Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
За тот разгул сектантства, который царит сегодня в России, несем ответственность все мы, потому что никак не выражаем нашу позицию. На самом деле, если по радиостанции "Маяк" идет реклама дианетики, мы должны звонить и протестовать, но нам все равно. Или когда проходим по улице и видим объявления - например, о школе преодоления кармы или чтении мыслей, - то почему мы оставляем их на месте? Их нужно срывать! Надеюсь, что знания, которые вы приобретете, помогут вам, будущим пастырям, педагогам, катехизаторам, противостоять всему этому. Даже когда мы проходим по улице и видим, как сектанты "обрабатывают" какого-то человека, наш долг - подойти и по меньшей мере этого человека предупредить о том, что он говорит с сектантом. Да и сам сектант - он тоже нуждается в помощи, потому что он тоже жертва, его сознание тоже кто-то контролирует. Говоря о разных сектах, мы будем говорить и о том, как православный христианин может влиять на эту ситуацию. Мне хотелось бы обрисовать позицию, с которой будет читаться этот курс о тоталитарных сектах, или деструктивных культах. Читая курс сектоведения в семинариях, обычно говорят о протестантских сектах и кончаются эти курсы разговором о мормонах и иеговистах (которые протестантами не являются), все же современные секты, по существу, выпадают из поля зрения. Мы как раз будем начинать с мормонов и "свидетелей Иеговы". В Москве есть один батюшка, который успешно борется с сектами и возвращает людей в Православную Церковь. Но он считает, что разницы никакой нет: католик, протестант, индус, сайентолог, мунит - все эти люди вне Православной Церкви. Я с этим не согласен: разница есть, и разница большая. Как бы глубоко ни заблуждались, скажем, протестанты, они по происхождению христиане. Конечно, они суть ветви, отпавшие от единого древа Православной Церкви, но даже отпавшие ветви сохраняют некое подобие этого древа. И как бы то ни было, наша Церковь поддерживает официальный диалог с традиционными протестантскими деноминациями и с католиками, и мы можем вместе предпринимать активные действия (разумеется, не в Богослужебном смысле), иметь какие-то общие программы, как-то сотрудничать - хотя бы по линии гуманитарной помощи, да и по линии противостояния различным сектам. Противостояние это проходит не на нашей, не на церковной почве, потому что подавляющее большинство сознательных христиан никогда ни в какую секту не попадут. Оно проходит среди тех людей, которые либо не имеют к Церкви никакого отношения, либо имеют отношение сугубо номинальное - крещены, но ничего о Церкви не знают. Поэтому разговаривать с такими людьми нужно на языке для внешних, и вот здесь-то сотрудничество с инославными деноминациями бывает очень полезным. В том числе - и для разговора с государственными органами. Их любимый довод: вы, православные, боретесь против мунитов (к примеру), потому что они - ваши конкуренты, они отбивают у вас паству. И тут очень важно показать, что не только православные, но и представители других традиционных (если хотите, культурообразующих) конфессий так же выступают против деструктивных сект. Думаю, что здесь можно выступать и вместе с какими-то здравомыслящими атеистами (как, впрочем, и бывает, когда имеешь дело с государственными чиновниками). Естественно, нужно всегда помнить, что наши единственные подлинные, реальные союзники - это православные. Но в одиночку мы можем не достать внешних людей. И еще будем всегда помнить, что "инославные", "еретики" и "сектанты" - это не синонимы, эти слова обозначают разные вещи. Если протестантские деноминации можно обвинить - 2 - в еретичестве, то нельзя сказать, что англикане и лютеране - это деструктивные секты. Если же употреблять эти слова как синонимы, то может возникнуть казус, подобный тому, как было на конференции, когда вышел на трибуну кришнаит и сказал: "Мы, инославные, считаем так-то..." Как можно назвать кришнаита инославным? Сами они, конечно, считают, что славят того же Господа, только под именем Кришны. Но, как говорится, спасибо, не надо... Общество сознания Кришны, безусловно, принадлежит к разряду деструктивных культов (или тоталитарных сект), но ни инославными, ни еретиками их назвать нельзя, потому что изначально они никогда не были христианами. Что касается учебных пособий, то их нет. Есть лишь несколько книг, написанных протестантами, которые можно как-то использовать: "Обманщики" Джоша Макдауэлла, "Лабиринты веры" Кеннета Боа и "Царство культов" Джорджа Мартина. Какую-то изначальную информацию по сектам из этих книг почерпнуть можно. Есть книга, изданная в Санкт-Петербурге: "Православие, католичество, протестантизм и секты" - пиратское издание, в котором используются, в частности наши материалы, но без соответствующих ссылок. Что-то можно взять и из него, но очень мало. Баптисты из Омска издали несколько относительно неплохих книг: "Христос и Кришна: свет и тьма", книга о движении "Нью Эйч" (название скажу в следующий раз; очень неплохая книга, и даже непонятно, как, написав такую, можно оставаться баптистом). Есть еще моя брошюрка "Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие, как не быть завербованным" - общие понятия о тоталитарных сектах. Вышла еще переводная с немецкого книга "Империя преподобного Муны", а в этом году, может быть, выйдет книга "Капкан безграничной свободы" - сборник статей о сайентологии. Мы выпустили также несколько информационных листков, которые вскоре будут переизданы (о иеговистах, сайентологах, московской "Церкви Христа" и "АУМ Синрике"). В книгах диакона Андрея Кураева - все, что касается Рерихов, антропософии и теософии. Обычно первый вопрос, который мне задают, звучит так: что значит "тоталитарная секта"? как определить, какая секта тоталитарная, а какая - нет? Мы будем много говорить об этом, но первое - это некий обман при вербовке. Люди, которые подходят к вам на улице, чтобы пригласить вас к себе, или попросить пожертвовать деньги, или предложить что-то у них купить, - это в подавляющем большинстве случаев представители сект, которые никогда не сообщат вам, ни для чего нужны эти деньги, ни что за организация вас приглашает. Все, что они сообщат, будет более или менее откровенным обманом. Скажем, молодые люди продают блестящие переводные картинки. Они говорят, что представляют какие-то студенческие организации, и предлагают купить в помощь бедному студенчеству эти картинки, на которых или лошади бегут по берегу моря, или изображен Иисус с большим сердцем, Дева Мария - есть варианты на все вкусы. Обычно они просят за них довольно дорогую цену, а если спросить, почему так много, они ответят: мы вам эту картинку дарим, а вы жертвуете на помощь студентам. Если спросить, откуда они, то услышишь в ответ: "Мы из христианской студенческой организации". На самом деле это муниты - представители "Церкви объединения", ее молодежного крыла, которое называется английской аббревиатурой "CARP" (в переводе на русский: "Межвузовская Ассоциация по изучению принципа"). Мунизм ничего общего с христианством не имеет. То есть они сразу же начинают с обмана. Или засовывают вам в ящик листовку: "Хотите узнать себя? Хотите познакомиться с самим собой? Вы можете бесплатно получить у нас Оксфордский тест". Это действует одна из наиболее опасных в мире сект - секта сайентологии. Тут все обман: "Оксфордский тест" не имеет отношения ни к городу Оксфорду, ни к Оксфордскому университету, ни к психологии и составлен моряком торгового флота, не имевшим - 3 - психологического образования. В нем 200 очень подробных, причем очень интимных вопросов, и человек, заполнивший этот тест, сообщает сведения о собственной жизни неизвестно кому. Анкета не анонимная - нужно сообщить свой адрес, телефон, имя, фамилию, возраст. То есть человек отдает всего себя неизвестно кому. Результат этого теста будет, как правило, таков: у вас все очень хорошо, но страдает сфера общения (а у кого из нас она не страдает?), а чтобы поправить дело, надо пройти у нас небольшой курс, основанный на всемирно признанном научном методе, не имеющем к религии никакого отношения. Это и есть секта сайентологии. Принцип любой секты - затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал. Когда человек с улицы приходит в наш храм и говорит, что хочет стать православным, его прежде всего спрашивают, что он знает о Православии. И если он верует во что-то иное, его просто не окрестят. Во многих храмах проводят специальные занятия с оглашенными. Когда человека затаскивают в секту, то задача как раз обратная - чтобы он ничего не знал об этой организации. Потому что если рассказать человеку, заполняющему "Оксфордский тест", что на самом деле он попадет в организацию на долгие годы (если не на десятки лет) и что он должен будет заплатить большие деньги за бесчисленное множество курсов (полная стоимость "сайентологического моста", как они сами это называют, - от 350 тысяч долларов); что он подпишет кабальный договор и будет дневать и ночевать в этой секте, отрабатывая его условия; что они заставят человека совершать преступления и рассорят его со всеми его родными и близкими, - если все это рассказать заранее, очень мало кто согласится пойти в эту секту. Если рассказать человеку о содержании курсов для посвященных на высшем уровне, он просто придет в ужас и не захочет иметь с сайентологами ничего общего. В Православной Церкви все обстоит как раз наоборот: прежде вы исповедуете, веруете, и только потом делаетесь членом Церкви. Никаких тайн у нас нет и быть не может, в отличие от любой секты, где существует много уровней информации: для посвященных, более посвященных и еще более посвященных - и так без конца. Часто задают вопросы о членстве в сектах. Можно говорить как минимум о трех уровнях членства, которые можно условно изобразить тремя концентрическими кругами с единым центром. Внутренний круг - это "профессиональные" сектанты, т.е. люди, которые зарабатывают на жизнь сектантской деятельностью: руководители, высшее звено. Это целители, экстрасенсы, преподаватели восточных боевых искусств, йоговской гимнастики и т.п. На самом деле таких людей гораздо больше, чем кажется: по России такой статистики нет, а западные источники сообщают, что количество таких людей в полтора-два раза превышает количество священников, пасторов традиционных церквей. Думаю, что в России это количество не меньше (а может быть, и больше). Представьте себе, какой силе приходится противостоять. Следующий круг - более широкий. Это сектанты, которые все время бывают в секте, живут там; они полностью посвятили себя сектантской деятельности. Этот круг уже, чем можно предположить: полноправных сектантов не так уж много, к тому же они постоянно перетекают из одной секты в другую. Все современные тоталитарные секты наносят тяжелые повреждения сознанию, и человек становится не способным к самостоятельной жизни. Нужен длительный период реабилитации, чтобы вывести человека оттуда, излечить. Многие люди, по той или иной причине оказавшись вне секты, которая их покалечила, не могут найти себе места в жизни, не знают, куда приложить свои силы: все социальные связи оборваны, принимать самостоятельные решения они разучились, а навыки, которыми обладали, утратили. Этот феномен описан. Скажем, человек приходит в секту в 20 лет. Через 20 лет он уходит оттуда, но - 4 - эмоционально остается на том же уровне. Но на самом деле ему уже 40, начинать что-то заново слишком трудно, а то и вообще поздно. И вот, помыкавшись, он попадает в другую секту. За счет такой постоянной текучки количество сектантов кажется большим, чем это есть на самом деле. Позднее мы будем говорить об этой психологической зависимости, механизмы здесь те же самые, что и у наркоманов. Просто наркотическая эйфория достигается за счет введения в кровь химических субстанций, а здесь действуют психологические моменты, но механизм тот же самый (хотя некоторые секты используют и наркотические вещества). Самый широкий круг - третий: люди, отчасти затронутые сектой. В нашей стране к нему, наверное, принадлежит большинство населения. Это те, кто иногда похаживает на какие-нибудь лекции по йоге, а в случае болезни обращаются к экстрасенсам и целителям, идут к гадалке, составляют гороскопы, могут ходить на собрания одной секты, но зайти и на другие. Это люди, которые создают фон, благоприятную мутно-оккультную питательную атмосферу, в которой секты могут плодиться и размножаться. И наша работа должна быть, конечно, именно среди этого круга, чтобы не давать сектам черпать оттуда новые "кадры". Есть закон, который был открыт Джорджем Оруэллом, автором замечательной книги "1984". Чтобы понять, что такое сектантство, надо обязательно прочесть эту книгу. Там описывается некое идеальное тоталитарное государство, но на самом деле описанная там атмосфера - это атмосфера внутрисектантской жизни. Механизмы порабощения сознания, описанные в книге, - это то, что действует внутри секты. Оруэлл открыл закон: тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Ведь попав в любую секту, вы начинаете говорить на ее языке. Это может быть и русский язык, но происходит тонкая подмена понятий, вы невольно начинаете мыслить категориями секты. Наверное, те из вас, кто общался с членами секта, обращали внимание на некий эффект магнитофона, когда человек совершенно не воспринимает то, что вы говорите, и только отдельные слова играют роль пальца, нажимающего на кнопку. Человек выхватывает какое-то одно слово, кнопка срабатывает, и он выдает какой-то текст. То, что вы говорите дальше, проходит мимо его сознания, хотя вы говорите с ним по-русски. Многие секты изобретают и свой язык. Например, сайентологи должны вызубрить многотомный словарь хаббардизмов (Хаббард - основатель сайентологии). Но даже в менее лингвистически направленных сектах - таких, как "ЦХ" ("Церковь Христа"), есть определенные термины на русском языке (они называются "заряженными терминами"), которые значат совсем не то, что в этих словах изначально заложено. Скажем, для них слово "традиционный" плохое, оно как бы нажимает определенную кнопку в их сознании, вызывая цепь определенных же ассоциаций. Итак, кто контролирует язык человека, тот контролирует и его сознание. Так получилось, что язык, на котором сегодня говорит наша страна, - это совсем не тот язык, на котором говорим мы с вами, члены Православной Церкви. На самом деле сектанты впереди нас - они говорят на том языке, который понятен большинству. Люди сейчас не понимают таких простых слов, как "покаяние", "грех", "благодать" и т.п. Включите телевизор, и увидите, что по одной программе речь идет о карме, по другой - об энергии, по третьей - о космическом разуме, по четвертой - об открытии чакр, по пятой - о пробуждении кундалини. И когда приходит очередной Секо Асахара и говорит, что он раскроет вам чакры и пробудит кундалини, эти слова падают на хорошо удобренную почву. А вот когда батюшка говорит, что нужно покаяться, нужно обратить взор внутрь себя, это непонятно. Одна грандиозная попытка замены языка нам известно - большевики по существу перепахали и переделали весь русский язык. У Маршака есть - 5 - стихотворение: любознательный пионер спрашивает у седоусого дедушки, что такое "городовой", "царь", "слуга", "бог", и тот отвечает, что да, были вот такие гадкие слова, но сейчас их нет, и какой ты счастливый, что не нужно знать эти слова. Ну что ж, зато появился "Рабкрин", "медсестра", "зарплата", "РВС", "Примкамера", "РКК". Так вот, сейчас один новояз успешно заменяется другим. В конце нашего курса мы будем говорить о том, что объединяет все секты. Движение с английским названием "New Age" - "Нью Эйдж" ("Новая эра") как бы охватывает все секты. Есть ньюэйджевский словарь, который встречается во всех наших газетах: "глобальная деревня", "космический корабль Земля", "новое мышление" - все это ньюэйджевский словарь, воспринимая который, мы начинаем мыслить этими терминами. Несколько слов о классификации сект. Это тема сложная, потому что, в общем-то, непонятно, как классифицировать. Я приведу сначала одну классификацию, а потом расскажу о более традиционной. У той и другой есть свои слабости. По классификации, которую я хочу предложить вначале, все секты делятся на два типа: секты гностические и секты катаров (или секты чистых). Первый пример гностической секты описан в книге Бытия, когда змей соблазнял Еву преступить заповедь Божию. Здесь описан типичный пример сектантской вербовки с обманом и извращением фактов. Змей говорит: "Правда ли, что Господь сказал: вы не можете есть ни от какого древа?" Ева говорит: "Нет, только от этого древа мы не можем есть, потому что Господь сказал, что мы смертью умрем". Змей отвечает: "Нет, вы не умрете. Наоборот, это очень хорошее древо - съешьте, и станете как боги, знающие добро и зло". В нашем случае ключевой термин - "знание" ("гносис"). Гностические секты - те, которые предлагают человеку некоторое тайное знание, обладая которым, он будет обладать громадными силами, при помощи которых можно манипулировать - возможны различные варианты: либо людьми вокруг себя, либо правительством, либо Небесными Силами, либо Самим Богом. Но чаще всего - и одним, и другим, и третьим (позднее мы об этом поговорим). Второй тип сект - секты катаров (секты чистых). Первая в истории - секта монтанистов во 2 веке. Фригиец Монтан, возмутившись падением нравов в Церкви, предложил создать собственную секту - секту чистых, сильных, секту не-грешников, избранных. Конечно, он говорил не "секту", а "церковь": церковь должна быть сильной, чистой, избранной, а вся мразь человеческая недостойна того, чтобы быть в церкви. Мы избранные, только мы и спасемся. Как правило, такие секты имеют сильный апокалиптический подтекст: мы спасемся, мы доживем до конца света. От чего происходит конец света - у каждой секты свой вариант. Но главное здесь - избранничество. Все секты, о которых мы будем говорить, можно отнести либо к одной, либо к другой категории, хотя очень часто они пересекаются. Но и там и там идея: можно спастись собственными силами, помимо Бога. Либо интеллектуальными силами, приобретя знания, либо силой характера, отказавшись от греха и став сильным и чистым. Часто бывают секты, в которых нравственные силы приобретаются посредством тайного знания или, наоборот, тайные знания приобретаются посредством нравственной силы. В сложных ситуациях чистые примеры одного и другого редко встречаются, они, что называется, друг на друга зашкаливают. Что касается более традиционных классификаций, то это будут восточные секты, околохристианские секты (секты христианского происхождения), секты терапевтического плана (поработай над собой, исправь свое здоровье, совершенствуй возможности общения и т.п.). Слабость этой классификации в том, что очень мало какие секты умещаются в одну из этих категорий. Скажем, классическая восточная секта Общество сознания Кришны. Но какая же это восточная секта, если - 6 - началась она в Америке и пришла к нам оттуда? Собственно, началась она, когда ее основатель индус Свами Прабхупада приехал в 1966 г. в Нью-Йорк и заинтересовал там ранних хиппи (или поздних битников?) уже западными методами, переложив некие восточные положения на западный понятийный язык. Сами индусы не считают их настоящими вайшнавами, или вишнуистами. Кришнаитам в Индии запрещен вход во многие традиционные храмы Кришны. Или, скажем, среди околохристианских групп вы найдете "Церковь объединения Муна". Самим мунитам больше всего нравится, что их каким-то боком относят к христианам, но мунизм на самом деле ничего общего с христианством не имеет. Это типичная восточная шаманистская система, которая лишь обернута в обложку из псевдохристианских терминов. В сути же мунизма ничего христианского вообще нет. К неким терапевтическим сектам относят сайентологию, но если покопаться, то там обнаружится очень многое от буддизма и других восточных религий. Поэтому такая классификация не очень хороша. К ней можно прибегать иногда, но относиться к ней нужно достаточно осторожно. Сами секты существуют столько же, сколько существует христианство. Из истории христианства вы знаете, что с самого начала существования христианской стали появляться гностические секты, а затем монтанизм и другие. Сектантское искушение постоянно присутствовало в истории Церкви. В 20 веке произошло некое качественное изменение, т.к. появилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Во второй половине 20 века появились секты, которые мы сейчас называем тоталитарными. Это секты с такой которые используют все новейшие технологии контролирования сознания, которых раньше попросту не было. При современных скоростях передвижения, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый характер, что ранее не встречалось. Предтечами современных тоталитарных сект, вероятно, следует считать секты мормонов и иеговистов. Это секты-долгожители, они действуют и поныне (у нас в стране тоже). Более подробно я скажу о них позднее, когда у нас пойдет предметный разговор о сектах. Некоей вехой в возникновении современных сект можно считать Чикагский религиозный парламент, который состоялся в 1898 г. Он был организован теософами во главе с нашей (увы!) соотечественницей мадам Блаватской, которые говорили об объединении всех религий. Уже тогда в воздухе носились идеи, которые воплотила после Первой мировой войны Лига Наций. Созвучной времени была и идея объединения различных религий. Оккультная теософская система и есть тот синтез, который они пытались создать между религиями Востока и Запада. Они и породили ту единую оккультную систему, к которой принадлежат в той или иной степени все современные тоталитарные секты. Как можно говорить (хотя бы в культурологическом смысле) о христианском мире, христианской цивилизации, так же можно говорить и об оккультном мире, оккультной религии (Religio occulta), к которой принадлежат все современные тоталитарные секты. Конечно, предтечей их была Елена Петровна Блаватская. О ней отдельно будет говорить диакон Андрей Кураев, который будет у вас преподавать. Сейчас я бы хотел немного поговорить об идее реинкарнации (переселении душ), которая в той или иной степени лежит в основе почти всех современных оккультных систем. Эту идею, как известно, можно найти в восточных религиях - буддизме и индуизме. Но то переселение душ, которое мы обнаруживаем в оккультизме, ничего общего с буддистским и индуистским переселением душ (реинкарнацией) не имеет. В восточных религиях переселение душ - это сансара (если переводить с - 7 - санскрита, то это значит "становление бытия"). Сансара чаще всего сравнивается с мельничным колесом, которое крутится столько, сколько течет река. Бесконечное верчение колеса, которое погружается в воду, проходит через нее, выходит на поверхность, а потом все повторяется сначала - и так до бесконечности. В воззрениях индуизма и буддизма и мы бесконечно умираем и возрождаемся к жизни. Сансара, или реинкарнация - это проклятие для человечества. Мы несем ответственность в будущей жизни за то, что делаем в этой жизни - и так без конца. То, что мы сейчас, это мы, задетерминированные нашими прошлыми воплощениями. Жалеть человека не за что: если с ним что-то произошло, значит, он сделал что-то плохое в прошлой жизни и несет за это ответственность. Летом я слушал выступление буддистского ламы, который сказал: не стоит жалеть девочку, которую изнасиловал ее дядя; значит, в прошлой жизни она сама была дядей и изнасиловала девочку; ничего не поделаешь, в будущей жизни у нее будет что-то лучше... Такая вот страшная система. И все восточные религии предлагают путь, как вырваться из этого кошмарного круговорота. Этот причинно-следственный закон называется у них кармой (одно из слов, которое сейчас все употребляют). Само слово означает "свершилось"; все они очень любят поговорку "что посеешь, то и пожнешь": что посеяли в прошлой жизни, то и пожинаем в этой. Но добрая карма бывает чаще еще хуже, чем злая, плохая карма. Творили мы всю жизнь добро, делали хорошее - ну, воплотимся мы в следующий раз в семье брамина. А потом что? Все равно что-то сделаем плохое, спустимся вниз. Восточные религии предлагают разные варианты того, как вырваться из этого круга, но главное - это стать безучастным, отрешиться от добра и зла, как бы уйти в небытие. Тогда круг страданий прекратится. Теософы же вкладывают в идею реинкарнации свой смысл. Теософия - это продукт второй половины 19 века: развитие науки, техники, капитализм, некий общий поступательный оптимизм. Все будет хорошо, наука скоро все завоюет. Герои Жюль Верна приезжают на необитаемый остров и начинают там все взрывать и переделывать, и в конец концов сам остров взлетает на воздух, но это неважно, это случайность, главное - в конце концов наука все познает, переделает и сделает лучше. И, конечно, появление эволюционных идей Чарльза Дарвина, которые были тогда чрезвычайно популярными: все эволюционирует, все развивается к лучшему; инфузория становится деревом, дерево - птицей, птица - обезьяной, а та - человеком... То есть все от низших ступеней продвигается к более и более совершенным. Теософы придали своему духовному учению эволюционный смысл. Идея реинкарнации перешла в идею эволюции: колесо кончилось, вместо него появилась лестница. Но это не лествица Иаковлева, по которой Ангелы восходят и нисходят, а некая банковская лестница накопления заслуг, благодаря которым человек в каждом воплощении карабкается все выше и выше. Вместо кошмарного колеса есть эволюционное движение наверх - своего рода проявление либерального рыночного капитализма в религиозной жизни. Мы накапливаем заслуги, делаем добрые дела, тем самым накапливаем добрую карму и в следующем воплощении оказываемся в гораздо более выгодных условиях. Здесь есть интересный момент в сравнении с дарвиновской теорией эволюции: у Дарвина эволюция происходит благодаря накоплению благоприобретенных качеств. Животное приспособилось, научилось что-то лучше делать - его детеныши уже отличаются от других. За счет этого за многие тысячелетия происходит развитие из одного вида в другой. Я, конечно, упрощаю, но смысл именно в этом. В конце 19 века люди стали понимать: что-то не срабатывает. Если, - 8 - допустим, я выучил китайский язык, это вовсе не значит, что его будут знать мои дети или даже что им будет чуть-чуть легче его учить. То есть приобретенные качества не передаются по наследству. И тут ученица Блаватской Анни Безант предложила свой прорыв: приобретенные качества не передаются по наследству, но они передаются в следующем перевоплощении. Они наследуются таким образом, что если, скажем, я сейчас знаю китайский язык, то в следующем воплощении я, может быть, стану китайским императором. Такова поступательная схема: не биологическая эволюция, а эволюция при помощи переселения душ, реинкарнационная. Такого рода понимание реинкарнации лежит по существу в основе всех оккультных систем. Это не восточная - пессимистическая, выстраданная - идея реинкарнации, которую мы находим в буддизме или индуизме, а рыночная капиталистическая система. Каждая из сект, о которых мы будем говорить, представляет собой некий синтез, у них всегда достаточно сложное, неоднозначное происхождение (за редким исключением). И это есть плод того ложного синтеза, который начался с Блаватской и ее теософских построений. Синтез искусственный, никогда не существовавший, убивающий настоящие религиозные чувства. Очень сложный вопрос: можно ли эти секты относить к религии? Слово "религия" означает "связь с Богом", но в сектах связь происходит всегда с лидером, главарем секты. Есть секты, в которых, собственно, нет религиозного учения, учения о Боге. Если понятие религии взять широко, в классическом современном определении, как попытку преодоления смерти и связь с духовным миром, то в этом смысле многие секты мы религией назвать не сможем. Такие секты религиоведы называют коммерческими культами. Типичный пример такой секты - "Гербалайф". Религиозного учения у этой секты нет, но методы - совершенно сектантские. Расскажу о своих впечатлениях о посещении "Гербалайфа". Придя туда, вначале слышишь оглушительную музыку. Все приплясывают, подпрыгивают в такт, вместе скандируют. Потом музыка резко смолкает, выходит человек и начинает говорить. Он говорит русскими словами, но совершенно не по-русски - с английскими интонациями и английским синтаксисом. И все они говорят именно так, совершенно одинаково. Я спрашивал, умеет ли кто-нибудь из них говорить по-английски. Оказывается, не умеют. Но говорят примерно так: "Здравствуйте, мы очень рады приветствовать вас тут, здесь. Как хорошо, что вы пришли, мы очень рады, что вы тут, здесь сегодня". И начинается пересказ "Евангелия от Гербалайф": об американце Марке Хьюзе, мать которого была голливудской актрисой. Ей нужно было похудеть на 20 килограммов, и она потеряла эти 20 килограммов, сыграла свою роль в кино, получила премию "Оскар", но потом умерла, потому что диета была не та. И Марк Хьюз, благородный человек, поклялся, что найдет средство, чтобы все могли худеть и не умирать. Он отправился в Гималаи, общался там с мудрецами и наше некий продукт, который дает человеку силы, бодрость, здоровье - сразу все на свете. Дома он нашел бабушку при смерти, которая едва могла открывать рот. Он насыпал ей немного этого средства в рот, и на следующий день бабушка уже плясала польку и торговала этим средством по всему Лос-Анжелесу. "И вот, наконец, я рад, что вы можете приобщиться к этой избранной группе. Пусть встанут те, кто может рассказать об этом". И тут начинают один за другим выходить люди. Это очень похоже на то, как выступают люди на сектантских сборищах: я был таким грешником, но теперь я святой. И вот он тоже начинает рассказывать: "У меня был туберкулез (или язва, или половина печени отрезана), а сейчас я начал принимать гербалайф, принимаю его три недели - и посмотрите, какой я!" Он говорит все громче, подпрыгивает, приплясывает: "Спасибо тебе, - 9 - продукт! Ты изменил мою жизнь". Все признаки секты, о которых мы говорили, здесь присутствуют: замкнутый круг, собственный язык, чувство избранности, чувство некоего спасительного знания, чувство миссии, которую они несут миру. А религиозного учения как такового нет. Все объясняется очень просто: "Гербалайф" - коммерческая организация, построенная по типу пирамиды, в которой богатеет только самая верхушка - самый узкий круг. Как держать остальных? Есть некий препарат, при помощи которого человек то ли похудеет, то ли нет. Скорее всего, там содержится ряд амфетаминов, убыстряющих обмен веществ. Человек купил гербалайф, похудел. А дальше что? А дальше как бы говорится: похудели вы или нет, вы можете стать сказочно богатым, если будете распространять гербалайф. Человек купил продукт, продал его всем своим знакомым и родственникам (потому что вы покупаете его за свои деньги, а потом начинаете перепродавать), ну а потом? Вся квартира завалена гербалайфом - куда его девать? И тут включается третий элемент: Ладно, вы не похудели и не разбогатели, но зато вы член замечательной организации избранных, которая несет миру просвещение и освобождение. То есть вместо здоровья и богатства подсовывается идеология. И чем больше люди вложили сил и здоровья, тем труднее им оттуда уйти. Как было с МММ, с Мавроди: всех надули, а потом выбрали Мавроди депутатом. Трудно признаться человеку, что он совершил глупость. Все, что он вложил, его держит. Или, например, когда Миллер в 19 веке объявил о пришествии Христа и конце света (начало адвентизма), люди перестали пахать, сеять и собрались в белых одеждах на горе. Но пришествия Христа не случилось, конца света не произошло. Казалось бы, все: конец адвентизму. Ничего подобного, несколько человек отошло, а оставшиеся стали придумывать объяснения, почему этого не произошло. И здесь то же самое: слишком много вложили, трудно отказаться. 19.09.96. |
|
Полезная информация: |