взойдет в душу, хоть в малой степени, подобное
чуждоприсвоение, тотчас отойдет осияющий ее облак сей. – Как часто вам
причащаться, решите с своим духовным отцом. Я скажу только: «Можно».
Ваши чувства при воспоминании
страданий Господа, – что и себя лично в них укоряете, – настоящие. Так есть. Мы
все в них виновны, и по причине виновности в первородном грехе, и особенно по
причине личных наших грехов по крещении. Вы смотрите как на пример на
преблагословенную Матерь Божию. Она была введена в тайну креста, и это давало
ей мужество стоять у креста, хотя материнское сердце горело от скорби.
Художники не умеют изображать страдание Божией Матери при кресте, чтоб оно было
и глубокоскорбно, и вместе осиявалось мужеством. Сильны ли к сему мысль и
слово, извольте попытать.
|