Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
Христу, так и согласно взаимному общению между той и другой. 261. Средство общения Церкви, пребывающей на земле, с Церковью Небесной есть молитва веры и любви. Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления, или иным образом. 262. Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве Святых Церкви Небесной, основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших, тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же и ныне Православная Церковь призывает Христа, Истинного Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых (см. 1 Пар. 29, 18). Святой Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной литургии говорит: Поминаем и премсде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в слове на день святых сорока мучеников говорит: Скорбящий к четыредеся-тим (к сорока.- Ред.) прибегает, веселящийся притекает к тем же: один - да обрящет разрешение (получит освобождение от.- Ред.) скорбей, другий - да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшаго мужа возвращения, недугующему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши. 263. О посредствующей молитве святых на Небесах есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на Небесах Ангела, которому даны быша фимиамы мнози, да даст молитвам святых всех (чтобы он с молитвами святых возложил его.- Ред.) на алтарь златый, сущий пред Престолом: и изыде дым кадильный молитвами Святых от руки Ангела пред Бога (Апок. 8, 3-4). 264. О благотворных явлениях святых с Неба есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Матфей повествует, что после Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по Воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем (Мф. 27, 52-53). Поскольку чудо, столь важное, не могло быть без важной цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном Воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тдгда Новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви. 265. Следующими свидетельствами мы утверждаемся в вере в то, что святые, по преставлении своем (то есть по переходе: смерть христианина называется переходом к вечной жизни.- Ред.), чудодействуют тем или иным образом. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4 Цар. 13, 21). Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы (платки и опоясания.- Ред.) в его отсутствие (Деян. 19, 12). На этом примере мы видим, что святые и по кончине своей равно могут благотворно действовать через земные средства или предметы, получившие через них освящение. Святой Григорий Богослов в первом обличительном слове на Иулиана говорит: Непостыдился ecu жертв, за Христа закланных, ниже (даже не.- Ред.) убоялся ecu великих подвимсников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных (них.- Ред.) за истину пострадавших, имсе и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям и возвещаемым, яко-мсе (как бы.- Ред.) в чумсдих телесех и безтеле-сии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великия чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демони прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явления и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна (равной силы.- Ред.) суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем (действуют так же, как и телеса.- Ред.). Святой Иоанн Дамаскин пишет: Мощи святых аки (как.- Ред.) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, ямсе многоразличная благодеяния источают. Как бы в объяснение этого он замечает: Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог (Богословие, кн. 4, гл. 15, ст. 3, 4). 266. Церковь есть Святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова.- Ред.): да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5, 25-27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: Святи их во истину Твою: дистской, баптистской, другими конфессиональными семьями. При этом Православная Церковь ставит задачей восстановление единства разделенного христианства на основе вероучения и церковного строя Древней неразделенной Церкви и на пути к этой святой цели осуществляет сотрудничество с инославными Церквами и религиозными объединениями в деятельности по утолению нужд современного страждущего рода человеческого.- Ред. слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя.- Ред.), да и тии будут свя-щени во истину (освящены истиной.- Ред.) (Ин. 17, 17-19). 267. Церковь есть Святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется святой. Измите злаго от вас самех (из среды вас.--Ред.) (1 Кор. 5, 13). Твердое убо основание Божие стоит, имущее (имея.- Ред.) печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий.- Ред.) имя Господне (2 Тим. 2, 19). 268. Церковь называется Соборною, или, что то же, Кафолическою, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает.- Ред.) (Кол. 1, 5-6); и что в Церкви христианской несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11). Сущий от веры (верующие.- Ред.) благословятся с верным Авраамом (Гал. 3, 9). 269. Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания.- Ред.), что врата адова не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Вожия о Христе Иисусе во вся роды века: что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать лож,ь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения (Цослание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). 270. Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть Глава Церкви и Той есть Спаситель тела, то, чтобы иметь участие в Его спасении, необходимо быть членом Его тела, то есть членом Кафолической Церкви (Еф. 5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, обретающие вечное спасение, обретают его в Единой Кафолической Церкви. 271. Следующие мысли и воспоминания нужно соединять с наименованием Церкви Восточной. В раю, насажденном на Востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей; и там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании (обещании.- Ред.) о Спасителе. На Востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил нача- ло Своей, собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и доныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Восточных Церквах и в единомысленных- с Восточными, каковой является, благодатью Божией, и Всероссийская Церковь. 272. Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православною, или Правоверующею. Песте странни (вы н чужие.- Ред.) и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (сограждане святым и свои Богу.- Ред.), наздани (утверждены.- Ред.) бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну (имея краеугольным камнем.- Ред.) Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 19-20). 273. Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий апостольских и избегает такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. Апостол Павел говорит: Теммсе убо (и так.- Ред.), братие, стойте и держите предания, имже научистеся (которым вы научены.- Ред.) или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2, 15). Еретика человека по первом и втором наказании (вразумлении.- Ред.) отрицайся (Тит. 3, 10). Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом пре-льщени (есть много непокорных, пустословов и обманщиков.- Ред.), наипаче же сущий от обрезания (особенно из обрезанных.- Ред.), ихже подобает уста заграж:дати: иже вся домы (целые дома.- Ред.) развращают, учаще ямсе не подобает (чему не должно.- Ред.), скверного ради прибытка (из постыдной корысти.- Ред.) (Тит. 1, 10-11). Аще же и Церковь преслушает (не послушает.- Ред.) брат твой, буди тебе якоже (будет тебе как.- Ред.) язычник и мытарь (Мф. 18, 17). 274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения,- это церковная иерархия, или священноначалие. 275. Иерархия Христианской Православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в Таинстве Священства. Той дал есть овы убо (Он поставил одних.- Ред.) Апостолы, овы же пророки, овы мсе благовестники, овы мсе пастыри и учители, к совершению святых в деле (на дело.- Ред.) служения, в созидание (для созидания.- Ред.) тела Христова (Еф. 4, 11-12). 276. Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор. 277. Главные части Вселенской Церкви подчинены Православным Патриархам. 278. Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. 279. Для того чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, чего она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов и их Церковных уставов. О десятом члене 280. В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается (утверждается. - Ред.) Крещением и иными Таинствами. 281. Таинство есть священное действие, через кото-рое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия. 282. Таинств - семь: 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Причащение. 4. Покаяние. 5. Священство. 6. Брак. 7. Елеосвящение. 283. Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу. 1. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную. 2. В Миропомазании получает благодать духовно возращающую (содействующую духовному росту. - Ред.) и укрепляющую. 3. В Причащении питается духовно. 4. В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов. 5. В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств. 6. В Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. 7. В Елеосвящении врачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных. 284. В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении, потому что в отношении Крещения было сомнение: не следует ли некоторых людей (например, еретиков.) крестить вто-рично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе, через который мы исповедуем едино Крещение. О Крещении 285. Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Аще (если. - Ред.) кто не родится водою и Духом, не может внити (войти. - Ред.) в Царствие Божие (Ин. 3, 5). 286. Крещение началось следующим образом. Во-первых, на Иордане Пророк и Предтеча Спасов Иоанн крести крещением покаяния, людем глаголя, да во Грядущаго по нем веруют, сиречь (то есть. - Ред.) во Христа Иисуса (Деян. 19, 4). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по Воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Шедшеубо научите вся языки (народы. - Ред.), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). 287. Самое важное в священнодействии Крещения - это троекратное погружение в воду с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь". 288. Для того, кто желает принять Крещение, требуется покаяние и вера. Поэтому перед Крещением читается Символ веры. Покайтеся, и да крестится кийждо вас (каждый из вас.-Ред.) во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). Имев веру имет и крестится, спасен будет (Мк. 16, 16). 289. Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, но Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершать Крещение. 291. То, что Крещение совершается вместо обрезания, видно из следующих слов апостола, обращенных к верующим: Обрезани бысте обрезанием нерукотво-ренным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему Крещением (погребены с Ним в Крещении.- Ред.) (Кол. 2, 11-12). 292. При Крещении бывают восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру креща-емого и по Крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере (см. святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 2). 293. Над крещаемым бывает заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха адамова получил доступ к людям и некоторую над ними власть, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати ходят по веку мира сего (по обычаю миря сего.- Ред.), по князю власти воздушныя, духа, имев ныне действует в сынех противления (Еф. 2, 2). 294. Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос дал верующим обещание: Именем Моим бесы ижденут (будут изгонять бесов.- Ред.) (Мк. 16, 17). 295. Совершаемое в подобном и в других случаях знамение Креста имеет ту же силу, что и имя Иисуса Христа распятого, с верою произнесенное движением уст; то же самое есть и знамение Креста, с верой изображенное движением руки или каким-нибудь другим образом. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: Да не стыдимся исповедовать Распятаго, с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе, и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов (Огласительное поучение, 13, 36). 296. Употребление крестного знамения ведет начало с самых времен апостольских (см. святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 2 и 5. Тертули-ан. О венцах, гл. 3; О Воскресении, гл. 8.). 297. Белая одежда, в которую одевают по Крещении, обозначает чистоту души и жизни христианской. 96 298. На крещаемого возлагается крест для всегдашнего напоминания о заповеди Христовой и видимого на нее указания: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет Крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24). 299. Хождение крещаемого вокруг купели со светильником обозначает духовную радость, соединенную с духовным просвещением. 300. В Символе веры повелевается признавать Крещение едино. Это следует понимать так, что Крещение не повторяется. 301. Крещение не повторяется потому, что оно есть духовное рождение: рождается человек однажды, потому и крестится однажды. 302. Те, кто грешат после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещеные в своих, потому что имели от Бога особую помощь для совершения добра и отвергли ее. Аще бо отбегше скверн мира в разум (через познание.- Ред.) Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся (опять запутываются в них.- Ред.) побеждаеми бывают, быша им последняя горша (хуже.- Ред.) первых (2 Пет. 2, 20). 303. Но и для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов: это - покаяние. О Миропомазании 304. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. 305. О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у апостола Иоанна: И вы помазание имате от Святаго и весте вся (и знаете все.- Ред.). И вы емсе помазание приясте (получили.- Ред.) от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ломгмо: и якомсе научи вас, пребывайте в нем (1 Ин. 2, 20, 27). Подобным образом и апостол Павел говорит: Извествуяй же (утверждающий же.- Ред.) нас с вами во Христа (во Христе.- Ред.), и помазавый нас, (есть) Бог: Имсе и запечатле нас, и даде обручение (залог.- Ред.) Духа в сердца наша (2 Кор. 1, 21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго. 306. Что касается упоминания в Священном Писании о внешнем действии Миропомазания, то можно думать, что слова апостола Иоанна относятся и к видимому помазанию; но более известно, что апостолы, для ниспосылания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение (см. Деян. 8, 14-17). Преемники же апостолов, вместо этого, стали употреблять Миропомазание, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (см. Исх. 30, 25. 3 Цар. 1, 39. Святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 4). 307. О святом мире следует заметить то, что освящать его предоставлено высшим священноначаль-никам как преемникам апостолов, которые сами совершали рукоположение для ниспосылания даров Святого Духа. 308. Помазание чела означает освящение ума или мыслей. 309. Помазание персей - освящение сердца или желаний. 310. Помазание очей,ушей иуст - освящение чувств, i 311. Помазание рук и ног - освящение дел и, всего! поведения христианина. О Причащении 312. Причащение есть Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни. 313. Это Таинство установлено следующим образом. Господь Иисус Христос перед самым страданием Своим в первый раз совершил его, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных Страданий; и причастив апостолов, в то же время дал им заповедь всегда совершать это Таинство. 314. О Таинстве Причащения по отношению к Богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. 315. Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется Литургией. 316. Слово Литургия значит общественное слумсе-ние. Но особенно название Литургии усвоено Богослужению, за которым совершается Таинство Причащения. 317. Следует заметить о месте, где совершается Литургия, что она должна быть совершаема непременно в храме, в котором трапеза (престол.- Ред.) или, по крайней мере, вместо трапезы антиминс, на котором совершается Таинство, должны быть освящены архиереем. 318. Храм называется церковью потому, что в нем для молитвы и Таинств собираются верующие, которые составляют Церковь. 319. Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом, потому что на ней Иисус Христос, как Царь, таинственно присутствует. 320. В Литургии основной порядок заключается в том, что, во-первых, приготовляется вещество для Таинства, во-вторых, верующие готовятся к Таинству, наконец, совершается само Таинство. 321. Та часть Литургии, за которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидия. 322. Слово проскомидия означает принесение. 323. Первая часть Литургии так называется в соответствии с обычаем древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора, что значит приношение. 324. Проскомидия, как часть Литургии, состоит в воспоминании пророчеств и преобразований, а отчасти и самых событий, относящихся к Рождеству и'Страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства; также и необходимая часть вина, соединенного с водой, вливается в священный сосуд. При этом священнодействующий воспоминает всю Церковь и святых прославленных, молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто, по вере и с усердием, принес просфоры, или приношения. 325. Хлеб для Таинства должен быть такой, какого требует самое наименование хлеба, святость Таинства и пример Господа Иисуса Христа и апостолов, то есть - хлеб квасный, чистый, пшеничный. 326. То, что хлеб для Причащения собственно употребляется один, этим обозначается, по объяснению апостола, то, что един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от Единого Хлеба причащаемся (1 Кор. 10, 17). 327. Хлеб, приготовленный для Причащения, называется агнцем, потому что он являет собой образ Страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в Ветхом Завете изображал Его агнец Пасхальный. 328. Агнец Пасхальный - это агнец, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память избавления от гибели в Египте. 329. Вино для Таинства Причащения соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христова, а во время страдания Его из раны, нанесенной в ребро Его, текла кровь и вода. 330. Ту часть Литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали Литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к Причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко Крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к Причащению. 331. Эта часть Литургии начинается благословением, или прославлением Царства Пресвятой Троицы. 332. Эта часть Литургии состоит из молитв, песнопений, чтения книг Апостольских и Евангелия. 333. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви. 334. Та часть Литургии, за которой совершается самое Таинство Причащения, называется Литургией верных, потому что одни верные (верующие.- Ред.), то есть принявшие Крещение, имеют право быть за этим Богослужением. 335. Важнейшим действием этой части Литургии является произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: Приимите, ядите, cue (это.- Ред.) есть Тело Мое: пиите от нея ecu (пейте из нее все.- Ред.), сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26,26-28); и затем - нризывание Святого Духа и благословение Даров, то есть принесенного хлеба и вина. 336. Это важно потому, что при этом действии хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову. 337. О слове пресуществление в Изложении веры Восточных Патриархов сказано, что этим словом - пресуществление-не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо этого нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существом хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино - самой Кровью Господней. Подобно тому святой Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет: Тело есть воистинну соединенное с Божеством, еже (которое.- Ред.) от Святыя Девы начало восприя, не яко (не как.- Ред.) вознесшееся Тело с Небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Аще ли же образа (способа.- Ред.), како бывает, ищеши, довольно ти есть услышати, яко Духом Святым: имже образом и от Богородицы Духом Святым Себе Самому и в Себе Самом плоть Господь состави: ниже более что вем, но токмо, яко (даже не знаю более того, что.- Ред.) Божие Слово истинное, действительное и всемощное есть, образ ж;е неиспытанный (непостижимый.- Ред.) (Кн. 4, гл. 13, от. "Ц. 338. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть.- Ред.) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва. Да искушает (испытывает.- Ред.) же человек себе, и тако от Хлеба да лет, и от Чаши да гамет: ядый бо и пияй недостойне, суд (осуждение.- Ред.) себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (о Теле Господнем.- Ред.) (I Кор. 11,28 - 29). 339. Тот, кто причащается Тела и Крови Христовой, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный (Ин. 6, 54). 340. О том, как часто следует причащаться Святых Тайн, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещавает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни - четырежды в год или каждый месяц, а всем - обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90). 341. Те, кто только слушают Божественную Литургию, а не приступают ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в Литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел ewe творить в Его воспоминание (Лк. 22, 19). 342. В то время за Литургией, когда бывает шествие с Евангелием, совершается воспоминание Господа Иисуса Христа, явившегося проповедовать Евангелие. Поэтому и во время чтения Евангелия следует иметь такое внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. 343. В то время за Литургией, когда бывает шествие с приготовленными Святыми Дарами в алтарь, следует воспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертву на заклание, между тем как более двенадцати легионов (здесь - великое множество.- Ред.) Ангелов готовы были охранять Его как Царя своего. Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися {песнь на Литургии в Великую Субботу). 344. В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует воспоминать Тайную Вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его Страдание, смерть и погребение. 345. После этого открыванием завесы и Царских врат и явлением Святых Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после Воскресения. 346. Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается Вознесение Господа Иисуса Христа па Небо. 347. Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской непременно продолжится всегда, до самого Пришествия Христова, по слову апостола Павла: Елижды бо аще ясте (всякий раз, когда вы едите.- Ред.) Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже при-идет (доколе Он придет.- Ред.) (1 Кор. 11, 26). О Покаянии 348. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении.- Ред.) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. 349. Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедывал Крещение покаяния во отпущение грехов; (и они) исповедовали грехи своя (Мк. 1,4 - 5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: Елика аще свяжете (что вы свяжете.- Ред.) на земли, будут связана на Небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех (Мф. 18,18). По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: Приимите Дух Свят: имже (кому.- Ред.) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся.- Ред.) (Ин. 20,22 - 23). 350. От кающегося требуется сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Печаль бо, ямсе по Базе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). И егда грешник возвратится от беззакония своего, и сотворит суд и правду, той жив будет в них (Иез. 33, 19). О Сем (то есть о Иисусе Христе) ecu пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь (в Него.- Ред.) (Деян. 10,43). 351. Есть еще подготовительные и вспомогательные средства для покаяния - это пост и молитва. 352. Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника - епитимию. 353. Слово это означает запрещение (см. 2 Кор. 2, 6). Под этим наименованием, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения, их цель - освобождение от неправды греха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи -отлучение от Святого Причащения на определенное время. О Священстве 354. Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское (епископское.--Ред.) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. Тако нас да непщует человек (каждый должен разуметь нас.- Ред.), яко слуг Христовых и строителей (домостроителей.- Ред.) Тайн Божиих (1 Кор. 4, 1). Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юмсе стяжа (которую он приобрел себе.- Ред.] кровию Своею (Деян. 20, 28). 355. Пасти Церковь - значит наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах. 356. Необходимых степеней священства три: епископ, пресвитер, диакон. 357. Между ними различие в том, что диакон сослужит при Таинствах (но не совершает их.- Ред.); пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинстве, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти апостол Павел пишет Титу: Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры (Тит. 1, 5). И Тимофею: Руки скоро не возлагай ни на когомсе (1 Тим. 5, 22). О Браке 358. Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей. 359. То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть одну (и будут двое одна плоть.- Ред.). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5, 31 - 32). 360. Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. Об этом именно сказал Господь Иисус Христос: Не ecu вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий (кто может.- Ред.) вместити, да вместит (Мф. 19, 11 -12). И апостол говорит: Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якомсе и аз: 1ще ли не удержатся, да посягают ( если не могут воздержаться, пусть вступают в брак.- Ред.) Не омсенивыйся печется (заботится.- Ред.) о Господних, како угодити Господеви: а омсенивыйся печется о мирских, како угодити жене. Вдаяй браку (выдающий замуж.- Ред.) свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит (1 Кор. 7, 8 - 9, 32 - 33, 38). О Елеосвящении 361. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. 362. Это таинство ведет начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху (Мк. 6,13). Апостолы переда. MI это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из последующих слов апостола Иакова: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит.- Ред.) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся.- Ред.) ему (Иак. 5, 14 -15). Об одиннадцатом члене 363. Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры, мы чаем, или ожидаем,- это действие всемогущества Божия, через которое все тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут 99 и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15, 44). Подобает бо (надлежит.- Ред.) тленному сему облещися в нетление, и мертвенному (смертному.-1- Ред.) сему облещися в безсмертие (I Кор. 15, 53). ! 364. Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет, поскольку Бог сначала из земли сотворил тело и также может возобновить рассыпавшееся в земле. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. Ты еже севши (то, что ты сеешь.- Ред.), не оживет, аще не у мрет (1 Кор. 15, 36). 365. Все умершие воскреснут, а у тех, кто до времени общего Воскресения останется в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. Вси бо неуспнем (не все мы умрем.- Ред.), ecu же изменимся, вскоре (вдруг.- Ред.), во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и ме-ртвии востанут (воскреснут.- Ред.) нетлении, и мы изменимся (1 Кор. 15, 51-52). 366. Воскресение мертвых совершится в конце этого видимого мира. 367. Этот тленный мир окончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы нетления (от рабства тлению.- Ред.], в свободу славы чад Бомсиих (Рим. 8, 21). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем.- Ред.), в нихмсе правда живет (обитает.- Ред.) (2 Пет. 3, 13). 368. Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню.- Ред.) на день суда и погибели нечестивых человек (2 Пет. 3, 7). 369. Души умерших до всеобщего Воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных - во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешных - в противоположном тому состоянии. 370. Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и последнего Суда Божи-его. Апостол Павел говорит: Прочее убо соблюдается (а теперь готовится.- Ред.) мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он (тот.- Ред.), Праведный Судия: не токмо з*се мне, но и всем возлюблъшим (возлюбившим.- Ред.) явление Его (2 Тим. 4, 8). И еще: Всем бо явитися нам подобает (должно.- Ред.) пред Судищем Христовым, да приимет кийждо (каждый.- Ред.) ямсе с телом содела (что он делал живя в теле.- Ред.), или блага или зла (2 Кор. 5, 10). 371. Предписывается им предпачинание блаженства прежде последнего Суда, согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти отнесен был на лоно Авраамово (см. Лк. 16, 22). 372. Это предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. Особенно так бывает со святыми, как это дает понять апостол Павел: Желание имый (имею.- Ред.) разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23). o 373. О душах, умерших с верою, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заме- тить то, что им для достижения блаженного Воскресения помочь могут возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память. 374. Это учение основано на постоянном (неизменном, непрерывном.- Ред.) предании Кафолической Церкви, начала которого видны еще в Ветхозаветной Церкви. Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (2 Мак. 12, 43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной литургии, начиная от литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и Страшная Жертва (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы о иже во аде держимых, с надеждой для них мира, ослабления (прощения.- Ред.) и свободы. О двенадцатом члене 375. Жизнь будущего века - это жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова. 376. Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем. Не у явися (еще не открылось.- Ред.), что будем (1 Ин. 3, 2). Вем (знаю.- Ред.) человека о Христе, говорит апостол Павел, который восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихмсе не леть есть человеку глаголати (которые человеку нельзя пересказать.- Рей.) (2 Кор. 12, 2, 4). 377. Такое блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Видим убо ныне якомсе зерцалом в гадании (как бы сквозь тусклое стекло, гадательно.- Ред.), тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якомсе и познан бых (1 Кор. 13, 12). Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их (Мф. 13, 43). Будет Бог всяческая во всех (всё во всём.- Ред.) (1 Кор. 15, 28). 378. И тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. Сеется не в честь, востает в славе (1 Кор. 15, 43). Якоже облекохомся во образ |
|
Полезная информация: |