Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

 Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова 

Л Е К Ц И Я  32

 

Последняя лекция о последних двух пророках Ветхого Завета - Иезекииле и Данииле. Эта тема одовременно перекидывает "мостик" в Новый Завет.

Пророк Иезекииль.

Мы в прошлый раз говорили о эпохе пророка Исаии, о тех пророках, которые были с ним, о личности, которую мы знаем, как Второ-Исаия, который жил позже. Пророков той эпохи мало тревожила посмертная участь человека, все их существо поглощала вера, необъяснимым путем решая те вопросы, которые рождались в их тревожном, расколотом сознании. Предсказания пророков сбылись раньше, чем этого ожидали. Северное Израильское Царство было сметено с лица земли Ассирией в 722-ом году, и в 856-ом году Вавилонский царь Навуходоносор II взял штурмомом Иерусалим, разрушил храм и переселил основную массу жителей Иудеи на Восток (4Цар:24-25). Казалось бы эти события могли послужить полному уничтожению и исчезновению как нации, так и религии, но этого не случилось. Закваска первых пророков была настолько сильна, что и вдали от родины иудеи продолжали осознавать себя, как единое целое. Пророки, жившие в плену, продолжали свою миссию, в результате которой иудейство преобразовалось в религиозную общину, в Ветхозаветную Церковь.

Из эпохи вавилонского плена мы с вами отмечаем, прежде всего, пророка Иезекииля, сына священника Вузия. Слово "Изекеииль" может быть переведено "Бог силен" или "Моя сила - Бог". Втечение 70-ти лет изгнания в Израиле раздавались три пророческих голоса: Иеремии (пророчествовал в Иерусалиме), Даниила (пророчествовал в Вавилоне) и Изекеииля (пророчествовал в Тель-Авиве при реке Ховаре). Считается, что сам Иезекииль также был священником. Однако нам очень мало известно о его жизни в Иерусалиме. Известно, что он был женат (Иез.24:18), где он описывает смерть своей жены. Примерно в 586 г. она умерла; были ли у него дети, об этом его Книга не повествует. Известно также, что среди своего народа он занимал влиятельное положение и был очень ценим. Нельзя с точностью установить время его смерти, во всяком случае, мы не находим в Книге никаких указаний на то, что он дожил до возвращения из плена и до исполнения своих предсказаний, которые так часто служили ободрением плененному народу. По еврейскому преданию известно, что Иезекииль был умерщвлен одним сыном еврейского царя, которому он поставил в вину его идолопоклонство; по некоторым сведениям он был удавлен, по другим - усечен мечем.

В пророки он был призван в 593-ем году до Р.Х. (Иез.1:2-3). Окруженные языческим народом, отрезанные от духовного центра еврейской нации, не имеющие своего богослужения, - таково было положение департированных евреев. Велика была угроза, что погибнет вера в живого Бога, и вместе с тем жила надежда на национальное восстановление. Поэтому было необходимо сохранять и питать эту веру. И Господь пошел навстречу этой духовной потребности, призвав к Себе среди пленных пророка, "И явив ему себя в видениях".

По хронологии его пророчеств последняя речь Иезекииля датирована прмерно 25-ым годом пленения. Таким образом его деятельность продолжалась не менее 20-ти лет. Какой период охватывают его пророчества? Вспомним несколько видения Иеремии и перенесемся в Иерусалим. Когда царь Иоаким вознамерился сбросить иго Навуходоносора, то тот послал к Иерусалиму войско, чтобы осадить город. Среди хаоса и бедствий той эпохи на престоле произошли перемены, и новый царь Иехония процарствовал всего только три месяца. Прибытие самого Навуходоносора под Иерусалим заставило нового царя сдаться. По условиям сдачи город был пощажен, но царь со своей семьей и примерно около 10-тью тысячами народа, большей частью это были молодые люди из семей аристократов, были уведены в плен Вавилона. Это произошло в 597 году. В то время, как Иехония несколько лет провел в вавилонской тюрьме, а вместо него царствовал последний царь Седекия, часть евреев была перевезена из Вавилона еще дальше, именно на реку Ховар в Тель-Авив (в переводе "холм колосьев", это одно из мест Месопотамии). Среди них находился и Иезекииль. Вместе с другими пленниками он пользовался большой свободой. Вообще плен, судя по описанию пророка Иезекииля, отнюдь не был тем пленом, тем концлагерем, который мы могли бы себе представить, сранивая нашу эпоху 40-х годов с той эпохой. Иудеи жили абсолютно свободно, они имели возможность собираться когда и где угодно, заниматься тем делом, которое им нравилось, заниматься теми промыслами, теми науками, которыми они занимались и дома. Весь ужас состоял в том, что они не имели духовного центра и не имели права возвращаться на свою родину. Это было основное их угнетение. Среди этих аристократов Иезекииль пользовался довольно большим влиянием. Они имели даже свои земли и дома (Иер.29:5), имели своих судей и старейшин.

Составителями Книги, как в древности, так и современными авторами полностью и единогласно признается пророк Иезекииль; здесь никаких двух мнений быть не может. Вся Книга пронизана одним духом, в ней полностью господствует какой-то неземной "свет славы Божией", чем в основном поражает Иезекииль. Так как он видел Славу Божию, как он описал это видение, больше никто из ветхозаветных пророков так не сделал. Этот стиль сохраняется от начала до конца повествования, что позволяет нам судить о едином авторе текста.

Деятельность Иезекииля по его пророчествам разделяется на два, довольно ясно ограниченных периода. Это, прежде всего, до и после разрушения Иерусалима. Первый момент - он, в основном, обличает Иудею за те мерзости, которые она допустила совместно с Израилем против Бога, против правды, против Истины, против нравственности. Он сравнивает Иудею и Израиль с двумя блудницами и описывает довольно красочно без всякого стеснения те мерзости, блуд, которым они предавались, совершая отступление от истинного богопочитания, уходя далеко от Завета своих отцов. Второй момент, - это, когда уже Иерусалим был разрушен. Здесь он уже желает поддержать дух упадших иудеев и здесь уже последует утешение и призвание к духовному возрождению, призвание сохранять мужество. Пророк дает возможность народу как бы заглянуть в тот период, когда Бог снова возвысит свой народ и придет истинный "пастух" и займет место недостойного "пастуха". Прольется Дух Божий и Израиль обратится к Богу и снова восстанет, как нация; Сам Бог будет править Своим народом и уничтожит всех его врагов. Лейтмотивом возмещения Израиля, который повторяется в каждой главе Книги, является Слава Божия. Особо надо обратить внимание на гл.37. Это текст, который читается на Утрени Великой Субботы - пророчество о сухих костях, о Воскресении. Надо уметь быстро найти это пророчество в Библии и уметь его разобрать.

Книга Иезекииля делится на следующие разделы. Суд перед падением Иерусалима (гл.1-24) - "Книга Суда"; здесь что ни глава, то шедевр пророческого видения и действительно есть вещи, которые стали нарицательными и вошли в золотой фонд мысли человеческой. Например, такие тексты: "И развернул Он передо мною, и вот свиток был написан внутри и снаружи, и написано на нем, - плачь, и стон, и горе. И сказал Сын человеческий, - съешь что пред тобою, съешь тот свиток, иди и говори дому Израилеву. И тогда открыл уста мои и Он дал съесть мне свиток и сказал мне, - сын человеческий, наполни чрево твое, наполни внутренности твои свитком, которые даю тебе. Я съел и было в устах моих сладко, как мед." (Иез.2:10; 3:1-3). При том у него особо отмечается и впервые встречается название "сын человеческий", что потом перешло в Евангелие. И еще много мессианских мест, о которых я скажу позже.

Темы этой Книги следующие. Призвание и посвящение в пророки (Иез.1-3).

Грядущее разрушение Иерусалима различными образными действиями (Иез.4-7).  "А  ты  сын  человеческий  возьми  себе острый нож,  бритву браодобреев возьми  себе, и поводи  ею  по голове твоей и  по  бороде твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части.  Третью  часть сожги  огнем  посреди  города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи из у себя в полы.  Но из этого еще возьми и брось в  огонь,  и сожги это  в огне. Оттуда выйдет огонь на весь доми Израилев." (Иез.5:1-4). О чем это говорится?  Это судьба иудеев Израиля - одна часть погибает полностью в городе при осаде, другая часть изрублена мечом,  а   третья   по   ветру   развеяна.   Участь Иерусалима, -    это,    прежде   всего,   последствия   греха идолопоклонства. "И сделаю над тобою то,  чего  Я  никогда  не делал и  чему  подобного  впредь  не буду делать,  за все твои мерзости. За то отцы твои есть сыновей среди тебя,  и  сыновья будут есть  отцов  своих;  и  произведу над тобою суд,  и весь остаток твой развею по всем ветрам.  Посему,  живу Я,  говорит Господь Бог:  за  то,  что  ты  осквернил  святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими,  Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя" (Иез.5:9-11). То есть вся тема первой Книги - это наказание за отступление.

Главы ( 8-11) - это видение идолопоклонства в Храме и суд, видение мерзостей в Иерусалиме. После того, как все это было явлено и он видел это, Слава Господня покидает Храм - это основная мысль. Именно отсюда, из его видений пошли иконография херувимов и иконография апостолов. "И у каждого из животных четыре лица. Первое лицо херувима, второе - человеческое, третье - львиное и четвертое лицо орлиное", т.е. то, что мы видим в изображениях на парусах апостолов и в различных трактовках "Бог Саваоф - Бог Славы", когда Вседержитель на престоле сидящий в древней иконописи; особенно это хорошо представлено в росписях Андрея Рублева Успенского Собора во Владимире, - там колеса, которые крутятся с многочисленными глазами, представленные лики - все это на основании пророчеств пророка Иезекииля. "И отошла слава Господня от порога Дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними", т. е херувимы покинули Дом Господний (Иез.10:18-19).

Главы (12-19) - это угрожающие предсказания и предостережения и словом, и делом. Здесь темы - и падения Иерусалима, и Слово Господне дому Израилеву, лжепророки и лжепророчицы, которые во множестве восставали в то время, и идолопоклонство старейшин израилевых, и личная ответственность каждого перед Богом. "И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот. И если бы нашлись в ней три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог" (Иез.14:12-14), т.е. важно, что, если Господь посылает казнь, то действительно нравственность народа дошла до крайнего предела.

Гл. 15 говорит о неизбежности и необходимости наказания. Главы (20-24) - это последнее возвещение суда. Обратите

внимание, что во всей Книге тема наказания и тема описания мерзостей повторяются периодически. Если внимательно прочитать первые 10 глав, то становится все понятно. Дальше читать легче, т.к. темы повторяются.

Главы (25-32) - темы предсказания о языческих народах. Это предсказание об аммонитянах, моавитянах, едомитянах и филистимлянах (гл.25). В гл. 26 говорится о царе Тире, царе Сидоне (гл.28) и о египтянах, о тех народах, которые влияли на Израиль, и "благодаря" которым Израиль вступил на путь беззакония, взяв от них самые мерзости, которые стал сам употреблять.

Совершая свое служение Иезекииль неустанно говорил о чудесном избавлении Израиля. И Дух Божий открыл перед ним страшную картину  смерти  и  Он  же   показал,   как   оживают божественным проиволением   иссохшие   костные   останки.  Гл. 37:1-11 знать близко к тексту. "Дух воскрешает, пусть рана была неисцелима, пусть Израиль стал подобно безжизненым костям, но для Бога нет невозможного, Его дыхание плодотворит и мертвых и отчаявшихся окрылевает надеждой" - говорит один богослов об этих костях.

Как мы видим пророки были врагами социальной неправды, тирании. Ограничивая права власть имущих и вводя в свое учение принцип равенства, Иезекииль последовал пути своих предшественников. Он очень хорошо знал, что одного этого недостаточно и поэтому основной акцент проповеди пророка делается на полной перемене целостной жизненной ориентации. Мы слышим от него призыв сделать духовную жизнь центром существа каждого человека. Это именно то, что потом мы услышим с вами в евангельском рассказе, когда евангелист Матфей говорит нам слова Христа "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все это приложится к вам". Отсюда связь между пророком и Новым Заветом.

Дальновидцу, поставленному на высокой горе была открыта изумительная панорама града Божия, в котором центральное место занимал Храм (Иез.40) - видение мессианского Царства Божия. Это последняя Книга - Книга утешения (гл.33-48). Расположенный в сердце города Храм был отделен от всего мирского "Вне Храма стена со всех сторон его". И в этом мы усматриваем указание пророка на центральную роль веры в жизни общества.

В следующих главах пророк проводит подробное описание Дома Божия. Здесь следует обратить внимание на главу 44. Здесь пррочество о Божией Матери и рождении Христа: "И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены" (Иез.44:1-3). Образ живой воды, который вытекает из-под порога Храма, олицетворяет неиссякаемый поток благодатной силы, который не только наполняет человека, но и омывает мир, изгоняя из него горечь греха и нравственного несовершенства. "Потом привел он меня обратно к дверям храма; и вот из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма по южную сторону жертвенника." Кстати, отсюда взято, что алтарь храма ориентирован на восток. " И вывел меня северными воротами , и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем обращенным к востоку; и вот вода течет по правую сторону" (Иез.47:1-12), то есть вода как бы отекает храм и благодать храма омывает весь мир.

Открывая перед Израилем картины будущего мира, Иезекииль требовал от него действий. Дело Божие, созидаемое Самим Богом не отделимо от человеческой воли. Перед лицом греха Бог не пощадил ни Иерусалимского Храма, ни народа. Духовное очищение Израиля, стремление к нравственному совершенству является условием для того, чтобы воздвигнут был город, именуемый "Господь здесь".

Одним из основных аспектов проповеди Иезекииля был призыв к покаянию. "Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?" (Иез.33:11) . Пророк всегда настаивал на личной ответственности каждого человека. Преображение народа Божия должно зависеть от усилий каждого, поэтому его проповедь имела цель пробудить искреннее покаяние в людях. Сам человек не способен полностью освободиться от греховности, он видит спасение только в благодатной Ссиле Божией. Лишь Она может искоренить врожденную нечистоту человека и омыть сердце действием Святого Духа.

Примерно, после 571 года мы почти ничего не слышим об Иезекииле, видно пришло время его смерти, но миссия к этому времени была уже полностью выполнена. Пророк вселил в свой народ надежду на лучшее будущее, начертал ему дорогу вперед. Лучшие сыны израилевы целиком приняли его программу и, стараясь освободиться от греха, вновь собрались на возрожденной Земле, чтобы воздвигнуть Ххрам и готовиться к великому дню пришествия Господа.

Некоторые особенности и своеобразие его Книги. Символика Книги пророка Иезекииля. Книга полна символическими действиями и аллегориями. Важнейшие символические действия: кирпич - осада Иерусалима; возлежание на ложе - продолжительность суда (долго ждет, но больно бьет); нечистый хлеб - голод; сбритые волосы - судьба жителей; выселение - бегство Седекии; еда с дрожью - неуверенность народа в своем будущем; траурные одежды - падение Иерусалима; два зла - соединение Иудеи и Израиля. Аллегории: блудная    жена   -   нарушение    Иерусалимом верности (Иез.16:1-52).  Притча  о  блудных  сестрах - Оголы и Оголивы (Огола это Самария - Израиль , а Оголива это Иерусалим

- Иудея). "И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, и блудилил они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груды их, и там растлили девственные сосцы их. Имена им: большой - Огола, и сестре ее - Оголива. И были они моими, и рождали сыновей и дочерей; и именовались - Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом." (Иез.23:1-4). Большой крокодил (Иез.29:3-7) "...большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: "моя река, и я создал ее для себя" - это царь Египетский и пророчество о Египте, фараон в своем могуществе. Но говорит Господь "...вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилепшею к чешуе твоей. И брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут, и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным", т.е. суд над Египтом и его жителями то, что мы сейчас исполнилось в историческом плане. " И узнают все обитатели Египта, что Я - Господь; потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою". И действительно сейчас земля абсолютно бесплодна по сравнению с той эпохой, когда земля была плодородная и все кормились; в пророческом плане все исполнилось.

Притчи, которые также сущетвуют у Иезекииля. Это прежде всего, притча о бесполезном дереве виноградной лозы - то есть жители Иерусалима. Здесь есть перекличка с Евангелием. Неудачный приемный ребенок - это город Иерусалим (Иез.16). Притча о побеге кедра и виноградной лозе (Иез.17) - это олицетворяется с царским домом. Притча о большом орле - это царь Навуходоносор (Иез.17). Лесной пожар - угроза войны. Меч разящий - смертельный суд. Накипь на котле - страдание Иерусалима (Иез.24). Наряду с этим пророчества Иезекииля имеют свои особенности, свойственные только ему. "Так говорит Господь Бог" перечисляется свыше 200 раз; обращение "Сын человеческий!" - более 100 раз; "Слово Господне" - упоминается 84 раза; "И узнают, что Я Господь" - 60 раз; слово "ужас" повторяется 42 раза и 14 раз "мятежный дом" и ряд других выражений, свойственных только ему.

Для него еще характерны следующие события: видение огненной колесницы с четырьмя херувимами (Иез.1); рассказ о Храме Иерусалиме, как капище идолов (Иез.8,11); пророчества о мертвых костях (Иез.37); новый град Иерусалим (Иез.40,46) и храмовой источник, как поток благодати Божией.

Мессианские места пророка Иезекииля, пророчества о Мессии. Правомочный правитель из дома Давидова (Иез.17:22-24); правомочный наследник (Иез.21:30-32); правомочный пастырь (Иез.34:23-30); единый царь над Иудеей и Израилем (Иез.37:22-28). "А раб мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно" (Иез.37:24-25) - конечно это не о Давиде, а о его потомке Мессии.

Пророк Даниил.

Плен, разрушение Иерусалима и Храма и другие испытания, которые выпали на долю Израиля, духовно укрепили его и приблизили его к поре духовной зрелости. Он уже не может и не желает быть обломком, носимым по морю житейскому без смысла, надежды и целей,  а стремится осознать себя,  свое  прошлое  и настоящее.  Саященное  Писание  в  эпоху плена становится осью духовной жизни Израильской общины.  В строках Писания  Израиль стремится  теперь прочитывать судьбу и определить свое место в мире.

Плодом этих размышлений является так называемая Четвертая Священническая история, которую у нас принято называть Второзаннической (Книга Второзаконие). Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых и Книги Царств современной Библии получили свое полное сформирование именно в эпоху пленения. Хотя весь этот цикл исторических Книг представляет из себя историю Израиля, для нас с вами они представляют интерес в их толковании в свете нравственных проповедей пророков. Надо чувствовать, что все персонажи Ветхого Завета, пророки, цари, судьи израильские связаны между собой в единое целое, как целый духовный монолит. Их нельзя мыслить по одному, они все целиком судьба Израиля, его душа. И если мы говорим о философии смысла всех Книг, то это выглядит, как парадоксальное утверждение: - "Все от Бога, но и все от человека". Господь ничто не делает без воли человека, он смотрит на него, он ждет его покаяния, он призывает и направляет его, но все идет от Бога. На достижение указанной Богом цели люди должны собрать все свои усилия, всю нравственную волю, но конечный результат в руках предвечного Бога. История как бы иллюстрирует это примерами из прошлого, превращает некоторые интуистические факты в религиозно-нравственный урок. Бытие народа рисуется как нечто подобное из жизни отдельного человека и стержень этой его жизни - разговор, диалог человека и Бога. Во всех событиях звучит Слово Божие, обращенное к людям, а люди так или иначе отзываются на него. Отсюда бросающаяся в глаза действенность исторических Книг Библии. Мы можем проследить этапы становления, роста и расширения Завета - Бог полагает начало Своему Царству среди Израиля и постепенно подготавливает его; чудо приводит народ Божий в Землю Обетованную, Он руководит ими через избранных Судей, вождей и пророков. Народ же, в свою очередь, призван к нравственному росту, углублению богопознания, осуществлению Заветов в конкретной эпохе исторической жизни.

На фоне этого движения к Царству Божию история Израиля представляется нам, как просто провал, потому что мы видим, как постоянно Израиль сворачивает с итинного пути, увлекаемый разнообразными искушениями. Это идолопоклонство, обрядоверие, алчность,лицемерие, всевозможная нравственная нечистота. Можно привести сотни и сотни примеров грехопадения, которые сопровождают историю народов. Израиль оказывается универсальныи прототипом любого из народов. При этом история Израиля показывает, куда уводят ложные дороги. Неверность Завету влечет внутренние неурядицы, приход врагов, распадение и гибель Давидова Царства. Для авторов истории ясно, что во всех невзгодах, которые выпадали на долю Израиля повинны не ханаанеи, язычники, а сам израильский народ. Враги же его были лишь орудием для вразумления заблудших.

И вот мы с вами в Вавилоне в период, когда Иерусалим подвергся мерзости запустения и последние, лучшие представители Израиля были отведены в плен. Даниил в переводе означает "Бог - мой судья" или "Бог будет судить". Пророк Даниил был благородного, а возможно даже царского происхождения (Дан.1:1-3). Он родился в Иерусалиме примерно в 630-625 году, в то время, когда царь Иосия начал очищать Иудею от жертвенников на высотах и идолов (2Пар.34:3). Вскоре после этого была найдена Книга Закона, и Иосия еще более углубил реформы и позаботился о введении и праздновании праздника Пасхи, который к тому времени был отчасти забыт. Можно с уверенностью сказать, что эти события произвели большое впечатление на молодого Даниила. Есть мнение, что он был под большим влиянием такиз пророков, как Иеремия и Сафония. Когда Даниилу исполнилось 20 лет, он был уведен вместе с другими благородными детьми в Вавилонию войсками Навуходоносора. Из текста ясно, что он получил прекрасное образование, был богато одаренным и красивым. В Вавилонии он втечение 3-х лет изучал язык и литературу халдеев и уже в то время обладал особым даром толкования снов и видений.

В годы правления Навуходоносора (605-562 гг.) Даниил занимал одно из первых мест в его государстве, а именно с того момента, когда ему было дано откровение сна об истукане и его значении. При правлении следующих царей, которые не названы в Книге, Даниил возможно был более или менее забыт, ушел в тень. Это не было удивительно, поскольку сын Навуходоносора Евилмеродах (?) был убит через два года своим зятем Нериглисором (?), который после того, как сам правил 4 года, был умерщвлен, и после этого убийцы посадили на его место внука Навуходоносора Набонеда (?), который правил с 556 по 539 год. Это было время смуты. Известный Валтасар был по-видимому сыном или внуком Набонеда, потому что в то время, когда он правил, Валтасар замещал его временно. При кратком правлении Дариеминянина (?) Даниил снова занимает почетную должность и становится одним из первых министров государства. Очень вероятно, что именно он влиял на решение Кира об изданнои им эдикте, разрешающем евреям вернуться на родину, построить новый Храм и взять священные предметы, которые Навуходоносор ограбил, а Валтасар осквернил. Можно предположить, что именно Даниил прочел свои предсказания Иеремии, и они произвели на него большое впечатление. Мы знаем, что Кир с большим уважением относился к религиозным воззрениям различных народов.

По сути указ Кира был исполнением молитв Даниила и венцом его деятельности. Во время указа ему возможно было 90-95 лет, т.е. это был глубокий старец, умудренный жизненным опытом, если, конечно, он дожил до этого указа, хотя он много сделад, чтобы этот указ увидел свет.

Книга Даниила является единственной в своем роде в Ветхом Завете, и еврейская Библия помещает ее среди Писаний Кеттубим (?) после Книги Есфири и первой Книги Езли, т.е. относит ее к первому периоду еврейской Библии, тогда как греческая традиция 70-ти Толковников отводит ей место после Иезекииля, т.е. среди пророков. Такое различие определяет ее место в какой-то степени различными традициями, а также различными редакциями переизданий, в конечном счете определившими облик Книги.

Имя составителя Книги нигде не указано, но общее предание, как христианское, так и еврейское приписывет Книгу Даниилу. Однако нужно принять во внимание, что в первых шести главах он всегда упоминается в третьем лице. Иначе обстоит дело со второй частью, в которой приводятся собственные слова Даниила. Кроме того, бросается в глаза большая цельность Книги, хотя в ней явно прослеживается употребление двух языков

- это древне-еврейский и арамейский. Поэтому ряд экзегетов делает такой вывод, что хотя Книга в основе написана Даниилом, но безусловно она претерпела множество редакций и к ней приложили руку его ученики и близкие ему люди. Что касается подлинности Книги, то Книга Даниила принадлежит к тем Книгам Библии, о которых говорилось больше всего. Почти 2000 лет Книга считалась неоспоримым авторитетом, как у израилитян, так и у христиан - никто не сомневался, что это реальность.

Однако только к концу XVIII столетия, когда наши европейские просвещенные умы стали мыслить более материалистическими категориями, внезапно стали эту Книгу критиковать со всх сторон и сомневаться в подлинности ее происхождения. Одной из причин было имя Валтасар. Поскольку имя это было неизвестно вне библейской литературы, его личность отвергалась. Сегодня, благодаря найденным таблицам, мы знаем, что Набонед, сын зятя Навуходоносора, имел сына Валтасара, который, вероятно, замещал отца в правлении. Это объясняет, почему Валтасар предложил Даниилу третье место в государстве; первое занимал его отец, второе - сам. По хронике времени Набонеда и Кира Валтасару было поручено самостоятельное руководство военными действиями, и он правил, как регент с 553 года при своем отце Набониде. Еще один персонаж - Дарий Медианин, который также не упоминается нигде. Он не признается по той же причине, именно - правители государств раньше часто были известны под различными именами; например, было несколько имен Навуходоносора, царь Пергам (?) имел 5 или 6 имен. История Дария полностью совпадает с историей некоего Киаксариса II, повидимому, речь идет об одном и том же лице. Киаксарис II был родственником великого Кира, победителя Вавилонского Царства. "И взял для него столицу Царства, где потом был поставлен Кир наместником с царстким званием" - здесь он выступает, как Дарий Медианин.

Пророчества гл.11 слишком точны и подробны, что очень было неудобно, считали, что невозможно так точно пророчествоапть об этом, т.к. все было предсказано от Царства Персидского до смерти царя Александра Македонского (323 г.) Поэтому все это было принято, как гораздо более поздняя интерполяция и внесение в эту Книгу. Первая критика подобного рода происходит от неоплатоника Парфируса в 34 году. В 12-й его Книге Писаний против христианства, где он упрекает, что не мог так человек четко все рассказать. Он утвержает, что Книга Даниила была написана не им, а одним евреем во время Антиоха Епифана, составитель просто добавил исторические факты. Речь идет не о пророке и его пророчестве, а просто об исторической летописи, которую добавили. Также возникла и критика, связанная с тем, что Даниил не мог знать конкретно событий. Если мы возьмем его основное пророчество о семидесяти седминах, то мы скажем, что здесь уже никто не мог так предсказать и т. д. Стиль и тот и другой совпадают полностью и поэтому современная зкзегетика говорит то, что это безусловно его пророчество, но возможно записанное кем-то из его последователей немного позже.

Если мы видим пророков, выступающих, в основном, с обличительными проповедями, то Книга Даниила - Книга историческая. В ней есть те свойства, которые освящают грядущее руководство Божие в мировой истории. Даниилу дано было предвидеть возникновение и распад мировых держав, которые будут уничтожены конечной победой вечного Царствия Божия (Дан.2,7). Перед очами Даниила развертывается не только ближайшее, но и отдаленное будущее, и он указывает на конечную победу Того, Кто нисходит в облаке. Это уже апокалиатические пророчества про наши времена, так называемый Апокалипсис Даниила.

То, что отличает Даниила от пророков, это, прежде всего, прославление Бога в истории, Его Царство над властью человека и непреодолимое проведение его плана спасения. Вся Книга Даниила делится на две части. Первая часть (Дан.1-6) - историческая часть и вторая (Дан.7-12) - пророческая часть. Историческая часть - это про Даниила и его друзей Ананию, Азарию и Мисаила или по переименовании - Сидраха, Мисаха и Авденаго; имя Даниила было Валтасар. Говорится о их воспитании, о их посте, который они выдержали, что является для нас с вами примером нравственного совершенства среди всеобщего разложения и о их подвиге веры, который они проявили.

Вторя тема, которую надо знать - это "Истукан". Надо знать, что такое "златая глава", что такое "грудь медная", что такое "ноги глиняные" и что это означает, какие Царства и, конечно пророчество "о камне неиссякомом, от горы отсеченном, который разрушен", т.е. опять таки упоминаие о Пречистой Деве Богоматери, Богородице ( есть даже такая икона богоматери "Гора неиссякома", которая связана с этим прорчеством.

Следующая тема "Печь огненная" (Дан.3) о том, что в печи было трое, а ходило четверо и с чем это связано. В малой Азии, под Анкарой, где находилась древнейшая хеттская культура (государство Урарту) 5000летий до Р.Х. производились раскопки в месте, где действительно были огненные печи, откуда видно, что они из себя представляли. Печи предназначались для выплавки металла, в основном, но туда видимо бросали и преступников. Обратите внимание в Книге, что все, кто подходил к печи, чтобы бросить жертву, сами умирали, потому что подойти к этой печи невожможно, не получив серьезного ожога. Эти люди были в основном рабы. Печ представляет собой углубление в земле размером 5х6 м. с системой поддува, где стояли меха, и системой подачи горючих материалов - смол , нефти и т.п., под цистерной находилась сливная камера.

"Высокое дерево" (Дан.4).  Это сон, который он видел.

"Пир Валтасара" (Дан.5).  Рассказать значение слов МЕНЕ , ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

"Даниил во львином рву" (Дан. 6). Надо знать, какое отношение имеет пророк Аввакум. "И был в Иудее пророк Авакум, который сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо пошел на поле, чтобы отнести это жнецам, но Ангел Господень сказал ему,

- Аввакум отнеси обед, который у тебя в Вавилон Даниилу в ров львиный. Аввакум сказал, - господин, Вавилона я никогда не видел и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы главы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою Духа Своего. И воззвал Аввакум и сказал, - Даниил, Даниил возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал, - вспомнил Ты обо мне Боже и не оставил любящих тебя. И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место". Здесь можно перевести, что нет ни пространства, ни времени.

Пророчество "4 зверя и Сын человеческий" (Дан.7). Видение 4-х зверей - это Вавилон, Персия, Греция и Рим и вечное Царство сына человеческого. "...поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями... (изображение Бога Отца)... одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь" (Дан.7:9). Опять перекличка и с Изкекеиилем, и с Исаей. "Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги" (Дан.7:10). "Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему" (Дан.7:27,28).

Второе видение Даниила - "видение овна и козла" (Дан.8). Это цари Мидийские, Персидские и цари Греции. Это видение заканчивается видением небольшого рога ( "малый рог" по мнению многих толкователей экзегетов - это антихрист. "От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жатва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан.8:9-14). На три года, как мы и говорим о правлении антихриста на земле , то, что мы видим в Откровении Иоанна Богослова (Отк.1:13). Архангел Гавриил объясняет "Знай Сын человеческий, что видение это относится к концу времени", т.е. окончание мировой истории.

Следующее видение - пророчество о "семидесяти седьминах" (Дан.9:3-19,20-27). Это одно из самых важных мессианских мест. Первое - это молитва Даниила об Израиле и затем явление этих седьмин. Затем явление Гавриила и истолкование значения седьмин. "Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города   твоего,   чтобы  покрыто  было  преступление, запечатаны были  грехи  и  заглажены   беззакония,   и   чтобы приведена была  правда  вечная  и  запечатаны  были  видение и пророк, и помазан был Святый святых.  Итак знай и  разумей:  с того времени, как выйдет повеление о осстановлении Иерусалима, до христа Владыки семь седьмин и  шестьдеся  две  седьмины;  и возвратится  народ  и  обстроятся улицы и стены,  но в трудные времена" (Дан.9:24-25).  То есть это эпоха эмансипации греков, нашествия, Антиох, Птоломей и т.д. "И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос,  и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя,  который придет,  и конец его будет как от наводнения,  и  до  конца  войны  будут опутошения"  (Дан.9:26).  Это говорится о Тите Флавии,  который разрушил Иерусалим и все  остальное.  "И  утвердит  завет  для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение,  и на крыле святилища будет мерзость запустения, и                 окончательная    предопределенная    гибель    постигнет опустошителя"  (Дан.9:27)  -  это   воплощение   Сына   Божия, исполнение закона и пророка, утверждение Завета.

Гл.10 - видение последних времен, видение Ангела, пост Даниила и укрепление Даниила.

Гл.11. - интересна по своему содержанию, т.к. она говорит о наших с вами временах и говорит о том, как народ израильский существует между различными враждующими нациями, т.е. то, что происходит и в нашей жизни, когда мы видим сейчас Израиль, который пытается восстановиться и который к сожалению, не может это пока сделать.

Гл.12 - это спасение в конечных временах.

Гл.13 14 - апокрифические главы, которые по мнению многих экзегетов внесены позже - это "повесть о Сусанне, о Вилле и Драконе.

Символика: "Златая голова" - Вавилонское Царство;"Серебрянная грудь" - Мадиано-Персидское Царство; "Медное чрево" - Греческое Царство; "Железные ноги" - Римское государство; " ноги и ...? - важнейшие государства после Рима и "Камень ...(?)" - грядущее Царство Божие, Царство Мессии.

Заключительные главы пророка Даниила как бы подводят эпоху всем пророкам, о которых мы говорили. Мы видим с вами, что Книги пророков в Ветхом Завете имеют непреходящее значение. Действительно именно профитизм заложил самые основы ветхозаветной веры и нравственности, принеся свет Слова Божия в темные массы народа. Борясь против язычества, суеверного магизма, ханжества, деспотизма, нравственной распущенности, пророки провозглашали   религиозный   и   нравственный   идеал верности единому Богу. Они учили о действующем в истории Боге, о святости Бога, о правде, любви, милосердии, о вечном Царстве грядущего Мессии.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную
Полезная информация: