|
"МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО НАМИ РУКОВОДЯТ МУЖЧИНЫ..."[1] Вероятно, многие москвичи встречали на улицах города молодых людей и девушек со светлой улыбкой на лице, которые раздают всем прохожим приглашения прийти к ним на собрание, узнать Истину, вступить в духовное братство и т. д. Это, как правило, члены протестантских сект. Кто-то отмахнется и пробежит мимо, кто-то возьмет приглашение или брошюрку, сунет в сумку, потом и прочитает в транспорте, по дороге домой, и забудет. Некогда. А кто-то придет на собрание с желанием обрести духовную поддержку, которой так не хватает в наше время. Агитация на улицах - не единственный способ привлечь к себе внимание. Например, члены секты "Свидетели Иеговы" ходят по домам, проводят беседы: "Хотите изучать Библию? Мы Вам поможем". Но несмотря на активную проповедническую деятельность, о Свидетелях Иеговы известно немного. В не столь давние времена Свидетели Иеговы подвергались преследованиям, а сейчас, как и многие другие секты, активно действуют. Недавно у меня появилась возможность познакомиться с этим явлением поближе. Марина - моя знакомая по академическому хору. Личная жизнь у Марины не сложилась: муж ушел к другой, оставив ее с двумя маленькими мальчишками. Точных причин разрыва не знаю, но вероятно, немаловажную роль сыграло постоянное недовольство Марины скромной зарплатой мужа. Через какое-то время Марина оставила занятия в академическом хоре, ее старший ребенок бросил хоровую студию. Недавно я вновь встретила Марину и узнала, что она стала членом секты Свидетелей Иеговы. Мне всегда были интересны духовные поиски людей, и мы разговорились... - Марина, ты верующий человек? - Я верю в Бога. - Ты крещенная? - Еще нет. Духовно я не имею права креститься. Хотя в детстве меня крестили. - Ты ходила раньше в церковь? - Посещала на праздники. И ужасно верила во спасение души. Верила, что душа существует отдельно от человека и отделяется после смерти. Я верила, что душа может быть спасена. - Ты знала молитвы? - Знала. Например, "Отче наш". И ставила свечки. Я всегда верила в Бога. Я думала, что именно в церкви мы познаем Бога. Я думала, что поставив свечку, получу от Бога прощение грехов. Но я не находила Бога. От посещений церкви я не изменилась, это не отражалось на моей жизни, на моих проблемах, даже усугубляло их. - Ты когда-нибудь исповедовалась? - Нет. - Говорила ли ты когда-нибудь со священником? - В церкви не говорила. Да и никто в церкви не интересовался моими проблемами. Мне только давали стандартный рецепт для прощения грехов. Прочитай сколько-то раз молитву, поставь свечки, что, как я сейчас понимаю, в корне противоречит Библии. - Из какой ты семьи? Были ли в семье верующие? - Папа (ему сейчас шестьдесят семь лет) - неверующий, рабочий человек, с коммунистическими идеями. Мама (ей пятьдесят пять) - ищет Бога, но пока не может его принять. На мой взгляд, мало ищет, но пытается. Ее нужно все время направлять. Бабушка-православная, пела в церковном хоре. Она верила в Бога. Но никогда никто не рассказывал мне о Боге, обходили эту тему стороной. - А у тебя возникали вопросы о Боге? - Конечно. Однажды, в детстве, когда умерла соседка-старушка, и я впервые близко столкнулась со смертью. Мне было очень страшно. Родители тогда сказали мне: "Перекрестись три раза, перевернись на другой бок и скажи: "Аминь". Оглядываясь назад, я понимаю, что никогда никто нас не учил, как правильно жить, как создавать семью. Считалось, что любовь основывается только на узах родства, и не было духовной поддержки. - К какой конфессии ты принадлежишь сейчас? - 3-го сентября 1995, пройдя собеседование со старейшиной, я стала Свидетелем Иеговы. - Почему ты решила присоединиться именно к Свидетелям Иеговы? - Мы - Свидетели Иеговы - считаем себя истинными христианами, т. е. придерживаемся христианских канонов, которые описаны в Библии, которые существовали в первые века христианства. Единственной священной книгой у нас является Библия ("Синодальный перевод Библии", "Перевод Нового Мира Священных Писаний")[2]. А другие секты не несут благую весть. Очень многим Свидетели Иеговы отличаются и от православия. - Во что верят Свидетели Иеговы? - Что все Писание богодуховенно от начала до конца (Ветхий и Новый Заветы). Мы смотрим в смысл закона, а не в букву. Свидетели Иеговы верят в Иисуса, что он сын Бога живого. Православные верят в Троицу и считают, что она едина: Отец, Сын и Святой Дух. Свидетели Иеговы считают, что Святой Дух - действующая сила Бога, данная им своему первородному и единородному сыну: Иисусу Христу. Божье имя на русском языке - Иегова, и это очень важно. Свидетели Иеговы считают, что они должны знать имя Бога и святить его. "Народ будет носить имя Иеговы. "(Деяния, гл. 14, 15).[3] Молитва к Богу не должна быть без его имени.[4] Мы не идолопоклонники: не употребляем изображений Бога и не ходим в церковь. Наша церковь - это собрание людей, зал царств, где мы собираемся, чтобы говорить о Боге и учимся жить, согласно законам Христа. - Когда и как ты встретилась со Свидетелями Иеговы? - Пришли проповедники к моей подруге. Я как раз сидела у нее. Спросили меня, хочу ли я изучать Библию. Я ответила, что хочу, что мне очень интересно. Мне предложили изучать Библию и помогли разобраться в жизненных проблемах. У меня появилась цель: креститься и привести в согласие с библейским учением мою жизнь. А потом посвятить свою жизнь Богу. А это означает проповедовать, но не в ущерб семье. Сама я сейчас хожу как проповедник (некрещеный возвещатель) по домам и проповедую царство Иеговы. - Я слышала, что проповедуя, вы всегда ходите вдвоем? Почему? - Да, вдвоем. Для безопасности. Люди ведь разные бывают.[5] - И как люди к вам относятся? - В основном говорят, что у них и так забот хватает. Встречаются и сатанисты. - А как вы их определяете? - Они нас гонят. - Ты работаешь? - Да, на полставки. - И много ли ты получаешь? - Триста пятьдесят тысяч. - Это на троих-то? А алименты? - Ну посчитай сама: 33% от пятидесяти тысяч (официальная зарплата бывшего мужа). - Неужели хватает? - Нет, конечно. Родители иногда продуктами помогают (в основном картошкой), иногда община. Да и я сама подрабатываю. Хожу, стригу по домам. В прошлом году закончила курсы парикмахеров. - А как часто ходишь с проповедью по домам? - Каждый день. - Как же ты успеваешь работать и заниматься детьми, если каждый день проповедуешь? - С Божьей помощью. Я все успеваю делать. Обязанность проповедовать лежит на каждом Свидетеле Иеговы. Но это не должно быть в ущерб семье. Ты должен сам рассчитывать свои силы, вносить свою посильную лепту. (Прим. Маринины дети раньше занимались в хоровой студии, а сейчас нет). - Ты приобщаешь детей к своей вере? - Да. Я готовлю детей к тому, чтобы в будущем мы занимались одним делом. Я беру их с собой на собрания, с детьми отдельно занимаются.[6] - Что дают тебе собрания? - Посещая встречи, собрания (пять раз в неделю) я черпаю духовные силы и знаю, что делать дальше. - Чем конкретно вы занимаетесь на собраниях? - Изучаем Библию[7]. Читаем ее, обсуждаем отдельные отрывки, говорим, как мы это понимаем. Если что-то не так, нас поправляют. - Кто ведет занятия? - Старшие братья, мужчины. Они ведут занятия. - Что, только мужчины? - Да, потому что они духовно выше нас, женщин. - А тебя это не смущает? - Нет, мне нравится, что нами руководят мужчины. - А кто определяет духовное старшинство? - У нас есть центр в Бруклине, и там назначают старейшин в разные собрания[8]. В общине существует строгий теократический порядок. Все подчиняются старейшине, а это обязательно мужчина, и возраст его, в данном случае не имеет значения. Например, в нашей общине, старейшина примерно мой ровесник, но он духовно выше меня. Женщины подчиняются старейшинам и старшим братьям. - Сколько членов в отдельном собрании? - В собрании должно быть приблизительно двести человек, для удобства обучения. При росте общины идет разделение. - Ваша община быстро увеличивается? - Да, быстро. У нас много новых членов. - Были ли у тебя какие-нибудь неприятные моменты в общине? - Нет. В собрании меня все устраивает. Основание отношений в собрании - любовь. Все основывается на Писании. Неприятные моменты - только лично мои, когда я не могу справиться со своими грешными делами. - А как с "грешными любовными делами"? Можно ли, например, выходить замуж не за члена общины Свидетелей Иеговы? - Запрета выходить замуж за мирского нет. Но это мешает духовному росту[9]. Лучше выходить замуж за Свидетеля Иеговы, так ты себя убережешь от многих скорбей. Например, недавно у нас образовалась семейная пара из членов общины. А еще старейшина женился на одинокой женщине с ребенком, тоже члене нашей общины. - Вы исповедуетесь кому-нибудь? - Нет. Так, как православные исповедуются священнику, мы не исповедуемся. Мы исповедуемся только Богу. - А насколько ты откровенна в своей исповеди Богу? - Все зависит от моей совести. - Давай поговорим о грехах. Что для вас плотские грехи? - Дела плоти: прелюбодеяние (у семейных), блуд (у одиноких), нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство (со смертью последнего апостола закончились чудеса), вражда, ссоры, зависть, гнев, разногласия, распри, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Люди с такими грехами "царство не наследуют". Необходимо гасить желания плоти. Нужно очистить себя от всякой скверны. - Разрешается курить? - Нет. Это неблаготворно влияет на здоровье. - А пить можно? - Можно, так как это веселит сердце, но все в меру. - Ну, а как насчет аборта? - Нельзя! Это преднамеренное убийство. - Я знаю, что Свидетели Иеговы уделяют большое внимание учению о близком конце света. Расскажи мне, пожалуйста, об этом. - На основании пророчеств Матфея можно судить о признаках конца света. Каждый человек ознакомится с истиной. В 1914 году Иисус пришел царствовать на небо. Это ознаменовалось первой мировой войной. 144 тысячи искупленных от земли будут править с Христом на небе. Сейчас на земле живут 8613 помазанников Божьих, которые будут царствовать со Христом (это данные на май 1995 года). Когда умрет последний и полностью будет сформировано небесное правительство, тогда начнется Армагеддон.[10] Надо сказать, что ни одна политическая система не решит всех проблем (политику мы обходим стороной, для нас главное царство Бога). Когда Иегова будет уничтожать зло, то будут уничтожены все политические правительства (но не люди). И все поймут, что это война не людей, а Бога. Мы это почувствуем, так как будут уничтожены зло и люди нечестивые. Как это будет выглядеть, мы не знаем, но знаем, что зло будет уничтожаться огнем. - Тебе не жалко тех нечестивых людей, которые будут уничтожены? - Мне жалко, но Богу виднее. Когда наша беседа с Мариной закончилась, я попросила разрешения использовать ее в печати. Сразу же возникли осложнения: без разрешения и одобрения старших братьев и всей общины это сделать было невозможно. На мое вполне резонное возражение: "Если вы ходите по домам и так активно проповедуете, почему же нельзя напечатать то, о чем вы говорите?", ответ был: "Мы проповедуем из уст в уста, а в широкой печати выступать не желаем, так как не хотим искажений нашего учения. Будь в этом необходимость, мы бы давно вещали по телевидению и радио."[11] Переубедить Марину оказалось невозможно, и мне пришлось ждать разрешения. Про себя я недоумевала, почему Свидетели Иеговы, имеющие возможность свободно пропагандировать и вербовать сторонников своего учения, лишают меня права говорить то, что я о них думаю. Почему я должна молчать? К моему удивлению, община разрешила напечатать интервью с условием предварительного просмотра. И я с чистой совестью позволяю себе добавить к нашей беседе несколько комментариев. В последние несколько лет деятельность различных религиозных сект приобрела широкий размах. Это и нашумевшее Белое Братство, и Аум Синреке, и Свидетели Иеговы. И нет ничего удивительного, что женщины, неустроенные материально и уязвимые эмоционально, так легко попадают под их влияние. Это произошло и в случае с Мариной. В трудный момент никого не оказалось рядом, чтобы оказать ей помощь, и она присоединилась к Свидетелям Иеговы. Теперь она чувствует принадлежность к одной большой семье, ей оказывают необходимую поддержку, помогают разобраться в жизненных проблемах. Ведь так приятно осознавать, что кто-то о тебе заботится, беспокоится, проявляет участие, даже оказывает иногда материальную помощь. Однако, меня смущает, что жизнь Марины теперь целиком связана и контролируется общиной, а ее дети из-за того, что община и проповеди отнимают у матери все время, перестали получать полноценное, разностороннее образование. Настораживает полное закрепощение женской личности, признание своей "второсортности". Обратите внимание: старшие братья - только мужчины, и за ними без всяких сомнений признается духовное старшинство.[12] Невзирая на возраст, образование, интеллект, личные качества. Любой мужчина в общине духовно выше женщины![13] Почему? Марина настаивала, что это следует из знаменитой фразы Апостола Павла: "Мужчина есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. "(1 Кор. 11:9). Следовательно женщина всегда должна подчиняться мужчине, которому дана власть над нею от Бога. Марину невероятно привлекает идея, что ими, женщинами, управляют и ведут вперед мужчины. Она устала в одиночку нести ответственность за себя и за детей. Ей приятно быть ведомой, опекаемой, поправляемой. Приятно, когда обо всем за нее думают. А кому-то очень удобно управлять послушными, как стадо овец, женщинами, признающими главенство любого мужчины. И еще одно наблюдение внушает тревогу. На встречах женщин-активисток можно увидеть, в основном, женщин средних лет. Юные лица попадаются крайне редко. А вот среди проповедниц той или иной секты встречается все больше и больше молодых девушек. [1] «Женщина плюс». 1/1996 [2] Свидетели, живущие в тех странах, на языки которых Новый Мир переведен уже полностью, выразили бы эту мысль несколько иначе, так как они там не пользуются иными переводами, считая свой вариант наилучшим. (Здесь и далее примечания катехизической службы). [3] Ошибка. Скорее всего имелся в виду следующий текст: "Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое." (Деян. 15:14). [4] «...возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Конечно, более грамотный свидетель выразил бы эту мысль несколько иначе, сказав, к примеру, что в молитве уместно называть Бога по имени, коль скоро Он нам его открыл. [5] В действительности реальным мотивом является не столько безопасность и даже не желание подражать апостолам, коих Господь посылал парами, а взаимный контроль свидетелей и более ощутимый эффект, производимый на человека в случае группового воздействия. [6] Скорее всего речь идет о домашнем изучении с детьми. Такое иногда практикуется, так как дети не всегда серьезно относятся к своим родителям (другими словами - с посторонними дети ведут себя более ответственно). (Николай Ефремов) [7] Изучению собственно Библии на собраниях свидетелей посвящается около 20 % времени, все остальное расходуется на изучение публикаций самого Общества. [8] В действительности Бруклинский административный отдел назначает старейшин только для США, в России же и еще 102 странах, где имеются филиалы Общества, этим занимается соответствующий отдел филиала. [9] На практике данная рекомендация в конкретном случае превращается в запрет. Один из московских старейшин на прямо поставленный ему вопрос: «может ли свидетельница выйти замуж за несвидетеля?» ответил: «категорически нет»; на вопрос же: «если такое все-таки произошло, какие будут последствия?» сказал: «отлучение». Данный вопрос становится особенно важен в связи с тем, что это интервью было опубликовано с разрешения старейшин собрания, которое посещает Марина, после того, как они проверили его содержание. [10] Сегодня эта доктрина Общества уже отменена. См. Роджер ДеЛозиер "Новый взгляд на поколение 1914 года". http://www.sunergia.itn.ru/iegova/polemica/1914.htm [11] Общество имеет свое радио, некоторое время тому назад оно выходило и в России под названием "Друзья", но впоследствии Гостелерадио отказало в предоставлении канала. [12] Здесь уместно вспомнить институт старчества в том виде, в котором он имеет место в женских монастырях, когда слово старицы, как человека духовно более опытного, может быть выше мнения монастырского священника. [13] Видимо, автор статьи неверно поняла своего респондента: духовно старшими и более опытными Свидетельниц отнюдь не учат видеть любого собрата как такового. |
||||
|
||||
© Центр
Духовного развития молодежи
при Даниловом монастыре г.
Москвы 1999-2001 |
Полезная информация: |