Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
ГЛАВА IV МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ (сер, ХIII-кон, ХV вв.)
В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкновение русских с монголо-татарами. Из-за несогласованности действий русских князей, принимавших участие в этом сражении, русские войска потерпели поражение. Зимой 1237 г. огромные силы монголо-татар под предводительством внука Чингисхана Батыя вторглись в Рязанское княжество, Поочередно, одно за другим, были захвачены сначала княжества Северо-Восточной Руси, а позже и Юго-Западной (в 1240 г, пал Киев). Завоевание Батыем русских земель, проходившее в кровопролитных сражениях, сопровождалось разгромом и уничтожением городов и селений. Исключительно велики были людские потери Многие города Северо-Восточной и Южной Руси были разрушены или сожжены. Враги поголовно уничтожали население тех из ни которые оказывали сопротивление, и уводили к себе в Орду все ремесленников. На время прекратилось всякое каменное строительство (первая каменная церковь после захвата Руси была построена в Новгороде в самом конце ХIII в.).Эпоха монголо-татарского ига была временем тяжкого бед ствия для нашего народа. Вот как говорил о нем в 1274 г, мирополит Кирилл II: "Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли! Не взяты ли города наши? Не пали ли наши сильные князья от острия меча? Не запустели ли святые Божии Церкви? Не томимся ли мы каждый день от безбожных и нечистых язычников?" Такую же картину рисует св.Серапион Владимирский: "Не завоевана ли земля наша, не взяты ли города, не пали ли в битвах отцы наши и братья, не отведены ли жены и чада в плен, не порабощены ли оставшиеся горьким рабством? Разорены Божий Церкви, осквернены священные сосуды, святители преданы мечу, крепость князей и воевод изчезла, труд наш наследовали поганые, земля наша обратилась в достояние иноплеменников". Кроме внешнего бедствия, опустошения городов и сел, разорения страны, монголо-татарское иго отозвалось различными пагубными последствиями и во внутренней жизни русского народа, способствовало развитию деспотизма в высших слоях общества и рабской покорности в низших, надолго задержало просвещение в России, усилило невежество и укрепило грубое суеверие и пороки. Однако, несмотря на все перенесенные испытания, духовно русский народ не был ни уничтожен , ни порабощен* Борьба с захватчиками вызвала подъем патриотизма. И патриотическая тема становится основной темой всей древнерусской литературы ХIII-ХIV веков и гомилетики, в частности. Необходимость верности вере отцов, любовь к родной земле, скорбь по погибшим, боль и сочувствие ко всем, кто подвергается унижениям со стороны поработителей, - все это нашло отражение и в летописании, и в агиографии, и в памятниках церковного красноречия. Иго иноплеменников определяло задачу пастырей-проповедников и давало содержание для их проповедей. Их обязанностью было - стать выразителями христианского взгляда на несчастья, порожденные монголо-татарским нашествием, возбуждать народ к нравственному исправлению. Выражая христианский взгляд на это бедствие, как на наказание Божие, посылаемое за грехи, пастыри-проповедники ХIII-ХV веков естественно являлись обличителями пороков и недостатков. Однако самих проповедников было очень мало. Архипастыри, живо сознавая обязанность и необходимость проповеди, старались и другим пастырям внушить это сознание и указывали на проповедь, как на непременную их обязанность в тогдашних тяжелых условиях. Так, митрополит Кирилл II на соборе 1274 г. в особом поучений наставлял пастырей учить свои паствы, в себе самом показывая им пример учительства: "Вас, - говорил Кирилл, поставил Бог пастырями и сторожами словесных овец своих, блюдите порученных вам людей, как научить их и представить непорочными на суд пред Богом, разумейте, как учить людей духовных". Первый Московский митрополит св. Петр в своем окружном послании напоминает пастырям о важности их сана и необходимости выполнять обязанности и к себе и к пастве. "Будьте, дети, в дому Божьем, как маслина плодовитая... Упражняйтесь, дети, в чтении св.книг и в учении день и ночь" Митрополит Алексей в своем окружном послании, прежде всего, указывает на свою обязанность учить."Дети, я должен вас учить и пасти порученную мне паству". В другом послании (к пастырям Новгородской епархии) св.Алексей обязывает "иереев учить своих духовных детей страху Божию". Митрополит Фотий и другие митрополиту рассылали грамоты духовенству с увещанием учить народ. Сознавая необходимость проповеди, пастыри действительно проповедовали. На это указывают свидетельства древних летописцев. Так многие из архиереев заслужили от летописцев похвалу, как пастыри-учители. Например, о Кирилле, еп. Владимирском, говорится в летописи: "Не отста Кирилл ничем же от прочих епископов, следуя нравам их и учению". Говоря о смерти Кирилла, летописец прилагает к нему эпитет "учительный". О Симеоне Тверском известно из ле-тописи, что он "бяше учителен в книгах Божественного Писания". То же говорится в летописи и о св.Серапионе, епископе Владимирском. Да и сам св.Серапион в своих поучениях свидетельствует о своих проповеднических трудах: "многажды глаголах вам", и т.д. Таким образом, даже в суровое время монгольского нашествия на Руси не прерывалась традиция живой проповеди.
СВ.СЕРАПИОН, ЕПИСКОП ВЛАДИМИРСКИЙ (1274-1275 гг.)
Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 1275 г. епископом Владимирским, На Владимирскую кафедру св.Серапион был поставлен по инициативе митрополита Кирилла II, высокообразованного иерарха, принимавшего участие в составлении "Летописца Даниила Галицкого" и жития бл.князя Александра Невского. И еп.Серапион, и митр. Кирилл II относятся к кругу тех деятелей XIII в., которые осуществляли связь духовных и культурных традиций Юго-Западной Руси с Русью Северо-Восточной. Под 1275 г, летописи говорят уже о смерти святителя Серапиона; называя его "зело учительным и сильным в Божественном Писании". До нас дошло пять "Сло" еп.Серапиона, но из вышеприведенной характеристики летописца и из сочинений самого св.Се-рапиона видно, что им было написано гораздо больше "Слов" и "Поучений". Основная тема "Слов" еп.Серапиона - бедствия, постигшие Русскую землю в результате нашествия монголо-татар, которое является Божьей карой, возмездием за грехи людей. Святитель Серапион убеждает своих слушателей, что только покаяние, нравственное самоусовершенствование могут спасти Русь Наглядность описанных в "Словах" бедствий, постигших Русскую землю, глубина душевной скорби автора, переживающего вместе со всей паствой тяготы своей родины, придавали "Словам" св. Серапиона несомненную проповедническую убедительность и большую) патриотическую значимость. Первое"Слово" "о Божиих и ратях" было составлено вероятнее всего вскоре после разгрома Киева Батыем в 1239-1240 гг., остальные четыре - во Владимире в 1274-1275 гг. Все "Слова" еп.Серапиона представляют собой как бы единый цикл,в котором автор с болью в сердце описывает бедствия вражеского нашествия и призывает людей перед лицом такой напасти оставить междоусобные распри, освободиться через покаяние от собственных пороков и страстей. И общая центральная тема - нашествие иноплеменников, и частные вопросы, на которых владимирский епископ останавливается в своих "Словах", раскрываются им не в отвлеченных риторических рассуждениях, а в жизненно-убедительных картинах и образах. Вместе с тем везде видны высокая книжная культура святителя Серапиона, его писательское искусство и проповеднический талант, соединенные с глубокой церковной верой, простотой и непосредственностью. Св.Серапион относится к категории тех писателей Северо-Восточной Руси ХIII в., которые, являясь соединительным звеном между северо-востоком и Киевом, придерживались традиций киевской школы, в частности поучений преп.Феодосия Печерского, их сочинений. Высокий нравственный пафос, торжественность, проповедническая убедительность достигаются в плане формы, чередованием синтаксически параллельных кратких предложений, составляющих длинный синонимический ряд. построением фраз в виде вопросов, что придает "Словам" особую ритмичность. Вот, например, как изображает еп.Серапион приход "языка немилостивого" в 1-ом "Слове": "... и землю нашу пусту сотвориша, и грады наши лле-яиша, и церкви святыя разориша, отцы и братию нашу избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша". Во 2-ом "Слове" говорит о гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов: "Не пленена ли быстъ земля наша? Не взяты ли быша грады наши? Не вскоре ли надоша труднее на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощены ли быхом оставшем горькою си работою от иноплеменник?" Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены и в 3-ем "Слове". 4-ое и 5-ое "Слова" посвящены обличению народных суеверий; они направлены против испытания волхвов и ведьм водой и огнем и против откапывания из могил утопленников, которые по народному поверью вредили урожаю. Святитель Серапион убедительно, с обличительным пафосом показывает бессмысленность и богопротивность подобных действий: "Из каких книг или из какого писания узнали вы, что от волхования бывает голод на земле и снова волхованием умножаются жита? Если сему верите, тс почему сжигаете волхвов? Молитесь им и чтите их и приносите им дары: пусть благоустрояют мир: пускают дождь, приводят тепло, повелевают земле давать плоды!" "Слова" святителя Серапиона - образцы высокого гомилети-ческого искусства, продолжающие традиции таких мастеров проповеди как митр.Иларион и св.Кирилл Туровский. Но в отличие от произведений этих проповедников ХI-ХII вв. в "Словах" св.Серапиона Владимирского сильнее выражены непосредственные впечатления от событий его времени, они отличаются простотой и ясностью изложения. Литература:
СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ (1354 - 1378 гг.)
Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он "изучился всей грамоте и всем книгам извыче". С двенадцати лет будущий святитель часто посещал церковь и в 15 он решил стать иноком. В 1320 г. поступил в Московский Богоявленский монастырь, где в течение более 20 лет предавался иноческимподвигам и чтению книг, так что "всякое Писание Ветхаго и Но-ваго Завета пройде". Затем, по поведению митрополита всея Руси Феогноста, св.Алексий в течение 12 лет был Митрополичьим наместником, т.е. правителем всех церковных дел, В конце 1350 г, митрополит Феогност хиротонисал Алексия во епископа Владимирского, а после кончины митрополита епископ Алексий стал его преемником (1354 г.). В 1356 г., дабы положить конец имевшим тогда место церковным смутам и тревогам, святитель Алексий отправился в Константинополь, где Вселенский патриарх даровал ему право считаться архиепископом Киева и великой России за "добродетельное житие и прочия духовныя доблести", как сказано в патриаршей грамоте. Во время пребывания в Константинополе святитель Алексий выполнил новый перевод Св.Писания Нового Завета с греческого языка. Когда скончался Московский князь Иван Калита, святитель Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия Донского, став фактическим правителем государства. Он несколько раз ездил в Орду по делам церковным и государственным и до самой смерти был постоянным помощником князя Димитрия как в деле возвышения Москвы, так и в деле подготовки решительного сражения с монголами. При всем том святитель не упускал случая назидатъ свою паству и устно, и письменно. Из его письменных поучений до нас дошли два окружных послания: одно ко всей пастве, а другое под названием "Христианам области нижегородской и городецкой". Наиболее интересным и важным является первое поучение, полное название которого "Поучения Алексия митрополита из апостольских деяний к христолюбивым христианам". По содержанию оно может быть разделено на три части, В первой - святитель, сказав о своей обязанности учить духовных чад, предлагает им разъяснение двух притчей - о семени и винограднике, Во второй говорит сначала о любви, страхе Божием и других общехрис-тиаискжх добродетелях, а потом дает частные наставления князьям, боярам и простым людям, и, наконец, внушает почтение к пастырям церкви и проповедует о покаянии, милостыне и добрых делах. В третьей части св.Алексий говорит о важности церковной молитвы, о том, с каким настроем следует входить в церковь и стоять в ней. В заключение св.Алексий снова упоминает о своей обязанности наставлять паству, желает ей успеха в добрых делах и возбуждает надежду на получение Небесного Царствия. (В Христоматии приводятся частя 3 и 4). Святитель Алексий выражает свои мысли языком простым и удобопонятным, пишет послание в тоне благостном и спокойном, Это именно не столько поучение, сколь окружное послание, предлагающее не одну (как обычно в поучении), а несколько темно-актуальным, насущным для паствы всей страны и всех пастырей темам. Как окружное послание, это сочинение св. Алексия разрешало недоуменные и животрепещущие вопросы того времени: где и как молиться, как и перед кем каяться, как исполнять всем сословиям свой общественный долг перед страной, народом и Богом, Послание показывает, что в ту эпоху религиозно-нравственные проблемы были неотделимы от вопросов общественных и переплетались с ними в единстве личной и общественной жизни каждого русского человека. Свои мысли святитель везде подкрепляет свидетельствами Св.Писания иди святоотеческих творений, которые митр. Алексий изучал в подлиннике на греческом языке. Как и вся церковно-общественная деятельность Святителя,так и его послания оставили глубокий след в русской церковной и гражданской истории. Литуратура:
ФОТИЙ, МИТРОПОЛИТ (1409-1431 гг.) Митрополит Фотий родом был грек, С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству. Старец, однако, направил его к Константинопольскому патриарху, а тот поставил его в митрополиты Русской Церкви. Не зная хорошо славянского языка, митр.Фотий взял с собой на Русь болгарина, иеромонаха Пахомия , В это время Русь переживала тяжкие годы. Кроме продолжавшихся еще внутренних междоусобий и опустошительных набегов татар, она много страдала от голода, засухи, чумы, известной под названием черной смерти. Трупы умерших валялись на улицах, оставались без погребения и заражали воздух. Все это ужаснуло митр.Фотия. О своих впечатлениях он так говорил впоследствии в одном из своих поучений: "Ни в писании убо, чала моя, толики казни обретохом, ниже прежде где слышахом таковую казнь, какая грехов наших ради нам быстъ"* Однако новый митрополит не впал в малодушие. Он с успехом начинает бороться с недостатками и затруднениями русской жизни. Так он примиряет князей, утешает духовенство и народ, при зывая к покаянию и исправлению* Рассылает послания и грамоты, пишет проповеди. Оставшиеся от него 8 проповедей делятся на три группы: I) праздничные поучения на Благовещение, Сретение, неделю Православия; 2) предпостовые (в недели о блудном сыне и Страшном суде); 3) три поучения о казнях Божиих, написанные но поводу народных бедствий. Первая группа поучений отражает преимущественно византийское влияние, вторая и третья - святооте-ческое влияние с добавлением личных взглядов проповедника. Относится, например, беседа св .Василия Великого "Во время голода и засухи", использованная митрополитом Фотием». Сам Фотий не владел свободно церковнославянским и русским языками и, придерживаясь к тому же витиеватости поздне-византийского стиля, выражал свои мысли "темно, и запутанно"» Разнообразность мыслей, путанность языка делают затруднительным чтение его проповедей» (В хрестоматии мы приведем отрывок его поучения "0 бездождии"). Остановимся подробнее на третьем разряде проповедей митрополита Фотия - "о казнях Божиих", ибо они, как отношение к жизни современников, отвечающие на запросы времени, имеют более важное значение не только со стороны литературной, но и со стороны исторической. Однако те красноречивые описания и художественные картины, которые проповедник предоставляет, рисуя современные ему бедствия» на самом деле не ему, а св .Василию Великому. Беседа последнего "о бездождии" служила для митр,Фотия не столько даже образцом, столько источником, из которого наш проповедник заимствовал и мысли, и порядок их изложения, и способы выражения» Самостоятельность митр.Фотия сказалась лишь в том, что он выпустил кое-какие места из беседы св.Василия Великого, не соответствующие русской природе и народной жизни, а также поместил в ее начале изъяснение евангельской притчи о двух должниках (Мф., XVII, 27-35) причем сделал это не слишком искусно» так что первая половина проповеди оказалась совершенно не соотносящейся с последующей. В заключении укажем, что проповеди митр.Фотия, а равно митрополитов Григория Самвлака и Киприана, на которых мы специально не останавливаемся, являются примером переноса на Русь традиций византийского риторизма Х1У-ХУ веков. Литература: Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. (Прибавления к изданию святых отцов в русском переводе. 1852, ч.II |
|
Полезная информация: |