78
Спрашиваете о кудели аввы
Исаии. – Куделью для врага бывает душа, когда он сманивает ее на мечты, не о
грешном только, но вообще не о божественном, – о пустом, суетном, и долго
держит в них, переводя от одной к другой. Это особенно старается он делать в
церкви и дома на молитве, чтоб отвлечь внимание от Бога. – Когда же это наконец
прекратится, спрашиваете. Когда изыдет из Господа в душу сила, как некогда в
кровоточивую, тогда станет и течение помыслов, как в той стал ток крови. А до
того времени употребляйте труд и напряжение держать себя во время молитвы в
каком-либо религиозном чувстве. Где сердце, там и внимание.
Относительно умной молитвы держите одну предосторожность, чтоб при
непрестанном памятовании о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх, и
позыв падать в прах пред лицом Бога, милостивейшего Отца, но и грозного Судии.
Частое памятование о Боге без благоговеинства притупляет чувство страха Божия и
чрез то лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит в кругу
духовных движений и которого, кроме его, ничто произвести не может.
А это что такое вы написали: «Враг лезет. Что ему? Ведь знает, что
не поддадутся?» – Не слишком ли много сказано? Враг строит козни так, что
действующий по его внушениям не думает, что худо делает и по его навету, а
напротив воображает, что действует от себя и наилучшим образом. В этом
предположении наилучшества в делах и смотрите, нет ли когтей врага. Даже
и явный грешник не чужд мысли, что он отлично действует. Как в праотце, так и в
нас. Что стали уразумевать козни врага, – добре. Внимайте острее себе, и все
более и более будете уразумевать их; но не думайте, что всегда можете
перехитрить его. Господа молите и Ангела хранителя, и будет помощь мощная на
разорвание сетей вражеских.
|