Религиозная панорама Екатеринбурга, или взгляд традиционалиста на "нетрадиционное" развитие духовности на Урале. [1]

Второй по численности, влиянию и напористости из тоталитарных сект следует назвать "Свидетелей Иеговы". По приблизительным подсчетам в Екатеринбурге у них должно быть около тысячи последователей, в области - до пяти тысяч. Летом 1998 г. они проводили конгресс, собрав на него более 6000 человек. Зимой 1999 г. на конгресс в ККТ "Космос" собралось 1500 человек, а летом 1999 г. на стадионе "Уралмаш" присутствовало около 4000 иеговистов. Некоторое снижение численности посетителей конгресса объясняется, скорее, финансовыми возможностями приехать в Екатеринбург, а не сокращением количества адептов. По московским статистическим данным среди тоталитарных сект и вообще сект иеговисты - самая быстрорастущая, увеличивающая количество своих членов ежегодно в России от 1,5 до 3,5 раз [2]. Их метод - хождения по квартирам и семейные занятия у вас на дому [3] - позволяет долгое время удерживать потенциального адепта от информации об истории своей секты [4]. Родные и близкие очень поздно начинают беспокоиться, т.к. обучение происходит дома и в течение нескольких месяцев человек никуда, ни на какие собрания, не ходит [5], между тем забивая сердце и голову иеговистскими догмами. В Екатеринбурге два "зала царств": в ДК "Эльмаш" (на 400-500 мест) и в ДК Гагарина (от 200 до 400 человек). После полуторагодичного противостояния на ДК Гагарина с православной общественностью, иеговисты покинули этот зал, переехав на ул. Малышева. Секта жестко контролирует информационные потоки, в которые могут попасть ее адепты, запрещая читать "слова сатаны", слушать радио и смотреть телепередачи [6]. Интересно, что в разгар скандала с бунтовщиками против епископа Никона этот запрет на просмотр новостей и чтение газет был временно снят. Миссионерами-проповедниками являются все члены секты без исключения, поэтому масштабы деятельности весьма значительны [7]. Они отрабатывают свои положенные часы служения, без которых невозможно угодить Иегове [8]. Без лишнего шума и рекламы иеговисты обходят достаточное количество квартир в городе, оставляя свои журналы, книги и занося в специальные тетради информацию о приеме. Очевидно, существует и большой банк данных. В тех местах, где прием радушный, сразу начинают занятия, где настороженный - посещение откладывается на месяц-другой, но обязательно повторяется. В Екатеринбурге секта самоокупаема, кроме десятины [9] иеговисты обязаны за свой счет выкупать [10] журналы "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!", затем распространяя их бесплатно. По оперативным данным руководитель "гагаринского" "зала царств" А. Кривонос стал иеговистом из меркантильных интересов. Будучи мелким торгашом и оставшись в Италии, куда ездил за товаром, почти без средств, попал к итальянским иеговистам, с которыми и стал сотрудничать. При странных обстоятельствах погибла его первая жена. Сейчас у Кривоноса, по неподтвержденной информации, две квартиры в городе и иномарка [11]. Есть сведения, что и после иеговизации он продолжает приторговывать [12]. Особую опасность представляют два социальных момента: антигосударственный настрой и отношение к переливанию крови. В последнем случае известен пример, когда врач-иеговистка долгое время тянула с назначением переливания крови пациентке, которой это было необходимо. С религиозных позиций иеговисты - антихристиане. Тоталитарная система "Сторожевой башни" напоминает "железный занавес". Просчитывая варианты развития иеговизма на Урале, надо учитывать тот факт, что американский консул, г-н Бигус, сам является иеговистом.

Составитель - священник Владимир Зайцев (весна 2000 г.)


[1] Сайт Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии.

[2] К сожалению о. Владимир не указывает источника подобных статистических данных, в действительности весьма далеких от реальности. Прирост Российской общины Свидетелей смотрите: Михаил Горушный "Свидетели Иеговы: эпидемиологический прогноз" (Здесь и далее примечания "Полемики")

[3] Надо полагать, речь идет о так называемом изучении Библии, проводимом по книге «Познание, ведущее к вечной жизни». Семейным же изучением называется одно из собраний уже действительных членов организации и никакого отношения к методам проповеди оно не имеет.

[4] Подлинная история организации укрывается от Свидетеля далеко не до какого-то определенного момента на пути его обращения. Скорее можно говорить о полном нежелании Общества делиться со своими адептами подобной информацией вне зависимости от времени их пребывания в организации.

[5] Не соответствует действительности: «С самого первого занятия приглашайте каждого изучающего Библию на встречи». (НЦС 3/2001, стр. 8).

[6] Не соответствует действительности. Свидетели Иеговы порой даже страдают от излишней зависимости от телевизионных передач, так что Обществу приходиться даже составлять на сей счет особые нравоучения.

[7] Проповедниками (на языке Свидетелей возвещателями) – да, но в Обществе есть и миссионеры в собственном смысле, каковыми являются далеко не все последователи.

[8] Четко установленная норма часов есть у так называемых пионеров, каковых среди Свидетелей в зависимости от страны и времени года может быть до 58% от числа взрослых членов общины. Остальные же не имеют жесткого лимита для проповедования. Впрочем, верно, что всех Свидетелей организация постоянно поощряет принять на себя подобные нормы выработки.

[9] У Свидетелей нет понятия буквальной десятины. Представления о духовной «десятине» не выливаются на практике в регулярное пожертвование Обществу именно десятой части своих доходов.

[10] Более точную информацию смотрите: Алексей Рассказов "Коммерческий характер Общества Сторожевой Башни"

[11] Совершенно неуместный, с нашей точки зрения, комментарий, никак не характеризующий ни вероучение ни практику Свидетелей Иеговы как таковых.

[12] Старейшины Свидетелей Иеговы не содержаться (во всяком случае официально) на средства собрания и каждый из них должен работать по своей мирской специальности. Является ли, с точки зрения о. Владимира, зазорным, если местом работы старейшины оказывается то или иное торговое предприятие?


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: