79
Дали вы себе льготу, позволив себе немного развлечься, а не
поостереглись: ни глаз, ни языка, ни мыслей не берегли. От того теплота ушла, и
вы остались пусты. – Это никуда не годится. Поспешите же восстановить
внутренний строй достодолжный или вымолить его: запритесь, и все только
молитесь и читайте о молитве, пока внимание не соединится с Богом в сердце и
там не водворится дух сокрушения и умиления, которым, собственно, и надо
определять, в своем ли вы чине или выступили из него. Вы, кажется, о внимании
судите как об излишней строгости, а оно, напротив, есть корень внутренней
духовной жизни. Почему враг больше всего против него и вооружается, и
всеусильно строит пред очами души обольстительные призраки, и влагает помыслы о
льготах и развлечениях. Вот он и вас обманул: натолковал вам, что можно дать
себе льготу; вы и послушали и совсем бросили возжи, пошло вольнодвижение,
вольноречие, вольноглазие, – и всему вольно, и мыслям, и чувствам, и желаниям.
И извольте теперь наслаждаться плодами своего премудрого действования! Это вам
враг отплатил за вашу самонадеянную речь: «Что лезет враг? Ведь знает, что не
поддадутся». – Видимо, что вы мастерица не поддаваться! Сознайтесь, по крайней
мере, что охлаждение и внутреннее нестроение по делам несете как наказание.
Теплоту духовную Бог дает за труды внимания к себе пред лицем Его. Что же,
выходит, вы сделали? Взяли столь драгоценный дар Божий и выбросили за окно.
Если б ваша служанка, когда вы были в миру, осмелилась бросить за окно
какой-либо ваш ей подарок, обычно не так ценный; что бы с ней вы сделали?! По
сему судите, что достойно есть сделать с вами Богу, Которого столь великий дар
вы презрели?! Но Он милостивый не строго поступает с такими и опять готов
возвратить брошенный дар Его; только возвращает его не скоро, и этим
ограничивает Свое наказание. – Вот увидите.
Как вы стали исполнять молитвенное свое правило, – заменяя чтение
положенных молитвословий поклонами с краткой молитовкой от себя, – это очень
хорошо и очень пригодно вам, особенно в настоящем вашем расстройстве
внутреннем. Ибо все читание и читание не дает скоро соединиться вниманием с
единым, по причине многомыслия от чтения, по содержанию читаемого.
Даруй вам, Господи, поскорее воссоединиться с Ним, затем уже
всегда неотлучно пребывать с Ним, – и сидя и ходя, и в церкви и дома, и работая
и упраздняясь от работы. Какой предмет более достоин непрерывного внимания и
смотрения умного, как Господь? И извольте воздавать Ему сие должное предпочтение,
– и мало-мало свобода, не в думание, большей частью ни о чем, пускайтесь, а к
тому устремляйтесь, чтоб неотступнее, глубже и пристальнее смотреть в лице
Господа, всевидящего и вездесущего, говоря в себе: Взыска Тебе лице мое,
Господи, лица Твоего взыщу.
Страх Божий, страх Божий, страх Божий да не отходит от сердца!
|