ТЕОКРАТИЯ ИЛИ АВТОРИТАРНОСТЬ?

“Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными”.

(Ин.8.31-32)

На проходившем в Москве судебном процессе, который рассматривал дело о запрещении религиозной организации “Сторожевая Башня” удивляло одно: то, насколько сильно отличаются сами Свидетели от того, что написано в их литературе. Например, развод считается злом [1], но на практике почему-то когда, к примеру, жена становится Свидетелем семья приходит на грань развала [2], такие случаи, к сожалению, имеют место.

Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться. В сознании Свидетеля Иеговы Общество “Сторожевой Башни” отождествляется с самим Богом. Читая журнал “Сторожевая Башня” от 15 января 2001 года, статью “Надзиратели и служебные помощники, назначенные теократически”, приходишь к одному выводу, что в журналах этой организации Руководящий совет приравнивается к самому Богу. Рассмотрим несколько выдержек из этой статьи.

Статья объясняет читателю что такое “теократия”: “Если говорить просто, истинная теократия - это правление Бога. Свидетели Иеговы добровольно подчиняются правлению Бога и исполняют его волю сообща” (стр. 13). Далее чуть ниже говориться: “Теократические назначения производятся не людьми и не какими-либо юридическими органами” (стр. 13). Из чего следует прямой вывод, что назначения проводятся самим Богом, обратите внимание на слова “производятся не людьми”. Далее это подтверждается: “Поэтому можно сказать, что те, кто отвечают требованиям Священного Писания на момент назначения надзирателями или служебными помощниками, назначаются святым духом[3] (стр. 14 курсив мой А.Р). После таких слов совершенно очевидно, что Сам Бог назначает этих людей. Но каким образом это происходит? Посредством чего? Пророков? Медиумов? Откровений?

Далее статья поясняет: “Все члены Комитетов филиалов назначаются непосредственно Руководящим советом” (стр. 14-15 курсив мой А.Р). И еще чуть ниже: “Руководящим советом назначаются не только члены Комитетов филиалов, но и старейшины Вефиля и разъездные надзиратели” (стр. 15 курсив мой А.Р). Итак, ответ на поставленный вопрос очевиден, “пророком” является небольшая группа людей, именуемая Руководящим советом или “верным и благоразумным рабом”. Сопоставляя эти тексты, приходишь к одному выводу: Руководящий совет монополизировал связь с Богом и ни один Свидетель не позволит себе сомневаться в его указаниях и при этом сможет сохранить в собрании служебные преимущества.

Дальнейший текст это подтверждает: “Теократические назначения исходят от Иеговы и осуществляются через его Сына, а также через Божий видимый канал на земле - “верного и благоразумного раба” и его Руководящий совет” (стр. 16 курсив мой А.Р). Здесь напрямую отождествляется Руководящий совет с самим Богом. Далее опять говорится: “Поэтому назначения нужно рассматривать как произведенные духом святым”. (стр. 16 курсив мой А.Р) и также: “Сегодня, во времена духовного процветания, во времена расширения проповеднической деятельности, мы испытываем благодарность за то, что надзиратели и служебные помощники назначаются в первую очередь Иеговой[4] (стр. 16 курсив мой А.Р).

Итак, мы имеем результат а) Назначения проводит сам Иегова Бог; б) Назначения производит Руководящий совет. Вывод: Иегова – это Руководящий совет (точнее Иегова действует через Руководящий совет).

Таким образом, любая информация, исходящая из уст этого совета будет восприниматься Свидетелем как слово самого Иеговы Бога. В том же номере “Сторожевой Башни” подчеркивается это в статье “Как развивать добродетель?”: “Иегова предоставил нам свое Слово и основанные на Библии публикации[5] (стр. 7. курсив мой А.Р) [6].

Итак, приказания идут сверху, остальным остается только подчиняться [7]. Какие же это приказания? О чем трубит литература Общества “Сторожевой Башни”, к чему она призывает своих последователей?

Самая главная цель литературы Общества - призвать к проповеди. Она вся пропитана такими призывами, для примера приведем некоторые из них [8]:

“Также будем стараться регулярно в проповедническом служении, которое организуется собранием. А тем, кому позволяют обстоятельства, стоит серьезно подумать насчет пионерского служения [9], благодаря которому проповедь у нас каждый день на первом месте” (НЦС. 01/1996, стр.1).

“Тот, кто глубоко признателен Иегове, желает рассказать благую весть как можно большему числу людей (Пс.39:9-11). Поэтому нам нужно спросить себя: “Стараюсь ли я в этом отношении, насколько позволяют обстоятельства?” Многие увидели, что могут служить общими пионерами, когда предприняли кое-какие разумные изменения” [10] (НЦС 03/1996, стр.1).

«Мы живем во время конца этой системы вещей, и время отведенное для свидетельства «по всему миру», ограниченно (Матф. 24:14, СоП). Поскольку конец как никогда близок, нам нужно еще больше участвовать в служении» (НЦС 04/1999, стр. 1).

“Когда человек становиться возвещателем, было бы хорошо пойти с ним в проповедь по домам как можно скорее” (НЦС 03/2001, стр. 5).

Старейшине в свою очередь даются следующие рекомендации:

"Поощри каждого в собрании сделать со своей стороны все возможное, чтобы в апреле в служении участвовали абсолютно все возвещатели" (НЦС 03/2001, стр. 2).

“Старайся стимулировать в их сердцах служить Иегове всей душой и принимать в проповедническом деле как можно большее участие” (Внимайте себе и всему стаду. Watchtower Bible and Tract Society of Pennsylvania.1992, стр. 35).

“Помогай братьям понять, что участие в возвещении благой вести является священным долгом, требованием, от которого зависит наша жизнь” (Внимайте себе и всему стаду”, стр.35).

“Старейшинам следует черпать из посещения районного надзирателя новую силу для исполнения своих обязанностей и помогать поощрять в собрании повышенную деятельность и верность” (Внимайте себе и всему стаду”. Стр.76).

С этой целью у Свидетелей Иеговы проводятся специальные встречи:

“Цель служебной встречи - вооружить и поощрить братьев к полному участию в деле проповедания и подготовки учеников” (Внимайте себе и всему стаду. Стр.45).

При этом те, кто не проповедуют отслеживаются [11], для этой цели существуют секретари собрания и в их обязанности входит:

“Сообщать руководителям книгоизучений собрания, кто нерегулярен в полевом служении” [12] (Внимайте себе и всему стаду” Стр.73).

А служебный надзиратель:

“Он очень интересуется нерегулярными и неактивными возвещателями, которые живут в территории собрания, и сотрудничают с корпорацией старейшин по оказанию духовной помощи и выздоровлению” [13]. (Внимайте себе и всему стаду. Стр.74).

При этом никто никого не заставляет, не принуждает, но разве это обязательно? Достаточно постоянно призывать к этому через сообщения о том, как кто-то где-то проповедует, не смотря на сопротивление родственников, болезни, старость и юность, постоянно делая на этом упор. А так как через организацию говорит сам Бог, то любой призыв в литературе - это призыв самого Бога, а разве верующий человек может поставить под сомнения Божьи указания? Для подтверждения вышесказанного, приведу некоторые цитаты:

“Будь полон решимости посещать все встречи собрания и ставь это на первом месте в своем расписании. Планируй, чтобы вся семья могла участвовать в проповедническом служении каждую неделю” (НЦС 09/1997, стр.1).

“Воодушевляет то, что многие Свидетели, несмотря на сильное сопротивление, серьезные проблемы со здоровьем или тяжелое финансовое положение, остаются ревностными проповедниками. Мы все должны осознавать, что Иегова поддерживает нас в нашем задании проповедовать” (НЦС 01/1998, стр.1).

“Там рассказывалось об одной сестре, у которой была очень напряженная работа полный рабочий день. Думала ли она, что пионерское служение ей не под силу? Нет. Более того, ей удалось быть подсобным пионером каждый месяц” (НЦС 03/1998, стр. 4).

“Чтобы стать пионером, кто-то отказался от прибыльной работы. Другие - от блестящей возможности получить образование” (СБ 1/11/2000, стр. 21).

“Исполняем ли мы свое служение безотлагательно, ставя его на первое место в своей жизни? Например, нельзя позволять, чтобы отдых и личные дела в выходные отнимали то время, которое следовало бы посвятить проповедническому служению. Так как мы уверены в близости конца этой системы вещей, то мы уверены и в том, что самая важная работа, которую мы можем делать, - это проповедование вести о Царстве” (НЦС 06,1997, стр. 1).

“Продолжая говорить о благословениях пионерского служения, старейшина взял интервью у нескольких пионеров из своего района, которые рассказали о том, что им пришлось изменить в своей жизни, чтобы служить пионерами, и как Иегова обильно благословил их усилия. Один пионер инвалид, у другой пионерки неверующий супруг, а третий пионер оставил карьеру, но средств на жизнь ему хватает” [14] (НЦС 04/1999, стр.3).

“Некоторые христиане, несмотря на экономические трудности, проявили доверие к этому обещанию и начали подсобное и общее служение” [15] (СБ 15.01.1997, стр. 8).

“Многие дети и подростки уже возвещатели, и мы очень рады, что они служат вместе с нами. Пример этих юных возвещетелей воодушевляет и ободряет других детей их возраста” (НЦС 03/2001, стр. 4).

“Молодой брат, которому трудно самостоятельно передвигаться, очень хотел участвовать в особой деятельности собрания в апреле. Благодаря тщательному планированию и помощи матери, а также духовных братьев и сестер он смог провести плодотворный месяц, служа подсобным пионером” [16]. (НЦС 03/2001, стр.6).

“Некоторые допустили, чтобы несовершенства других повлияли на их решения не посещать христианские встречи и не участвовать в проповедническом служении. До того, как это случилось, многие из таких людей упорно боролись за веру, перенося, возможно, противодействие семьи, насмешки коллег и тому подобное. Они выстояли потому, что относились к таким обстоятельствам как испытанию их непорочности, и это действительно так” (СБ 15/02/1999, стр. 21).

“Некоторым возвещателям благой вести по 80, 90 и даже 100 лет от роду – можно привести в пример верного 102-летнего помазанника из штата Пельсильвания, США, который последние 46 лет провел в пионерском служении. Немало и молодых служителей, похожих на 13-летнюю девочку из Германии, которая считает свою школу территорией проповедания...” (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1996, стр. 4).

“В Мексике одна пионерка сломала ногу и переживала, что из-за этого не сможет участвовать в распространении трактата. Тогда она достала кресло-каталку и, сидя рядом со своим домом, с 7.30 до 11.00 утра предлагала трактаты всем проходящим мимо людям” (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1996, стр.6).

“Другие оставили свою работу или продали свои дома, чтобы служить здесь более долгий срок. Какой же прекрасный дух они проявляют” (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1996, стр. 62-63).

“Они не переставали проповедовать благую весть, хотя в 1939 году был наложен запрет на их деятельность...” (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1996, стр. 65).

«Несмотря на сильное сопротивление семьи, она до самой смерти верно служила Иегове» (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1996, стр. 215).

“Лишь немногие люди отличаются крепким здоровьем. Даже человек, находящийся в расцвете сил, может впасть в депрессию или серьезно заболеть. Из-за проблем со здоровьем некоторые прекращают полновременное служение, однако они и в дальнейшем по мере возможности усердно возвещают о Царстве. Другие в состоянии продолжать полновременное служение, несмотря на слабое здоровье. Вот пример Хартмута и Гислинд.

Эта супружеская пара провела в целом 30 лет в пионерском, миссионерском и разъездном служении. Обоим пришлось перенести тяжелые болезни, отнимавшие у них порой все физические и душевные силы. Однако они замечательно служили и ободряли других людей, у которых были такие же испытания. Что же советуют Хартмут и Гислинд? “Смотрите вперед и не оглядывайтесь назад. В любой ситуации делайте все, что в ваших силах. За весь день может представиться всего одна возможность восхвалять Иегову. Воспользуйтесь ею и радуйтесь” (СБ 15/09/1997, стр. 22).

«У 79-летней сестры, живущей в Японии, очень плохое здоровье. Но из благодарности к Иегове она служит пионером» (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1997, стр. 47).

«Суру ушел с поста нотариуса и судьи, чтобы освободиться для интересов Царства, и принялся за полновременное служение» (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1997, стр. 73).

«Еще одна сестра, которая не может ходить, сидела в кресле на тротуаре возле своего дома и разговаривала с прохожими» (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1997, стр. 161).

«Его дочь Десина отказалась от стипендии для обучения в университете ради того, чтобы служить специальным пионером, первым в Микронезии» (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1997, стр. 246).

“Стоит упомянуть о примере мужества Ожени, которая, перенеся сложную хирургическую операцию, стала почти беспомощной. Передвигаясь на костылях и с большим трудом произнося слова, она продолжала служить общим пионером” (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1998, стр. 195).

“Эти пионерки, служившие в Лоррене, оставили работу школьных учителей, чтобы больше участвовать в самой важной работе - в обучении истине, которая ведет к вечной жизни” [17] (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1998, стр. 184).

«Спустя год эта девушка крестилась. Она нашла работу с неполным рабочим днем и написала заявление на пионерское служение» (Ежегодник Свидетелей Иеговы 1999, стр. 55).

А вот рекомендации для старейшин: “Им, может быть, нужна поддержка, чтобы разработать практический график, помощь чтобы устроиться на работу с неполным рабочим днем, ободрение - чтобы развить богоугодное желание помогать людям через благовествование.

Достигаются хорошие результаты, когда пионерское служение делается предметом воодушевленных домашних бесед” (Внимайте себе и всему стаду. Стр.55).

“Так же и сегодня вам как надзирателям следует поощрять братьев к энергичному действию в деле благовествования. Помогайте им сохранять признательное и положительное отношение к проповедническому делу. Давайте полезные советы относительно эффективных методов выполнения этого дела и показывайте, как можно заставать людей. Берите на себя руководство. Работайте с братьями в поле. Помогайте им находить радость в передаче благой вести другим”. (Там же стр. 57).

“Побуждайте к регулярному участию в заранее организованном благовествовании”. (Там же стр.60).

“Помогайте главам семей точно условливаться о том, чтобы регулярно участвовать в этом деле с женой и детьми” (Там же. Стр.60).

Список можно продолжать и продолжать, но не хочется утомлять читателя, я думаю все итак очевидно. Правда свидетель это слышит в течении 5-ти часов на различных собраниях в неделю, читая 4-ре журнала по 32 страницы ежемесячно [18], плюс газета “Наше царственное служение”, выходящая ежемесячно от 4 до 8 страниц, а также в книгах и публикациях Общества, в беседах со старейшинами, братьями и сестрами.

При этом тот, кто снижает норму проповеди считается ослабевшим в вере, что выставляет его в негативном свете: “Даже если христианин становился неактивным, не посещал встреч и не участвовал в проповедническом служении, духовно крепкие братья делали все возможное, чтобы укрепить его. Вероятно, этот человек говорил им, что ему надоело посещать встречи, и это свидетельствовало о его ослабевшей вере и низкой духовности[19] (СБ 15/02/2001, стр. 30. Курсив мой А.Р). Нет ничего лучше влиять на сознание, как показывать на тех, кто мало проповедует, как на низко духовных. Учитывая то, что литература предоставляется от лица Бога, такая характеристика явно будет нежелательна для любого доверяющего литературе Общества.

Разве может остаться у нормального Свидетеля место для личной жизни, когда нужно сохранять чувство неотложности? [20] Когда жизни других в опасности? [21] При этом литература постоянно подчеркивает близость конца света. Приведу здесь несколько цитат из недавнего номера “Сторожевой Башни”:

“Очень скоро Иегова решительно выступит против нечестивых. Послушайте! Вот Его предупреждение: “Истреблю людей... истреблю людей с лица земли (Софония 1:3)” (СБ 15/02/2001, стр.12).

“Также и сегодня: пусть никто не думает, что суд Иеговы над нечестивыми свершиться в отдаленном будущем” (СБ 15/02/2001, стр.15. Курсив мой А.Р ).

“Мы верим пророческому слову Бога и поэтому убеждены, что приближается завершение “времени конца”” (СБ 15/02/2001, стр.17).

Здесь то и происходит разрыв внутри самого Свидетеля, тем более, если его родственники против организации. Он с одной стороны хочет угодить Богу, а с другой своим близким, но так как интересы Бога любой верующий поставит на первое место, то совершенно очевидно, как будет развиваться ситуация, когда муж или жена категорически против нового увлечения супруга. Да и сама организация оказывает здесь чудовищную услугу, деля весь мир на черное и белое. При этом черное или мир сатаны это все не относящиеся к организации, а белое это - Свидетели Иеговы. Выше упомянутый журнал "Сторожевая Башня” за 15 января 2001 года пишет: “Кроме того, в 1920-х годах стало понятно, что существуют две противостоящие друг другу организации: организация Иеговы и организация Сатаны [22]. Борьба между ними продолжается, и мы окажемся на стороне победителей лишь в том случае, если будем идти в ногу с организацией Иеговы. Как помогло нам это углубленное понимание? Поскольку Царство Бога и Царь Иисус Христос не от мира, мы тоже не должны быть от мира. Держась от него отдельно, мы показываем, что стоим на стороне истины (Иоанна 17:16; 18:37). Эта злая система вещей все сильнее увязает в сложных проблемах, и поэтому мы рады, что не принадлежим к организации Сатаны” (стр. 19) [23]. Итак, если супруг не свидетель, то он согласно этой категоричной цитате сатанист. Бывший старейшина Девид Рид вспоминает: “Когда христианский миссионер приходит на дом к Свидетелю и случайно оставляет свой пиджак после ухода, Свидетель вешает пиджак в гараж, чтобы избежать возможности, что демоны устроят свою резиденцию в доме, и я сам однажды случайно с большой осторожностью принял буклет от Римского Католика, который обещал мне прочитать мою Сторожевую Башню, если я прочту его литературу; но когда я прибыл домой, я оставил буклет в  машине, а не принес его и всевозможных сопровождающих демонов туда, где я проживал” [24]. Поэтому Свидетель, когда супруг поставит вопрос: он или организация, естественно, если он действительно верит Свидетелям Иеговы, выберет организацию.

Здесь возникает другой вопрос. Почему, если в любой религии воля Бога должна стоять на первом месте, не происходит того же, что происходит со Свидетелями Иеговы? В чем разница? Во-первых, не смотря на то, что любая религия претендует на исключительность в своих взаимоотношениях с Богом, она тем не менее не говорит, что через какую-то закрытую группку лиц свидетельствует сам Бог [25]. Для примера, в Православии высшей инстанцией является Вселенский собор, на котором собираются большинство епископов Церкви, а также многие миряне имеющие богословское образование, где они решают многие вопросы, также как это делали в первые века апостолы (смотрите Деяния 15-тую главу). За счет того, что соборы имеют открытый характер, нет возможности для каких-то необдуманных решений, которые принимает абсолютное меньшинство в Церкви. История свидетельствует, что когда иерархи брали на себя слишком много, тогда простые миряне и монахи могли обличать деятельность этих лжесоборов. Открытость соборов является некоей гарантией от нелепых решений, которые благодаря этому можно опротестовать [26].

“Соборы никогда не собирались для того, чтобы сформулировать “новое учение”. Да и вообще - на Вселенских Соборах не ставилась задача развернуть широкие философско-богословские дискуссии. Задача собора понималась конкретнее и скромнее: епископ как представитель своей епархии, своего церковного народа должен был засвидетельствовать - как его Церковь мыслит тот или иной вопрос. Вселенская истина устанавливалась не столько дискуссией, сколько опросом участников. Св. Феофан Затворник исторически вполне корректно реконструирует ход I Вселенского Собора: “Истина в общности исповедания: что всеми всегда всюду было исповедуемо, то истинно. 318 святых Отцов собрались на собор для утверждения главного христианского догмата. И что же делали? Философствовали? Пускались в соображения? - Нисколько. А только расспрашивали взаимно, как, где содержится исповедание о Господе Спасителе. Когда удостоверились, что все всюду и не слыхивали другого учения о Спасителе, как то, что Он есть Бог, тогда единодушно утвердили, что тот богоборец, кто учит иначе, что сия есть вера отеческая”.

В таком опросе имели право голоса не только ныне живущие христиане, но отцы Церкви прежних времен: к их трудам также апеллировали участники Собора. Учение, которое не подтверждается вселенской полнотой Церкви, так и нынешней ее верой, не имело шансов на соборное утверждение. Ни один Собор - даже Вселенский - не имел право ничего менять в сути апостольской проповеди” [27].

Во-вторых, Церковь никогда не делила мир на сатанистов и своих последователей. Хотя есть отдельные высказывания у разных христиан, но это не взгляд Церкви. Помнится в суде адвокат Свидетелей Н.В. Леонтьев ссылался на какие-то православные книги, но здесь хотелось бы высказать три аспекта. 1. В православии точку зрения Церкви может выражать только собор епископов. Суждения отдельных священников, епископов и мирян, а также высказывания святых не всегда могут восприниматься как вера Церкви. Ведь у святых есть много разных мнений, но не все из них Церковь воспринимает как элемент своего учения. 2. У Церкви, в отличии от организации “Сторожевой Башни”, нет своей цензуры, из-за этого появляется много сомнительной литературы в которой авторы выражают свою частную точку зрения на православное вероучение, а также нет в них высказываний типа: “Иегова предоставил... основанные на Библии публикации” [28], если бы такие высказывания и были, то это свидетельствовало бы о явной неправославности автора с одной стороны, и о психической недостаточности с другой. 3. Церковь учит своих последователей ставить семью на первое место, и если, скажем, в семье появляется разногласие из-за посещения ребенком Церкви, то послушание воли супруга или родителей ставиться на первое место, ибо Тот, Кто сказал: “Помни день субботний...”, Тот же заповедал: “Чти отца твоего...”. Единственно, когда человек имеет полное право не подчиниться родственникам, только тогда, когда его ставят к стенке с пистолетом и говорят: “отрекись от Бога”.

Также Церковь, разделяя весь мир на царство света и тьмы, все же не считает, что представители других религий, это служители сатаны. Церковь всегда спокойно относилась к различным религиозным традициям, пытаясь и в них найти отблеск истины. Можно вспомнить пример апостола Павла, который, зайдя в капище, не закричал: “Вы все тут язычники, служители тьмы”, а кротко заметил: “проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам” (Деян.17.23). В этом же смысле высказывается наш современник патриарх Антиохийский Игнатий Хазим: “Среди насущных задач... быть внимательным к современному неоязычеству - не столько ради того, что его проклинать, но чтобы его преодолевать через углубление нашей веры, по примеру св. Иустина (II век), различавшего во всем “семена Слова“[29]. Да, есть многое в других религиях, с чем христианин не может согласиться, но это не сколько не означает того, что Бог не действует вне пределов Своей Церкви, это было бы странно для Того, Кто: “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2.4). И хотя полное и совершенное познание истины может быть только в Церкви, но это не значит, что истина не сияет, пусть и не так полно и ярко в других религиях. Об этом ясно свидетельствует откровение Церкви.

В Католической Церкви точно также нет столь категорического разделения. В недавно вышедшей декларации Dominus Iesus в главе I.8 мы читаем: “Необходимо также рассмотреть теории о богодухновенности сакральных текстов, почитаемых в других религиях. Безусловно, необходимо признать, что, благодаря некоторым заключенным в них элементам, они действительно могут быть орудием, посредством которого множество людей на протяжении веков питали и сохраняли общение с Богом. Поэтому II Ватиканский Собор, говоря об обычаях, обрядах и учениях других религий, отмечает, что они, хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят все же, нередко, луч Истины, просвещающий всех людей[30].

В-третьих, Церковь не призывает людей проповедовать, забывая о своих обязанностях. Поэтому крайне редки случаи, когда люди бросают социально значимую работу, профессиональную карьеру и учебу ради проповеди и т.п.

Исходя из всего вышесказанного назвать теократию свидетелей Иеговы можно лишь как авторитарность. Руководящий совет это закрытая группа людей, принимающая свои решения, которые не могут подлежать обсуждению, выдавая их за волю самого Иеговы. Из-за этого Свидетели Иеговы и терпят огромное количество гонений и притеснений, как об этом хорошо пишет Реймонд Франц, прослуживший в Руководящем совете почти 10 лет [31], поэтому остается лишь пожалеть Свидетелей, что они не могут ничего делать без совета этого Руководящего совета, публикующего свои воззрения на страницах “Сторожевой Башни”. И вместо обещанной Христом Своим последователям свободы [32], добровольно пребывают в сетях рабства.

Алексей Рассказов (AlexPerstak@mailru.com).

8.03.2001


[1] "Иегова ненавидит, когда люди разводятся, не имея на то библейских оснований, и вступают в брак с другим человеком" (Что от нас требует Бог? Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsilvania. 1996. Стр. 17). Книга Секрет семейного счастья (Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsilvania. 1996) поясняет, как следует жене относиться к неверующему по-Свидетельски мужу: "Например, если мужу не нравиться твоя религия, не давай ему серьезного повода для жалоб в остальных сферах жизни. Поддерживай чистоту в доме. Следи за своей внешностью. Не скупись на проявление любви и признательности. Не критикуй, а поддерживай мужа. Давай ему понять, что ждешь от него руководства. Не мсти, если чувствуешь себя обиженной" (стр.131). Также литература Общества часто пишет о том, как она укрепляет ослабевшие брачные узы. Вот к примеру цитата из “Сторожевой Башни” 1 ноября 2000 года на странице 5: “Томас и Дорис были женаты уже 30 лет, когда Томас стал сильно пить. У Дорис началась депрессия, и они оба думали о разводе. Дорис поделилась своим горем с одной Свидетельницей Иеговы. Она показала Дорис, что говориться о браке в Библии, советуя не спешить расставаться с мужем, а сначала побеседовать с ним и попытаться найти решение. Дорис так и поступила. Через несколько месяцев о разводе не было и речи. Томас и Дорис совместно старались разрешить свои проблемы. Применение принципов Библии укрепило их семейные узы и дало возможность преодолеть трудности”. Хорошо наверное, когда оба человека начинают читать Библию и “Сторожевую Башню”, а если нет, то здесь начинаются проблемы.

[2] Смотрите свидетельские показания Татьяны Юрьевны Паниной.

[3] Поскольку Святой Дух не является с точки зрения Свидетелей личным началом, то речь здесь идет опять же о Иегове.

[4] Интересно, насколько бы отличалась степень благодарности Свидетелей, если бы назначающим был Тот, Кто сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28.20).

[5] Библии оказывается несравненно мало для полноценной христианской жизни (сравни 2 Тим.3.16), но слава Иегове, что Он дает им публикации основанные на Библии.

[6] В закрытом для возвещателей учебнике для старейшины (“привилегию читать который имеют право только старейшины” Девид Рид «За кулисами Сторожевой Башни», стр. 27) говориться примерно также: “Иегова пользуется “верным и благоразумным рабом”, чтобы давать нам хорошие советы (Мф. 24:45). Этот класс раба не только помогает нам понимать значение мест Писания, но также дает нам ценный совет и предложения, указывая, как применять библейские принципы, чтобы остаться духовно крепкими. Совет от верного раба доходит до нас через основанную на Библии литературу, издаваемую Обществом Сторожевой Башни и через встречи собрания” (Внимайте себе и всему стаду. Watchtower Bible and Tract Society of Pennsylvania.1992. Стр. 83).

[7] Бывший член Руководящей корпорации Реймонд Франц свидетельствует: "сегодня среди Свидетелей Иеговы просто нет никакой возможности для подобных обсуждений. Любая попытка такого обсуждения будет рассмотрена как проявление бунтарского духа и в дальнейшем только приведет к лишению общения. Поскольку информацию нельзя обсуждать ни внутри организации, ни за ее пределами, это означает, что ее следует оставлять без обсуждения, не обращая на нее внимания" (Кризис совести. "Триада" Москва, 1997. Стр.54). В другом месте своих воспоминаний он пишет, о том, что Свидетели готовы признать черное белым, если так скажет Общество: "Подобное возникает из понятия "организации", которое создает веру в то, что все, что говорит организация, это то же самое, как если бы говорил Сам Бог. Пожалуй, можно явно увидеть дух, возникавший в результате провозглашений Общества, в событиях, происшедших на окружной ассамблее старейшин в Алабаме. Барт Томпсон поднял над головой брошюру Общества в зеленой обложке и сказал собранию старейшин: "Если бы Общество сказало мне, что эта книга не зеленая, а черная, я бы ответил: "Знаете, я готов был поклясться, что она зеленая, но если Общество говорит, что она черная, значит, она черная"! Другие также приводили подобные примеры». (Стр.396-397).

[8] При этом нужно оговориться: у Общества «Сторожевой Башни» есть литература для разных уровней посвящения. Для внешних это журналы «Сторожевая Башня», «Пробудитесь!» и некоторые другие книги и учебники. Для возвещателей существует ежемесячное издание «Наше царственное служение», по поводу получения которого оно же само и свидетельствует: "Кто может получать "Наше царственное служение"? "Наше царственное служение" выпускается, чтобы оказывать помощь и ободрение тем, кто участвует в полевом служении. Поэтому оно не предназначено для широкого распространения. Все крещенные и некрещенные возвещатели могут получать по одному экземпляру. Те, кто регулярно посещает служебную встречу и кто стремиться к участию в полевом служении, также могут получать по одному экземпляру. Всегда должен быть отложен один экземпляр для библиотеки Зала Царства. "Наше царственное служение" не следует давать лишенным общения лицам.» (НЦС. 03/1999, стр. 3). А также книга «Организованы проводить наше служение» согласно которой ее может получить тот «кто соответствует требованиям» (смотрите 172-173 страницы этой книги). Однажды я спросил у одной Свидетельницы: почему эта книга не дается на руки начинающим изучать Библию? На что я получил примерно такой ответ: «Информация содержащаяся в этой книге для неподготовленных не желательна». Для старейшин есть свой учебник «Внимайте себе и всему стаду», который выдается только старейшинам и надзирателям. Один из моих сотрудников пытался попросить почитать этот учебник у одного из служебных помощников, тот обещался спросить у старейшины эту книгу. Но после разговора со старейшиной отказался дать книгу, сказав что: «Иегова не благословляет читать эту книгу не старейшинам». Разумеется, язык рекомендаций от уровня к уровню становиться более откровенным.

[9] Пионерское служение - на языке “Сторожевой Башни” это выработка определенного количества часов в месяц проповеднического служения. Существует три типа “пионерства”: 1. Подсобный пионер, назначается на срок не менее одного месяца, количество часов проповеди в месяц раньше составляло 60, недавно (с 1.01.99) эта норма была снижена любвеобильной корпорацией до 50. 2. Общий пионер, должен вырабатывать не менее 90 часов в месяц в связи с недавними изменениями (с 1.01.99) эта норма снижена до 70 часов, чтобы получить привилегию подобного вида пионерства надо быть 6 месяцев крещенным и примерным возвещателем. 3. Специальный пионер избирается Обществом из среды преуспевающих общих пионеров и ввиду большого количества часов занимаемых под проповедь, им оказывается некоторая финансовая поддержка. Согласно письму от Управленческого центра региональной религиозной организации Свидетелей Иеговы от 4 мая 1996 года специальный пионер должен вырабатывать не менее 140 часов в месяц, поблажка дается лишь для сестер, которым 40 лет и более, им надо вырабатывать 130 часов в месяц.

[10] Какие же это разумные изменения? Чаще это отказ от хорошей работы и смена ее на менее престижную (дворник, уборщица, сторож), или работа с неполным рабочим днем.

[11] “Если в собрании кто-то стал неактивным, старейшины приложат особые усилия, чтобы посетить их и поощрить их в апреле снова начать проповедание”. (НЦС 03/2001, стр. 3. Курсив мой А.Р).

[12] Полевое служение - на языке “Сторожевой Башни” - это проповедь на улице.

[13] Бывший старейшина Девид Рид описывает эту помощь так: “Свидетель Иеговы, который снизил свою активность, может ожидать встречи с одним из старейшин, которая будет проходить следующим образом:

-Том, не зайдешь ли ты в библиотечную комнату на минутку? Я хочу поговорить с тобой о чем-то важном.

-Да, брат Уилсон. Я надеюсь, я не сделал ничего плохого. - Том с трепетом отвечает на предложение старейшины отойти в сторону для беседы.

-О нет, Том. Ничего такого мне не известно. Я хочу поговорить с тобой как раз о том, чего ты не сделал. И это может быть столь же серьезно, как и проступок.

-Я знаю, что вы хотите сказать мне, брат Уилсон. Я не отдавал отчета о своем полевом служении последние два месяца. Мешало то одно, то другое: сначала сломалась машина, потом я заболел, потом было плохо с моей женой. А дети...

-Но ты не можешь допускать, чтобы что-то помешало твоему служению Иегове, Том. Где будет твоя семья, если ты не переживешь Армагеддон? А что если из-за твоего плохого примера они последуют за тобой в погибель?

-Ты прав, конечно, брат Уилсон. Меня действительно тяготило чувство вины за то, что я не учавствую в служении. Я пойду в эту субботу утром, что бы не случилось.

-Очень хорошо, Том! Почему бы мне не зайти за тобой – просто на всякий случай? Я буду около твоего дома в 9 часов утра. (Девид Рид. За кулисами Сторожевой Башни. Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. Глава 9. Нормирование времени. Стр. 63).

[14] К сожалению текст обходит молчанием: что же, собственно, пришлось оставить первым двум пионерам? Может быть здоровье и неверующего супруга? ("Полемика").

[15] А если судить по тому, что сегодня в мире насчитывается более 800 тысяч пионеров, то есть каждый 7-й Свидетель охотно проявляет доверие к обещаниям Общества, мы можем заключить и о масштабах последствий всех прочих обещаний и поощрений, вплоть до таких как в НЦС от 05/1974, стр. 3: «Говорят, что некоторые братья продают свои дома и имущество, и намереваются прожить остаток своих дней при этой системе в пионерском служении. Это, конечно, прекрасный способ провести то короткое время, что осталось до конца этого злого мира» ("Полемика").

[16] Зато другая пожилая сестра, которая усердно проповедовала, но некоторое время тому назад перестала в силу возраста выходить на улицу, стала не интересна братьям и сестрам и они бросили ее на произвол судьбы (По материалам архива Центра).

[17] После подобных цитат остается только пожелать Александру Нежному из «Московских Новостей» лучше готовиться, дабы в его статьях не попадалось впредь подобных высказываний: «Молодой человек Алексей Козлов некоторое время назад увлекся Свидетелями до такой степени, что совсем забросил учебу в колледже. «Зачем мне нужно учиться, если скоро будет конец света» - так объяснил он суду свое решение, превратно, надо сказать, истолковав отношение Свидетелей Иеговы к умножению знаний…» (Московские новости, №13 27 марта – 2 апреля, стр. 21, «Суд над верой») ("Полемика").

[18] Перечитывая Сторожевую Башню по несколько раз, как и рекомендует учебник «Руководство для школы теократического служения»: «Полезно будет прочитывать полученный журнал сразу от начала до конца, приобретая таким образом общее пред­ставление. Затем, до изучения этого материала в собрании, хорошо бы еще раз разобрать его лично или обсудить его всей семьей. Делая это, обрати сначала внимание на заголо­вок статьи, вводный текст Писания и выделенные жирным шрифтом подзаголовки. Это даст тебе общее представление о теме и поможет разобраться, как связаны между собой подробности из разных абзацев. Теперь прочти текст абзац за абзацем, определяя ответы на вопросы и подчеркивая только главные мысли, чтобы позже на них ссылаться. Если ты, закончив чтение абзаца, установишь, что не мо­жешь ответить на вопрос своими словами, было бы хорошо абзац перечитать, чтобы ты смог это сделать. Обращай внимание на взятые для данных ответов объяснения из Библии, открывай приведенные тексты и отмечай те, кото­рые ты хотел бы во время встречи прокомментировать. Дочитав все абзацы под каким-нибудь подзаголовком, за­держись и посмотри, как этот материал способствует разви­тию всей темы. Сделай то же самое и в конце статьи. Спроси себя, где ты смог бы применить то, чему научился, как это затрагивает твою собственную жизнь или как бы ты объяс­нил это кому-нибудь другому. Поступая так, ты будешь не просто отмечать ответы, а приобретать и мудрость и пони­мание (Пр. 4:7). От этого тебе будет намного интереснее на изучениях «Сторожевой башни» в собрании. Так же можно поступать, подготавливаясь к книгоизучению собрания» (Стр. 37-38) ("Полемика").

[19] Или все-таки о примитивности преподносимого материала? ("Полемика")

[20] Но, разумеется, это не относиться к лидерам организации, которые, судя по новому фильму Общества «Верные в испытании. Свидетели Иеговы в советское время» проводят свободное время отнюдь не в полевом и уж тем более не в пионерском служении, а играют в волейбол и ловят рыбу ("Полемика").

[21] Вот несколько высказываний на этот счет: “Другие зависят от тебя. Их жизни висят на волоске. Ты морально обязан выполнить поручение помочь им” (НЦС 10/1996. стр. 1). “Всемирное провозглашение вести о Царстве скоро завершится, после чего всех “не познавших Бога” ждет уничтожение (2 Фес.1:7-9). Поэтому искренняя забота о жизни других побуждает народ Иеговы доносить весть о Царстве до как можно большего числа людей” (НЦС 05/1997, стр.8). “Сейчас наше задание - проповедовать благую весть об этом Царстве и жить в согласии с вестью. Любовь к Богу и ближним должна побуждать нас совершать эту работу непрестанно” (СБ 15/01/1997, стр. 6). «У нас же есть еще более важная причина развивать сейчас такое чувство неотложности, так как «близок всему конец» (НЦС 04/1999, стр.1).

[22] К великому несчастью «пастор» Рассел так и не смог этого понять, поскольку умер еще в 1916 году ("Полемика").

[23] Вот еще одно высказывание на эту же тему из более свежего номера: “В наше время многие люди тоже всячески показывают, что не принадлежат к организации Иеговы. Поскольку они демонстративно проявляют свою принадлежность к миру Сатаны, их ждет наказание” (СБ 15/02/2001, стр. 14).

[24] Девид Рид. За кулисами Сторожевой Башни. Глава 14. Повсюду бесы, 1998, стр. 82-83.

[25] Бывший член Руководящего совета, племянник 4-го президента Общества “Сторожевой Башни” Фредерика Франца (с 1977 по 1992) Реймонд Франц свидетельствует об этом: “в действительности даже среди Свидетелей Иеговы очень немногие ясно представляют, как функционирует центральная часть организации. Они не знают, как принимаются решения о доктринальном учении, как проводятся обсуждения в Правлении, которое руководит их работой во всем мире, всегда ли единогласно принимаются эти решения, что происходит, если возникают разногласия. Все это окутано тайной, так как заседания Правления неизменно происходят за закрытыми дверями. За девять лет работы в Правлении я помню только два или три случая, когда на его заседаниях было разрешено присутствовать людям, не являвшимся его официальными членами. Даже когда так случалось, эти люди приглашались с тем, чтобы сделать доклад по просьбе Правления. Сразу после доклада их отпускали, а Правление продолжало свою работу без посторонних, и, каким бы важным ни был доклад, это не давало докладчику допуска к обсуждению. Также Свидетели никогда не получают отдельной информации о доходах Общества, его расходах, капиталах или вложениях (хотя в ежегодной “Книге года” помещается краткий финансовый отчет).

Об этих многочисленных сведениях, которые являются общедоступной информацией во многих религиозных организациях, подавляющее большинство Свидетелей Иеговы имеет только самое смутное представление - если вообще имеет. И, тем не менее, маленькая группа людей, составляющих Правление, принимает решения, которые могут влиять и влияют на жизни членов организации самым непосредственным образом, и эти решения выполняются по всему миру”. Кризис совести. Глава 2. Основания и причины. Москва, “Триада”, 1997. Стр.43-44.

[26] “Церковные Соборы, например, не искали соглашения между их участниками на ту или другую тему, они искали того, что Бог им откроет на эту тему, - искали молитвенно, любовью общаясь друг со другом, отказываясь посильно от всякого самомнения, самолюбия, искания своего, отказываясь от всего, кроме как от совместного искания правды Божьей. И соборная истина Церкви в конечном итоге должна совпадать безусловно с умом Христовым, с мыслью, замыслом, путями Божьими”. (Митрополит Антоний Сурожский. Дом Божий. Три беседы о Церкви. Стр. 17). "Правда, и люди, напоенные ложными мнениями, участвовали на Вселенских Соборах; из них некоторые возвращались к истине, другие упорствовали в своих заблуждениях и тем окончательно выделялись из Церкви; но дело в том, что эти люди, несмотря на свои заблуждения в самых основных догматах веры, не отрицали Божественного права церковной вселенскости. Они питали или, по крайней мере, заявляли надежду определить в ясных, не оставляющих места для сомнения, выражениях догмат, исповедуемый Церковью, и удостоиться благодати засвидетельствования веры своих братьев. Такова была цель Соборов, таково их значение, таково понятие, заключающееся в обыкновенной формуле введения ко всем их решениям: «изволися Духу Святому и т. д.». В этих словах выражалось не горделивое притязание, но смиренная надежда, которая впоследствии оправдывалась или отвергалась согласием или несогласием всего народа церковного, или всего Тела Христова, как выразились восточные патриархи. Бывали соборы еретические, каковы, например, те, на которых составлен был полуарианский Символ, соборы, на которых подписавшихся епископов насчитывалось вдвое более, чем на Никейском, соборы, на которых императоры принимали ересь, патриархи провозглашали ересь, папы подчинялись ереси. Почему же отвергнуты эти соборы, не представляющие никаких наружных отличий от соборов вселенских? Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церковным народом, тем народом и в той среде, где в вопросах веры нет различия между ученым и невеждою, церковником и мирянином, мужчиною и женщиною, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно по усмотрению Божию, отрок получает дар ведения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все были едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия" (А.С. Хомяков. Церковь одна. Свято-Тихоновский Богословский институт. Москва, 2001. Стр.98-99).

[27] Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Том 2. Стр. 117-118.

[28] Сторожевая Башня от 15/01/2001, стр. 7. Выделение  мое - А.Р.

[29]Цит. по протоиерей Владимир Федоров. Новые религиозные движения: православный взгляд на проблему. // Айлин Баркер. Новые религиозные движения. Издание Русского Христианского гуманитарного института. С.-Пб., 1997. Стр. XXIX

[30] Dominus Iesus в глава I.8 // Цит. по Свет Евангелия. Российская католическая газета. №37 (292). 15/10/2000 , стр. 6.

[31] Смотрите книгу “Кризис совести”, изданную в 1997 году издательством “Триада”, Москва.

[32] Ин.8.31-32. “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными”.


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: