69
Много вас теребят по поводу частого причащения. Не смущайтесь.
Присмотрятся, перестанут. И всем следовало бы так делать, но не вошло это у нас
в обычай. На востоке христиане часто причащаются, не в одни великие посты, но и
кроме их. Первоначально же в Церкви Христовой за всякой литургией все
причащались. Еще во время св. Василия Великого одна барыня спрашивала его,
можно ли часто причащаться и как часто? Он отвечал, что не только можно, но и
должно; а на то, как часто, сказал: «мы причащаемся четыре раза в неделю: в
среду, пятницу, субботу и воскресенье». Мы – это разумеются все
кесарийцы, ибо вопрос касался не священнодействующих, а мирян. Сказав так той вопрошавшей,
он не определил ей числа, сколько раз причащаться, а только пример показал,
оставив ей на свободу делать, как сможет, оставив, однако ж, в силе внушение,
что причащаться надо часто. – Да и сама литургия, смотрите, что требует. На
всякой литургии священнослужитель приглашает: «Со страхом Божиим и верою
приступите». Следственно, на всякой литургии и можно приступать. Тем более
можно приступать часто. У нас иные говорят даже, что грех часто причащаться;
иные толкуют, что нельзя раньше шести недель причащаться. Может быть, кроме
этих, и другие есть в сем отношении неправости. Не обращайте внимания на эти
толки и причащайтесь так часто, как потребность будет, ничтоже сомняся.
Старайтесь только всячески приготовляться как должно и приступать со страхом и
трепетом, с верою и сокрушением и покаянными чувствами. Докучающим же речами об
этом отвечайте: «Ведь я не инуде подхожу ко св. причастию, всякий раз имею
разрешение от духовного отца моего». – И довольно. О том, как это благотворно
для вас, лучше не говорить. Знайте это для себя и благодарите Господа.
Опасность для вас возможна одна – как бы не возмечтать о себе высоко. Этого
бойтесь. Ибо тогда лишены будете всякого плода от св. причастия, и самое
причащение будет не безгрешно. Боже упаси вас!
Мне думается, что вы очень способны на то, чтоб поскользаться в
самомнении, самоценении, в чувстве своего достоинства и стоимости не только
пред людьми, но и пред Богом. Умом вы конечно знаете, что всего этого не должно
держать на сердце, но бывает внутри некое лукавство, по которому те недобрые
чувства запрятываемы бывают в сердце смиренноречием и даже сознанием своего
недостоинства, которое (сознание) и само вменяется тогда себе в достоинство.
Умудряйтесь перехитрить это лукавство и, открывая Господу свое сердце, молите
Его, Сердцеведца, научить вас замечать эту лесть в себе, изгонять ее и
подавлять. И Господь поможет. Придет момент, когда узрится в душе все, как
есть, – и внушение придет, как сделать, чтоб все там было, как подобает быть.
«Говорить ли, – спрашиваете,
– с другими о духовной жизни?» – Говорите, только о своей не сказывайте, а
вообще рассуждайте, применяясь, однако ж, к состоянию спрашивающих. Бывает, что
иные заводят о сем речь, чтоб только поговорить. И это лучше, чем говорить о
чем-либо житейском или пустом. Молчание, как вам желательно, можно держать,
когда вы не вдвоем с кем или не с вами ведется речь. Что, идя к кому-либо по
нужде, молите Господа положить хранение устам, добре делаете. Лучше всего
всегда с Господом быть. Но можно и говорить и с Господом быть. Навыкайте сему.
Когда ведете речь, больше
всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором, или
высказыванием своих мыслей наперекор ему с явным желанием поставить на своем.
Враг на это наводит, чтоб завязать спор, а от спора довести до разлада. Не
меньше этого опасайтесь говорить о духовном, чтоб выказать свою в этом
отношении мудрость. И это вражье внушение, за последование которому непременно
подвергнетесь насмешке от людей и Божию неблаговолению.
|