«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» [1]

В вашей квартире раздается звонок и приятный женский или мужской голос просит, во имя Христа [2], открыть дверь. Если Вы, не боясь налетчиков, сделаете это, то перед Вами чаще всего предстанет иеговист, т.е. член секты «Свидетелей Иеговы», которая, наряду с другими подобными еретически­ми организациями, очень быстро распространяется в нашей стране. Едва войдя, подчеркнуто вежливый иеговист (или иеговистка) [3], одетый тщательно-чисто, по моде американских клерков, начинает сразу вас «обрабатывать», делая это довольно назойливо и напористо. Под видом проповеди о Христе Вам четко и кратко излагается вся иеговистская «премудрость», сопровождаемая набором цитат из Священного Писания и обличением грехов современного мира.

Если вы заслушались или проявили какой-то интерес, то Вам вручаются пропагандистская брошюрка, журнал - «Сторожевая башня» [4] и обещается новое посещение в самом скором времени. В своем блокноте вербовщик, называемый «брат-пионер» [5], делает деловую пометку, что с данным чело­веком следует продолжать работу. После нескольких посещений и «задушевных» бесед завербованного приглашают на собрание местной общины, где, некоторое время спустя, из бывшего атеиста [6] заканчивается формирование ревностного и активного сектанта, неколебимо убежденного в своей непогрешимой правоте и повсюду пропагандирующего идеи воинствующей антихристианской секты.

Именно благодаря необычной активности и напору, опираю­щихся на чисто американскую деловитость и организованность, секта «Свидетелей Иеговы» достигла в послевоенное время довольно впечатляющих успехов. Число ее членов во всем мире постоянно растет: в 1916 году иеговистов было всего 25 тысяч, в 1942 - 160 тыс., 1964 - 626 тыс., 1991 - 3 млн.

Хотя еще и сегодня секта главный свой центр имеет в США - в Бруклине, районе Нью-Йорка, и там же - боль­ше всего сторонников, после последней мировой войны она сильно преуспела в Европе (особенно в Германии) и Азии - что, несомненно, связано с мировой экспансией американской культуры и жизни и приобрела всемирный характер.

В Россию иеговисты проникли из Европы после первой мировой войны [7] и утвердились поначалу в Западной Украине и Белоруссии, находившихся тогда под польской властью. Центром пропаганды была Лодзь - из нее миссионеры растекались по краю униатов, вербуя членов в свою секту в основном среди них. После окончательного присоединения этих западных областей к Советскому Союзу и особенно после начала «холодной войны» иеговистам пришлось довольно туго. Советская власть видела в них сугубо «американскую» секту, оттого официально запретила и беспощадно преследовала, выслеживая подпольные иеговистские группы.

Когда пришла перестройка, гонения постепенно прекра­тились, а в 1988 году с деятельности секты были сняты все ограничения, и она, благодаря обильной денежной помощи из США, развернула в нашей стране самую широкую пропа­ганду, кульминацией которой, безусловно, стал международ­ный съезд [8] иеговистов, проведенный в июне 1992 года на стотысячном стадионе им. Кирова в Санкт-Петербурге, куда прибыли сектанты со всей страны и из-за рубежа. Хотя по-прежнему базой иеговистов является Западная Украина [9], они в последние годы заметно расширили свое присутствие, особенно на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Прибалтике и в крупных городах России. В Санкт-Петербурге их община, официально зарегистрированная в мае 1992 года, насчитывала около 500 членов и скоро, ведя бешеную агитацию, будет, по-видимому, одной из самых влиятельных сект, действующих в нашем городе, тем более, что доллары ныне снимают любые преграды в «демократических» органах власти.

«Свидетели Иеговы» - относительно молодая секта. Она возникла в США в 1878 году, когда Чарльз Рассел (1852-1916), сын торговца мануфактурой из Питсбурга, отделился от протестантской секты адвентистов Седьмого дня [10] и стал издавать свой журнал «Сторожевая Башня». В нем он писал о «благой вести скорого установления на земле идеального райского града, о котором возвещает пророк Исайя и где не будет никакого греха». Катехизисом секты остается до сих пор «Ключ к Библии», главный труд Рассела, насчитывающий 2600 страниц [11]. Рассел основал также мощный международный центр по изданию иеговистской литературы, который сегодня выпускает в Бруклине книги почти на 200 языках и оборудован по последнему слову техники. В Бруклине находится также крупная телерадиокомпания и институт по подготовке пропагандистов, где учатся студенты со всех концов света, в том числе из России [12].

Вначале секта имела название «Изучающие Библию или серьезные исследователи Библии» [13] и только с 1931 года стала именоваться (на основании Ис. 43, 10) «Свидетели Иеговы». Это случилось при преемнике Рассела - судье Джоне [14] Рутерфорде (1869-1942), который оставил после себя 18 толстых томов и великое множество брошюр где излагал, толковал и дополнял лжеучение иеговистов. В 1920 году он объявил, что через пять лет на землю вернутся ожившие праотцы: Авраам, Исаак и Иаков, для встречи которых сектантами был срочно выстроен [15] в Сан-Диего (Калифорния) пышный «Княжеский дворец», где зимой с семьей жил сам глава секты. После смерти Рутерфорда секту возглавил Натан Норр, который создал Библейскую школу [16], расширил и модернизировал Бруклинский центр. Во время последней войны [17] нацисты преследовали иеговистов за их отказ от воинской службы, но на советской территории не трогали ни их, ни других сектантов, выступавших против Православной Церкви [18]. Сегодня в своей пропаганде, для достижения определенных политических выгод, иеговисты умело используют гонения на них со стороны нацистов и коммунистов [19].

В секте царит очень строгая и жесткая иерархия [20]. Во главе ее стоит президент и правление из семи человек, которых общий съезд выбирает из 40 кандидатов, подобранных путем кооптации. Дисциплина и субординация сочетаются в секте с мелочным планированием и отчетностью, шаблонность мышления и действий - с типично американской деловитостью и практичностью. Зародившись в протестантской среде, «Свидетели Иеговы» во многом восприняли ее сухой и фор­мальный рационализм, совершенно чуждый русскому духу и мировоззрению [21].

Пропаганде своего лжеучения иеговисты придают огромное значение - в этом они превосходят большинство сектантов, хотя многих раздражает их настырность и назойливость. В небольших группах толкованием Библии занимаются евангелизаторы [22], а пропагандой на местах - особые мис­сионеры: благовестники, пионеры и странники [23]. Ежегодно проводятся вербовочные компании и международные слеты на больших стадионах, сопровождаемые очень шумной рекламой [24], которая ведется чисто в американском стиле. Вообще, необычайно много в работе секты и ее характере отмечено штампом «сделано в США».

Для удобства своей пропаганды иеговисты именуют себя христианами, хотя в действительности на это права никакого не имеют [25], ибо решительно отвергают Пресвятую Троицу и признают за Бога только Бога Отца - Иегову. «Учение о триединстве ложно и выдумано сатаной с той целью, чтобы обесчестить имя Бога - Иеговы» без всякой маскировки заявляют сектанты. Христа они считают творением Иеговы, тем самым отрицая единосущность Сына Божьего, одно из основных догматических положений всего христианства, и возвращаясь к осужденной Церковью арианской ереси. Рутерфорд писал: «Христос Иисус, первоначальное имя кото­рого было Логос, был первым творением, а, следовательно, началом творения Бога». Для него «Иисус Христос - особый Представитель Создателя», который «был посылаем для служения как особый посланник Иеговы», что самым вопию­щим образом противоречит всему Евангелию, говорящем о Христе как Сыне Божьем, воплощении Самого Бога.

Вот каким еретическим образом изображают сектанты дело нашего спасения Господом Иисусом Христом: «Для того, чтобы выкупить назад жизнь, равноценную той, которую Адам потерял для своих потомков, потребовалась для предъявления Богу жизнь равной ценности... Иегова распорядился, чтобы Его первородный Сын оставил духовную жизнь на небе и стал человеческим созданием... прошел человеческое рождение через женщину, родился и жил настоящим человеком... Иегова Бог на третий день воскресил Иисуса из мертвых уже в Божеском естестве, дав ему бессмертие и нетленность... Когда Иисус воскрес из мертвых, Он не был более человеком, Он был точным образом Иеговы» [26].

Из приведенной цитаты ясно следует, что Христос для иеговистов является лишь орудием Иеговы, Богом становится только после воскрешения Иеговой и им назначается «на должность Правителя мира» [27]. Понятно, что при подобных взглядах не может быть и речи о «христианстве» иеговистов. Они дошли до кощунства, утверждая, будто «человек Иисус мертв, навсегда мертв», воскрес только как бессмертный дух и придет в мир снова «как прославленное духовное существо». Искупительная жертва Христа сектой полностью отрицается, и она отмечает по еврейскому календарю 14 Нисана только как «вечерю воспоминания» смерти Христа, т.е. некий суррогат христианской Пасхи [28].

Весьма материалистически видят иеговисты грядущее Царство Божие. «Царство означает обширное правительство, обладающее и осуществляющее высшую власть, господство и контроль... на благо человека». Этим царством будет управлять «невидимый» Христос при помощи воскресших праведников. Этот «Христос», оказывается, «в 1918 году сошел в храм Иеговы и произносит свой судебный приговор об опустошении христианства». Против христианства иеговисты вообще выступают с особенной ненавистью: «Христиане имеют большое сходство с теми, кого они называют идолопоклонни­ками... религии мира вдохновлены демонами, включая и те учения, которые христианство заимствовало и усвоило от язычников» [29].

Ссылаясь на Апокалипсис (16, 12), иеговисты свое торжество и уничтожение христианства связывают с Армагеддоном, когда, по их представлениям, «армии всего мира, охваченные безумным хаосом и ужасом, покрытые мраком, ринутся друг на друга и начнется взаимное самоистребление... С окончанием битвы Армагеддона уже никогда больше не будет другой войны, вечный мир воцарится на земле». В этой «битве великого дня Бога Вседержителя», которая изображается в стиле всемирной атомной войны, погибнет царство сатаны и до двух миллиардов грешников, кроме, разумеется, верных иеговистов [30].

«Вслед за битвой Армагеддона Бог Иегова, через Христа, даст людям время в тысячу лет, когда миром будет править Христос и когда на земле будут царить мир и благоденствие, превосходящее всякие человеческие мечтания». Однако для достижения этого благоденствия «люди должны войти в состав организации Бога, которая в св. Писании символически обозначается словами «Иерусалим», т.е. стать членами секты. В рай на небо попадут не все иеговисты, а всего лишь 144 тысячи, которые вместе со Христом и ветхозаветными судьями будут управлять народными массами, оставшимися на земле после Армагеддона. Райская жизнь на земле описывается в духе коммунистической утопии: «Не будет тогда ни богатых, ни бедных, все будут жить одинаково... Крестьяне и рабочие будут иметь уверенность, что у них еды будет всегда вдоволь» [31].

Учение «свидетелей Иеговы» - своеобразная смесь полити­ческих и религиозных элементов, еретических, иудаистских и христианских идей [32]. Расхождения между ними и христи­анством настолько велики, что их трудно перечислить. Напри­мер, иеговисты учат, что сатану Иегова создал Сам, как «осеняющего херувима», дабы доказать его бессилие перед Богом [33]. Будучи «херувимом», сатана «образовал невидимое «небо» или невидимую, непосредственную и господствующую власть над человеком». Этим иеговисты утверждают полное владычество дьявола в мире сем. Сатана объявляется автором учения о бессмертной душе человека, которое поэтому полностью отвергается иеговистами. При воскрешении мертвых Иегова якобы создаст для оживших новую душу. Понятно, что к христианству подобная ересь не имеет никакого отношения.

Подвергая христианство самым яростным нападкам, сектанты однако ради маскировки используют христианскую терминологию в своей пропаганде[34]. «Писание ясно указывает, что именно христианство, могучая и коварная организация дьявола, достойно большего упрека, чем любая другая власть, существующая прежде» и далее: «христианская иерархия есть составная часть мира сатаны» - вот что думают о нас в действительности «свидетели Иеговы», которым Иегова пове­лел «возвестить день гнева и отмщения Бога над организацией сатаны», т.е. над нами, христианами.

В. Антонов


[1] Современные секты и неоязычество в России, по заказу магазина «Православное слово», Москва, 1998, стр. 31-37.

[2] До сих пор нам ни разу не приходилось слышать подобного приветствия от Свидетелей Иеговы. Если кто-либо из читателей имеет такой опыт, то пожалуйста сообщите нам на e-mail (Здесь и далее примечания «Полемики»).

[3] Или иеговенок… Очевидно, отсутствие достаточного количества информации побудило автора наполнять отведенный под статью объем элементарным растягиванием материала.

[4] Подарочный набор может быть и иным. Указания о том, какую литературу нужно распространять в ближайшие месяцы можно найти в «Нашем царственном служении».

[5] Далеко не всякий Свидетель может называться «брат-пионер», некоторые могут быть названы только «брат-возвещатель».

[6] Справедливости ради надо сказать, что многие Свидетели в прошлом проявляли некоторый и, порой, даже немалый интерес к другим религиям и христианским конфессиям и вряд ли считали себя атеистами.

[7] Организация была зарегистрирована в Финляндии (входившей тогда в Российскую империю) в 1913 году.

[8] На языке Свидетелей это мероприятие именуется конгрессом.

[9] Скорее всего автор имеет в виду то, что на западной Украине процент Свидетелей среди населения выше чем где бы то ни было на постсоветских территориях. Возможно так оно и есть. Однако российские Свидетели управляются не от туда, а из поселка Солнечный, что под Петербургом, где расположен так называемый Вефиль Российского филиала Общества.

[10] Скорее речь может идти о независимой группе адвентистов.

[11] Не соответствует действительности. Труды Рассела не издаются Обществом уже многие десятилетия, поскольку учение основателя считается сильно устаревшим и не соответствует по целому ряду пунктов современному учению организации.

[12] Нам ничего не известно о существовании в Бруклине телерадиокомпании вообще и тем более крупной. Общество почти не выпускает видеопродукции. Никто из ее исследователей не пишет ни о чем подобном. У организации нет и не было никогда никакого института, единственное чем располагает Сторожевая Башня, так это так называемой Библейской школой Галаад, имеющей по крайней мере два отделения (в США и Германии) и обучающей не более двухсот студентов в год, причем учебная программа ограничивается пятью месяцами.

[13] Ни о каких «серьезных» исследователях Библии нам слышать не доводилось.

[14] Джозефе.

[15] Бет-Сарим был построен скорее в качестве средства смягчения от несбывшегося обещания (события 1925 года) и построен по одним данным в 1930 году (Коник В. В. Критика эсхатологии Свидетелей Иего­вы. М., 1976), а по другим в 1929 (Эрих Грисхабер Публичное разоблачение Свидетелей Иеговы, СПб., 1999).

[16] Смотрите примечание 12.

[17] Имеется в виду Вторая Мировая война.

[18] Поскольку большая часть, если не все советские «иеговисты» в первые дни войны оказались на оккупированных территориях. После окончания Великой Отечественной, в 1951 году практически все они были депортированы в Сибирь.

[19] Действительно так, но только о гонениях со стороны коммунистов автор ни словом не обмолвился.

[20] При этом надо иметь в виду, что сами Свидетели относятся к такому понятию как «иерархия» отрицательно и в их восприятии оно связано в первую очередь с церквами «лжехристианского мира», каковыми являются все христиане, не имеющие отношения к организации Сторожевой Башни. Вот что пишет по этому поводу бывший старейшина Свидетелей Иеговы, Девид Рид: «Римско-католическая церковь издавна стала для Сторожевой Башни любимым мальчиком для битья. Пресловутые грехи и заблуждения католической церкви красочно изображаются в литературе Сторожевой Башни, после чего тем же концом достается и всем «церквям христианского мира». Нападки на католицизм часто концентрируются вокруг римской иерархии. К примеру, организация и развитие римской католической иерархии восходит ко времени создания римским императором Константином в 325 г. н.э. смешанной религии. Она не восходит ко временам изначальной руководящей корпорации апостолов и не имеет ее своим началом. Все подобные претензии на апостольскую преемственность и происхождение ложны, а структура иерархии грубо противоречит первоначальной теократической организации, установленной Иисусом Христом (Theocratic Aid to Kingdom Publishers. WTBTS, 1945, р. 299). и

На основании этого мерзкого слияния четвертого столетия Сатана возвел свою гигантскую, беззаконную, антихристову организацию, шедевр обмана, греха и угнетения, руководимый иерархическим священством по чину Нимрода. Поскольку слово «иерархия» означает «собрание церковных правителей», 325 г. н.э. фактически является датой основания Католической Иерархии (Qualified to be Ministers. WTBTS, 1955, р. 289, 290).

В глазах Свидетелей Иеговы само существование иерархии является достаточным основанием для того, чтобы считать религиозную группу частью того, что они называют «Вавилоном Великим, мировой империей ложной религии». Настаивая на том, что Сам Бог теократически управляет их собственной организацией, Свидетели говорят, что «это теократическое правление не осуществляется ни через одну земную иерархию» (Life Everlasting in Freedom of the Sons of God. WTBTS, 1966, р.169).

Однако, как ни странно, представители главного отдела организации в Бруклине, Нью-Йорк, доказывали прямо противоположное в суде города Бонхэм, штат Техас, когда слушалось дело о правах владения на местный Зал Царства. Как говорилось в сообщениях, публиковавшихся в газетах Восточного Техаса в феврале 1986 года, «национальный главный отдел в прошлом июне сместил всех старейшин и заменил их четырьмя людьми, приехавшими из других мест» (Dallas Times Herald, 9 февраля 1986 г., р.32). Местные Свидетели Иеговы были возмущены этим решением, и в беспрецедентной попытке бросить вызов власти руководства горстка этих людей подала в суд на приехавших, чтобы захватить власть в собрании. Главным аргументом, который Общество Сторожевой Башни выдвинуло на суде в свою защиту, было то, что организация Свидетелей Иеговы является «иерархичной» (там же), и что местные представители являются «лишь наминальными руководителями или марионетками» иерархии главного отдела (Daily Favourite). Более того, как показывает магнитофонная запись судебного заседания, представители Сторожевой Башни засвидетельствовали, что их иерархия имеет такое же право управлять местными Залами Царства, как и католическая иерархия - управлять поместными католическими церквями.

Признания, сделанные Сторожевой Башней на открытом судебном процессе, оказались гораздо ближе к действительности, чем благочестивые заявления в их литературе. Кстати, в структуре Общества есть много общего с иерархией римской католической церкви.

Аналогом Папы является Руководящая Корпорация, количество членов которой за последние десятилетия менялось от семи до восемнадцати человек. Как Папа управляет католической церквью из Рима, так и Руководящая корпорация управляет Свидетелями Иеговы из Бруклина. Резко порицая учение об апостольской преемственности, которое проповедуют католики, Свидетели Иеговы в действительности проповедуют то же учение. С одной стороны, в 1985 году они писали в своей книге «Рассуждения из Писаний» (Reasoning from Scriptures):

Апостольская преемственность

Определение: доктрина о том, что у 12 апостолов есть преемники, к которым по назначению свыше перешла власть... - не Библейское учение (стр.37, выделено в оригинале), но Свидетели говорят также:

«Апостолы и старшие мужчины, находившиеся в Иерусалиме, составляли руководящую корпорацию, которая принимала решения, придававшие первым христианским собраниям единое направление... Сегодня у помазанных Иеговой свидетелей, «верного и благоразумного раба», есть Руководящая Корпорация в их главном отделе в Бруклине, Нью-Йорк» («Сторожевая Башня», 1 июня 1986 г., стр.25).

и

«В главном отделе Свидетелей Иеговы в Бруклине (Нью-Йорк) находится руководящая корпорация христианских старших мужчин из разных частей земли, которые следят за всемирной деятельностью народа Бога... У членов этой руководящей корпорации, как и у апостолов и старших мужчин в Иерусалиме, есть многолетний опыт в служении Богу. Принимая решения, они, однако, не полагаются на человеческую мудрость. Нет, придерживаясь теократического порядка, они следуют примеру тогдашней руководящей корпорации в Иерусалиме, решения которой основывались на Слове Бога и принимались под руководством святого духа» («Ты можешь жить вечно в раю на земле». WTBTS, 1982, стр. 195).

Таким образом, Общество, по сути дела, изображает свою Руководящую Корпорацию современными наследниками апостолов - то же самое, что католическая церковь говорит о своем Папе.

Проследив римско-католическую иерархию по нисходящей, начиная с Папы, мы увидим кардиналов, архиепископов, епископов и местных священников. Точно так же в организации Свидетелей Иеговы есть надзиратели зон, областные надзиратели, районные надзиратели и местные старейшины - все это очень похоже на католическую структуру.

В каждом собрании Свидетелей Иеговы есть один или несколько старейшин, которые наделены духовной властью над своей паствой. Старейшинами обычно становятся семейные мужчины, имеющие мирскую работу, но отдающие много времени обучению, пастырству и вопросам дисциплины местных Свидетелей. Главный старейшина, называемый председательствующим надзирателем, в свою очередь, подчиняется районному надзирателю, оплачиваемому полновременному служителю, который посещает 16-20 различных собраний своего района, по одному в неделю. Но публично организация заявляет, что «Свидетели Иеговы последовали указанию Основателя Христианства «все вы братья», и среди них нет класса церковнослужителей» («Сторожевая Башня», 1 апреля 1981 г., стр.15).

Несколько районов составляют область, и все районные надзиратели этой области подотчетны областному надзирателю. Он также является оплачиваемым полновременным служителем. Областные надзиратели, в свою очередь, подотчетны надзирателю зоны, который контролирует деятельность всех Свидетелей в отдельной стране - или странах, если небольшие страны по соседству включены в эту зону. Надзиратели зон примерно в ста филиалах по всему миру получают инструкции от Руководящей Корпорации в Бруклине.

При общем количестве членов в восемь миллионов человек, принадлежащих к пятидесяти тысячам собраний (в 2000 г. – 14.8 млн. человек в 91 тысячах собраний – примечание «Полемики»), иерархия Сторожевой Башни, управляющая такой организацией, является поистине впечатляющей структурой. И все же средний Свидетель будет с жаром отрицать, что в организации есть иерархия и класс духовенства. И он будет действительно верить своим словам, используя оруэлловское двойное мышление, чтобы примирить свои личные знания об устройстве организации с официальной позицией, что иерархии в ней нет» (Девид Рид. За кулисами Сторожевой Башни, Спб., 1998, 12 глава: Скрытая иерархия).

[21] Очевидно именно поэтому Россия входила в 1998 году в первую дюжину среди стран, общины Свидетелей которых наиболее многочисленны.

[22] Не свойственный Свидетелям термин. Указанные группы возглавляет руководитель книгоизучения.

[23] И снова: у Свидетелей (во всяком случае русскоязычных) нет ни благовестников, ни уж тем более странников. Скорее всего речь идет о возвещателях (в первом случае) и разъездных надзирателях во втором.

[24] По сравнению со многими протестантскими организациями Свидетели как правило не обклеивают своими приглашениями столбов и трамваев и не покупают эфирного времени ни на радио ни на телевидении. Потому назвать их рекламу очень шумной можно с большой натяжкой.

[25] К сожалению право это отнюдь не определяется наличием или отсутствием в доктрине организации перечисленных автором признаков.

[26] К большому сожалению автор не приводит источника.

[27] Автор не совсем верно понял слова о воскресшем Христе как «точном образе Иеговы»: для Свидетелей он никогда не был Богом с большой буквы, не является таковым и после воскресения, навечно оставаясь тварью.

[28] Видимо, автор плохо знаком с церковной историей. Смотрите: Болотов В.В. Споры о времени празднования Пасхи: первая эпоха – разность между римскою и малоазийскою практикой (Лекции по истории древней Церкви, том 2, М., 1994, стр. 428-435).

[29] И снова нет никакой ссылки. А в подобном случае ссылаться на приводимую цитату становится очень затруднительно.

[30] Скорее всего число грешников было позаимствовано из литературы Общества середины XX века.

[31] К сожалению опять нет ссылки.

[32] Так или иначе, но большинство идей были либо позаимствованы у движения адвентистов, либо сформулированы и найдены руководителями организации самостоятельно. О потенциальных источниках влияния же остается только догадываться.

[33] Если кто-либо из читателей сможет указать нам на источник представлений автора о данном учении у Свидетелей Иеговы, мы будем ему очень признательны.

[34] Свидетели Иеговы считают себя истинными христианами, пользуются Священным Писанием как источником для обоснования своего вероучения, и потому христианская терминология не заимствуется ими для маскировки, а является органической частью их собственного языка. В приводимой ниже по тексту автором цитате речь идет о так называемых у Свидетелей «лжехристианских церквах», то есть всех не христианах – не-Свидетелях.


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: