68
Очень много набралось у вас
пунктов, требующих замечания. Буду о всем говорить коротко.
«Какая я неисправная? Но все-таки скажу, что я невиновата». –
Причислите и эту невиноватость к сознанным неисправностям, ибо так говорить
есть неисправность. Мало что можно найти; в чем бы мы не нашли себя виноватыми,
если поусерднее вникнуть в дело. Сказать: виновата, не сознавая того, конечно
неудобно; но если б присмотрелись, нашли бы себя виноватою. Впрочем, почему бы
не принять на себя вину и безвинно?
Опять вопрос: «Таинство ли
постриг?» – Не таинство; как уже и писал. Благодать поновляет постригаемого, но
не в силу пострига, а в силу таинств исповеди и св. причастия, всегда с ним
соединяемых. Однако ж постриг – не ничто. Он много значит для постригаемого,
ибо приводит в большее напряжение его нравственную энергию и на будущее время
дает способ к поддержанию ее чрез воспоминание об изреченных при постриге
обетах.
«Как узнать, в благодати ли
кто?» – Сами же вы и указали верный признак к определению сего, именно:
отвращение от всего грешного и страстного. Прибавьте к сему: и ревность о
богоугождении по вере и в духе веры. В ком жива такая ревность, тот в
благодатном состоянии. В таинствах, достойно приемлемых, благодать подается
всем, – и начинает действовать. Но чувство благодатного осенения не всем вдруг
дается, а наиболее после довольных над собою трудов. Блаженна душа, ощущающая
благоволение Отца, очистительное кропление кровью Сына и животворное веяние
Духа. Извольте нераздельно сие созерцать, и, как к верховному благу, молитвенно
к тому стремиться. Придет, Бог даст, и чувство благодатного состояния.
«Хотелось бы мне дойти до
понимания глубины сердца и внимательно следить за каждым его биением». – Доброе
и предоброе хотение! Надобно установиться вниманием в сердце и стоять там
неисходно пред Господом. Я об этом не раз уже писал вам. Тогда всякую порошинку
будете замечать. Молитесь, даст Бог.
Говорите: «Чувство своего достоинства, может быть, и есть во мне;
но что тут худого?» – То худо, что вы говорите, что тут ничего нет худого.
Если, впрочем, хотите, чтоб чувство своего достоинства не было худо, научитесь
так определять свое достоинство, как это делали св. Авраам и пророк Давид: Аз
есмь земля и пепел (Быт. 18, 27); аз есмь червь, а не человек, поношение
человеков и уничижение людей (Пс. 21, 7). Потрудитесь восчувствовать такое
достоинство. И тогда при самом живом чувстве его будете безопасны от худых
последствий обычного чувства достоинства.
«Тоска камнем ложится на
сердце.., и сны.., быть беде». – Так и хочется вам в пророчицы попасть. Не
извольте никогда гадать о себе, предав себя и участь свою в руки Божии однажды
навсегда. Это состояние и сны ничего не предвещают. Мне же видится тут вражья
уловка. Наводит он это, чтоб вызвать на льготы, а во время льгот подставить
ногу или навести на засаду. С вами уж это было. Извольте на это плевать и, не
обращая внимания, продолжать свои обычные труды и занятия.
«Молитва Иисусова, – говорите, – начинает журчать, как ручеек». –
Слава Богу! Но старайтесь при сем держать и соответственные чувства. И скоро,
Бог даст, загорится и огонек в сердце.
«Что нужно для жизни в духе?» – Как вы направили свою жизнь, так и
теките; и притечете в область жизни духовной. Только не прерывайте течения.
Наперед определять ничего нельзя, говоря в себе: «То и то сделаю, или так и так
потружусь, – и придет некое духовное движение». – Все от Бога и благодати Его,
а она приходит невзначай. Трудитесь, терпите, молитесь, предавая себя Богу, без
всяких гаданий о том, что будет, внешне ли что, или внутренне. Бог необидлив;
не заделит, когда придет срок наделить чем.
Пишете: «Миряне терпят, но не венчаются». – Да, но когда терпят
из-за суетного и ради суетного или на поприще самоугодия. Если же терпят, стоя
на пути заповедей, и из-за заповедей, то и они венчаются. То же и монахи с
монахинями, когда терпят по причине строгой жизни, – добре, а когда по другому
чему, ничто.
Начинаете входить во вкус
духовных ваших занятий и уединенного пребывания; блаженствуете и восхищаетесь!
Добре, добре! Только не мечтайте о себе и не собирайтесь лететь на небо. Бога
благодарите, и в смиренные о себе помышления и чувства углубляйтесь.
|