81
Пишете, что одичала и состояние охлаждения продолжается. –
Молитесь усерднее и терпеливо ведите установившиеся у вас порядки благочестной
жизни. Смилуется Господь и восстановит в вас прежнее благонастроение. Но
припоминайте чаще, как все случилось, и все облагайте покаянными чувствами. От
чего одичали? От того, что теплота ушла. Теплота каким путем ушла? Путем
рассеяния. Рассеяние же откуда? От потери внимания ко Господу. А это от чего? А
это от допущения льгот и послаблений. Льготы же и послабления по каким резонам
и в каких надеждах допущены? По чувству, что мы с вами уже довольно
потрудились, почему позволительно нам и отдохнуть, – и по той высокоумной
уверенности, что если и случится какое расстройство, долго ли нам восставить
все в должный чин? Знаем ведь уж все порядки духовной жизни. Припоминайте все
это и все обливайте слезами. За последнее присвоение непринадлежащих нам прав и
самонадеянность особенно и отступила Божия благодать. Увы и ах! Хорошо, что
скоро хватились. Но все же придется потрудиться до поту, ибо Господь не любит
поблажать. Своим умом вы не научились ценить как должно внутреннее благонастроение
и тщательно блюсти его, как первое сокровище. Теперь Господь сам научит вас
тому и другому – опытом. Как это первый еще опыт вашей оплошности, или вашего
своеволия, то очень возможно, что Господь скоро возвратит вам потерю вашу. – Но
всяко возвратит; только прибегайте к Нему усерднее с сокрушением и верою.
Трудитесь. Благослови Господи!
Опять у вас выступает обычная ваша философия о непричастности
лукавого врага к делам нашим. Говоря: «Сама виновата», – правду говорите. Как
ни будь сильно искушение от врага и как ни очевидно будет, что оно от него, –
вина вся все же падает на согрешившего; ибо не склонись он на искушение, греха
и не было бы. Склонение же всегда есть дело произволения. И вы кругом виноваты;
но дело не обошлось без подсказки и подталкивания со стороны врага. Ни одного
греха не бывает без его встревания, но это никого не извиняет. И вас не
извиняет. Все мысли, какими дошли вы до права дать себе льготу и развлечение,
были им внушены и навеяны. Затем им же разжигалась волька–дать себе нагуляться,
наговориться и наглядеться досыта. Но вслед всего этого шло добровольное ваше
согласие, которое и делает вас во всем вполне виновной. Бросьте-ка всякое
мудрование, а беритесь тщательнее себе внимать и всякое помышление проводить
сквозь огнь молитвы ко Господу Спасителю. Устоит? – Добре. Не устоит? – И пусть
исчезает.
Духовник не наложил на вас епитимии. – Напрасно. Кладите по три
поклона земных утром и вечером, – месяц, – с приличными словами: «Господи,
прости меня, небрежную, рассеянную, много о себе подумавшую и на себя
понадеявшуюся». Господь увидит смирение ваше и труд, и оставит вам грех ваш, и
смилуется над вами.
|