Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
Разные христианские тексты ИСТОРИЯ ИАКОВА О РОЖДЕНИИ МАРИИ А. Мень. Иконография Христа. БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА ПРЕД ТАИНСТВОМ ИСПОВЕДИ ИСТОРИЯ ИАКОВА О РОЖДЕНИИ МАРИИ I. В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень бога- тый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий День Господнен, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоа- кима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потом- ства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оста- вили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько ста- ло Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, пос- тавил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва. II. А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу я свое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий День Господнен, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий День Господнен, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повяз- ку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности. Анна от- ветила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совер- шила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил Ты Сарру и дал ей сына Исаака. III. И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое ло- но произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Из- раиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессло- весным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Гос- поди. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Госпо- ди. IV. И тогда предстал пред ней Ангел Господнен и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о по- томстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь. И пришли вестника два и сказали ей: Муж твой, Иоа- ким, идет идет со своими стадами: ибо Ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем. И пошел Иоаким, и приказал своим пастухам, сказав: приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне - 2 - двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь бла- гословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесп- лодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в сво- ем доме. V. Утром он понес свои дары, говоря: Если Господь смилостивил- ся ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне. И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе. И сказал Иоаким: теперь я знаю, что Господь смилостивился ко мне и от- пустил мне все грехи, и вышел из храма, оправданный, и пошел в дом свой. Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в де- вятый месяц родила и спросила повивальную бабку: Кого я роди- ла? Ответила та: Дочь. И сказала Анна: Возвысилась душа моя в этот день, и положила Дочь. По прошествии дней Анна поправи- лась и дала грудь Ребенку, и назвала ее Мария. VI. Изо дня в день крепло Дитя, и, когда Ей исполнилось шесть месяцев, поставила Ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли Она стоять, и Она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла Ее на руки и сказала: Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Гос- поднен. И устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непо- рочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею. Когда исполнился Девочке год, Иоаким устроил большой пир и созвал жрецов, книжников и старейшин и весь народ Израильский. И при- нес свою Дочь жрецам, и те благословили Ее, сказав: Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах. И сказал народ, Да будет так! И затем поднес Ее к первосвящении- кам, и они благословили Ее, сказав: Бог Всевышний, снизойди к Ребенку Сему и дай высшее и непреходящее благословение. И взяла Ее мать в чистое [святое] место в спальне и дала Ей грудь. И воспела Анна песнь Господу, говоря: Воспою песнь Господу, ибо Он снизошел ко мне, и избавил меня от поношений моих врагов, и даровал мне плод справедливости Своей, единст- венный и столь многим обладающий перед глазами Его. Кто сооб- щит сынам Рувима, что Анна кормит грудью? Слушайте, слушайте, двенадцать колен Израиля, Анна кормит грудью! Когда пир кон- чился, гости разошлись, радуясь и вознося хвалу Богу Израиля. VII. Шли месяцы за месяцами, и исполнилось Ребенку два года. И сказал Иоаким: Отведем Ее во храм Господнен, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделал- ся бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года Ее, чтобы Ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось Ребенку три года, и скзал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными [светильника- ми], чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своем храм Господнен. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее - 3 - весь народ Израиля. VIII. И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем как голубка и пищу принимала из руки Ангела. Когда же Ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: Вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с Нею, чтобы Она каким-либо образом не оск- вернила святынь? И сказали первосвященнику: Ты стоишь у алтаря Господа, войди и вознеси молитву о Ней, и что Господь объявит тебе, то и сделаем. И первосвященник, надев додекакодон, вошел в Святая Святых и возносил молитву о Ней, и вот явился Ангел Господен и сказал: Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и, кому Господь явит зна- мение, тому Она станет женою [сохраняя девичество]. И пошли вестники по округе Иудейской, и труба Господня возгласила, и все стали сходиться. IX. Иосиф, оставив топор, тоже пришел на место, где собира- лись. И, собравшись, отправились к первосвященнику, неся посо- хи. Он же, собрав посохи, вошел в святилище и стал молиться. Помолившись, он взял посохи, вышел, раздал каждому его посох, но знамения не было на них. Последним посох взял Иосиф, и тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И ска- зал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа. Но Иосиф возражал, говоря: У меня есть сыновья, и я стар, а она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля. И сказал жрец Иосифу: Побойся Бога, вспомни, как наказал Бог Да- тана, Абирона и Корея, как земля разверзлась, и они были пог- лощены за ослушание. И, испугавшись, Иосиф взял Марию, чтобы блюсти Ее. И сказал Иосиф Марии: Я взял Тебя из храма Господ- ня, и теперь Ты остаешься в моем доме, я же ухожу для плот- ничьих работ, а потом вернусь к Тебе [когда Господу будет угодно]: Бог да сохранит Тебя! X. Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: сделаем за- весу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господнен. И сказал первосвя- щенник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант <ас- бест зеленоватого цвета>, и лен, и шелк, и гиацинт <красного цвета>, и багрянец и настоящий пурпур. И выпали Марии настоя- щий пурпур и багрянец, и, взяв их, Она вернулась в свой дом. В это время Захария был немым, заменял его Самуил (пока не стал Захария снова говорить). А Мария, взяв багрянец, стала прясть. XI. И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, бла- годатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала огладываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пур- пур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею Ангел Гос- поднен и сказал: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его. Она же, услышав, размышляла, го- воря сама Себе: Неужели Я зачну от Бога Живого и рожу, как лю- бая женщина рожает? И сказал Ангел: Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рожденное Тобой Святое наре- чется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спа- - 4 - сет народ Свой. И сказала Мария: Я -- раба Господа, да будет Мне по слову твоему <Вероятно, здесь имеет место неточность. Следует читать: Я -- раба Господа, да будет мне по слову Его.>. XII. И окончила Она прясть багрянец и пурпур и отнесла первос- вященнику. Первосвященник благословил Ее и сказал: Бог возве- личил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле. Обрадовавшись, Мария пошла к родственнице Своей Елиса- вете. И постучала в дверь, Елисавета же, услышав, перестала [прясть] багрянец, побежала к двери и, открыв, увидела Марию и благословила Ее, сказав: За что мне это [дано], что пришла Ма- терь Господа Моего ко мне. Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил Тебя. А Мария не постигла тайны, которые открыл Ей Архангел Гавриил, и подняла глаза к небу и сказала: Кто Я, Господи, что все народы земли Меня благословляют? И прожила у Елисаветы три месяца <Ср.: Лк. 1, 56>. Между тем, Ее чрево день ото дня увеличивалось, и Мария в страхе вернулась к Себе в дом и пряталась от сынов Израиля. Было же Ей шестнад- цать лет <В каноническом Св. Писании возраст Марии не указыва- ется>, когда совершались таинства эти. XIII. Шел уже шестой месяц [Ее беременности], и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел Ее бе- ременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: Как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о Девице Этой, ибо я привел Ее из храма девою и не сумел соблюсти? Кто обманул меня? Кто причинил зло дому мо- ему и опорочил Деву? Не случилось ли со мною то же, что с Ада- мом? Как тогда, когда Адам славословил [Господа], явился змей, и увидел Еву одну, и обольстил ее, так произошло и со мною. И встал Иосиф, и позвал Марию, и сказал: Ты, бывшая на попечении Божием, что же Ты сделала и забыла Господа Бога Своего? Зачем осквернила Свою душу, Ты, которая выросла в Святая Святых и пищу принимала от Ангела? Она тогда заплакала горько и сказа- ла: Чиста Я и не знаю мужа. И сказал Ей Иосиф: Откуда же плод во чреве Твоем? Она ответила: Жив Господь Бог Мой, не знаю Я, откуда. XIV. И Иосиф испугался, и успокоен был Ею, и стал думать, как поступить с Ней. И говорил Иосиф: Если я утаю грех Ее, то ста- ну нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть. Что же мне делать с Нею? От- пущу Ее втайне [из дому]. И наступила ночь. И Ангел Господнен явился ему во сне и сказал: Не бойся за Деву: ибо то, что в Ней, от Духа Святого: родит Она Сына, и ты назовешь Его Иису- сом. Ибо Он спасет народ Свой от назакания за грехи. И прос- нулся Иосиф, и прославил Бога Израиля, пославшего ему благо- дать, и оставил Ее [Марию]. XV. Тогда пришел к нему книжник Анна и спросил, почему ты не был на собрании? И ответил Иосиф: Я устал с дороги и хотел от- дохнуть первый день. И повернулся Анна и увидел беременную Ма- рию. И побежал к первосвященнику и сказал ему: Иосиф, которого ты почитаешь [праведным], поступил против Закона. И сказал первосвященник: Что же случилось? И Анна книжник сказал: Деву, Которую он взял из храма Господня, он опорочил, нарушил брак и не сказал об этом сынам Израиля. И спросил первосвященник: Так сделал Иосиф? И книжник Анна сказал: Отправь слуг и узнаешь, - 5 - что Она беременна. И отправили слуг, и они увидели Ее, как он говорил, и привели Ее с Иосифом в суд. И сказал первосвящен- ник, Мария, что же Ты совершила? Зачем опорочила душу Свою и забыла о Господе Боге Своем? Жившая в Святая Святых, пищу при- нимавшая от Ангела, слушавшая пение из уст его, радовавшаяся перед ним, зачем Ты это сделала? Она же, горько плача, сказа- ла: Жив Господь Бог Мой, Я чиста перед Ним и не знаю мужа. И сказал первосвященник Иосифу: Зачем ты это содеял? И ответил Иосиф: Жив Господь Бог мой, чист я перед Ней. И сказал первос- вященник: Не свидетельствуй ложно, но говори правду. Ты нару- шил брак и не сообщил сынам Израиля, и не склонил головы своей перед Рукой Господа, чтобы Он благословил потомство твое. Ио- сиф же молчал. XVI. И сказал первосвященник: Отдай Деву, Которую ты взял из храма Господня. Иосиф же заплакал. Тогда сказал первосвящен- ник: Дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами. И, взяв [воду], он напо- ил Иосифа и отправил его на гору, и вернулся он невредим. На- поил также Марию и отправил Ее на гору, и вернулась Она невре- дима. И тогда народ удивился, что не обнаружилось в них греха. И сказал первосвященник: Если Господь Бог не явил ваш грех, то я не буду судить вас. И отпустил их. И Иосиф взял Марию и по- шел домой, восхваляя Господа и радуясь. XVII. Тогда вышло указание от цезаря Августа совершить пере- пись в Вифлееме Иудейском. И сказал Иосиф: Сыновей своих запи- шу. Но что делать мне с Этой Девой? Кем записать Ее? Женою? Мне стыдно. Дочерью? Но все сыны Израиля знают, что Она мне не дочь. Да покажет день Господнен, что будет угодно Господу. И посадил Ее на осла оседланного, и повел его один сын, а Иосиф с другим сыном пошел за ними. И прошли три мили <Имеется в ви- ду римская миля, равная 1,4 км>. И посмотрел <В тексте: И обернулся...> Иосиф и увидел, что Она печальна и подумал, что находящийся в Ней плод печалит Ее. Потом опять посмотрел Иосиф и увидел, что Она радостна, и спросил Ее: Мария, отчего я вижу Твое лицо то грустным, то веселым? И Мария ответила Иосифу: Оттого, что Я вижу перед глазами два народа, один плачет и ры- дает, другой радуется и веселится. И прошли половину пути, и сказала ему Мария: Сними Меня с осла, ибо То, Что во Мне, зас- тавляет Меня идти. И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно. XVIII. И нашел там пещеру, и привел Ее, и оставил с Ней сыно- вей своих, и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете останови- лись, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работ- ников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вку- шающие [пищу] не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на те- чение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось. XIX. И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: Человек, куда ты идешь? Я отвечал: Ище повивальную бабку. - 6 - В ответ она спросила меня: Ты из Израиля? И я сказал ей: Дя. Она же сказала: А Кто такая, Кто рожает в пещере? Я отвечал: Она обручена со мной. И она сказала: Она не жена тебе? Тогда ответил я: Это Мария, которая выросла в храме Господнем, и я по жребию получил Ее в жены, но Она не жена мне, а зачала от Духа Свтого. И сказала ему бабка: Правда ли это? И ответил Ио- сиф: Пойди и посмотри. И бабка повивальная пошла вместе с ним. И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: Душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю. И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере тогда засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и появился Младенец, вышел и взял грудь матери Своей Марии. И воскликнула бабка, говоря: Велик для меня день этот, ибо я узрела явление небывалое. И вышла она из пещеры, и встретила Саломею, и ска- зала ей: Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: родила Дева и сохранила девство Свое. И сказала Сало- мея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства Ее, не поверю, что Дева родила. XX. И только протянула Саломея палец, как воскликнула и сказа- ла: Горе моему неверю, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне. И пала на колени перед Госпо- дом, говоря: Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сынами Израиля, но окажи мне милость ради бедных: ибо Ты знаешь, что я слудила Тебе во имя Твое и от Тебя хотела принять воздаяние. И тогда предстал перед нею Ангел Господнен, и сказал ей: Саломея, Са- ломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и по- держи Его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца на руки, сказав: поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея, и вышла из пещеры спасенною. XXI. А Иосиф приготовился идти [дальше] в Иудею. А в Вифлееме Иудейском была большая смута, ибо пришли маги <В синоидальном переводе - волхвы> и спрашивали: Где родившийся Царь иудеев? ибо мы увидели Его звезду на востоке и пришли преклониться пред Ним. И, услышав это, Ирод встревожился и послал слуг за магами. Потом созвал первосвященников и спрашивал их в прето- рии, где должен родиться Христос согласно писанию? Ответили ему: В Вифлееме Иудейском, ибо так написано, и отпустил их. И спрашивал потом магов, говоря им: Какое знамение видели вы о рождении Царя? И отвечали маги: мы видели звезду большую, си- явшую среди звезд и помрачившую их, так что они почти не были заметны, и так мы узнали, что родился Царь Израиля, и пришли преклониться пред Ним. И сказал Ирод: Пойдите и поищите, а когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему. И пошли маги. И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановилась перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией, и, от- крыв сокровища свои, поднесли Ему в дар золото, ладан и мирру. И, получив откровение от Ангела не возврашаться в Иудею, пошли в страну свою иным путем. XXII. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневав- шись, послал убийц, говоря им: Убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, - 7 - взяла Ребенка Своего и, запеленав, положила в воловби ясли. А Елисавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господнен был с ними, охраняя их. XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили. XXIV. И во время (обряда) целования собрались жрецы и не вст- ретил их, согласно обычаю, Захария с благословлением. И жрецы, стоя, ждали Захарию, чтобы совершить молитву и прославить Все- вышнего. Но так как он не появлялся, все они прониклись стра- хом. И один из них дерзнул войти (в святилище) и увидел у ал- таря кровь запекшуюся, и голос возвестил: Убит Захария, и кровь его не исчезнет до тех пор, пока не придет отмщение. Ус- лышав такие слова, испугался жрец и, выйдя, рассказал другим жрецам. И они решились войти и увидели, что там было, и стены храма возопили, и жрецы сами разорвали одежды свои; но тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся, как камень, и объятые ужасом вышли и возвестили народу, что убит Захария. И услышали все колена народа, и плакали и рыдали о нем три дня и три но- чи. После трех дней жрецы стали советоваться, кого сделать вместо него, и жребий пал на Симеона. Это ему было возвещено Святым Духом, что он не умрет, пока не узнает Христа живого. XXV. А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод и смута не стихла в Иерусалиме. Славлю Господа Бога, даровав- шего мне премудрость, чтобы описать это. Да будет благодать Его для всех, боящихся Господа нашего Иисуса Христа. А. Мень Иконография Христа В наши дни все чаще можно встретить изображение Иисуса Христа с черной кожей или сидящего в индийской позе "лотоса". У народов Африки, Азии, Океании зародилось христианское искусство, непривычное на взгляд европейца, но отвечающее стилю "молодых церквей" третьего мира. Это наглядное доказательство наступления новой эпохи, когда христианство перестает быть "религией белых", когда вселенский дух Евангелия воплощается в национальных афро-азиатских культурах. Разумеется, если японский или индонезийский художник придает Спасителю черты своих соплеменников, он вовсе не думает, что в действительности Христос выглядел именно так. Но прием, используемый мастером, вполне оправдан, и ведет он свое начало от искусства Византии, средневекового Запада, Древней Руси. Ведь лик на мозаике, фреске, иконе - только знак, который указывает на реальность Христа, вечно пребывающего в мире. И знак этот должен соответствовать особенностям каждого народа. Отсутствие же достоверного портрета Иисуса всегда давало простор для подобных модификаций. Тем не менее многим христианам естественно хотелось бы знать, как выглядел Сын Человеческий в те годы, когда Он жил на земле. Но можно ли составить об этом представление, если евангелисты не говорят ни слова о Его внешности? Этот вопрос мы и попытаемся рассмотреть. Начнем с того, что хотя бы приблизительно известно: с характера одежды Христа. Для этого нужно отрешиться от представлений, навеянных западными живописцами. Почти все они, за редкими исключениями, изображали Иисуса и апостолов с непокрытой головой и без обуви. Однако по каменистым дорогам Палестины люди, как правило, ходили в башмаках или прочных сандалиях, а в силу обычая и из-за климата редко снимали головной убор. Последний был трех видов: невысокая шапка типа фригийского колпака (наиболее древняя форма, принятая в эпоху царей), чалма и судхар, покрывало, которое нередко стягивали на голове шерстяным шнуром (современное арабское куфье). Платье израильтян римской эпохи отличалось однообразием покроя. У мужчин это был прежде всего кетонет или хитон - просторная туника с широким поясом, ниспадающая почти до земли. Согласно Ин 19,23 Иисус имел кетонет не сшитый, а "тканый целиком с самого верха". Такая одежда ценилась; поэтому палачи Христа бросили жребий - кому она достанется. Кетонет бывал голубым, коричневым или полосатым; некоторые экзегеты видят в Мк 9,3 намек на белый цвет. Поверх туники носили симлу, плащ из грубой шерсти. Он обычно служил и подстилкой на ночь; в связи с этим закон повелевал возвращать человеку плащ до захода солнца, даже если тот отдал его в залог. При распятии Христа солдаты разрезали верхнюю одежду Христа на части. Благочестивые люди, следуя предписанию, пришивали к краям плаща голубые кисти, "канафы". Из Евангелия мы знаем, что были они и на одежде Спасителя. Во время молитвы Иисус, по иудейскому обычаю, надевал на плечи таллит (таллиф) - особый продолговатый плат с полосами. Иногда концы его закидывались за спину. Без сомнения, таллит был на Христе во время Тайной Вечери. Если одежду Иисуса мы в целом можем представить, то о Его лице, сложении и росте нет никаких данных. Это объясняется не только тем, что в Иудее изображения находились под запретом. Само Писание почти никогда не останавливается на внешних чертах людей. Правда, о Давиде вскользь упомянуто, что он был "рыжеволос, с красивыми глазами и приятным лицом", но это - редкое исключение. Новозаветные авторы следуют литературной традиции Ветхого Завета, и потому мы не найдем у них описания облика Иисуса. О Нем стали задумываться лишь христиане греко-римского мира, но тогда уже не сохранилось воспоминаний, которые могли бы дать ориентир художникам. Некоторые раннецерковные писатели, ссылаясь на пророчество о Слуге Господнем, полагали, что уничтожение Христа относилось и к Его внешности. Св.Иустин, Климент Александрийский и Тертуллиан утверждали, будто Иисус был невзрачен лицом. Этот взгляд использовал в своей полемике Цельс. "Раз в теле Христа, - писал он,- был Дух Божий, то оно должно было резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать и убеждать... Между тем оно ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью". С III и особенно IV веков, вероятно, под воздействием античных представлений о красоте распространилась противоположная точка зрения. "Само сияние и величие скрытого Божества,- говорит о Христе бл. Иероним,- при первом виде Его могли привлекать к себе смотрящих на Него". Однако в этих словах чувствуется скорее догадка, чем знакомство с твердой традицией. Примерно в то же время бл. Августин отрицал существование подобной традиции. Впрочем, еще около 180 г. св. Ириней Лионский вынужден был прямо признать, что "плотский образ Иисуса неизвестен". Из двух догадок вторая представляется более правдоподобной. Если бы у Христа были какие-то телесные недостатки, они сделались бы предметом насмешек Его врагов. Из Евангелий можно заключить, что Иисус вызывал расположение у людей с первого вгляда. "Строго говоря,- замечает Альбер Ревиль,- некрасивая внешность может служить препятствием к этому чувству, если только прекрасная душа не заставляет забывать о некрасивых и грубых чертах лица. Но в таких случаях нужно все-таки некоторое время для того, чтобы преодолеть первое впечатление; в отношении же Иисуса в этом, по-видимому, не было необходимости". Совершенно неосновательное мнение, будто Христос был хрупок и слаб от природы. Он многие годы занимался физическим трудом, немало странствовал, провел сорокадневный пост. "Под палящими лучами солнца,- пишет Карл Адам,- по тропинкам, ничем не затененным, через дикое нагромождение скал Он должен был в шестичасовом переходе совершить восхождение более чем на 1000 метров. И самое удивительное - Иисус не был утомлен. В тот же самый вечер Он принимает участие в пиршестве, приготовленном для Него Лазарем и его сестрами. Значительнейшая часть общественного служения Иисуса протекает вообще не в домашнем уюте, а в открытой природе, подверженной всем превратностям погоды... Нет сомнений, что Иисус сотни раз ночевал под открытым небом и отчасти потому так близко знал лилии в полях и птиц в небе. Только в корне здоровое тело могло соответствовать всем этим требованиям. К тому же эта жизнь странника была полна трудов и необычных напряжений". Мы уже говорили, какие человеческие черты Христа проглядывают в Евангелиях. Однако полной характеристики Его личности там нет. Апостолы, безусловно , ощущали дистанцию, отделявшую их от Учителя. "Евангелия,- пишет современный экзегет Джон Л.Маккензи,- это объективные повествования; они говорят нам о том, что можно было видеть и слышать. В них нет ни внутренних монологов, ни психологических мотивировок, которые так любят нынешние романисты... Его личность затрагивается лишь постольку, поскольку она проявлялась вовне. Иисус не был чрезмерно откровенным. Он не был экстравертом, который открывает глубину своего сердца первому встречному... И эта сдержанность сочеталась с величайшей доступностью и дружелюбием. У Него были человеческие чувства, Он не скрывал их, но ученики видели, что Его чувства, в отличие от их собственных, всегда остаются под контролем. Он обладал редкостным достоинством и авторитетом. Но несмотря на сдержанность, слова и поведение Его были всегда искренними; ни в уловках, ни в дипломатии Он не нуждался". Итак, очевидно, что апостольское предание смогло сохранить память о духовном облике Христа, хотя сделать это было куда труднее, чем запомнить Его лицо... БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА ПРЕД ТАИНСТВОМ СВЯТОЙ ИСПОВЕДИ Неисчислимы, Милосердный Боже, грехи мои - вольные и неволь- ные, ведомые и неведомые, явные и тайные, великие и малые, совер- шенные словом и делом, умом и помышлением, днем и ночью, и во все часы и минуты жизни моей, до настоящего дня и часа. Согрешил я пред Господом Богом моим неблагодарностью за Его великие и бесчисленные, содеянные мне, благодеяния и всеблагое Его помышление. От самой юности моей обетов крещения я не соблю- дал, но во всем лгал и по своей воле поступал. Согрешил я пренеб- режением Господних заповедей и предания св. отцев; согрешил не- послушанием, неповиновением, грубостью, дерзостью, самомнением, суровостью, боязливостью, кичением, унижением других, плотоугоди- ем, строптивостью нрава, бесчинным криком, раздражительностью, биением, ссорою и ругательством; согрешил дерзостью, злословием, небрежностью, торопливостью, ехидством, враждою, ненавистью, подстрекательством, неразумною ревностью, мщением и злопомнением; согрешил сладострастием, неприязнью, нечистотою, мечтанием, сво- енравием, самочинением, любознательностью, похоти влечением, не- воздержанием, объядением, пьянством, прихотью и чревоугодием; согрешил празднословием, сквернословием, рассеянностью, шутками, остротами, смехом, насмешками, безумным весельем, любостяжанием, многоспанием, ничего неделанием и всяким моим бездействием: в мо- литве, службе, посте и в добрых делах; согрешил недоумением, ох- лаждением, безумным велением, скупостью, жадностью, презрением нищего и бедного; согрешил алчностью, жаждою, ябедничеством, не- радением, праздностью, саможалением, лживостью, лукавством, беспечностью, неуважением к старости: неподчинением начальствую- щим: (настоятелю, старшей братии, духовному отцу и всей вообще братии); согрешил неверием, кощунством сомнением, непостоянством, охлаждением, легкомыслием, равнодушием, бесчувствием к святой православной вере и Св. Таинствам, неверностью, невниманием к мо- литве, к богослужению, посту и добрым делам; согрешил безмерною скорбью, печалью, унынием, мнением, отчаянием и всякими скверными лукавыми и хульными помыслами; согрешил призыванием имени Божия ложно и всуе; согрешил маловерием, малодушием, безнадежностью, бранью, лицемерием, лицеприятием, мздоимством, придирчивостью, притеснением, лихоимством, неблагодарностью, татьбой, похищением чужого и присвоением; согрешил злоупотреблением дарами Божиими, потворством грехам, пустословием, суетностью, роскошью, мо- товством, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, холодностью к Богу и ближнему, подстрекательством на зло, тайноя- дением и тайнопитием; согрешил попущением препровождения суетно времени, распространением ложных и хульных своих мнений, произно- шением обдуманно и необдуманно разного рода проклятий: на людей, себя, скотов, зверей и птиц: согрешил соизволением на всякое по- мышление неправедное, нечистое, скверное и богопротивное; согрешил непостоянством, мечтанием, честолюбием, прелестию, прит- ворством, злоухищрением, поползновением языка моего в словах бо- гопротивных, дни и ночи без сна провождением в делах неподобных: кощунстве, глумлении, соблазнении, плясании, картежной игре, сме- хе и разного рода забавах; согрешил по восстании от сна без мо- литвы и крестного знамения ядением и питием, а также и по захож- дении солнечном ядуще, пиюще, сквернословяще и праднословяще без зазрения совести. Согрешил я ревнованием в зле, советованием ко греху, ласкательством, сластолюбием, любострастием и укорением пищи; согрешил страстным чтением пустых, соблазнительных книг - разных романов и легенд; согрешил нерадением к чтению св. Еванге- лия, Апостола, Псалтири и вообще книг духовно-религиозного содер- жания; согрешил придумыванием извинений своим грехам и самооправ- данием, вместо самоосуждения и самообличения; согрешил несохране- нием тайны исповеди своей и слышанной от других; согрешил недоб- росовестным исполнением возлагаемых на меня поручений (послуша- ний), лжесвидетельствованием на ближнего; гордостью, тщетною сла- вою, высокоумением, превозношением очес, украшением одежд, жела- нием чести, люблением суетной жизни, окаменением сердца, пленени- ем лукавыми помыслами и человекоугодием; согрешил в сонном мечта- нии, по вражию навождению, искушением любострастным и блудным. Как часто грешил я по лености не хождением на церковное богослу- жение: вечерню, утреню и литургию, иноверных храмов посещением, исхождением из храма Божия преждевременно до отпуска церковного, опущением и неисполнением положенного ежедневного молитвенного правила, нечистою исповедью и всегдашним Тела и Крови Господней недостойным восприятием. Согрешил я недостаточным милостыни пода- янием, ожесточением ко убогим, непосещением болящих, по заповеди Евангельской, и в темнице сущих, непогребением мертвых, неодеяни- ем убогих, ненасыщением алчущих, и ненапоением жаждущих. Согрешил я и тем, что дням праздничным воскресным, Господним Богородичным и святых угодников, не воздавал почитания, должные чести и празд- нования и нетрезво и нечисто в тех пребывал. Согрешил - сильных старейшин и начальников оклеветанием и хулением, друзьям и благо- детелям моим верности и любви несохранением и должного повинове- ния неисполнением. Согрешил я гордым в церковь Божию хождением, стоянием, сидением и возлежанием и неподобным из нее исхождением, праздным в ней глаголанием, беззаконным в ней деянием, скверным с прочими собеседованием, молитвы, псалмопе8ние и звание Божие не- радиво в церкви Божией творя. Много раз я клялся именем Бога напрасно; часто легко и свобод- но, иногда даже нагло, дерзко и бесстыдно укорял и оклеветывал ближнего во гневе, оскорблял, раздражал и осмеивал; часто я вели- чался, гордился, тщеславился и хвалился добрыми делами, которых совершенно не имею; много раз я лгал, обманывал, хитрил, льстил и был двуличен и лукав; часто я гневался, раздражался, выражал мно- го нетерпения и малодушия; много раз я осмеивал грех брата моего, опечаливал его тайно и явно, глумился, злорадствовал над проступ- ком, недостатком и злополучением; много раз я враждовал против него, имел злобу, ненависть и зависть; часто я смеялся безумно, шутил, острил бесчинно, говорил много необдуманного, невежествен- ного и неприличного и выражал бесконечное множество колких, ядо- витых, наглых, легкомысленных, пошлых, грубых, дерзких и гнилых слов; часто и мысленно и во сне творил блуд, мыслил о разврате, уязвлялся женскою красотою, питал в воображении и сердце сладост- растные чувства, неестественно удовлетворял похоти плоти, чрез мечтание или лицезрение женщин; много раз мой язык выражал бесчинства, пошлости и кощунства о предметах сладострастия; часто я бывал сластолюбив и чревоугодлив, услаждал себя лакомствами и вкусами, многообразными и различными явствами и винами по прихоти и невоздержанию, до объядания и пресыщения; много раз я был нет- резв и пьян, невоздержан в пище и питии и нарушал священные посты; часто из угождения сластолюбию или вкусу и требованием мо- ды и приличия светского, отказывал нищему и бедному в помощи, был немилостив, скуп, жалел копеек, а для себя, для своей прихоти и удовольствия не жалел и рублей; часто безвинно, беспощадно и безрассудно осуждал и порицал других, презирал и гнушался их не- чистотою, неприятностию - рубищем и безобразием вида и лица, и вообще был сребролюбив, корыстолюбив и любостяжателен; часто и почти всегда входил в храм Божиий скверный и нечистый, без страха Божия и трепета, стоял там и молился рассеянно, легкомысленно, неприлично и невежественно и беспечно и выходил оттуда с таким же духом и расположением; в домашней молитве также был всегда холо- ден, нерадив и молился всегда мало, вяло, лениво, без внимания, усердия, и благоговения и вообще не исполнял установленных молит- венных правил. Вообще я был ленив и расслаблен негою и без- действием; весьма много часов проводил во сне каждый день; много я времени проводил в пустых и праздных занятиях, удовольствиях, веселых разговорах, речах, шутках, играх, в посещении театров и прочих увеселительных мест и в разных забавах; много безвозвратно погибло у меня времени в болтовне, сплетнях, осуждении и порица- нии; много потерял часов в пустоделании или ничего неделании; много раз я унывал и отчаивался в спасении своем и милосердии Бо- жием и, по безумному навыку, бесчувствию, невежеству, наглости, бесстыдству и окаменению, совершал грехи произвольно, охотно, в полном разуме, при всем сознании, от доброй воли, намерением и мыслью и самым делом и чрез то самое попирал Кровь Завета Божия и снова распинал в себе Сына Божия и ругался ему. Согрешил я всеми моими чувствами, волею и неволею, ведением и неведением, сам собою и чрез других соблазнился и во всех сих и прочих беззакониях, елико немощь человеческая обыкла согрешати против Господа и Создателя своего, я согрешил, и почитаю себя не- винным пред Божиим, паче всех человек. Посему смиренно молю тебя, честный отче, в день судный будь мне свидетелем против дьявола, врага и неприятеля рода человеческого, что во всех моих грехах я каюсь пред Спасителем моим, жалею истинно о моих падениях и имею волю впредь, елико возможно, чрез Божию милость и помощь блюсти себя от всякой скверны плоти и духа. Прости меня, отче честный, разреши и помолись о мне грешном и недостойном. * * * КРАТКАЯ ИСПОВЕДЬ ПРЕД ДУХОВНИКОМ Исповедую Господу Богу моему пред тобою, отче честный, все мои бесчисленные прегрешения, яже сотворих до настоящего дня и часа: делом, словом, помышлением. Ежедневно и ежечасно согрешаю небла- годарностию к Богу за Его великие и бесчисленные мне благодеяния и всеблагое промышление о мне, грешном. Согрешил: празднословием, осуждением, презорством, непокор- ностью, гордостью, немилосердием, завистью, гневом, оклеветанием, невниманием, нерадением, небрежением, дерзостью, раздражитель- ностью, нарушением заповедей отеческих, унынием, злопомнением, воздаянием зла за зло, ожесточением, преслушанием, роптанием, са- мооправданием, прекословие, самочинием, самоволием, укорением, злоречием, ложью, смехом, соблазном, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, излишеством в пище и питии: тайноядением, тайнопи- тием (пьянством), вещелюбием, тщеславием, леностью, принятием блудных нечистых помыслов, со услаждением и замедлением в них, сладострастными мечтаниями и истецаниями. Согрешил: многоспанием, нечистым воззрением, опущением службы Божией по лености и небрежению, дреманием и шептанием в церкви, опозданием к началу служб церковных, рассеянностью на молитве церковной и келейной, неисполнением в точности келейного мона- шеского канона. Согрешил: делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обоня- нием, вкусом, осязанием и прочими моими чувствами душевными и те- лесными, в них же каюся и прошу прощения. (Здесь нужно сказать и иные грехи, если имеешь что-либо осо- бенное на душе). Еще каюся и прошу прощения во всем том, что по неразумию и забвению не исповедал. Прости и разреши мя, отче честный, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. КАК ГОТОВИТЬСЯ К СВ. ПРИЧАЩЕНИЮ: ПОДГОТОВКА КО СВ. ПРИЧАЩЕНИЮ - ГОВЕНИЕ. К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говени- ем, то есть: молитвою, постом, христиански-смиренным настроением и поведением, и исповедью. МОЛИТВА ДОМАШНЯЯ И ЦЕРКОВНАЯ Желающий достойно причаститься Св. Христовых Тайн должен, по крайне й мере, за неделю молитвенно подготовлять себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возмож- ности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером цер- ковные Богослужения. Если служба или работа препятствуют регуляр- ному посещению всех Богослужений, то надо ходить, насколько поз- воляют обстоятельства, и, во всяком случае, непременно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. ПОСТ С молитвой соединяется пост, то есть воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, масла, яиц - и вообще умеренность в пище: надо есть и пить меньше обыкновенного. НАСТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким сознанием своей греховности, своего ничтожества перед Богом и не- потребства; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотреб- ных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест и домов, могущих дать повод ко впадению в грех. Должен раз- мышлять о величии Таинства тела и Крови Христовой, проводя насколько это возможно, время в уединении, чтении Слова Божия и книг духовного содержания. ИСПОВЕДЬ Желающий причаститься должен, лучше всего, еще накануне, до или после вечернего богослужения исповедаться - принести искренне раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раск- рыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Прощение обычно испрашивается в такой форме: "Прости меня, грешного(ую), что сог- решил(а) пред тобою", - на что принято отвечать: "Бог тебя простит, прости и ты меня, грешного(ую)". Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем слу- чае, можно исповедоваться и утром, но непременно до начала Божественной литургии, а никак не во время ее. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к великому таинству. Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причаще- нию, кроме случаев смертной опасности. Есть добрый обычай - после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полу- ночи. К воздержанию от пищи и пития перед Св. Причащением надо приучать и детей, с самого раннего возраста. ПЕРЕД СВ. ПРИЧАЩЕНИЕМ И ВО ВРЕМЯ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ Еще до открытия царских врат и выноса Св. Даров нужно, лучше все- го вскоре же после пения "Отче наш", приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров при возгласе: "Со страхом Божи- им и верою приступите". При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, следует еще заблаговременно, издали, сделать земной поклон, а в воскресные дни и Господские праздники - поясной поклон, касаясь рукой пола, и сложить крестообразно руки на груди. Перед Св. Ча- шей ни в коем случае не креститься, дабы нечаянно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести свое полное христианское имя, широко отк- рыть рот и благоговейно, с полным сознанием святости великого Та- инства, принять тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать край чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора. До окончания богослужения из церкви не уходить, но непременно выслушать благодарственные молитвы. В день Св. Причащения - не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными напитками и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы "честно соблюсти в себе Христа приятого". Все вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилет- него возраста, когда дети в первый раз приходят исповедываться. * * * Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению сущест- вует особое "Правило ко Святому Причащению", которое помещается в более полных молитвенниках. Оно состоит из чтения накануне с ве- чера трех канонов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и Ан- гелу Хранителю и молитв на сон грядущий, а утром - молитв утрен- них, канона ко Св. Причащению и особых молитв ко Св. Причащению. |
|
Полезная информация: |