Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ИАКОВА

 РУССКИЙ ПЕРЕВОД
ЛИТУРГИЯ ОГЛАШАЕМЫХ

Выходят дьяконы, или один служащий дьякон, если нет других, и встают по обе стороны от святых дверей лицом к народу, т.е. к западу.

Пред святым престолом встает предстоятель, сослужащие ему пресвитеры окружают его. Стоя перед престолом и глядя на восток, предстоятель произносит молитву тихим голосом, но чтобы было слышно сослужащим:)

Молитва предстоятеля о себе.

Не презри меня, осквернённого множеством грехов, Владыка господи, Боже наш; ибо вот, приступаю к сему божественному и небесному таинству не как достойный, но, взирая на благость Твою, взываю к Тебе: Боже, будь милостив ко мне грешнику; согрешил я против неба и пред Тобою, и недостоин воззреть на сию священную Твою и духовную трапезу, на которой Единородный Сын Твой и Господь наш Иисус Христос предо мною грешным и запятнанным всякою скверною таинственно предлагается в жертву. Посему приношу Тебе сие моление и благодарение, чтобы ниспослан был мне Дух Твой Утешитель, укрепляющий и исправляющий меня к сей службе, и сподобь возвещенное мне от Тебя слово неосужденно проповедать народу, во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым благоловен Ты со всесвятым и благим и животворящим и единосущным Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

 (После молитвы открываются завеса и святые двери, а предстоятелъ, стоя пред святым престолом и глядя на восток, возглашает, когда все уже восстали:)

Молитва предстояния

(начальный возглас, когда-то - перед вратами храма, а теперь - перед св. престолом-алтарём)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, троичному и еди­ному Свету Божества, в Троице едино существующего и не­раздельно разделяемого; ибо Троичен единый Бог Вседержи­тель, Славу Которого небеса проповедуют, а земля - вла­дычество Его, и море - силу Его, и всякое видимое и неви­димое творение, возвещая непрестанно, - величие Его,

ибо Ему подобает вся слава, честь, сила, величие и вели­колепие, ныне и всегда, и во веки веков.

(Н.:) Аминь.

[Молитва фимиама при начальном входе (в притвор)
(отсутствует в ц-сл. переводе)

Владыка Господи, Иисусе Христе, Слово Божие, добровольно принёсший на Кресте Самого Себя в непорочную жертву Богу и Отцу, двухъестественный уголь, клещами поднесенный к устам пророка и истре­бивший грехи его, коснись же чувств и нас, грешных, и очисти нас от всякой скверны, и представь нас чистыми пред святым Твоим жерт­венником, чтобы принести Тебе жертву хвалы. И прими от нас, непо­требных рабов Твоих, настоящий фимиам в приятное благоухание, и облагоухай зловоние души и тела нашего, и освяти нас освящающей силой Всесвятого Твоего Духа!

Ибо Ты один - святой, освящающий и сообщающий Себя верным, Тебе и подобает слава, со безначальным Твоим Отцом и Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и вовеки веков. Аминь.]

(Говорит один из сослужащих вслух всем остальным:)

 

Молитва начинательная

Благодетель, Царь веков и Создатель всего творения, прими приходящую к Тебе чрез Христа Твоего Церковь Твою, даруй каждому полезное, приведи всех к совершен­ству и соделай нас достойными благодати освящения Тво­его, собирая нас во святую Церковь Твою, которую Ты приобрёл драгоценной Кровью единородного Сына Твоего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым Ты благо­словен и прославлен, со Всесвятым и благим и живо­творящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Д.: (став посреди солеи лицом к народу, возглашает). Снова Господу помолимся! (и входит в алтарь)

(Народ ничего не отвечает. Предстоятель принимает ка­дильницу и трижды кадит святой престол с передней, то есть восточной стороны, громко произнося молитву:)

Молитва фимиама перед входом народа (в храм)

Боже, принявший дары Авеля, жертву Ноя и Авраама, фимиам Аарона и Захарии, прими же и от рук нас, грешных, этот фимиам в приятное благоухание и для очищения грехов наших и всего народа Твоего!

Ибо Ты благословен. Тебе и подобает слава. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, *(и во веки веков).

Д.:(тихо)  Господи, благослови!

П. (тихо благословляя дьякона): Господь и Бог наш Иисус Христос, по преизбытку благости и непреодолимой любви распявшиися и не воспрепятствовавший пронзить Себя копьём и гвоздями, таинственное и страшное это жертвоприношение навсегда преподавший нам для веч­ного воспоминания, да благословит твоё во Христе Боге дьяконство, и благословит вход наш, и удостоит нас, представших, в полноте совершить эту службу, по неизреченному милосердию Своему, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Д.: (тихо отвечая): Господь да благословит и удостоит нас, подоб­но серафимам, принести дары и воспеть многохвалебную песнь, боговдохновенную и трисвятую, Вседостаточному и Преисполненному всякого освятительного совершенства, ныне и всегда.]

(Потом дьякон начинает петь при входе. Во святой алтарь через малые двери входят дьяконы. Предстоятель отдаёт кадильницу.)

Хор: Единородный Сын, бессмертный, и Слово Божие! Ты, для нашего спасения благоволивший воплотиться от святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившийся и распятый, Христе Боже, смертию смерть по­правший, один из Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом, - спаси нас!

(Во время пения этого тропаря Предстоятель (епископ) даёт одному пресвитеру Книгу писаний апостольских, другому - Книгу писаний пророческих, сам же берёт в правую руку жезл, в левую - Святое евангелие и так совершает вход, обходя святой престол с южной стороны.

Если служит один пресвитер, то он даёт дьякону в правую руку святое Евангелие, в левую - Книгу писаний апостольских, сам же берёт писания пророческие и держит их у левой стороны груди.

И затем совершается вход: впереди идут свеченосцы, после - дьякон, а затем - Предстоятель. Они выходят через северные двери и идут до западной стены храма; если же возможно, выходят через северную дверь западной стены и в притвор храма. Впереди идут два свеченосца, за ними - два дьякона с кадильницами, потом — один пресвитер с Книгой апостольской, другой - с Книгой пророческой, после всех - епископ с жезлом и Евангелием.

И они входят в храм через великие врата в западной стене храма. Придя к аналою, который стоит на амвоне посреди храма, епископ восходит на амвон и возлагает Евангелие на аналой, потом принимает от пресвитеров Книгу пророческую и Книгу апостольскую и также возлагает их на аналой. И все идут дальше до ступеней солеи и здесь встают, ожидая окон­чания пения тропаря "Единородный Сын".

По окончании пения предстоятель, глядя на восток, громко произносит молитву:)

Молитва входа (от врат до жертвенника)

Боже, Вседержитель, великоименитый Господь, даровав­ший нам вход во Святая Святых чрез пришествие единород­ного Сына Твоего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иису­са Христа! Умоляем и просим Твою благость, поскольку мы страшимся и трепещем, намереваясь предстать пред святым Твоим жертвенником, то ниспошли на нас, Боже, благодать Твою благую и освяти наши души и тела и духи, и обрати мысли наши ко благочестию, дабы нам с чистой совестью принести Тебе дары, даяния, плоды для отпущения согрешений наших и для умилостивления за весь народ Твой,

по благодати и щедротам и человеколюбию единородно­го Сына Твоего, с Которым Ты благословен во веки веков.

Аминь.

*   *   *

П. (по входе в алтарь): Мир всем!

Н.: И духу твоему.

П.: Господь да благословит всех нас, и да освятит при входе и жертвоприношении божественных и пречистых Таинств, упокоив и бла­женные души со святыми и праведными, по Своей благодати и челове­колюбию, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.]

(И все, войдя через святые двери в святой алтарь, встают на свои места, а дьяконы стоят на солее, лицом к западу. Предстоятель отлагает жезл свой. И один из дьяконов, став посреди солеи, возглашает, лицом к народу, эти прошения:)

Великая ектения

Д.: В мире Господу помолимся.

*(//.: Господи, помилуй (здесь и далее}.)

О мире свыше и Божьем человеколюбии, и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мира и единении всех святых Божьих церквей Господу помолимся.

О спасении и заступлении великого господина и отца нашего святейшего патриарха Алексия и господина архиепископа наше­го Викентия, о всём клире и христолюбивом народе Господу помолимся.

Об отпущении грехов и прощении согрешений наших, и об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды, и нападения врагов Господу помолимся.

Пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, святого Иоанна, славного пророка. Предтечу и Крестителя, божественных и всехвальных апостолов, славных пророков и победоносных мучеников, и всех святых и праведных воспомянем, дабы мы по молитвам и ходатайству их все помилованы были.

Н.: Господи, помилуй (трижды).

Молитва перед пением Трисвятого

Щедрый и милосердный, долготерпеливый, и многомило­стивый, и истинный Господи! Воззри из совершенного жили­ща Твоего и услышь нас, молящихся Тебе, и избавь нас от всякого искушения дьявольского и человеческого, и не удали от нас помощь Твою, и не наведи на нас наказания, превыша­ющего силу нашу. Ибо мы не можем преодолевать препятст­вия, Ты же силен. Господи, спасти от всех противлении. Спаси нас, Боже, от бедствий мира сего, по благости Твоей, дабы мы, придя с чистой совестью ко святому Твоему жертвеннику, могли с небесными Силами неосужденно вознести к Тебе бла­женную и Трисвятую песнь и, совершив благоприятную Тебе и божественную службу, удостоиться Жизни вечной.

Ибо Ты - свят. Господи Боже наш, и во святых обитаешь и пребываешь, Тебе и возносим славу и Трисвятую песнь, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

 

Н.: Аминь. (И народ с хором поёт антифонно Трисвятое:)

 Н. и Х.: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Святой Бессмертный, помилуй нас.

Д.: С силою!

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

(Так же поётся Трисвятое и если литургию совершает епископ. По окончании пения Трисвятого во святых дверях встаёт предстоятель лицом к народу и знаменует пред­стоящих, говоря:)

П.: Мир всем!

Н.: И духу твоему.

(И тотчас хор начинают петь - медленно и со сладкопением:)

Хор: Аллилуйя (трижды).

(Предстоятель с сослужащими выходит через святые две­ри из алтаря и идёт на середину храма, и восходит на амвон. Архиерей в левой руке держит жезл, и садится на своё место, и повелевает сесть пресвитерам; дьяконы же стоят сзади, т.е. с восточной стороны амвона, с обеих его сторон, по два, лицом к западу. Чтец берёт от предстоятеля благословение и встаёт перед аналоем на амвоне, лицом к западу.)

(Потом читаются весьма пространно священные речения Ветхого Завета из пророков, и возвещается вочеловече­ние Сына Божьего, страдания и воскресение Его из мёртвых, ^ восшествие на Небеса и опять второе со Славою пришествие Его; и это бывает каждодневно при святом и божественном священнодействии).

Ч.: Из пророчества имярек чтение.

Д.: Внемлем!

Ч.: (Чтение пророчества; все сидят)

Хор.: Аллилуйя. (Трижды)

(Проповедь)

 

Молитва перед чтением Евангелия.

Воссияй в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный Свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди. Вло­жи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы, все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную, обо всём, что для благоугождения Тебе, мысля, и то совершая!

Д.: Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие!

П.: Мир всем!

Н.: И духу твоему.

П.: От имярек святого Евангелия чтение.

Д.: Внемлем святому чтению.

(И пресвитер, лицом к народу, читает всем стоящим свя­тое Евангелие. [Да будет известно, что в Закинфе перед возгласом "внемлем святому чтению", народ поёт "слава Тебе, Господи, слава Тебе", а Евангелие на амвоне читает дьякон. В Иерусалиме же этого не приняли.])

хор: Аллилуйя (трижды).

(Проповедь)

Д.: Из Послания имярек святого апостола Павла чтение (или из иной книги апостольской). Внемлем!

(И читает апостольские писания с того же места. Пред­стоятель же с пресвитерами снова садятся на свои места)

Хор: Аллилуйя (трижды).

(После того, как это пропоётся. епископ, или, если он повелит, иной кто, поучает народ, сидя на своём месте и держа свой жезл в левой руке.

Далее он берёт Евангелие и повелевает пресвитерам взять прочие книги и в их сопровождении входит через святые двери в алтарь)

Н. (медленно): Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

(И все встают на своих местах, дьяконы же на солее, лицом на запад, как и стояли в начале божественной службы. Святое Евангелие кладётся на святом престоле в горней его стороне, прочие же книги откладываются. Епископ отстав­ляет и свой жезл.)

(И после чтения и поучения дьякон говорит:)

Сугубая ектения

Д. (лицом к народу): Возгласим все: Господи, помилуй.

*(Н.: Господи, помилуй (здесь - и далее))

Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, молим Тебя, услышь.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помо­лимся.

О мире всего мира и о единении всех святых Божьих Церквей, Господу помолимся.

О спасении и заступлении великого господина и отца нашего святейшего патриарха Алексия и господина архиепископа наше­го Викентия,  всего клира и всего христолюбивого народа молим Тебя, услышь.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нуж­ды, пленения, тяжкой смерти и беззаконий наших, молим Тебя, услышь.

О предстоящем народе и ожидающем от Тебя неистощимых и великих милостей, молим Тебя, умилосер­дись и помилуй.

П.: (обращаясь к народу из святых дверей ч знаменуя предстоящих) Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твоё.

(И снова дьякон:)

Посети мир Твой милостью и щедротами.

Укрепи христиан силою святого и животворящего Креста, по молитве пресвятой, благословенной Владычицы нашей Богородицы, Предтечи и апостолов Твоих, и всех святых Твоих.

Молим Тебя, многомилостивый Господи, услышь нас, молящихся Тебе, и помилуй.

Н. Господи, помилуй (трижды).

Просительная ектения

Д.: Внемлем усердно: в мире Господу помолимся.

Н.: Господи, помилуй (здесь - и далее).

Об отпущении грехов наших и прощении согрешений, и об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды, и нападения врагов, Господу помолимся.

Дабы весь день проводить совершенно, свято, мирно и безгрешно, все Господа просим.

Н.:*(Подай, Господи (здесь - и далее))

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших, у Господа просим.

Прощения и отпущения грехов и согрешений наших у Господа просим.

Доброго и полезного душам нашим и мира миру у Господа просим.

Остальное время жизни нашей в мире и здравии окон­чить нам у Господа просим.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, и доброго ответа на страшном Суде Христовом просим.

П.: Ты - Благовестие и Просвещение, Спаситель и Хра­нитель душ и тел наших. Боже, как и единородный Твой Сын и Дух Твой Всесвятой, ныне и всегда, *(и во веки веков).

Н.: Аминь.

П.: Пресвятую, пречистую, преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми и праведными помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Н.: Тебе, Господи.

Молитва

Боже, огласивший нас божественными и спасительными Твоими речениями, просвети души нас, грешных, к уразуме­нию сказанного, дабы нам оказаться не только слушателями духовных учений, но и исполнителями добрых дел, имею­щими веру нелицемерную, жизнь незазорную и поведение неукоризненное,

во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Ты бла­гословен, со Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки (веков).

Н.: Аминь.

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ

П.: Мир всем!

Н.: И духу твоему!

Д.: Главы наши пред Господом преклоним!

Н.: Пред Тобой, Господи.

Молитва главопреклонная

П. (перед святым престолом); Владыка, Творец жизни и благ Податель, давший людям блаженную надежду вечной Жизни - Господа нашего Иисуса Христа, удостой нас, в святости совершить Тебе и эту божественную службу для наслаждения будущим блаженством!

(И вместе с пресвитерами раскрывает антиминс) Мы, под властью Твоею всегда хранимые и к свету Исти­ны путеводимые, Тебе да воссылаем славу и благодарение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, *(и во веки веков).

Н.: Аминь.

Д.: Да никто из оглашаемых, никто из непосвящённых, никто из не могущих молиться с нами - друг друга испытайте, двери!

Станем все благоговейно! Снова Господу помолимся! (И в алтарь через малые двери входят дьяконы)

Молитва фимиама

П.: (кадя предложенные дары): Владыка Вседержитель, Царь Славы, ведающий всё прежде бытия его, Сам приди к нам, в этот святой час призывающим Тебя, и избави нас от стыда греховного, очисти наш ум и мысли от нечистых похотей и мирского обольщения, и всякого дьявольского действия, и прими от рук нас, грешных, этот фимиам, как Ты принял приношения Авеля и Ноя, и Аарона и Самуила, и всех святых Твоих, избавляя нас от всякого худого дела и спасая, дабы всегда поклоняться Тебе и благодарить и прославлять Тебя, Отца, как и единородного Твоего Сына и Всесвятого Духа Твоего, ныне и всегда, и во веки.

 

Входная песнь литургии верных

Н. (начинают певцы медленно и со сладкопением): Да мол­чит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепе­том, и ничего земного в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих (Христос Бог наш) приходит, дабы заклаться и дать Себя в пищу верным.

 

(Пока эта песнь поётся, предстоятелъ берёт кадильницу и кадит святой престол со всех сторон, весь алтарь, также святые иконы и народ, по обычаю.

Если литургию совершает епископ, то он кадит, держа в левой руке свой жезл. После же каждения отдаёт кадильницу и жезл.

Царскими вратами выходят дьяконы, держа умывалъницу и полотенце, и епископ умывает свои руки в царских вратах перед народом, также кропит ими народ. После епископа умы­вают руки и сослужащие пресвитеры, только народ не кропят. А дьяконы с умывалъницею входят в алтарь через святые двери.

Епископ со служащими целуют святой престол и кланя­ются народу, и отходят в предложение. Епископ даёт ниче­го не говоря, дискос со святым хлебом первому пресвитеру, а чашу - второму. Первый пресвитер несёт дискос у своей груди и выходит через северные двери за дьяконами, идущими впереди со свечами и кадилами, как было предписано для входа а книга­ми божественных Писаний. Епископ же со входом не идёт, но ожидает в святом алтаре.

Если же литургию совершает пресвитер, то по каждении он целует святой престол и, поклонившись народу, выходит с дьяконом в предложение, и здесь они умывают руки. Также подаёт дьякону святой дискос, ничего не говоря, дьякон же не берёт дискос на голову, а держит его у груди. Пресвитер берёт святой потир и совершает вход, как предписано для входа с книгами божественных Писаний. Впереди идёт парамонарий со свечой и кадильницей, которой он кадит несомые дары.

Достигнув амвона, который на середине храма, пресвитер и дьякон встают на нижней его ступени, лицом к западу, и здесь поминают тех, за которых приносится святая жертва, живых и умерших:

П.: Великого господина и отца нашего Алексия, святейшего патриарха Московского и вся Руси, и господина нашего Викентия, высокопреосвященнейшего архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, да помянет Господь Бог всегда: ныне и непрестанно, и во веки веков.

Здесь начальствующих, учащих и учащихся да помянет Господь Бог всегда: ныне и непрестанно, и во веки веков.

Д.: Всех вас да воспомянет Господь Бог всегда: ныне и непрестанно, и во веки веков.

Н. (протяжно): Аминь.

 

(Если литургию совершает епископ, то пресвитеры и дья­коны идут через весь храм до ступеней солеи и дьяконы не­престанно кадят переносимые дары. И все встают перед со­леёй, лицом к востоку: пресвитер, несущий дискос, - справа, а несущий потир - слева, и дьяконы, со свечами и кадильница­ми, становятся по обе стороны от святых дверей. Из алтаря в святые двери без жезла и кадила выходит епископ, и первый пресвитер говорит тихим голосом:)

Пресв.: Архиерейство Твоё да воспомянет Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне и непрестанно, и во веки веков.

Еп:. Пресвитерство и дьяконство ваше да воспомянет Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и непрестанно, и во веки веков.

(Предстоятель и дьякон идут к алтарю и встают перед ступенями солеи, лицом к востоку)

Молитва перед принесением (в царских вратах, при поставлении святых даров на престол)

Боже, Боже наш, пославший в пищу всему миру небесный Хлеб - Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупи­теля и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас!

Сам благослови же это предложение

(если служит епископ, то он принимает здесь от пресви­тера дискос и ставит его на святом престоле и, возвра­тившись, продолжает молиться лицом к народу:)

и прими его в превыше-небесный Свой жертвенник!

(Здесь он принимает у второго пресвитера святую чашу и ставит её на святом престоле. В алтарь через святые двери входят пресвитеры с дьяконами и встают на своих местах.

Если же литургию совершает пресвитер, то он входит с дьяконом в алтарь, и они ставят святыни на святом престоле. как и на литургии Златоустовой.

Если сосуды были покрыты, все покровы снимаются, и молитва продолжается перед святым престолом:)

 

Вспомни, по Своей благости и человеколюбию, принёс­ших и тех, за кого они принесли; и нас неосуждёнными сохрани при жертвоприношении божественных Твоих Таинств.

Свято и преславно вседостойное и прекрасное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

 (Певцы поют 2-ю часть входной песни:) И шествуют пред Ним чины ангельские, все начала и власти, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, лица закрывая и воз­глашая песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

( Дьяконы, взяв благословение, исходят через малые двери и встают на солее лицом к народу)

П.: Мир всем!

Д.: (став лицом к востоку) Господи, благослови!

П.: Благословен Бог, благословляющий и освящающий всех нас при предложении божественных и пречистых таинств, и блаженные души упокоевающий со святыми и праведными, ныне и всегда, и во веки ве­ков.

Д.: (снова обратившись к народу) В Премудрости внемлем!

Символ веры

*(весь народ говорит ровным голосом)

Н.(поет): Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рождённого прежде всех времён. Све­та от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, единосущного Отцу, Которым всё стало.

Ради нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося.

И распятого за нас при Понтийском Пилате, и страдав­шего, и погребённого. 

И воскресшего в третий день, по Пи­санию.

И восшедшего на Небеса, и воссевшего одесную Отца.

И снова грядущего во Славе, дабы судить живых и мёрт­вых, и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и слави­мого, говорившего через пророков.

Во единую святую, кафолическую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно Крещение, для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мёртвых,

и жизни будущего века. Аминь.

 

Молитва

(перед целованием мира и любви)

Боже и Владыка всех, достойными этого часа соделай нас, недостойных, по человеколюбию, дабы мы, очи­стившись от всякой лести и всякого лицемерия, соединились друг со другом союзом мира и любви, утверждаясь святыней Твоего Богопознания, чрез единородного Сына Твоего, Гос­пода и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым Ты благословен, со Всесвятым и благим и животворящим Тво­им Духом, ныне и всегда, и во веки веков. (Аминь.)

 

Д.: (обращаясь к народу): Станем благопристойно! Станем благого­вейно, станем со страхом Божьим и сокрушением! В мире Господу помолимся.

 

П.: Ибо Ты - Бог мира, милости, любви, щедрот и человеколю­бия, как и единородный Твой Сын и Дух Твой Всесвятой, ныне и всегда.

Н.: Аминь.

П.: Мир всем!

Н.: И духу твоему.

Д.: Возлюбим друг друга целованием святым!

*(ц-сл. перевод)( Хор: (со сладкопением): Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя, и прибежище моё, и избавитель мой).

Предстоятель целует край дискоса, край чаши и святой престол. То же делают и сослужащие пресвитеры. После целуют предстоятелю руку, а друг друга - в уста, как мы обычно делаем в святой день Пасхи. То же делают и дьяконы, стоящие на солее).

Д.: Главы наши пред Господом преклоним!

Молитва главопреклонная

Единый Господи и милостивый Боже, ниспошли благо­дать Твою благую преклонившим главы свои пред святым жертвенником и просящим у Тебя духовных даров, и бла­гослови всех нас благословением духовным и неотъемлемым, Ты, Который в вышних живёшь и на дольнее взираешь,

ибо достохвально и достопоклоняемо, и преславно всесвятое имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда, и во веки веков.

Д.: (повернувшись к святому престолу): Господи, благослови!

П.: Господь благословит и поможет всем нам Своею благодатью и человеколюбием.

Господь да благословит и удостоит предстояния святому жертвеннику и пришествию (знаменует дискос) Святого Своего Духа, (знаменует чашу) по Своей благости и человеколюбию, всегда: ныне и непрестанно, и во веки веков.

 

Всеобщая (кафолическая) ектения  

 Д. (лицом к народу): В мире Господу помолимся.

Н.: Господи, помилуй *(здесь - и далее).

Д. * (повернувшись к святым дверям): Спаси, помилуй, пощади и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Д. *(снова лицом к народу): О мире свыше и Божьем челове­колюбии, и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мира и о единении всех святых Божьих церквей Господу помолимся.

О святой вселенской и апостольской Церкви, от края земли даже до края её. Господу помолимся.

О спасении и заступлении великого господина и святейшего отца и патриарха нашего Алексия и господина нашего высокопреосвященнейшего архиепископа Викентия, всего клира и христолюбивого народа Господу помолимся.

О здесь начальствующих, учащих и учащихся Господу помолимся.

О граде нашем и всех городах и странах, и о в православной вере и благочестии Божьем живущих в них, о мире и безмятежии их Господу помолимся.

О приносящих плоды и делающих доброе во святых Бо­жьих церквах, помнящих о бедных, вдовах и сиротах, стран­никах и нуждающихся, и о заповедавших нам воспоминать их в молитвах Господу помолимся.

О находящихся в старости и немощи, болящих, стражду­щих и одержимых нечистыми духами, о скором от Бога исцелении и спасении их Господу помолимся.

О пребывающих в девстве и чистоте и подвижничестве, и о живущих в достойном браке, и о подвизающихся в горах, пещерах и ущельях земли преподобных отцах и братьях Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, странствующих христи­анах, и о находящихся в пленении, и в ссылке, и в темницах, и на тяжёлых работах братьях наших, и о мирном возвра­щении их в дом свой с радостью, Господу помолимся.

О присутствующих и молящихся с нами в этот святой час и во всякое время отцах и братьях наших, о тщательности, трудолюбии и усердии их, Господу помолимся.

И о всякой душе христианской, оскорбляемой и угнета­емой, в милости и помощи Божьей нуждающейся, и об обращении заблудших, здравии немощных и освобождении пленённых, об упокоении прежде почивших отцов и братьев наших Господу помолимся.

Об отпущении грехов и прощении согрешений наших, и об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды (и нападения врагов) Господу помолимся.

О благодатной погоде, дождях тихих, росах благотвор­ных, изобилии плодов, совершенном плодородии и об увен­чании года плодами, Господу помолимся.

Дабы услышано и благоприятно было моление наше пред Богом и ниспосланы были нам богатые милости и ще­дроты Его, Господу помолимся.

Пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, святых и блаженных Иоанна, славного пророка, Предтечу и Крестителя, Стефа­на перводьякона и первомученика, пророков Моисея и Аарона, Илию и Елисея, Самуила и Давида, Даниила и всех святых и праведных воспомянем, дабы мы по молитвам и ходатайству их все помилованы были.

И о предлежащих святых и небесных, неизреченных, пречистых, славных, страшных божественных дарах, и о спасении предстоящего и приносящего их (священника) имярек.

*(вседостойного отца нашего и архиепископа - имя его; или имя пресви­тера, если литургисает пресвитер) Господу помолимся.

Н.: Господи, помилуй (трижды).

П. (в то же время тихо, кланяясь сослужащим): Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (трижды). Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (трижды). Да наполнятся уста мои хвалою Тво­ею, Господи, дабы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твоё (трижды):

(Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. Ныне и всегда, и во веки веков. Аминь).

П. (с сослужащими поёт, поклонившись на все стороны, во глас 5-й, со сладкопением). Величайте Господа со мною/ и будем превозносить имя Его вместе!

Н. (глас тот же): Дух Святой да найдёт на тебя/ и сила Всевышнего да осенит тебя.

*(Если служат только пресвитер с дьяконом, то пресвитер выходит через святые двери на солею и лицом к народу поёт это вместе с дьяко­ном, а после того, как народ ответил, он кланяется и возвращается к святому престолу.

Молитва предстоятеля о себе (святого Иакова)

Посетивший нас милостями и щедротами, Владыка Господи, и даровавший нам, малым сим и грешным и недостойным рабам Твоим, дерзновение предстоять святому Твоему жертвеннику и приносить Тебе эту вели­кую и бескровную жертву за наши грехи и за грехи неведе­ния народа, воззри на меня, непотребного раба Твоего, и изгладь преступления мои, по милосердию Твоему, и очисти мои уста и сердце от всякой скверны плоти и духа. И отго­ни от меня всякий постыдный и неразумный помысел, и силой Всесвятого Твоего Духа укрепи меня к службе сей, и по благости Твоей прими меня, приближающегося ко святому Твоему жертвеннику, и благоволи. Господи, принять эти дары, приносимые нашими руками, снисходя к моим слабостям. И не отвергни меня от лица Твоего, и не возгнушайся моим недостоинством, но помилуй меня Боже по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония мои, дабы мне, неосуждённо представше­му пред лицом Славы Твоей, удостоиться покровительства единородного Сына Твоего и озарения Всесвятого Духа и не быть отверженным как рабу греха, но как рабу Твоему обрести благодать и милость и отпущение грехов (пред Тобою) и в нынешнем, и в будущем веке.

О Владыка Вседержитель, всесильный Господи, услышь моление моё, ибо Ты совершаешь всё во всех и от Тебя все мы испрашиваем во всём помощи и заступления, как и от единородного Сына Твоего, и благого и животворящего и единосущного Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

(И следующую молитву:)

Боже, по великому и неизреченному человеколюбию по­славший единородного Сына Твоего в мир, дабы возвратить заблудшую овцу, не отвратись же от нас, грешных, при­ступающих к этой великой и бескровной Твоей жертве, ибо не на праведность нашу мы надеемся, а на благую милость Твою, которой Ты сохраняешь род наш! Просим и молим Твою благость, дабы таинство это, устроенное для нашего спасения, послужило не для осуждения народа Твоего, но для прощения грехов, для обновления душ и тел, для благоугождения Тебе, Богу и Отцу, по милости и человеколю­бию единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословен, со Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки.

Молитва за завесой

(Да будет известно, что в Закинфе пресвитер в этот момент находится пред святым престолом, поэтому она называется молитвой "за завесой", т. е. внутриалтарной.)

Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты даровал нам дерзновение входить во святилище Твоё путём новым и живым, который Ты обновил нам чрез завесу плоти Христа Твоего. Итак, удостоившись войти в место жили­ща Славы Твоей, быть внутри завесы и созерцать святая святых, припадаем к благости Твоей: Владыка, помилуй нас, ибо мы страшимся и трепещем, намереваясь предстать святому жертвеннику Твоему и принести эту страшную и бескровную жертву за наши грехи и грехи неведения народа;

ниспошли, Боже, благодать Твою благую и освяти наши души и тела и духи, и соделай мысли наши благочестивыми, дабы мы с чистой совестью приносили Тебе елей мира и жертву хвалы,

по милости и человеколюбию единородного Сына Твое­го, с Которым Ты благословен, со Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Н. Аминь.

П. (знаменуя народ): Мир всем!

*(Н.: И духу твоему.)

Д.: Станем строго, станем благоговейно, станем со стра­хом Божьим и сокрушением! Будем со вниманием святое возношение в мире Богу приносить!

(И в алтарь малыми дверями входят дьяконы, и взяв рипиды, обвевают святыню).

Н.: Милость мира/ жертву хвалы,

П. (в это же время тихо): Господи, Ты, открыв таинст­венные покровы, знаменательно облекающие эту священную жертву, покажи её нам явственно, и озари духовные очи наши непостижимым Светом, и, очистив скудость нашу от всякой скверны плоти и духа, соделай нас достойными сего страшного и трепетного предстояния.

Ибо Ты - премилосердный и милостивый Бог, Тебе и воссылаем славу и благодарение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

П.: (выйдя из царских врат, стоя на верхней ступени солеи лицом к народу, подняв правую руку): Любовь Господа Бога и Отца, благодать Господа и Сына Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и общение и дар Всесвятого Духа да будет со всеми вами (и знаменует народ)!

Н.: И со духом твоим.

П. (возведя очи свои ввысь и подняв руки, лицом к народу):

Вознесём ум и сердца!

Н.: Вознесём ко Господу.

П.: Возблагодарим Господа!

(И сложив крестообразно руки свои на груди, кланяется народу и возвращается к святому престолу.)

Н. (медленно и со сладкопением): Достойно и праведно.

Анафора (св. возношение)

П.: (преклонив голову и немного приподняв перед собой ру­ки) : Так поистине достойно и праведно, прилично и должно - Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благо­словлять, Тебе поклоняться, Тебя славословить, Тебя благо­дарить, Создателя всего творения, видимого и невидимого, Сокровищницу вечных благ. Источника жизни и бессмертия, Бога и Владыку всех. Которого воспевают -небеса и Небеса небес и вся сила их, солнце и луна, и весь сонм звёзд, земля, море, и все, что в них, Иерусалим небесный, торжествующих Собор, Церковь первенцев, написанных на Небесах, духи праведных и пророков, души мучеников и апостолов, анге­лы, архангелы, престолы, господства, начала и власти, и силы страшные, и многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, которые двумя крылами покрывают лица свои, а двумя - ноги, и двумя - летают, в непрестанных славословиях взы­вая друг ко другу неумолкающими устами

(громко:) победную песнь прекрасной Твоей Славы, гром­ким голосом воспевая, возглашая, славословя, взывая и говоря:

(вместе с народом:)свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля Славы Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Свят Ты, (знаменует дискос) Царь веков и всякой святы­ни Господь и Податель, (знаменует чашу) свят и единород­ный Сын Твой, Господь наш Иисус Христос, чрез Которого Ты всё сотворил, (знаменует дискос и чашу) свят и Дух Твой Святой, Который проницает всё и глубины Твои, Боже. Свят Ты, (Вседержитель,) всесильный, благой, страшный, мило­сердный, наисострадательный к творению Своему, сотворив­ший из земли человека по образу Твоему и подобию и даровавший ему райское наслаждение. И его, преступившего заповедь Твою и отпавшего. Ты не презрел и не оставил, благой, но вразумил его, как Отец милосердный, призывая его чрез Закон, научая его через Пророков, и наконец, через Самого единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, послав Его в мир, дабы Он, придя, обновил и восставил Твой образ.

Он, снизойдя с Небес и воплотившись от Духа Святого и Марии Святой Приснодевы и Богородицы, прожив с людьми, устроил всё ко спасению рода нашего. И намереваясь принять добровольную и животворящую крестную смерть, Безгрешный, за нас, грешных, Он в ту ночь, в которую пре­давался, а вернее, Сам Себя предавал за Жизнь мира и его спасение, (здесь предстоятелъ берёт левой рукой с дискоса святой хлеб и держит его, немного приподняв) взяв хлеб во святые и пречистые и непорочные и бессмертные Свои руки, воззрев на Небеса и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, (знаменует святой хлеб, берёт его в правую руку и держит крайними перстами правой руки, не­много приподняв) преломив, подал (нам, Его) святым и бла­женным Своим ученикам и апостолам, сказав:

дьяконы: для прощения грехов и Жизни вечной

"Примите, вкусите, это - Тело Моё, за вас преломляемое и предаваемое для прощения грехов" (и кладёт святой хлеб на дискос).

Н.: Аминь.

(Предстоятелъ берёт святую чашу и держит её, немно­го подняв, и возглашает:)

Также после вечери взяв чашу и растворив в ней вино и воду, и воззрев на Небеса, и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, освятив, (знаменует чашу) благословив, испол­нив Духа Святого, подал (нам, Его) святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав:

"Пейте из неё все, это - Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая и предаваемая для прощения грехов (здесь ставит чашу на святой престол).

Н.: Аминь.

П.: «Сие творите в Моё воспоминание».

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, Смерть Сына Человеческого возвещаете и Воскресение Его исповедуете, доколе не придёт Он.

Дьяконы (легчайшим гласом): Веруем и исповедуем.

Н. (на 8-й глас, со сладкопением и медленно): Смерть Твою, Господи, возвещаем/ и Воскресение Твоё исповедуем.

П. (знаменуя святой дискос и святую чашу; главопреклонно): Так и мы, грешные, воспоминая животворящие Его страдания, спасительный крест, и смерть, и погребение, и тридневное из мёртвых воскресение, и восшествие на Небеса, и сидение одес­ную Тебя, Бога и Отца, и второе славное и страшное пришест­вие Его, когда Он придёт во Славе, дабы судить живых и мёртвых, когда будет воздавать каждому по делам его, молимся: пощади нас. Господи Боже (трижды), и более того, по милосердию Твоему, приносим Тебе, Владыка, эту страшную и бескровную жертву, прося, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами и не по беззакониям нашим воздал нам, а по Твоей кротости и неизреченному Твоему че­ловеколюбию, презрев и истребив рукописание против нас, рабов Твоих, Тебе молящихся, даровал нам небесные и вечные Твои дары, которых глаз не видел и ухо не слышало, и которые на сердце человеку не приходили, которые приготовил Ты, Боже, любящим Тебя, и за меня, и за грехи мои не отверг народа Твоего, человеколюбивый Господи,

П. (с пресвитерами на глас 5-й, воздев руки): ибо народ Твой и Церковь Твоя умоляют Тебя:

Н. (со сладкопением, на тот же глас): помилуй нас,  Господи Боже/ Отец Вседержитель!

П.: Ибо народ Твой/ и Церковь Твоя умоляют Тебя:

Н.: помилуй нас. Господи Боже/ Отец Вседержитель!

П.: Ибо народ Твой/ и Церковь Твоя умоляют Тебя:

Н. (медленно); помилуй нас, Господи Боже,/ Отец Все­держитель!

П.: Помилуй нас, Боже, Вседержитель, помилуй нас, Боже, Спаситель наш, помилуй нас. Боже, по великой милости Твоей, и ниспошли на нас и на эти предлежащие дары Всесвятого Твоего Духа, (и преклонив главу) Господа животворящего, сопрестольного Тебе, Богу и Отцу, и едино­родному Сыну Твоему, соцарствующего, единосущного и совечного, говорившего в Законе и Пророках и в Новом завете Твоём, нисшедшего в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордане и пребывшего на Нём, ни­сшедшего на святых апостолов Твоих в виде огненных язы­ков в горнице святого и славного Сиона в день святой Пятидесятницы. Сего Всесвятого Духа Твоего ниспошли, Владыка, на нас и на эти предлежащие святые дары,

(и подняв голову, возглашает:) чтобы, придя, святым и благим и славным Своим наитием Он освятил и соделал:

хлеб сей – святым Телом Христа Твоего (знаменует святой хлеб),

Н.: Аминь.

П. и то, что в чаше сей – святою Кровью Христа Тво­его (знаменует чашу),

Н.: Аминь.

П. (стоя прямо и знаменуя то и другое): дабы были они всем, причащающимся их, для прощения грехов и Жизни вечной, для освящения душ и тел, для плодоношения добрых дел, для утверждения святой Твоей вселенской и апостольской Церкви, которую Ты основал на камне веры, чтобы врата ада не одолели её, избавляя её от всякой ереси и соблазнов и делающих беззаконие, сохра­няя её до скончания века *(знаменует дискос и чашу раздельно).

 

П. (немного воздев руки и преклонив голову): Приносим Тебе, Владыка, и за святые Твои места, которые Ты прославил богоявлением Христа Твоего и сошествием Всесвятого Твоего Духа; особенно за святой и славный Сион, матерь всех церквей, и за святую Твою вселенскую и апостольскую Церковь по всей вселенной; богатые дары Всесвятого Твоего Духа по­дай ей и ныне, Владыка.

 

(Н. (6-и глас): Подай, Господи.

 

Вспомни, Господи, и её святых отцов и братьев наших, и епископов по всей вселенной, правильно преподающих слово Твоей Истины.

Н.: (6-й глас): Воспомяни, Господи Боже наш.

Среди первых вспомни, Господи Боже наш, великого господина и отца нашего Алексия святейшего патриарха Московского и всея Руси, даруй ему почтенную старость, на многие лета сохрани его, пасущего народ Твой во всяком благочестии и честности.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, здесь и повсюду почтенное пресвитерство, во Христе дьяконство, прочее всякое служение, весь церковный чин, и во Христе братство наше, и весь христолюбивый народ.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, сопредстоящих нам пресвитеров, служащих в этот святой час пред святым Твоим жертвенником, дабы приносить святую и бескровную Твою жертву, и дай им и нам слово, дабы открыть уста наши во славу и восхваление всесвятого имени Твоего.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, по множеству милости Твоей и ще­дрот Твоих, и меня, меньшего и непотребного грешного и недостойного раба Твоего, и воззри на меня милостью и щедрота­ми, и избавь, и освободи от гонящих меня, Господи, Господи сил, и не входи в суд с рабом Твоим, и поскольку умножился во мне грех, да преизобилует и благодать Твоя.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, и окружающих святой Твой жертвен­ник дьяконов, и даруй им жизнь неукоризненную, непоро­чным служение их сохрани и степеней высших удостой.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, град сей и все города и страны, и в православной вере и благо­честии живущих в них, к миру и безопасности их.

Воспомянй, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, плавающих, путешествующих, стран­ствующих христиан, находящихся в узах и в темницах, в пленении и ссылке, в шахтах и мучениях, и на тяжёлых работах, отцов и братьев наших, и мирное возвращение каждого в дом.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, старых и немощных, больных и страждущих, и одержимых духами нечистыми, к скорому исцелению и спасению их чрез Тебя, Боже.

Воспомяни, Господи Боже наш.)

Вспомни, Господи, всякую душу христианскую, оскорб­ляемую и угнетаемую, в милости и помощи от Тебя, Боже, нуждающуюся, и об обращении заблудших.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, в соблюдении девства и подвиге подвизающихся, в горах и пещерах, и ущельях земли, преподобных отцов и братьев наших, и бываемые по местам собрания православных, и здесь во Христе собрание наше.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, трудящихся и служащих нам, отцов и братьев наших, во имя Твоё святое.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, всех во благо, всех помилуй, Владыка, всем нам подай прощение, умири множество народа Твоего, расстрой соблазны, прекрати войны, умири разделение церк­вей, ересей восстания скоро утиши, ниспровергни гордыню народов и утверди христиан православных, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Боже, Спаситель наш, упование всех кон­цов земли.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Подай, Господи, благодатную погоду, дожди тихие, росы благотворные, изобилие плодов, совершенное плодородие и увенчание года благости Твоей, ибо очи всех на Тебя с на­деждою взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время, открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благо­волению.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, приносивших и приносящих пожерт­вования и делающих доброе во святых Твоих церквах, и помнящих бедных, вдов, сирот, странников и нуждающихся, и всех заповедавших нам воспоминать их в молитвах.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Ещё благоволи, Господи, вспомнить и принёсших в ны­нешний день эти приношения ко святому Твоему жертвен­нику, и тех, за кого каждый принёс их или кого в мыслях имеет, и недавно пред Тобою перечисленных.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, и приносящих за родителей наших, родных и друзей

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, всех тех, кого мы воспоминали и не воспоми­нали, православных, воздай им вместо земного - небесное, вместо тленного - нетленное, вместо временного - вечное, по обещанию Христа Твоего.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Так как Ты, Господи Боже наш, имеешь власть над жизнью и смертью, то еще удостой вспомнить. Владыка, за все века из рода в род Тебе благоугодивших святых праотцов, отцов, пат­риархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей, преподобных, и всякий дух праведный, в вере во Христа Твоего достигший совершенства.

Воспомяни, Господи Боже наш.

Вспомни, Господи, архангельский глас, глаголющий: Радуйся, благодатная (Мария)! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, ибо родила Спасителя душ наших;

(громко:) и особенно Пресвятую, Пречистую, Пре-благословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.

Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу. Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего,

Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Хор: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род! Освященный Храме и Раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее Небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Дьякон: Воспомяни, Господи Боже наш.

П.: И святого Иоанна, славного пророка, Предтечу и Крестителя, святых апостолов, святых пророков и патриархов, и праведников, святых мучеников и исповедников.)

Вспомни, Господи, Боже духов и всякой плоти, право­славных, которых мы помянули и которых не помянули, со вре­мени праведного Авеля до нынешнего дня. Сам упокой их там, во стране живых, во Царствии Твоём, в наслаждении райском, в недрах Авраама и Исаака и Иакова, святых от­цов наших, откуда отошли болезнь, печаль и воздыхание, где Свет лица Твоего зрится и сияет всегда.

И кончину жизни нашей соверши в мире, христианской и благоугодной и безгрешной, Господи, Господи, собирая нас к ногам избранных Твоих, когда хочешь и как хочешь, но только без стыда и согрешений, чрез единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо Он один явился безгрешным на земле.

(И среди первых вспомни, Господи, отца и архиепископа нашего Викентия и даруй его святой Твоей Церкви в мире, целым, достойным, здравым и долгоденствующим, правильно преподающим слово Твоей Истины).

Д. (лицом к народу): И о мире и во благе стоя­нии всего мира и святых Божьих церквей, и о тех, за кого каждый принёс или кого в мыслях имеет, и о предстоящем народе, и о всех и за вся.

Н.: И о всех, и за вся

П.: Даруй чрез них и нам, и им, как благой и человеко­любивый Владыка:

Н. (на глас 6-й): отпусти, оставь, прости, Боже, согре­шения наши, вольные и невольные, (делом и словом), в ве­дении и по неведению, ночью и днём, во уме и помышле­нии; всё прости нам, по благости и человеколюбию.

П.: По благодати и щедротам и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословен и препрославлен, со Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

П. (знаменует народ): Мир всем!

Н.: И духу твоему.

*   *   *

Просительная ектения

(Дьякон выходит через северные двери и, встав на обыч­ном месте, произносит эти прошения лицом к народу. Народ при этом ничего не отвечае.)

Снова и снова, в мире Господу помолимся.

О принесённых и освящённых, почитаемых, небесных, неизреченных, пречистых, славных, страшных, божественных Дарах Господу Богу помолимся.

Дабы Господь Бог наш, приняв их на святой и пренебесный, мыслимый и духовный Свой жертвенник как благоуха­ние духовное, ниспослал нам божественную благо­дать и дар Всесвятого Духа, помолимся.

Единения веры и общения Всесвятого и поклоняемого Его Духа испросив, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Н.: Аминь.

(Предстоятель произносит эту молитву в то время как диакон говорит ектенью. Прошения диакона обращены к предстоятелю)

Молитва перед св. причащением.

Боже и Отче Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, великоименитый Господи, блаженное естество, щед-ролюбивая благость, Боже и Владыка всех, благословенный вовеки, сидящий на херувимах и прославляемый серафимами, пред Которым предстоят тысячи тысяч и множества множеств воинств святых ангелов и архангелов! Принесён­ные Тебе дары, даяния, приношения Ты принял как благоухание духовное и удостоил освятить и совершить их, благой, по благодати Христа Твоего и наитию Всесвятого Твоего Духа.

Освяти же, Владыка, и наши души и тела и духи, и коснись ума, и испытай совесть, и отринь от нас всякую мысль злую, всякий помысел срамной, всякую страсть и похоть постыдную, всякое помышление непристойное, всякую зависть и гордость и лицемерие, всякую ложь, всякое коварство, всякое развлечение мирское, всякую любовь к стяжательству, всякое тщеславие, всякую леность, всякую злобу, всякую ярость, всякий гнев, всякую злопамятность, всякое злословие, оклеветание, всякое сребролюбие и нерадение, всякое движение плоти и духа, чуждое воле и святости Твоей.

И сподоби нас, человеколюбивый Владыка, с дерзнове­нием неосужденно, с чистым сердцем, просвещённою душою, непостыдным лицом, освященными устами, сметь именовать Тебя, сущего на Небесах Святого Бога, Отцом, и воспевать:

П. и Н.~. Отче наш, сущий на Небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем долж­никам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

П.: И не введи нас во искушение, Господи, Господи сил, знающий немощь нашу, но избави нас от лукавого и дел его, всякого нападения и козней его, во имя Твоё святое, наречённое над малостью нашей.

Ибо Твои – Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

П.: Мир всем!

Н.: И духу твоему.

 Д.: Главы наши пред Господом преклоним!

Н.: Пред Тобой, Господи.

Молитва главопреклонная.

Тебе, Господи, преклонили мы, чада Твои, главы свои пред святым Твоим жертвенником, ожидая от Тебя многих милостей, ниспошли же нам неистощимую благодать Твою и благословение Твоё, Владыка, и освяти наши души и тела и духи, дабы нам удостоиться быть общниками и причастни­ками святых Твоих Таинств, для прощения грехов и Жизни вечной.

Ты - поклоняемый и прославленный Бог наш, как и еди­нородный Твой Сын и Дух Твой Всесвятой, ныне и всегда, (знаменует дискос и чашу) и во веки веков.

Н.: Аминь.

П. (на солее, воздев руки): И да будут благодать и милости святой и единосущной, и несозданной, и нераздельной, и поклоняемой Троицы со всеми вами! (И знаменует правой рукой народ, и возвращается к святому престолу.)

Н: И со духом твоим.

Д.: (обращаясь к народу и подняв правую руку): Со страхом Божьим внемлем!

(Предстоятелъ возносит святой Хлеб крайними перстами своей руки, держит его немного приподняв и негромко произно­сит молитву, в храме наступает молчание, и народ преклоняет главы:)

Святой, во святых почивающий. Господи, освяти нас словом благодати Твоей и наитием Всесвятого Духа Твоего, ибо Ты сказал, Владыка: "Будьте святы, потому что Я свят". Господи Боже наш, непостижимое Слово Божье, Отцу и Святому Духу единосущное, совечное и нераздельное, прими чистую песнь при святых и бескровных жертвоприношениях Тебе, вместе с херувимами и серафимами и от меня, грешного, взывающего и говорящего:

(громко:) Святое - святым!

Н.: Один свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца *(со Святым Духом), Которому слава во веки веков.

Д.: (лицом к народу). Об отпущении грехов наших и помиловании душ наших, и о всякой душе оскорбляемой и угнетаемой, в милости и помощи Божьей нуждающейся, и об обращении заблудших, об исцелении немощных, избавлении пленённых, об упокоении прежде почивших отцов и братьев наших, все усердно воззовём: Господи, помилуй!

Н.: Господи, помилуй (12 раз, на 6-й глас).

(Если потребуется по времени, то хор вторит народу)

(Пока дьякон говорит эти прошения, предстоятель пре­ломляет святой Хлеб, который держит обеими руками, на две части, сначала ознаменовав его. Часть, которую держит в левой руке, кладёт снова на дискос. Ту же, которую дер­жит в правой руке, снова преломляет надвое, как здесь изображено:

То есть держа часть с печатью ХС в правой руке, часть с печатью КА левой рукой кладёт на дискос, и знаменовав снова правой рукой часть ХС, переложив её в левую, правой рукой помещает её в святой потир, говоря:)

П.: Соединение всесвятого Тела и драгоценной Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

После раздробления разделяет в каждую чашу по частице, говоря:) Соединились и освятились и совершились, во имя Отца и Сына и Святого Духа, (ныне и всегда).

(Также преломляет (надвое) часть с печатями ИС и НИ, которая была сначала в левой руке, говоря:)

Л.: Вот Агнец Божий, Сын Отчий, взявший Грех мира, закланный за Жизнь мира и его спасение.

(Также раздробляет руками части ИС, НИ и КА так, чтобы хватило всем хотящим причаститься)

П.: Святые части Христа, исполненные благодати и исти­ны Отца и Святого Духа, Которому слава и сила во веки веков. (Далее можно читать Пс 22, 33, 144 и 116)

(Когда народ закончит петь "Господи, помилуй", а предстоятель раздробит Св. Дары дьякон, повернувшись лицом к востоку, говорит:)

Д.: Господи, благослови!

П. (воздев руки): Господь да благословит нас и да сохра­нит нас неосуждёнными при причащении пречистых Даров Его, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

Д. (также): Господи, благослови!

П. (обычно): Господь да благословит и удостоит нас чистыми клещами перстов взять горящий уголь и вложить в уста верных, во очищение и обновление душ их и тел, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

Предстоятель, глядя на народ чрез святые двери, возглашает:

П.: Вкусите - и увидите, как благ Господь, раздроб­ляемый и неразделяемый, и преподаваемый верным и неистощаемый, для прощения грехов и Жизни вечной, ныне и всегда, и во веки -веков.

 (Также и дьякон к народу:)

Д.: В мире Христовом воспоём!

(И дьяконы входят в святой алтарь, а народ поёт при­частный стих:)

Хор.: Вкусите - и увидите, как благ Господь. (Аллилуйя.)

(Когда святой хлеб будет раздроблён и дьяконы войдут в святой алтарь, все встают благоговейно вокруг святого престола, а предстоятель, преклонив голову, молится пред святым престолом так, чтобы было слышно всем:)

П.: Господи Боже наш, небесный Хлеб, Жизнь всего мира, я согрешил против неба и пред Тобою и недостоин причаститься пречистых Твоих Таинств, но Ты, как мило­сердный Бог, по благости Твоей и неизреченному долготерпению, удостой меня благодатью Твоею неосужденно и непостыд­но причаститься святого Тела и святой Крови, для прощения грехов и Жизни вечной.

(Предстоятель причащается святого Тела, говоря в себе:

Тело Христово. И когда причастится, преподаёт всем пресви­терам и дьяконам святое Тело, говоря каждому из них: Тело Христово. И принимающий, по обычаю, часть на ладони свои отвечает: Аминь. И тотчас съедает святой Хлеб.

Когда же предстоятель причастит сослужащих, то бе­рёт святой потир с платом, как обычно, и причащается по обычаю, говоря: Кровь Христова, чаша Жизни. И подходят пресвитеры и дьяконы, и предстоятелъ причащает их по обы­чаю, говоря: Кровь Христова, чаша Жизни. Причащающийся отвечает: Аминь. Так проходит причащение.

И предстоятелъ и дьяконы принимают теплоту и промы­вают уста свои по обычаю, и лишь один дьякон, хотящий потреблять Святыню, не принимает теплоты. Когда же совершится во всём алтаре причащение и придёт время причащения мирян, дьякон, став справа от престола, говорит:)

Д.: Господи, благослови!

(Предстоятелъ даёт чашу дьякону, говоря:)

П.: Слава Богу, освятившему и освящающему всех нас!

(Дьякон, принимая от предстоятеля святую чашу:)

Д.: Превыше Небес, Боже, восстань, распростри над зем­лёй Славу Твою, и Царство Твоё пребывает во веки веков.

П.: Благословенно имя Господа Бога нашего во веки веков.

(Также предстоятелъ берёт дискос со святым Хлебом, и дьякон выходит с чашей в святые двери и, показывая чашу народу, возглашает:)

Д.: Со страхом Божьим, и верою, и любовью приступите!

Н.: Благословен Грядущий во имя Господне.

(Дьякон встаёт лицом к народу у иконы Пресвятой Богородицы, а предстоятель с дискосом встаёт в святых дверях. И причащающиеся миряне подходят со смирением к предстоятелю, и тот, держа в левой руке дискос со святым Хлебом, говорит: Тело Христово. И приходящий отвечает: Аминь. Предстоятель вкладывает частицу святого Хлеба в уста ему, и тот съедает её и подходит к дьякону, который говорит: Кровь Христова, чаша Жизни. Приходящий отве­чает: Аминь. И дьякон даёт ему немного испить из чаши. Так причащается народ.

*   *   *

По окончании причащения

Д.: Господи, благослови, (предстоятель благословляет дискосом народ, говоря:)

П.: Спаси, Боже, народ Твой, и благослови наследие Твоё!

П.: Слава Богу нашему, освятившему всех нас.

При поставлении чаши на св. престол:

Да будет имя Гос­подне благословенно во веки веков!

Д. и Н.: Исполни уста наши хвалы Твоей, Господи, и радости исполни уста наши, дабы нам воспевать Славу Твою, во всякий день - великолепие Твоё.

Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты удостоил нас причаститься Тела и Крови Твоей, для прощения грехов и Жизни вечной. Молимся, неосуждёнными нас сохрани, по благости и человеколюбию.

*(После того, как предстоятель и дьякон входят в алтарь и ставят Святыню на святом престоле: предстоятель - дискос, а дьякон - святой потир, предстоятель помещает части святого Хлеба в чашу и отирает, по обычаю, святой дискос губкой и, взяв кадильницу, кадит Святыню, произнося эту молитву:

Благодарственная молитва фимиама при последнем входе

Благодарим Тебя, Боже, Спасителя всех, за все дарован­ные нам блага и за причащение святых и пречистых Твоих Таинств, и приносим Тебе этот фимиам, молясь: сохрани нас под кровом крыл Твоих и удостой нас до последнего нашего вздоха причащаться Святынь Твоих, для освящения душ и тел, для наследования Царства Небесного.

Ибо Ты, Боже, - освящение наше, Тебе и воссылаем славу и благодарение. Отцу и Сыну и Святому Духу.

(И один из пресвитеров относит, ничего не говоря, Святы­ню с престола на жертвенник; дьякон также относит дискос, без каждения; антиминс теперь надо сложить.

Выходя через северные двери, (дьякон при входе начинает:

Д.: Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Царь Христос, еди­нородный Сын Отчий, что Ты удостоил нас, грешных и недостойных чад Твоих, насладиться пречистыми Твоими Та­инствами, для прощения грехов и Жизни вечной; слава Тебе!)

(дьякон встаёт на своём месте, лицом к наро­ду, и произносит прошения подря)

Д.: Еще и еще, непрестанно, в мире Господу помолимся.

Дабы причащение Святыни Его было нам для отвраще­ния от всякого злого дела, для напутствия к Жизни вечной, для общения и дарования Святого Духа, помолимся.

П.: Пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых, от века Тебе благоугодивших, по­мянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Н.: Тебе, Господи.

(После произнесения прошений пред святым престолом молится предстоятель:)

Молитва.

Боже, по великому и неизреченному человеколюбию снисшедший к немощи чад Твоих и удостоивший нас при­частиться этой небесной Трапезы, не осуди нас, Владыка, грешных, за причащение пречистых Твоих Таинств, но со­храни нас, благой, во освящении Святого Твоего Духа, дабы став святыми -(достойными), мы обрели долю в наследии со всеми святыми, за все века Тебе благоугодившими, во Свете лица Твоего, по щедротам единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым Ты благословен, со Всесвятым и благим и живо­творящим Твоим Духом.

Ибо благословенно и прославлено всечтимое и великолепное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Н.: Аминь.

П. (благословляя): Мир всем!

Н.: И духу твоему.

Д.: Главы наши пред Господом преклоним!

Молитва главопреклонная.

Боже великий и дивный, воззри на чад Твоих, ибо пред Тобой мы преклонили главы, и простри руку Твою крепкую и исполненную благословений, и благослови народ Твой и сохрани наследие Твоё, дабы мы всегда и непрестанно прославляли Тебя, единого живого и истинного Бога наше­го, святую и единосущную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, (ныне и всегда, и во веки веков.)

(Громко:) Тебе подобает и долженствует от всех нас сла­вословие, честь и поклонение и благодарение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Д.: В мире Христовом будем петь!

Д.: В мире Христовом пойдём!

(Н.: Во имя Господне. Господи, благослови!

Д. (молитва отпустителъная). От славы к славе прости­раясь, мы воспеваем Тебя, Спасителя душ наших! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки! Воспеваем Тебя, Спасителя душ наших!

(Предстоятель, выйдя через святые двери из алтаря и став среди народа, произносит эту молитву, глядя на восток:)

Молитва (заамвонная, или от престола до сосудохранилища)

От силы в силу простираясь и исполнив в храме Твоём всю божественную службу, и ныне молим Тебя, Господи Боже наш: удостой нас совершенного человеколюбия, ис­правь путь наш, укорени нас в страхе Твоём, и удостой Царства Небесного, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Ты благословен, -Тебе подобает слава и честь и сила, со Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Д.: Отпускаетесь в мире!

Д.: В мире Христовом да сохранимся!

П.: Благословен Бог, благословляющий и освящающий *(нас) через причащение святых (и животворящих) и пре­чистых *(Своих) Таинств, ныне и всегда, и во веки веков!

Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: