|
Начало следующего учебного года совпало со моим безмерным желанием начать проповедовать из дома в дом. Истина была столь очевидна и конец столь близок, что я испытывал великое рвение соработничать в жатве душ. Августин заметил мне, что прежде мне следовало пойти в Зал Царства, чтобы освоиться со средой. Более того, он убедил меня, что если я не буду регулярно посещать собрания, я не смогу начать своего дела. Этого я не предвидел, и со страхом спрашивал себя, что скажут мои родители, если я стану ходить на собрания. Но, по правде говоря, они оказались довольно терпимыми как в то время, так и в последующие годы, хотя и не одобряли моего решения. Помню то утро, когда я в первый раз пошел в Зал Царства объединения Паломерас в Мадриде. Собрание начиналось очень рано и я не проснулся вовремя; когда Августин пришел за мной, я был еще в постели. Очень смущенный, я оделся с максимальной быстротой, и мы отправились, шагая как можно скорее, чтобы успеть к началу собрания. Чтобы дойти пешком от меня до Зала Царства, требовалось около получаса или, может быть, чуть больше, и при этом нужно было подниматься по довольно крутому подъему в течение почти десяти минут. Помню, что несмотря на быстрый наш шаг и учащенное сердцебиение, я испытывал чувство счастья, легкости и волнения. Зал располагался в окружении маленьких белых домов. Не знаю, существуют ли они еще сегодня. Я вошел и сел в глубине, ибо собрание уже несколько минут, как началось, и передние ряды были все заняты. В течение первого часа я слушал проповедь “свидетеля Иеговы”, который проповедовал, стоя за пюпитром на возвышении. Он говорил, я помню, о скором времени конца и о том, как Бог Иегова сокрушит грешников в Армагеддоне и сохранит Своих верных свидетелей для нового рая здесь на земле. В конце этой речи запели гимн, и люди достали маленькие журналы из сумок, которые были у всех. Это была “Сторожевая башня”. Тогда началась вторая часть собрания, которая состояла в изучении путем вопросов и ответов (как и в книге “Истина, которая приводит в жизнь вечную”) одной статьи из “Сторожевой башни”. Течение собраний “свидетелей Иеговы” удивительно похоже как по методу, так и по целям, на домашние занятия. По видимости, там изучают Библию, но на деле это далеко не так. На групповых занятиях, которые происходили то у кого-нибудь на дому, то в Зале Царства, изучали главу из какой-либо книги “свидетелей Иеговы”. На собраниях посреди недели первый час нас учили проповедовать, используя публикации “свидетелей”, а второй час изучали “Бюллетень теократического служения” по той же системе. По воскресеньям первый час мы слушали выступления, в которых повторялся план общества “Сторожевой башни” (общества “свидетелей Иеговы”), украшенный несколькими библейскими текстами, а второй час мы слушали “Сторожевую башню”. Иначе говоря, из пяти часов, которые мы проводили на собраниях в течение недели, четыре прямо посвящались изучению их публикаций, а пятый посвящался тому же самому косвенно. Поскольку “свидетель” должен был прежде всего изучить все эти материалы, а потом еще тратить время на хождение из дома в дом, проводя там занятия, у него физически не оставалось времени разобраться, насколько истинно было то, чему его учили, и постепенно он подпадал под все большее влияние этой пропаганды. Под конец собрания ко мне подошли несколько человек. Они приветствовали меня и спросили, следую ли я занятиям, какую книгу изучаю, с кем именно я занимаюсь. Я попытался задать им вопросы по поводу проповеди, но они мне отвечали, что эти вопросы я должен задавать тому, с кем занимаюсь. В этот момент подошел Августин и вывел меня оттуда, чтобы проводить домой. На протяжении недель я продолжал настаивать на своем желании также выйти на проповедь из дома в дом. Когда я являлся (теперь уже без Августина) в Зал Царства по воскресеньям, я приходил в восторг при мысли о том, как мало лет, а то и месяцев, а может даже и недель оставалось до конца. Желание присутствовать на собраниях превосходило всякий интерес к другим вещам. Однажды, когда я находился у подножия крутого холма, хлынул настоящий ливень. Мне было гораздо ближе к дому, чем к Залу Царства, и логично было бы вернуться, ведь у меня не было ни зонта, ни плаща. Я, однако, продолжал свой путь, тогда как навстречу мне неслись потоки воды, и скоро мои туфли наполнились водой, а мои брюки промокли выше колен. На вершине холма жили сестры. Я постучался к ним в надежде найти немного тепла и укрытие от дождя. В этот день я присутствовал на собрании в брюках отца одной из них, тогда как мои собственные сушились у печки. Случалось мне и выходить из дому за несколько часов до начала собрания из страха не опоздать, и я приходил к дверям Зала за час или более до открытия. Укрывшись в вестибюле Зала Собрания и подпрыгивая, чтобы согреться, я чувствовал себя глубоко счастливым, что могу очищаться таким образом для грядущего Царства, которое должно наступить с минуты на минуту. Если бы оно явилось именно сейчас, то я находился возле одного из Залов, и невозможно было сыскать более надежного места для укрытия. И тем не менее, все это было ничто по сравнению с тем энтузиазмом, с каким я относился к идее отправиться на проповедь. В конце одного из воскресных собраний Августин представил меня одной сестре, по имени Джени. Она была проповедницей. Проповедник у “свидетелей Иеговы” это то же самое, что и миссионер. Обычно национальные организации посылают пионеров, или активистов, которым надлежит проповедовать из дома в дом на протяжении определенного количества часов, из месяца в месяц (обычно более ста часов в месяц). Существовало множество разрядов проповедников, которые различались меж собой главным образом по количеству часов, которые они проводили, проповедуя из дома в дом. На следующий день, выйдя из школы, я разыскал Джени. Я никогда не забуду этого утра. Сверкало ослепительное солнце. На мне была куртка из легкой ткани и каштановый трикотажный свитер с высоким воротником. В руках я держал голубую сумку, в которой среди моих книг лежала Библия “свидетелей Иеговы”. Сначала мы нанесли визит одной даме, которой в прошлый раз не было дома. Затем Джени мне заявила, что она собирается разведать новую территорию. Поскольку для меня это был первый день, она не давала мне говорить. Она стучала, затем произносила краткое обращение - секунд на двадцать-тридцать, - побуждая людей купить “Сторожевую башню” и “Пробудитесь!”; она прибавляла, что цена покрывает только стоимость печати, чтобы мы могли продолжать наши издания на благо большего числа людей.[1] В этот первый день я вмешался в разговор только один раз, чтобы разъяснить какой-то текст одной девушке, и когда затем Джени меня поблагодарила, я ощутил глубокое удовлетворение. Джени знала множество приемов для проповеди по домам. Она умела овладеть вниманием людей и заставить их купить наши журналы прежде, чем они сами давали себе отчет в том, что делают. Когда какая-либо дверь не отворялась, она просовывала палец в замочную скважину или слегка сдвигала циновку у порога, и таким образом она определяла, давно ли ушли хозяева или, может, дом и вовсе необитаем. На следующей неделе она мне несколько подробнее разъяснила систему проповеди по домам. Город был поделен на зоны между общинами “свидетелей Иеговы”. Зоны в свою очередь делились на участки, которые распределялись специальным служителем, ответственным за участок, между братьями, которым надлежало их обходить, стучась из двери в дверь. Каждый проповедник легко мог иметь три и даже более участков. Придя к кому-либо, кто проявлял хоть какой-то интерес или принимал какую-либо литературу, мы заносили в маленькую тетрадку данные о его гражданском состоянии (возраст, пол, характерные особенности и т. д.) и что именно он приобрел. Через несколько дней мы возвращались для так называемого “повторного визита”. На этот раз нашей целью было оставить ему какую-либо книгу, обычно “Истину, которая ведет в жизнь вечную” и тут же приступить к занятиям. В течение этих первых месяцев, несмотря на то, что мне приходилось много заниматься в школе, поскольку на следующий год мне предстояло поступать в университет, я проводил на проповеди от двадцати до тридцати часов в неделю, а порой даже больше. После того, как я проповедовал в течение двух месяцев, мне предложили составить отчет. Для этого следовало заполнить несколько отпечатанных бланков, и указать число журналов, книг и выпусков “Сторожевой башни”, проданных за месяц, а также сколько часов я на это затратил. Если велись занятия с кем-либо, то следовало заполнить другой бланк и указать на нем имя, адрес, личные обстоятельства, сколько раз в месяц проводились занятия, а также соответствующие замечания о течении занятий.[2] Благодаря таким отчетам “Сторожевая башня” может прекрасно контролировать работу своих адептов, и порицать либо поощрять людей в соответствии с их результатами. Меня также поставили в известность, что мне следует послать заказ на журналы для проповеди. “Сторожевая башня” никогда не несет убытков в связи со своими публикациями, поскольку имеет обеспеченный рынок сбыта. При выходе каждой новой книги, каждого нового сочинения об этом сообщалось в Зале Царства, и каждый член организации покупал их для себя и для своих друзей. При этом покупался не один экземпляр на семью, что было бы раза в четыре-пять менее выгодно для “Сторожевой башни”, но по одному на каждого, включая и детей [3]. Что до журналов, то здесь система была еще более рентабельной. Почти все “свидетели” были подписаны на “Сторожевую башню” и на “Пробудитесь!” Если же вдруг доходы оказывались недостаточны, “Сторожевая башня” поощряла каждого активиста заказывать комплекты журналов, за которые приходилось платить вперед. Удавалось ли затем их продать или нет, не имело уже никакого значения, ибо нес убытки проповедник (продавец), а отнюдь не “Сторожевая башня”. Отсюда вытекала необходимость побыстрее распродать свои экземпляры, ибо предлагать старые журналы было недопустимо [4]. Таким образом, нередко случалось, что у активистов накапливались дюжины экземпляров, которые им не удалось распродать, чтобы вернуть свои деньги, но за которые “Сторожевая башня” получила сполна несколькими неделями или месяцами ранее. Поскольку каждое отделение организации покупало для себя журналы заранее, порой у него оказывалось больше экземпляров, чем можно было распространить среди своих членов, и тогда прибегали к системе под названием “журнальное турне”. Это происходило в какой-либо будний день, когда не читалась проповедь, но все имело совершенно коммерческую цель. Журналы распродавались членам организации по сниженной цене, чтобы все могли их купить, и затем их предлагали по домам без повторного визита. Согласно членам, принимавшим участие в “турне”, таким образом удавалось распродать добрую сотню экземпляров за весьма короткий срок. Такая пирамидальная система распродажи публикаций была самой несправедливой, ибо сильнее всего эксплуатировались благочестие и наивность самых слабых. В первую очередь, “Сторожевая башня” распродавала свои публикации объединениям по ценам и в количествах, которые она находила подходящими и разумными; в свою очередь объединение, которому нужно было вернуть свои деньги, распродавало это количество экземпляров своим членам. Естественно, ему это удавалось, и рано или поздно оно возмещало все свои расходы, хотя бы даже прибегая к “журнальному турне”. Наконец, проповедники старались разместить их, но их успех или неуспех мало что значил, ибо экономические интересы “Сторожевой башни” были уже соблюдены. Для лучшей организации всей этой системы производства и коммерции общество “Сторожевой башни” располагает различными методами. В первую очередь, оплата его работников минимальна: питание и квартира плюс небольшая сумма “на карманные расходы”. Их положение подобно положению средневековых крепостных рабов: оплата за работу натурой без каких-либо социальных льгот, присущих XX веку. Поскольку “Сторожевая башня” готовит и печатает свои собственные произведения, ее доходы бывают очень высоки и реинвестируются с большой выгодой. В то же время, пирамидальная структура “Сторожевой башни” облегчает полный контроль над продажей. Служитель, занимающийся литературой, поощряет членов множить их ежемесячные заказы, будучи сам побуждаем к этому пресвитером или старшим в конгрегации, который в свою очередь побуждается “странствующим служителем”, регулярно посещающим ассамблеи [5]. На групповых собраниях молодежи каждый четверг их обучали разным приемам, например, как вставить ногу в дверь или жаловаться на холод или на жару, чтобы получить возможность войти в дом [6]. Объявлялись также месячные распродажи литературы по заниженной цене, которую следовало разносить из дома в дом. Выше я упомянул “странствующего служителя”. Действительно, я познакомился с ним первым. Его прибытие было событием для общины. К нему начинали готовиться загодя, за много недель, устраивая так, чтобы странствующий служитель мог останавливаться у различных братьев, для которых это было как бы привилегией, или же ходил на проповедь с разными братьями. Обычно он проводил в том или ином местном объединении одну неделю, в течение которой он увещевал его призвать новых активистов и продавать таким образом все больше и больше публикаций. Он проверял счета общины, и ему, начиная с 1975 года, представляли тех, кого предполагалось сделать пресвитерами или диаконами. Помнится, люди обычно испытывали к нему почтение близкое к идолопоклонству, относящееся, однако, не столько к нему самому, сколько к той миссии, какую он осуществлял. В первый раз, когда Джени заговорила со мной о странствующем служителе, она говорила с таким восхищением, что мне показалось, что речь должна идти о совершенно исключительном существе. Когда же несколько недель спустя я его встретил, он показался мне таким же, как и любой другой пресвитер, каких я уже знал, и я никак не мог взять в толк, что же в нем такого особенного? Я и сегодня не могу этого объяснить иначе, как культ личности, разжигаемый “Сторожевой башней” с целью коммерции и маркетинга: использовать нас как исполнителей дешевых и убежденных в том, что нам не остается делать ничего лучше. [1] Сегодня Общество, вынуждаемое налоговым законодательством, постепенно сворачивает практику продажи своей литературы и стремиться придать процессу вид добровольных пожертвований. Во многих регионах Сторожевая Башня, видимо из миссионерских целей, распространяет свою продукцию бесплатно как для конечных получателей, так и для самих Свидетелей. Такова ситуация в странах бывшего СССР. Впрочем, пожертвования пожертвованиями… [2]
См. "Бланк ежемесячного
отчета проповедника" - [3] В современной практике отечественных Свидетелей такого уже не наблюдается. [4] Отечественные Свидетели часто предлагают на улицах прошлогодние номера. [5] В терминологии русскоязычных Свидетелей данные мероприятия принято называть конгрессами. [6] Сегодня Свидетелей (во всяком случае русских) уже не учат подобным возмутительным приемам. Этот вопрос мы специально просили прокомментировать нам бывших Свидетелей Иеговы. [7] Или, иначе "разъездной надзиратель".
|
||||||||||||
|
||||||||||||
© Центр
Духовного развития молодежи
при Даниловом монастыре г.
Москвы 1999-2001 |
Полезная информация: |