2. КОРЕНЬ ЛЖИ.

Вторая половина XIX столетия в истории религиозных деноминаций США была отмечена всплеском интереса к новым формам библейских откровений. Это явление принято называть “движением святых”, в нем надеялись отыскать утраченную веру Апостолов многочисленные приверженцы протестантизма. Несхожими путями шли в своих исканиях различные религиозные течения и группы. Одни экспериментировали в эмоционально-психической сфере, целиком предаваясь мистическим переживаниям и экстатическим “вдохновениям”, спеша выдать свои субъективные ощущения за действие Святого Духа. Другие шли “от головы”, рассудочно акцентируя внимание на той или иной библейской истине, в надежде высветить или открыть миру очередной новый путь спасения.

Однако во все времена отступники, изменив однажды единству Святой Церкви, с неизбежностью ввергали себя в пучину погибельного самоводства, лишая себя водительства Святого Духа. США могут по праву считаться родиной иеговизма, как, впрочем, и многих других ересей. Пик интереса к эсхатологии - учению о конце мира - в США пришелся на 50-60-е годы прошлого века. Одну из таких религиозных групп, сосредоточивших внимание на поисках в Библии указаний о времени Второго Пришествия Христа, возглавил Чарльз Рассел (1852-1916). Провозгласив девиз: “Реформация продолжается”, - он стал впоследствии идейным вдохновителем религиозного движения, известного сегодня как свидетели Иеговы.

Основоположник иеговизма - Чарльз Рассел родился в городе Питтсбурге (штат Пенсильвания, США), в семье владельца магазина верхней одежды. Родители его были пресвитериане шотландского происхождения [1]. До семнадцати лет Рассел ревностно исповедовал это учение, но вскоре под влиянием адвентистов [2] целиком погрузился в поиски ответа на волновавший его вопрос: когда же придет на землю Спаситель?

Как это часто бывает, Рассел не создал нечто оригинальное, а лишь видоизменил уже существующее. Сам Рассел придерживался учения Джонеса Венделля, которое было популярно среди верующих, обративших на Библию свои взыскующие взоры в поисках “последних времен” - Второго Пришествия Христа и кончины века. Венделлиты, не соглашаясь с уже объявленными сроками, предложили свой - 1874 г. Но затем они “духовно переосмыслили” и эту дату. Все это происходило после провала ряда пророчеств адвентиста Вильяма Миллера, объявившего сперва сроком Второго Пришествия 1843 г., а затем 1844 г. Когда и это пророчество не сбылось, то его последователями была выдвинута новая дата - 1874 г. Она была получена путем арифметического прибавления к 1844 г. еще 30 лет. Исходили из того, что Спаситель вышел на общественное служение в возрасте 30 лет, поэтому и Второе Пришествие должно состояться через 30 лет после Его Пришествия в небесный храм.

В 1872 г. Рассел вместе со своими друзьями создал кружок по изучению Библии, а спустя два года появилась его книга “Для чего и каким способом придет к нам Господь Иисус Христос?” Он утверждал, что Мессия явится в мир в 1874 г.

Когда время назначенного Пришествия Христа (1874 г.) миновало, перед сподвижниками Рассела вновь встал вопрос: когда же наступит Второе Пришествие? Рассел искал ответ на вопрос практически везде... кроме Библии. Его заинтересовали материалы, опубликованные Н.Барбоуром (руководитель нью-йоркских адвентистов) в одном из журналов. Рассел встретился с автором статьи в середине 1876 г. Именно Барбоур доказал Расселу, что греческое слово “parousia” можно перевести словом “присутствие” и “пришествие” и что Христос невидимо присутствует с 1874 г.

Встреча Ч.Рассела с Н.Барбоуром, также разделявшим эсхатологическую концепцию Д.Венделля, в итоге объединила их группы в единую общину. Н.Барбоур с единомышленниками, ранее примыкавший к адвентистам, впоследствии отошел от прежних взглядов, полагая, что Второе Пришествие должно быть духовным и невидимым [3]. На момент встречи Рассела и Барбоура последний редактировал журнал “Вестник утра”, выходивший в Рочестере. В 1877 г. они издают книгу “Три мира, или Пути искупления”, где утверждалось, что с 1874 г. положено начало Второму Пришествию Христа, т.е. начался сорокалетний период жатвы. Здесь же приводились доводы, согласно которым в 1914 г. истекут времена язычников [4]. Бескомпромиссный, напряженный поиск новых, все более точных, как им казалось, богословских формулировок в 1878 г. развел Барбоура и Рассела, ибо последний утверждал, что благодатные дары смерти Христовой распространяются не только на Адама (смерть за Адама), но и на все человечество [5].

Вскоре (1879 г.) вместе с единомышленниками, ближайшими из которых был Д.Пит, Рассел приступает к изданию журнала “Башня стражи Сиона и возвеститель присутствия Христа” [6]. Впоследствии название не раз менялось: “Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа”, а затем - “Башня стражи” и, наконец, с 1966 г. и по настоящее время журнал называется “Сторожевая башня” [7].

Но и Пит вскоре отходит от Рассела, который становится владельцем журнала и возглавляет возикшее ранее религиозное движение [8]. Рассел объявляет о своем расхождении с вероучениями протестантских церквей, которые он обвиняет в измене принципам Реформации. Во всех выступлениях и статьях он стремится доказать, что со своими последователями он остался единственным преемником традиций раннего христианства.

Схожие тенденции обнаруживают себя и в других религиозных движениях, где господствует духовный авторитаризм вождей - культ самопочитания и самопреклонения. Сам Ч.Рассел объявил себя ни мало ни много, как седьмым посланцем Бога, о котором сказано в Библии, что он носит “прибор писца” (Иез. 9, 2). Согласно его периодизации первыми шестью посланцами были апостолы: Павел, Иоанн, далее шли Арий, Вальд, Уиклиф, Лютер, седьмой, завершающий раскрытие библейских истин, - Рассел, о чем он недвусмысленно говорит в седьмом томе своего труда “Исследование Священного Писания” [9]. “Шесть томов моей книги “Исследование Писаний”, - пишет он, - это по существу Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами (их там совсем немного. - И.Е.). Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия. Люди не способны понять намерения Бога без моей книги. Даже если человек штудировал “Исследование Писаний” 10 лет и научился понимать Библию должным образом, но отложит мою книгу и станет читать только Библию, то, как показывает опыт, спустя два года он снова окажется в полной темноте. Но ему будет достаточно читать только “Исследования Писаний” и ссылки, содержащиеся в них. Так, даже не открывая Библии, мой читатель пребудет в свете, ибо ему откроется свет Писания” [10].

Не обремененный христианским смирением, Рассел ставил себя превыше пророков и Апостолов. “Это не значит, - писал он, - что пророки и Апостолы могли лучше нас понимать судьбы и план Бога, они просто служили Богу орудием для сообщения нам и всей церкви (имеется в виду церковь конца XIX в. - И.Е.) истин относительно плана Бога” [11].

В 1882 г. Ч.Рассел продает принадлежавший ему магазин (он был последний сын в семье) и основывает собственную фирму, которая осуществляла посреднические контакты частных фирм с государственными учреждениями, а также специализировалась на издании религиозной литературы. Полученные средства шли на миссионерскую деятельность, печатание книг и брошюр, в коих все религии и политические организации объявлялись сатанинскими. В них Рассел объяснял, как посредством политики, коммерции и религии сатана удерживает мир в своих оковах. Столь непримиримо резкие суждения вызвали в правящих кругах США бурю негодования, и в результате учение Рассела более чем на десять лет было объявлено вне закона, чему способствовали скандальные судебные процессы, которые периодически возбуждались властями против иеговистов [12].

Пытаясь вывести из-под удара своих единомышленников, Ч.Рассел неоднократно менял название своей организации, то называя ее Сторожевая башня и Трактатное общество, то - Ассоциация народной трибуны.

Лишь в 1884 г. иеговисты добились права на свободу деятельности, после чего окончательно определили себя как Международное общество исследователей Библии и заметно активизировали миссионерскую работу. Тогда же Общество купило здание в г. Аледене (штат Пенсильвания), где на протяжении 20 лет располагалась штаб-квартира иеговистов. В 1909 г. правящая корпорация иеговистов приобрела участок земли в Бруклине - пригороде Нью-Йорка, где она размещается и по сей день.

В 1886 г. Рассел издает “Божественный план веков” - первую книгу семитомного труда под общим названием “Исследования Писаний” [13], где он обстоятельно изложил вероучение “исследователей Библии”. Вскоре увидели свет второй и третий тома - “Время приблизилось” (1889 г.) и “Да придет царствие Твое” (1891 г.). ”День мести”, четвертый том, вышел в 1897 г. и позже был переименован в “Битву Армагеддон”. Затем появились: “Новое творение” (1899 г.) и “Спасение” (1904 г.). Последний, седьмой, том - “Завершенная тайна” был издан в 1917 г. уже после смерти Ч.Рассела на основании его подготовительных материалов [14].

Этим богословское наследие Рассела не ограничивается. Им написаны работы “Пища для христиан, которые мыслят”, “Старая теология”, “Фотодрама творения” и др. В них автор неустанно напоминал читателю, что лучше оставить Библию непрочитанной, нежели обойти вниманием его толкования на эту книгу [15]. Чтобы разобраться в сумятице теологических воззрений Рассела, надо действительно прочитать все его книги, однако вкратце суть их состоит в следующем. “Начало конца” этого мира ведет отсчет с 1799 г. (дата, как мы упоминали, заимствована у адвентистов), а конец его намечался на 1914 г. [16]. Отсчет конца мира связывался с конкретным историческим событием. В 1799 г. Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот и пришел к власти. В 1809 г. он лишил папу Пия IX светского господства и присоединил папские земли к Франции [17]. Таким образом, завершилось светское господство папства, и начиналось время конца этой злой системы мироустройства.

В третьем томе “Исследования Писаний”, развивая свои богословские спекуляции, Рассел писал: “Мы представляем библейские свидетельства, которые показывают, что от сотворения Адама до 1872 г. прошло 6000 лет и с этого времени мы уже вошли в седьмую тысячу, т.е. тысячелетие Христа” [18]. Здесь с присущей ему напористостью, равно как и бездоказательностью, он заявляет, что Второе Пришествие Христово состоялось в октябре 1874 г. С этого времени в полной гармонии с раскрывшимся планом Божиим ведется подготовительная кампания к битве великого дня, в которой будут уничтожены все неверные [19].

Далее разъяснялось, что в 1878 г. Христос незримо пришел в свой духовный храм Земли, расположенный на небе, и воскресил всех умерших праведников, из 144 тысяч, причисленных к “небесному классу”. “Считаем установленной истиной факт, - писал Рассел, - что окончательно конец царств этого мира и установление царства Божиего (тысячелетнего царства. - И.Е.) на их развалинах совершится около 1915 г.” [20]. “Начнется это царство с воскресения святых Ветхого Завета, начиная с Иоанна Крестителя до Авеля... Они удостоились быть земными министрами” [21].

С 1909 по 1914 г. пророчества Рассела были растиражированы в более чем трех тысячах различных газет и журналов [22]. Этот период отмечен повышенной активной миссионерской деятельностью Рассела, посетившего многие страны. Многочисленные издания исследователей Писания тех лет помещают сообщения о триумфальных поездках Рассела, “пленившего” весь мир. Впрочем, и в этой шумной пропагандистской кампании не обходилось без надувательства. “Во многих городах, о которых шла речь (в бруклинских изданиях иеговистов. - И.Е.) никто никаких проповедей Рассела не слышал” [23]. Так, в 1912 г. из США был сделан запрос в город Гонолулу на Гавайских островах с целью получить запись широко разрекламированного выступления пастора. На что был получен ответ: “На ваш запрос о пасторе Расселе, в течение нескольких часов находившегося в Гонолулу с библейским студенческим комитетом по изучению зарубежных миссий, сообщаем, что ни с какими речами он не выступал” [24]. Ответ стал достоянием печати и сильно подорвал авторитет на Американском континенте неугомонного эсхатолога-иеговиста. Точно так же проповеди в Китае, Японии на поверку оказались не более чем броским рекламным трюком [25].

Не забывали расселиты и о хлебе насущном. В 1913 г. Международное трактатное общество активно занялось рекламированием семян пшеницы (по цене 1 доллар за фунт) [26], обещая, что чудо-пшеница гарантированно дает урожай в пять раз больше, чем обычная [27]. За карикатуру, которую журнал “Eagle” поместил на Рассела с его чудо-пшеницей, он подал на издателей в суд, но дело проиграл - пшеница на поверку оказалась недоброкачественной. В свете этих разоблачений особую остроту получили публичные обвинения американского баптистского пастора Джона Росса Гамильтона в адрес Ч.Рассела, раскрывающие губительность учения, измышленного человеком, который не был ни ученым, ни богословом [28]. Рассел предъявил иск пастору за клевету и заявил, что имеет высшее схоластическое образование, что является специалистом в историческом и догматическом богословии, свободно читает на древнегреческом и иврите и т.д. При этом на суде Рассел поклялся всемогущим Богом говорить правду и только правду. Но когда он не смог назвать показанные ему буквы греческого алфавита, стало ясно, что Рассел в очередной раз крупно оскандалился [29]. Оказалось, что все его образование ограничилось семью годами школы, которую он бросил в четырнадцать лет. Выяснилось, что Рассел лгал, когда заявлял, что был рукоположен во священники. Поэтому, если читателю доведется встретиться с современными весьма респектабельными господами из секты свидетелей Иеговы, вспомните, что это воистину губительное учение изначально основано на лжи.

Несмотря на бурную деятельность практически на всех континентах, Общество Сторожевой башни к 1914 г. насчитывало всего лишь 5100 активных проповедников.

Мы уже упоминали о некоторых скандальных процессах, сотрясавших Общество. Стоит сказать и еще об одном. В 1897 г. супруга Ч.Рассела, ранее объявлявшая себя его идейной последовательницей, порвала с мужем всякие отношения, обвинив его в многократных супружеских изменах с другими последовательницами Общества. На этот раз обошлось без бракоразводного процесса - Рассел пообещал бывшей жене солидную пожизненную финансовую компенсацию. Скандальное дело удалось замять. Однако вскоре у бывших супругов возникли взаимные финансовые претензии. Главный иеговист отказал жене в материальной помощи, за что М.Рассел подала иск в суд для раздела имущества, где основным мотивом к разводу фигурировала неверность супруга, подтвержденная многочисленными свидетельствами. Суд признал Рассела виновным и удовлетворил иск бывшей жены. Положение Рассела осложнилось еще и тем, что по совету друзей он успел до вынесения судебного решения пожертвовать им же возглавляемому Обществу немалую часть его спорной собственности и таким образом лишил супругу немалой части доли имущества.

Но вот наступил долгожданный для свидетелей Иеговы 1914 г., а с ним и первая мировая война. Иеговисты от имени Международного трактатного общества торжественно объявили, что эта война перерастет в Армагеддон.

  zip оглавление << >>

[1] A.Hoekema. Four Mojor Cultero Б.м., 1976, р.223.

[2] Т.Д.Гулякевич. Социальная сущность современного американского иеговизма (критический анализ иеговистской литературы). М., 1971, с.16.

[3] А.Ноекема. Ор.cit., p.225.

[4] Там. же, с.225.

[5] Там же, с.225.

[6] Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.16.

[7] В.В.Коник. Иллюзии свидетелей Иеговы. М., 1981, с.5.

[8] Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160.

[9] Д.Е.Фурман. Церкви в США. М., 1982, Вып.4, с.189.

[10] Уолтер Мартин. Царство культов. 1982, с.46.

[11] Ч.Рассел. Божественный план веков. Б.м., 1924. Т.1, с.29.

[12] Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.20.

[13] Первые три тома серии работ Рассела выходили под общим названием “Тысячелетняя заря”. С выходом четвертого тома серия была переименована в “Исследование Священного писания”.

[14] А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229.

[15] В.Ерофеева, И.Дору. Тайна свидетелей Иеговы. Ставрополь, 1968, с.6.

[16] Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Цит.соч., с.14.

[17] В.В.Конник. “Истины” свидетелей Иеговы. М., 1978, с.56.

[18] В.В.Коник. Критика эсхатологии свидетелей Иеговы. М., 1976, с.26.

[19] Там же, с.26.

[20] Цит.по: П.Л.Яровицкий. Эволюция современного иеговизма. Киев, 1981, с.11.

[21] Ч.Рассел. День мести. Б.м. и г., с.90.

[22] А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226.

[23] Уолтер Мартин. Царство культов. Цит.соч., с.71.

[24] Там же, с.42.

[25] Там же, с.43.

[26] Там же, с.43.

[27] Там же, с.41.

[28] Там же, с.43.

[29] Там же, с.44.


|| e-mail || оглавление сайта || по авторам || новые поступления || новости ||
 
 
 
  © Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001  
Полезная информация: