“По-моему, это хорошо, сынок”

Различие

В ту же среду у меня состоялась встреча с одним из пасторов Евангелической Церкви, и следом я впервые принял участие в молитвенном богослужении и изучении Библии. Итак, теперь я был уверен, что нашел людей, которые читали в Библии то, что в ней написано.

Это не была непогрешимая организация, которая бы подавляла своих членов и возвещала немедленный конец существующей системы вещей.

Это было собрание детей Божиих, которые признавали себя грешниками и виновными перед Ним, и которые посредством веры приняли жертву за них Иисуса Христа. Они собирались вместе не для того, чтобы учиться продавать публикации какого-то общества, и ни для их изучения; они собирались, чтобы делиться, молиться, слушать слово Божие, вместе преломлять хлеб. Они не возвещали злых новостей о разрушении и страхе, но радостную благую весть о том, что Бог, ставший человеком, снизошел до нас, чтобы сделать нас Своими детьми.

Мое познание истины было еще ограничено, и я задавал себе еще несколько вопросов. Они были немногочисленны, но беспокоили меня. Первые касались умерших, я спрашивал себя, сохраняется ли сознание после смерти. Другие - выражений, относившихся к Иисусу Христу, которыми “свидетели Иеговы” пользовались для утверждения, что Он был сотворен. Наконец, я хотел знать, сохраняет ли для христиан силу заповедь воздерживаться от крови согласно Деяниям 15,28-29?

На протяжении примерно одного месяца я получил от Господа ответы на все эти вопросы; я считаю себя обязанным воздать Ему славу, рассказав здесь, как это произошло.

Переливание крови

Тема переливания крови оказала на меня страшное воздействие со времени моего знакомства со “свидетелями Иеговы”. Текст Деяний 15,28-29 содержал запрет, и я был расположен соблюдать его, но сохранял ли он по-прежнему свою силу? Я помню одно утро, когда я поднялся с твердым намерением попросить Господа разъяснить мне это все. Итак, я уселся со своей Библией и стал молиться с уверенностью, что я получу ответ. Я прочитал один раз 15-ю главу целиком, но не обнаружил ничего нового, что бы проливало для меня свет. Я по-прежнему видел запрет, и не понимал, что бы его отменяло. Я снова помолился Господу, чтобы Он достаточно просветил меня о значении этой главы, и снова принялся за чтение.

Сама эта проблема возникла, когда некоторые люди стали настаивать, что практика христианства основана на законе (Деян. 15,1). Это произвело разногласия среди христиан некоторых областей Римской империи, разногласия, которые вынудили Павла и Варнаву в качестве делегатов Церквей явиться в Иерусалим, чтобы обсудить эту тему с апостолами (Деян. 15,2-4).

Петр с самого начала защищал идею о том, что неправильно утверждать, будто мы по-прежнему находимся под законом, тогда как в действительности мы спасены благодатью Божией (Деян. 15,7-11), но тогда на что была эта заповедь?

Когда я дошел до стиха 23, то словно бы великий свет излился для меня на всю главу: “Они написали и вручили им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться!..""

Повеление было дано только лишь этим братьям, из язычников, и притом только из Антиохии, из Сирии и Киликии. Апостолы и Иерусалимский собор не дали всеобщего правила для всех верующих, но лишь заповедь, предназначенную для некоторых верующих во избежание соблазна. В то время имелись верующие из язычников и в других местах, но им такого повеления не давалось. Почему? Потому что иудеи, жившие вместе с ними, не соблазнялись их поведением.

Теперь я мог понять, почему “свидетели Иеговы” читали только стихи 28 и 29, и никогда не читали стихов, в которых говорилось, кому было адресовано это послание.

Если то, что я думал, было верно, то в Новом Завете должны содержаться и другие места, где говорится о готовности апостолов исполнять иудейский закон во избежание соблазна. Но так ли это?

Первое такое место я нашел всего лишь несколькими строчками спустя, в Деян. 16,1-3. Это был случай Тимофея. Павел обрезал его, чтобы не соблазнять иудеев. Разумеется, обрезание не было обязательным для христиан, но Павел, именно в этом конкретном случае, совершил его, чтобы не задерживать распространение Евангелия.

В Деян. 21,1-25 говорится о том же, и более того, в связи с воздержанием от крови. Павел соглашается остричь себе голову и очиститься вместе с другими, принесшими обет, чтобы не причинить соблазна иудеям, и стих 25 разъясняет, что это решение подобно решению воздерживаться от крови.

Теперь я понимал. Бог не повелевал воздерживаться от крови, и тем менее позволить кому-то умереть вместо того, чтобы сделать ему переливание крови. Повеление, которое Он дал, состояло в том, чтобы не ставить препятствий Евангелию благодати, ради чего следовало быть готовым и воздерживаться от крови, и подвергнуться обрезанию, и остричь голову, и исполнить обряд очищения.

Сознают ли что-либо умершие?

Сознают ли что-либо умершие после своей смерти, или же, как утверждают “свидетели Иеговы”, они больше ничего не чувствуют? На это я также очень легко нашел ответ, читая Библию. Я знал, что в день, когда умирает человеческое существо, исчезают все помышления его (Пс 145,4) и что он не может больше осуществлять свои желания, какие были у него в этой жизни. Было также вполне возможно, что мертвые не знают, что происходит тут на земле (Еккл 9,5), но сознание у них сохранялось.

Я открыл это прежде всего в Ис 14,9. В этом стихе говорится, как в шеоле мертвые имели сознание и как они (Ис 14,10) с громкими криками встретили царя Египта. Разве существа без сознания, о которых говорят “свидетели Иеговы”, могут кричать?

В Иез 32,21 повторяется похожая сцена. Когда фараон спускается в шеол, он может слышать там голоса тех, которые умерли до него. Разве мертвые, которые говорят и слышат, лишены сознания?

Что до искупленных во Христе, у меня больше не было ни малейшего сомнения. Павел знал, что умерев, он водворится и будет со Христом (Флп 1,21-23). Души умерших кричат (Откр 6,9-10), требуя воздаяния Божия на земле.

Мертвые сохраняют сознание после этой жизни. Сохраняют его в месте наказания, сохраняют его в присутствии Господа.

Был ли Христос сотворен?

Последние вопросы были связаны с выражениями, которые наводили на мысль, что Христос мог быть сотворен.

Первый относился к термину “родил”. Выражение содержится в Пс 2,7 и повторяется в Евр 1,5 и 5,5. “Свидетели Иеговы” переводили его более неясно, как “стал Твоим Отцом”. Что все это значило? Апостол Павел сам дал ответ (Деян 13,32-33): Kai emeis umas enaggelixometa ten pros tous pateras epaggelian genomenen, oti tauten o teos ekpepleroken tois teknois auton emin anastesas Iesoun os kai en to psalmo gegraptai to deutero, Gios mou ei su ego semeron gegenneka se (“Мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя"”. Слово “родил” в Пс. 2 не означает, что Сын был сотворен, но, согласно толкованию Павла, это было пророчество, возвещавшее о Его воскресении.

Второй вопрос, который я себе задавал, относился к началу творения, в связи с тем, как Христос называется в Откр 3,14. Для “свидетелей Иеговы” это означает, что Христос был первым творением. Греческое слово имеет совершенно иной смысл. Слова, использованные Иоанном, суть: e arhe tes ktiseos tou teou. Иисус не есть первое творение (иначе Иоанн сказал бы e prote ktisis) но arhe творения; иначе говоря, источник, из которого проистекает творение, его инициатор, его творец. Текст, стало быть, утверждает нечто совершенно противоположное тому, что говорят “свидетели Иеговы”. Христос не есть первое творение, но Тот, от Которого произошло все творение, Сам Творец.

Третий и последний вопрос относится к утверждению о “первородстве” Христа, Который “рожден прежде всякой твари” (Кол 1,15). Согласно “свидетелям Иеговы”, мы сталкиваемся здесь с весьма ясным утверждением, говорящим, что Иисус Христос есть первое сотворенное существо.

И снова они проявляют тем самым лишь свое невежество либо дурную веру. “Первородный” был царский титул в древнем Израиле, который не всегда соответствовал первому в семье. Поскольку первородство было не физическим состоянием, но титулом, сей последний мог продаваться или утрачиваться, что и произошло у Исава с Иаковом.

То, что говорит Павел в Кол 1,15, значит не то, что Христос был первым сотворенным существом (если бы он хотел сказать это, он употребил бы именно такие слова), но что Он есть Тот, Кто с царственным достоинством превозносится надо всем творением.

Самый контекст послания показывает, что такое толкование справедливо. Стих 16 той же самой главы говорит, что Христос создал все. Как же Он мог бы все создать, если Сам был сотворен? Авторы версии “Нового мира” предвидели это и исказили это место в своей Библии. Так, Кол 1,16 было переведено следующим образом: “Ибо при Его посредстве были созданы все (другие вещи). Все другие вещи были созданы при Его посредничестве и для Него”. Христос, Творец всего, сделался по желанию общества “Сторожевой Башни” кем-то сотворенным.

Именно в тот момент я спросил Мигеля-Анхело, почему он одолжил мне все эти книги, не зная даже моего имени или адреса. Его ответ меня тронул: “Твое лицо внушало доверие”.

Нечто подобное произошло затем и с моей матерью. Через несколько дней после того, как я принял решение присоединиться к Евангелической Церкви, я сообщил об этом матери.

- Да, я вижу, что ты стал спокойнее, - сказала мне она. По-моему, это хорошо, сынок, что ты завершил свои поиски.

Мы поцеловались. Я начинал новую жизнь.

А дальше?

Несколько недель спустя я принял крещение в евангелической часовне, куда я в один прекрасный день пытался войти, ударяясь об имитацию двери и перепутав время.

На следующий год мои родители также приняли Христа как своего Спасителя и окрестились. Еще через год наступил черед и моего брата.

Все люди, о которых говорится в этой книге, живы, кроме матери Хуана-Антонио, которая недавно скончалась.

Позднее мне удалось лучше познакомиться с тем евангелическим пастором, которого я встретил однажды вечером, когда я был еще “свидетелем Иеговы”. Его зовут Герард Дрост, и он исполняет миссионерское служение в Мадридской провинции.

Некоторые из тех, которые прежде были “свидетелями Иеговы”, перестали ими быть и приняли Господа Иисуса Христа, и Ему угодно было сделать меня Своим орудием. Да будет Ему за это вся слава! Их случай не менее важен, чем мой, а то и более, и они представляют собой свидетельство благодати Божией в человеческой жизни, но это уже другая история.

Я хочу выразить мою благодарность стольким людям, которые были для меня важными спутниками в моих поисках. Многие так никогда и не узнали, насколько они ими были, и еще менее подозревают о том, каким образом Бог ими воспользовался. Я благодарю отца Сантоса, который говорил нам о “свидетелях Иеговы”, ибо без этого, возможно, я никогда не узнал бы Иисуса Христа. Я с чувством вспоминаю слова “Я есмь Сущий”, которые отец Максимилиан повторял во время урока, ибо годы спустя это привело меня к открытию, Кем был Христос на самом деле. Я храню также глубокую благодарность отцу Арсу. Он научил меня одному из самых драгоценных моих сокровищ: греческому языку. Без него, возможно, я сегодня не был бы верующим. Без всякого сомнения, это преподаватель, о котором я храню самые лучшие воспоминания из всех моих школьных лет.

Я хочу также выразить мою благодарность Герарду Дросту и Мигелю-Анхело Фернандесу. Господь воспользовался и одним, и другим для того, чтобы привести меня туда, куда Ему было угодно.

Не менее важными оказались в моей жизни Висента и Хоакина, первые верующие, которых я узнал; убирая дом Господень, они также открыли мне путь к встрече с другими верующими. К ним обращена моя благодарность, так же как и к той даме среднего возраста, которая мне предложила несколько Евангелий и не была обескуражена моим отказом.

Я перечислил самых главных. Но прежде всего - моя семья. Без их терпения ко мне, вполне возможно, я не пришел бы туда, где нахожусь. Ко всем моим близким обращена моя глубокая благодарность, и наконец (а Он есть первый) к Господу. Долгие годы Он терпел меня (и продолжал это делать еще больше в дальнейшем), и я не забываю Его цель меня спасти. Ему да будет вся слава! Аминь.

Мадрид, март 1985.

  zip оглавление << >>

 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: