Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова Л Е К Ц И Я 8
Авраам и его потомство Начало Ветхого Завета, диалога между Богом и человека было лишено всяких знаков значимости. События исхода из Месопотамии в землю Ханаанскую передается очень простыми, лаконичнымисловами: "И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там" (Быт. 11:31). Земля Ханаанская - это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово "Харран" переводится как "остановка". Именно в Харране умирает Фарра, отец Аврама. И далее Аврам идет уже как начальник особого племени. Происхождение завета и происхождение народа сливаются, потому что еврейского народа не существует помимо завета. Поэтому говоря о Ветхом Завете, его нравственных и исторических аспектах, мы должны сказать несколько слов о народе, с которым был заключен этот завет. Итак, евреи как народ появляются на исторической арене примерно за 1900 лет до Рождества Христова. К тому времени, когда Фарра и Аврам вышли из Ура Халдейского, Египет уже пережил несколько фараонских династий. Древние жители Месопотамии шумеры растворились среди окружающих семитских млемен. На смену Аккадскому царству выдвигалось Вавилонское царство. В Ханаане к тому времени уже образовались первые цивилизованные города-государства, отвечающие даже современным требованиям цивилизации (имеющие водопровод, канализацию и т.д.). Город имел сношение с другими городами и был в числе великих городов древности. Для историка израильский народ должен предствляться чем-то загадочным. Действительно: пришелец из далеких древних миров, переживший расцвет и гибель многих цивилизаций, израильский народ до сих пор остается живым и влияет на какие-то исторические тенденции в нашем обществе. Кажется, Фридрих Великий сказал: "Покажите мне еврея - я скажу, что Бог есть". Действительно, в нем явилось ношение частицы той благодати, которая была дана Авраму и которая пережила столетия и века. Что осталось с того времени? Где шумеры, где аммонитяне, амаликитяне, древние египтяне? Их нет, а народ еврейские остался народом. Да, он смешался с другими, уже нет той чистоты, но тем не менее как носитель начала, положенного Авраму, он остался, и это реальность, которую мы должны признать. Нередко встает вопрос: почему именно Израиль, а не другой народ стал избранником Божиим? Не хетты и не арамейцы, а евреи. Полчему именно они были обетованием откровения? Бог не открылся другим народам, потому что они не были достаточно готовы к принятию этого откровения. Ни Греция, ни Индия не могли стать лоном Нового Завета. Античные философские системы видели спасение только в смерти, в переходе в иной мир. К этому близок и индийские религиозный дух, для которого земной мир - нечто иллюзорное и бессмысленное, который искал освобождения в мистической отрешенности. Уйти в нирвану - и на этом все закончится. В Израиле же вера в спасение и избавление была тесно связана с признанием реальности и целостности этого мира. Творение самой жизни человека, а не просто пассивное молчание и воззрение на жизнь; не какой-то мистический экстаз - но живой человек, который предстоит пред Богом. Такова религия Ветхого Завета. И в этом религиозном порыве человек - не бессловесный раб, не бесплотный духовидец, а существо мятежное, противоречивое, обладающее напряженной волей и ярко выраженным личным началом. И эту свою страстную, мятущуюся, ищущую душу человек приносит Богу. Вот как говорит об этом Владимир Соловьев: "Веруя в Сущего Бога, Израиль привлек к себе богоявления и откровения. Веря также и в себя, Израиль мог вступить в личные отношения с Ягве, стать с Ним лицом к лицу, заключив с Ним договор, завет служить Ему не как пассивное оружие, а как деятельный союзник. И, наконец, в силу этой же деятельной веры стремясь к конечной реализации своего духовного начала, через очищение своей человеческой материальной природы Израиль подготовил среди себя чистую и святую обитель для воплощения Слова Божия. Для нас важно правильно определить место Авраама в истории Божественного домостроительства. До него понятие "патриарх" означало "начальник рода", "начальник эпохи". Мы называем этих патриархов допотопными патриархами. После Ноя Господь благословляет его потомков в лице его сыновей Сима, Хама и Иафета, от которых населилась вся земля. Мы уже говорили о трех основных расах: семитах, хамитах и иафетитах и о тех регионах, где жили эти люди. В Библии есть ряд имен, которые показывают развитие человека и его расселение после Всемирного потопа. Много имен отсюда знать не надо, но для себя надо уяснить некую красную нить, которая тянется от Адама до Авраама. Именно ради этого бытописатель и приводит нам родословие Сима. Когда Ной благословлял своих сынов, он сказал такие слова: "Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему" (Быт. 9:26). Ной, дав благословение своим сыновьям, предрек судьбу будущих поколений, которые исходят от них. Библия перечисляет затем сынов Иафета, Сима и Ханаана (сына Хама, внука Ноя). "Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова" (Быт. 10:21). Здесь упоминается имя Евера. Это был потомок Сима, который родился спустя несколько, может быть, даже столетий. "Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада" (Быт. 11:10), Арфаксад затем родил Каинана, а затем Салу; у Салы родился Евер. "Евер жил тридцать четыре [134] года и родил Фалека" (Быт. 11:16) и т.д. Именно Сим является родоначальников семитов, от которых произошли и евреи. Слово "еврей" - от имени Евера. Именно этого праотца нужно помнить. Затем Библия повествует о том моменте, когда на историческую арену приходит Авраам и его потомки. Как мы помним, после Потопа Бог заключает с Ноем новый нравственный завет, по которому утверждается статус человека в мире. Господь говорит, что отныне, как бы ни согрешал человек, Он не будет его уничтожать и полагает завет между человеком и Богом. Знамением завета становится радуга - некий духовный мост, соединяющий небо и землю. К сожалению, Потоп не исправил нравственную природу человека. Движение к падению продолжается, причем в самом же первом праведнике - в Ное. Он испивает вина и делается пьяным, что ведет ко греху его сына Хама, который осуждает отца, насмехается над ним. В нлаве 11 Библия открывает нам новое падение, которое проявляется в построении Вавилонской башни. Это не просто башня, которая строится людьми, а некий символ нового богоотступничества, возведение того, что человек хочет построить сам, укорив этим Бога, возвысив себя до небес. И здесь опять - желание быть как Бог, будучи без Бога. Построение этой башни заканчивается трагедией (а может быть, и благословением) - расселением человека. Он получает от Бога благословение и расселяется по земле, чтобы насаждать и возделывать землю. В то же время Господь сохраняет человека. Это расселение, это смешение языков ("Вавилон" и означает "смешение") - некое благоденствие Бога по отношению к человеку. Благодаря этому люди перестают делать то, на что они сами себя настраивали, и их богоотступнические планы полностью разрушаются. Бог использует само зло, отвечает на падение избранием. Среди падших и противящихся Богу личностей появляются люди, которые следуют за Его призывом. Своим орудим Господь избирает еврейские народ, который, как уже было сказано, получает свое имя от Евера, потомка Сима. Каждый народ возникал в результате естественных процессов, постепенно формируясь под воздействием различных факторов: наследственности, окружающей средыв, культурных традиций. Израиль же зародился как религиозное движение. Он не имел вождей, которые были у других народов, но он имел ту веру, которая помогла ему объединиться. Из этого религиозного единства произросло единство национальное. Авраам был родоначальником этого движения и, как глава патриархов, носит условное название пророка. Начало Ветхого Завета, т.е. диалога между Богом и человеком, было лишено всяких признаков значимости. События исхода из Месопотамии в землю Ханаанскую передаются простыми и лаконичными словами: "И взял Фарра Аврама, сына своего, и ЛДота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, и вышел с ними из Ура Халдейского в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там" (Быт. 11:31). Слово "Харран" переводится как "остановка" Но не следует думать, что это остановка именно для этого семейства, для этой группы людей. В то время наблюдались большие перселения народов, и это, видимо, было место, где бедуины (кочующие племена) делали остановки и где было некое селение. Что представлял собой Авраам как глава рода? Он и его отец Фарра были, вероятно, зажиточными людьми знатного происхождения, живущими в цивилизованном по тем временам городе. Ур Халдейский (его развалины сейчас обнаружены, там произведены раскопки) являет собой в полной мере цивилизованный город: у него есть стены, дома, укрепленные районы; посреди города есть зиккурат - древняя башня, какие возвышались в древних аккадских городах. Здесь были все признаки древнего языческого мира. Из этого языческого города, где почитали языческих богов, Господь призывает Авраама выйти. Эти боги были в виде луны, солнца, различных истуканов. Господь призывает Авраама, чтобы он путем очищения от той жизни, к которой привык, ушел в землю незнакомую и неизвестно где находящуюся. Авраам подчиняется; именно это и было признаком его веры. Происхождение завета и происхождение народа сливаются, потому что еврейского народа не существует помимо завета. Поэтому, говоря о Ветхом Завете, мы должны несколько слов сказать о народе, с которым был заключен завет. Евреи появляются на исторической арене около 1850-1900 годов до Р.Х. Примерно в то время когда Фарра и Авраам вышли из Ура Халдейского, Египет уже пережил несколько фараоновских династий. Древние жители Месопотамии шумеры растворились среди окружающих их жителей 70 племен, а на смену Аккадскому царству выдвигалось царство Вавилонское. Помните царя Хаммурапи с его знаменитыми указами? В Ханаане к тому времени уже образовались первые высокоцивилизованные города-государства, к которым принадлежал и Ур Халдейский. Для историка израильский народ должен представляться чем-то загадочным - пришелец из далекого прошлого, из исчезнувшего мира. Переживший расцвет и гибель многих великих держав и цивилизаций, этот народ до сих пор остается на земле, и в нем сохраняются определенные творческие импульсы. Это живой народ. Фридрих Великий сказал: "Покажите мне еврея, и я скажу, что Бог есть". Потому что многие народы исчезли, а этот библейский народ остался свидетельством Живого Бога. Почему именно Израиль, а не другой народ был избран для Окровения Божия? Бог не открылся другим народам по той причине, что они не были подготовлены для Откровения. Ни Греция, ни Индия не могли стать лоном для Нового Завета. Античные философские системы видели спасение человека только в переходе в иной мир, в смерти. К этому близок и индийский религиозный дух, для которого земной мир - нечто иллюзорное и бессмысленное, который ищет освобождение в мистической отрешенности, в нирване. В Израиле же вера в спасение и избавление была неразрывно связана с признанием реальности и ценности мира, в котором мы живем. Творения, которые окружают нас, и жизнь, которая окружает нас, - не пассивное молчание и наблюдение, не слепой экстаз, а живой человек, предстоящий перед Живым Богом. Такова религия Ветхого Завета. В своем религиозном порыве человек - не бессловесный раб, не бесплотный духовидец, а существо мятежное, порой противоречивое, обладающее напряженной волей, ярко выраженным личностным началом. Эту свою страстную мятущуюся душу человек приносит к подножию Бога. Вот как говорит об этом Владимир "Веруя в Сущего Бога, Израиль привлек к себе богоявления и откровения. Веря также и в себя, Израиль мог вступить в личные отношения с Ягве, стать с Ним лицом к лицу, заключив с Ним договор, завет служить Ему не как пассивное оружие, а как деятельный союзник. И, наконец, в силу этой же деятельной веры стремясь к конечной реализации своего духовного начала, через очищение своей человеческой материальной природы Израиль подготовил себя и среди себя - чистейшую обитель для воплощения Бога Слово. Вот почему еврейство есть избранный народ Божий. Вот почему Христос родился в Иудее" ("История и будушность в теократии"). Израиль является нам народом-странником. Проникаясь культурой народов, среди которых ему суждено было жить, израильтяне тем не менее не теряют своего собственного лица, духовного облика и веры в свое призвание. Израильская культура была тем горнилом, в котором сплавлялись воедино духовные ценности дохристианского человечества. Лучшее, что было в Ваилоне, Египте, в Ханаанских государствах, в Греции, нашло свое воплощение в ветхозаветных религиозных культах. Призвание Израиля было делом великим и ответственным. Это была ответственность не только перед собой, но и перед всем миром. Вся ветхозаветная история проходит под знаком исхода. Исход Авраама в Харран из Ура Халдейского; исход из рабства египетского в Землю обетованную; исход из плена вавилонского в Святую Землю и построение храма. Исход из обрядовой религиозности в духовное созерцание грядущего Мессии. Как говорит историк Ахерн, величайшим исходом был исход Израиля в христианство, который совершила лишь часть народа ("Исход в вечность", Цюрих, 1955). Наш известный философ и религиозный деятель о. Сергий Булгаков называет еврейскую историю осью мировой истории. "Народ Христа, - говорит он, - есть особый народ. Не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился как бы представителем всего человечества перед Богом и именно как представитель всего человечества он несет на себе весь комплекс противоречивых начал: универсализм пророков, национальную узость законников, апостольское благовестие и бездуховный рационализм. Достаточно вспомнить эпоху пророков, чтобы понять всю драматичность и напряженность этой борьбы. (Где кончилась цитата?) Историей великих еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова начинается история еврейского народа, история религии Ветхого Завета, приведшей к порогу Евангелия. "И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:1-3). Вот великое обетование, данное Аврааму при первом явлении ему Господа. Книга Бытия, главы 12 и 13, повествуют нам как раз о призвании Авраама, его племени и дальнейшей его истории. 1. Избрание Авраама. 2. Первое Богоявление Аврааму в Харране и первое обетование, данное Аврааму. Суть его: "Благословятся в тебе все племена земные". 3. Второе явление Аврааму Бога произошло близ Сихема. "И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему]" (Быт. 12:5-8). Далее рассказывается история Авраама, история Лота, его пленения и освобождения его Авраамом. Я прошу вас сделать анализ Посланий ап. Павла к Галатам (гл. 3) и к Римлянам (гл. 4) для сравнения. 4. Третье Богоявление Авраама произошло в Вефиле, после разлучения его с Лотом. Затем - плен Лота, осовбождение Лота и встреча Авраама с царем Салимским Мелхиседеком. О Мелхиседеке мало что известно, это довольно странная, таинственная, особая личность, в которой многие свв. отцы Церкви видели прообраз Христа Спасителя. Этот человек жил на земле и поклонялся Единому Богу. Священное Писание называет его священником Бога Всевышнего. Встреча с Мелхиседеком происходит после освобождения Лота. Авраам освобождает своего племянника. Когда он возвращался после поражения царей, "царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего" (Быт. 14:17-20). Вот все, что мы знаем о Мелхиседеке. Вспомним: "Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову", - говорится в Св. Писании, и так же вспоминается у нас за богослужением. То есть Мелхиседек, вынося Авраму хлеб и вино, являл как бы прообраз будущей Евхаристии. Особый человек; про него не сказано, где он жил, как провел свою жизнь, что с ним стало потом. Однако его выход к Аврааму является не просто встречей, а взаимным благословением. Авраам ему отдает как священнику, как Богу (как и полагается по религиозным традициям) десятую часть, десятину, от того, что имеем. А Мелхиседек, в свою очередь, благословляет Авраама от имени Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. Это нас наводит на мысль, что не только Авраам со всем своим племенем поклонялся Единому Богу, а были места на земле, где люди сохраняли верность древней традиции, которая пришла к ним еще от первых людей, живших на земле. И что не все люди поголовно были идолопоклонниками, а были и те, которые веровали в Единого Бога, Владыку неба и земли. Таких моментов в Св. Истории будет несколько: у совершенно не связанных с Израилем людей были проявления веры в Единого Бога. Имя Мелхиседек в переводе означает "царь правды". Прочтите о Мелхиседеке также в Послании ап. Павла к Евреям (гл. 7). 5. Четвертое явление Бога Аврааму описывается в главе 15:1-6 - "После сих происшествий было слово Господа к Аврааму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследний мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность". Последнюю фразу можно выучить наизусть: "Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность". Вот основной ключ к пониманию самого Авраама. Авраам приносит жертвоприношение Богу, которое Господь принимает по захождении солнца: "И наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата" (15:17-19). Вот так оно и претендует сейчас, это потомство. Вскоре, как вы знаете, происходит рождение от Агари Измаила. Авраам думает, что именно в этом рождении обетование, но Господь опять говорит ему: нет, именно в Сарре наречется тебе имя и семя. 6. Пятое явление Богу Авраама с переменой его имени происходит с установлением обряда обрезания. Он уже называется не Аврам (что в переводе значит "высокий человек"), а Авраам - "отец множества". "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов... Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника..." (17:1-5,9-12). Сам обряд обрезания был знаком Аврааму и окружающим его племенам: это был древний обряд, который практиковался у бедуинских племен. Это был чисто гигиенический обряд, но в данном случае Господь указывает Аврааму, чтобы он осуществил этот обряд со своей семьей, и это будет заветом между ним и Богом. Но условие завета - не просто обрезание. Сказано: "Ходи предо Мною и будь непорочен". Так что само по себе обрезание не ведет ни к чему, главное - иметь страх Божий в сердце, веру в Бога, соблюдать то, что Господь повелевает тебе. Только в этом случае обряд этот становится действенным и ведет к спасению. 7. Шестое явление Аврааму Господа у дубравы Мамре (у мамврийского дуба), при котором было сказано, что родится у Сарры сын. Шестое Богоявление вообще является особым среди других. Нигде не говорится, каков конкретно был вид Бога. Можно сказать, что Некто мне явился, и я буду прав: это может быть голос, или сон, или видение, или встреча с кем-то. Любой человек, как говорят свв. отцы, от Бога послан, и принимать его надо, как Самого Христа Спасителя. И видение любого человека может быть от Бога. Св. Писание не говорит нам о том, как происходили пять предыдущих встреч Авраама с Богом. Но шестое Богоявление - особое, потому что здесь мы прообразовательно видим Св. Троицу. Это явление ветхозаветной Троицы, которое запечатлено в творении великого прп. Андрея Рублева. Если мы посмотрим на эту дивную икону, то увидим, что все христианское богословие заклоючено в этом дивном образе. Все, что можно было сказать о Богу умозрительно, через краски, - все было сказано в дивном образе Андрея Рублева. А прообразом послужило явление Бога Аврааму у дубравы Мамре. Как же явился Господь Аврааму? "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей..." (18:1-6). И далее следует описание всего, что было. Видя трех, он поклонился Одному, в трех узрел Единого. Это внутреннее мистическое проникновение в сущность Триединого Бога и дает нам ветхозаветный бытописатель, рассказывая о явлении Бога Аврааму в Трех Лицах. Три странника, три путника, но кланяется он Одному. И говорит: "Войди в дом". В дальнейшем идет беседа трех. Поразительно глубоко передана в иконе Андрея Рублева эти идея: Один в Трех и Три в Одном. Более впечатляюще и доходчиво никто не смог этого передать. Представьте себе этих Ангелов. У всех - единые лица, они походжи как братья: прически одинаковые, общее строение лица, разрез глаз - жто, в общем-то, одно лицо, но в разных ракурсах. Все три Ангела пребывают в некоем единстве, которое мы можем только представить себе. Бог вечен. Как представить вечность? Андрей Рублев представлял это себе прекрасно. Мы не знаем, какое время изображается в этой иконе, только ли эти три путника пришли и сели у дуба мамрийского? Или же они сидят уже очень давно, все сделали и сейчас встанут и уйдет? Время отсутствует в этой иконе. Здесь присутствует Вечность, которая одновременно передается и смыслом, и начертанием. Если в центр иконы поместить циркуль и провести круг, то мы увидим, что вся иконография заключена в этом круге. В нем мистически присутствует и Крест, который тоже изображает Вечность: север, юг, запад, восток - наша вселенная. Мы видим прообраз Св. Троицы в том, что у каждого из Ангелов - своя атрибутика, присущая только ему. С одним связано здание, с другим - древо, а с третьим - скала. Думаю, что не стоит вдаваться в философские рассуждения, пытаясь уяснить, где Бог Отец, а где Бог Сын и Бог Дух Святый, хотя это, может быть, и интересно с точки зрения иконографии. До сих пор мнения разделяются: некоторые считают, что Бог Отец - это центральная фигура, Бог Сын - фигура, находящаяся справа, а Бог Дух Святый - фигура Ангела, находящегося слева, у скалы. В том, что у скалы находится Дух Святый, согласны все. А о двух других Ангелах идет спор. Но суть в том, что Ангелы изображаются именно в момент, когда перед ними стоит чаша, поставленная Авраамом. В Библии говорится: "И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока" (18:7-8). Есть "Троица" 18 века, где все это натурально изображено: теленок, масло, опресноки - весь стол, уставленный яствами. В данном случае "Троица" прп. Андрея Рублева передает нам нечто более возвышенное: перед тремя Ангелами является чаша, исполненная вина. В ней - прообраз мистического Агнца. Об этой Чаше и идет разговор трех Ангелов, именно здесь решается судьба человека, судьба народа Божия, судьба мировой истории. Свв. отцы называют момент, отраженный на иконе Андрея Рублева, Предвечным советом Пр. Троицы, когда Господь до творения мира был в любви между Отцом, Сыном и Духом Святым и предвечно предвидел судьбы мира, готовя Своего Сына к страданию, чтобы Он искупил мир. Восточный язык жестов очень яркий и образный. Центральный Ангел благословляет чашу; Ангел слева, у скалы, смотрит на Ангела, который напротив, в полном согласии с центральным Ангелом, они оба наклоняют к нему головы, и он рукой указывает на чашу, а Ангел справа наклоняет голову к двум остальным и протягивает руку, чтобы взять эту чашу. Таким образом Ангел с правой стороны - это Христос Спаситель, Бог Слово. Центральный Ангел - Бог Отец, а Ангел слева - Бог Дух Святый. Это мое толкование, но у вас может быть и свое мнение. Есть другое изображение Св. Троицы, называется оно "Отечество". Ветхозаветная Троица изображается в виде старца, который держит на руках младенца, а между ними Дух Святый. Изображение это не каноническое, но оно вошло в практику, хотя смысла Св. Троицы оно и не отражает. Итак, Аврааму является Троица; в этот момент ему говорится о том, что у него через год родится сын. Сарра насмехается над этими словами. "И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась" (18:13-15). Господь знает все помыслы и намерения сердечные. Может быть, внешне это ничем и не выразилось, что Сарра рассмеялась, но в сердце у нее был смех: какой уж там сын, до того ли, когда она состарилась? Но Авраам верил Господу, и верой, которая вменялась в праведность ему, он не усомнился в Его словах. Авраам действительно был веден Духом Святым и настолько доверял этим словам, что места сомнению просто не было в его сердце. Кроме того, в этом видении Господь извещает Авраама о том, что надлежит исполниться Промыслу Божию, и гнев Божий изольется на два нечестивых города - Содом и Гоморру, где жил племянник Авраама Лот. В свое время Авраам и Лот разделились, так как у них было много стад и между их людьми все время происходили из-за них стычки. Авраам сказал Лоту: "Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево" (13:9). И Лот пошел в "окрестность Иорданскую" (где были Содом и Гоморра), а Авраам остался близ Сихема, на земле Ханаанской. И вот путники говорят Аврааму: "Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; унаю" (18:20-21). Опять здесь присутствуют Трое, а говорит Господь как Один. "И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа" (18:23). Кто пошел в Содом? Авраам и с ним Двое. А где же Третий? Надо понимать так. Бога никто из смертных никогда не видел, как говорит ап.Иоанн Богослов. Действительно, Господа мы узрим, когда Он откроется нам по нашем дальнейшем возрождении, духовном воскрешении живых из мертвых. Евангелие говорит, что Бога никто никогда не видел лицом к лдицу - ни Моисей, ни пророки; явно лицезреть Бога не дано было и Аврааму. Бог являлся ему в виде Ангела и говорил с ним в виде трех Ангелов, вид которых был подобен виду человека. Но идут в Содом два Ангела, чтобы исполнить волю Божию. Авраам обращается к ним, но говорит как с Богом, называя Его Владыкой, и просит Его пощадить эти города, если в них найдется хотя бы 50 праведников, 40, 30 или хотя бы 10. И Господь говорит, что ради десяти праведников пощадит этот город, если они найдутся. Конечно, Господь знал, что и как. Говорит Ангел, посланный от Бога, чтобы исполнит Его волю. Лот принимает двух Ангелов в этом городе. Они приходят вечером в Содом, когла Лот сидит у ворот Содома. Лот встречает их и оказывает им все возможное для того времени гостеприимство. Но злоба и нечестие, которые поселились в этом городе, делают свое дело: жители Содома требуют выдать путников для издевательств над ними. Люди настолько развратились, что уже не могут терпеть ничего чистого. Они избивают и самого Лота. Господь наказывает их слепотой, а Лота и его семью выводит. Но не всю семью: в Содоме остаются мужья дочерей, зятья Лота, не поверившие ему, когда он сказал, чтобы они вышли из сего места, ибо Господь истребит сей город. Господь выводит Лота из города, чтобы оставить его, единственного праведника, в живых вместе с двумя дочерьми. Лот указывает на город Сигор, где и скрывается во время страшной катастрофы, когда истребляются Содом и Гоморра. "Поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор" (19:22-23). "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом" (20:24-26). Кстати, таких соляных столпов в этой местности очень много и сейчас. О чем говорит нам этот рассказ? Просто ли это превращение в соляной столп? Почему Господь превратил жену Лота в соляной столп, что случилось с ней? Она мысленно пожалела о той жизни, от которой ушла. То есть если мы уходим от греха, еслит Господь нас выводит, то не возвращайся, не мысли о грехе никаким образом. Помни: все ушло. Часто бывает, что человек начинает себя мучить тем, что в его жизни было что-то нехорошее, нечестное. И наконец это ушло от него, и он об этом сказал на исповеди, покаялся. Но что-то мешает ему, и опять он возвращается мыслью к этьим греховным моментам. Он уже не грешит, но что-то мешает ему уйти полностью от греха, и он начинает терзаться, мучиться, теряет душевный покой. И опять приходит на исповедь: я не знаю что делать, я мучаюсь. Да, греха он не повторяет, но повторяется мысль о грехе и внутреннее свершение его в сердце, стремление к нему. То есть происходит внутренняя борьба, человек еще не полностью освободился от того, что в нем было. Но не обращайся, не оборачивайся на этот грех. Помни, что ты ушел от него. Грех полностью уничтожается на исповеди. Если он произнесен, если человек кается, греха больше не существует. Поэтому для нас этот рассказ важен тем, что жена Лота пострадала из-за того, что захотела сама вернуться в тот греховный мир, из которого она ушла. Поэтому она и погибла. В дальнейшем мы видим, что и в самом Лоте не было той нравственной чистоты, которая нужна нам, людям Нового Завета. Праведник ли Лот с точке зрения Авраама? Да. С точки зрения той земли, где он жил, это был праведный человек: он имел семью, жену, дочерей, все у него было по закону, никаких нравственных нарушений он не допускал. Более того, он имел заслугу - гостеприимство. Он сидел у ворот и того, кто приходил, принимал у себя, то есть болел душой за приходящих людей, имел доброе, чистое сердце. Но о том, что он был человек Ветхого Завета, говорит его дальнейшая история. Он ушел в Сигор и был там недолго из-за страха перед людьми. Ведь один он спасся из Содома и Гоморры, значит, что-то тут было не то, значит, с ним надо было разобраться. Видимо, и Сигор был не совсем хорош. Поэтому Лот уходит в горы и живет в пещерах далеко от людей. Библия не говорит нам, сколько времени прожил там Лот. Видимо, достаточно долго. Дочери его, видя, что никто к ним не приходит, решили от отца восстановить потомство свое. И, пользуясь тем, что Лот, как и Ной, был склонен, видимо, к пьянству, они напоили отца вином. Библия здесь делает некую скидку: сам Лот не вступил в сожительство с дочерьми, но будучи подпоен дочерьми, он спит с ними поочередно. Дочери рождают от него сыновей, которых называют Моав ("Он от отца моего") и Бен-Амми ("Он сын рода моего"). Отсюда происходят два народа - моавитяне и аммонитяне, которые так часто будут нам встречаться на страницах Библии. Это народы особые, сыгравшие тяжелую роль в судьбе Израильского народа; народы нечестивые, склонявшие и Израиль к нечестию, которое бытует в их среде. Сравнение библейских текстов с данными современной археологии показывают нам, что Авраам, Исаак и Иаков уже не кажутся более фигурами изолированными, отражающими скорее позднюю израильскую историю. Они предстают перед нами как дети своей эпохи, которые носят те же имена, ходят по тем же местам, посещают те же города (Харран, Нахор и др.), имеют те же обычаи, что и их современники. Иными словами, история для патриархов имеет свою историческую основу. Церковь называет Авраама отцом верующих. Именно с ним и заключается завет между Богом и человеком. Что такое завет? Это союз - понятие, которое больше всего присуще формам семитской религиозности. Союзы различных племен Ханаана с их Ваалами представляют собой тип мистического договора: ты мне - я тебе. Я тебе даю жертву, а уж ты мне дай то, что я прошу. Это нравственная эрозия, и такие взаимоотношения с Богом, к счастью, не передалось израильскому народу. Ветхий Завет, который заключен между Богом и Авраамом, ничуть не напоминает такие магические договоры. Напротив, он являет абсолютную свободу Божества как действие высшего милосердия. Завет представляет собою обетование, тем самым он - милость из милостей. Бог обещает, что придет время, когда потомки Авраама уже не будут изгнанниками на чужой земле, а превратятся в народ и получат землю Ханаанскую во владение. Этот завет уже не носит узко племенного характера, он распространяется на всех людей, живущих на земле, потому что "в тебе благословятся все племена земные". Это одно из самых поразительных пророчеств Ветхого Завета. Обетование связано с требованиями, носящими нравственный и религиозный характер. Вера, которую являет Авраам, является важнейшим аспектом ветхозаветной нравственности, важнейшей исходной добродетелью, открывающей путь всем другим добродетелям. Именно поэтому ап. Павел называет Авраама "отцом верующих". Вера Авраама - религиозная вера, она порождается не физическим страхом перед чем-либо грозным о опасным, не любопытством перед чем-либо неизведанным, а глубоким постоянным стремлением восстановить разорванную связь земли и неба, человека и Бога, жизни настоящей и жизни будущей. Именно слово Божие, и только одно оно, дает Аврааму потомство. Само существование вверено слепою верою слову Божию - вот весь Авраам. Первое требование этой веры: покинуть общество идолопоклонников и идти в землю, которую укажет Господь. Второе требование: "Я Бог Всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен". Согласно Библии, Бог избирает Авраама для того, чтобы он, как сказано в книге Бытия (18:19), "чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд". И вера Авраама была непосредственная, импульсивная, простая. Эта вера не требовала ни изображений, ни храмов, и где бы ни был Авраам - в Ханаане или в Египте, - он знал, что Бог с ним. Пожалуй, ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертвоприношением. Перед нами библейское повествование о принесении Исаака в жертву (глава 22). У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. И вот однажды Бог обращается к Аврааму (20:2) - "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". Авраам сделал так, как повелел ему Господь. Как могло случиться, что Бог Авррама, его Господь, Который хранил его род, мог потребовать для Себя жертвы человека? Но Авраам не колеблясь идет на место, указанное Господом. "И устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положив его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень, воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (20:9-12). В этом рассказе мы видим испытание веры Авраама, видим его горячую любовь к Богу и любовь Бога у нему. Однако чтобы Авраам понял, что Господь любит его и его сына Исаака, нужно было подвергнуться такому страшному искушению. Да, Авраам знал, что Бог его любит, но ему было необходимо понять, что это любовь особая. Ему нужно было испытать то чувство, без которого слова "Бог любит" ничего не значат. Потому что если Бог любит, то как Он может требовать в жертву самое любимое, что есть? Потому что перед собой в данный момент Авраам видел противоположное этому. И только после этого искушения Авраам с особой силой ощутил, что есть любовь Божия. Авраам, можно сказать, ошибался, думая, что Бог желает смерти Исаака. Но Библия предпочитает назвать эту ошибку Авраама словом Божьим, настолько она уверена в том, что Бог говорит в Аврааме даже тогда, когда кажется, что Авраам далек от Бога. После искушения Авраам знает, что любовь Бога к нему безгранична, она превосходит его любовь и одновременно созидает. Для нас с вами этот рассказ имеет прообразовательное значение: в двух частях истории о жертвоприношении Авраама Господь, по сути, говорит Аврааму две противоположные вещи. Сначала Он говорит: Авраам, принеси жертву. Потом говорит: Авраам, не приноси жертву. Но жертва принесена - и этот момент служит ключом ко всей истории, которая охватывает последовательность всего. Это два завета - Ветхий и Новый. В данном случае (в применении к нашей теме) в Ветхом Завете есть то, что Новый Завет отвергает, не принимает. Ветхий Завет предписывает совершение ряда актов, которые Новый Завет воспрещает. Здесь имеется все связанное со смертью. Ветхозаветный закон предписывает пролитие жертвенной крови, затем закон упраздняется, и в истории Авраама мы прежде всего должны видеть отображение горячей преданности Богу и веры, которая присуща Аврааму и его людям. Той преданности, которая не страшится никаких жертв. Господь повелевает Аврааму принести в жертву Исаака и требует веры - вне всякого здравого смысла, вне логики. Эта вера требует безусловного послушания. И кульминационный момент здесь - замена жертвы на овна. Для нас это большой нравственный урок. Мы должны понять для себя: всякий раз, когда Бог усматривает в человеке нелицемерную любовь и послушание, он приготавливает для нас в жертву Агнца Христа. Может ли Он не дать Своего Сына, когда человек отдает Ему своего, говорит Иоанн Златоуст. История Ветхого Завета - это не только история прообраза спасения,: но история развития морали и добродетели. Спасение приближается или отдаляется от человека в прямой зависимости от того, готов ли человек принять спасение. Оно становится реальным в зависимости от воли человека. Весь смысл ветхозаветной истории заключается в нравственном очищении личности человека. Очищенное сердце человека стремится к Богу, и Бог идет ему навстречу. Божественный Промысл о мире и человеке сочетается с ожиданием и зовом человека. Мы говорим об Аврааме, его жизни и вере. Так вот, вера и жизнь Авраама была тем основанием, на котором впоследствии пророки основали ветхозаветную Церковь, которая исполнила свое великое предназначение для того, чтобы, как говорит Иоанн Богослов, " Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин. 1:14). "Авраам, - говорит Ириней Лионский, - наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа, и увидел, и возрадовался". Я не подробно излагаю вам повествование, связанное с Авраамом, его женой, Лотом, надеясь, что вы сами прочтете соответствующие главы Библии. Следующая наша тема - история Иакова и Исава. Прошу вас дома прочитать об Аврааме. Место погребения Авраама было известно: он купил землю, где была сначала погребена его жена, а потом и он сам. Господь дале ему долгие годы, и сказано, что после смерти Сарры он женился и были у него сыновья и дочери, и прожил он 170 лет. Место погребения его почитают и иудеи, и последователи ислама, так как Авраам считается и родоначальником исмаильтян. Измаил был его сыном от Агари, служанки Сарры; он-то и явился родоначальником всех арабских народов. Господь благословил Измаила и чудесным образом избавил его и его мать от смерти в пустыне, послав ему Ангела и показав источник. Авраам был человек очень хитрый, и это сказалось, когда они пришли в Египет и он выдал Сару за свою сестру, чтобы его не убили, а ее не взяли себе. Однако Господь, видя его чистое сердце и то, что он не желал, чтобы Сара была женой фараона, вразумляет фараона, и тот понимает, что перед ним - не простая женщина. Он дарит им подарки и отпускает. Таков Авраам - непростой и очень интересный человек. В нем заключается вся суть израильского характера: предприимчивость, деловитость, энергичность, изворотливость, но и живая, чистая вера, которая все в нем затмевает. Если посмотреть с точки зрения современного человека, то многое в нем мы не можем принять (его окружение и т.д.). Но, как сказано, это вменилось ему в праведность - его вера. Поэтому не случайно потом люди, имеющие веру, были на лоне Авраамовом (например, Лазарь из Нового Завета). |
|
Полезная информация: |