Я скоро узнал, что в Ташкенте существует церковное братство, и пошел на одно
из заседаний его [13]. По одному из обсуждавшихся вопросов я выступил с довольно
большой речью, которая произвела большое впечатление. Это впечатление перешло в
радость, когда узнали, что я главный врач городской больницы.
Видный протоиерей Михаил Андреев, настоятель привокзальной церкви, в
воскресные дни по вечерам устраивал в церкви собрания, на которых он сам или
желающие из числа присутствовавших выступали с беседами на темы Священного
Писания, а потом все пели духовные песни. Я часто бывал на этих собраниях и
нередко проводил серьезные беседы. Я, конечно, не знал, что они будут только
началом моей огромной проповеднической работы в будущем.
Когда возникла недоброй памяти "живая" церковь, то, как известно, везде и
всюду на епархиальных съездах духовенства и мирян обсуждалась деятельность
епископов, и некоторых из них смещали с кафедр. Так, "суд" над епископом
Ташкентским и Туркменским происходил в Ташкенте в большой певческой комнате,
очень близко от кафедрального собора. На нем присутствовал и я, в качестве
гостя, и по какому-то очень важному вопросу выступил с продолжительной, горячей
речью.
Резких выступлений на съезде не было, и деятельность Преосвященного
Иннокентия (Пустынского) получила положительную оценку. Когда кончился съезд и
присутствовавшие расходились, я неожиданно столкнулся в дверях с Владыкой
Иннокентием. Он взял меня под руку и повел на перрон, окружавший собор. Мы
обошли два раза вокруг собора, Преосвященный говорил, что моя речь произвела
большое впечатление, и неожиданно остановившись, сказал мне: "Доктор, вам надо
быть священником! "
Как я уже говорил раньше, у меня никогда не было и мысли о священстве, но
слова Преосвященного Иннокентиях принял как Божий призыв устами архиерея и, ни
минуты не размышляя, ответил: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это
угодно Богу! "
Впрочем, позже я говорил с Владыкою о том, что в моем доме живет моя
операционная сестра Велецкая, которую я, по явному, чудесному повелению Божию,
ввел в дом матерью, радующеюся о детях, а священник не может жить в одном
доме с чужой женщиной. Но Владыка не придал значения этому возражению, сказав,
что не сомневается в моей верности седьмой заповеди.
Уже в ближайшее воскресенье, при чтении часов, я в сопровождении двух
диаконов, вышел в чужом подряснике к стоявшему на кафедре архиерею и был
посвящен им в чтеца, певца и иподиакона, а во время Литургии — и в сан диакона.
Конечно, это необыкновенное событие посвящения во диакона уже получившего
высокую оценку профессора, произвело огромную сенсацию в Ташкенте [14], и ко мне
пришли большой группой студенты медицинского факультета во главе с одним
профессором. Конечно, они не могли понять и оценить моего поступка, ибо сами
были далеки от религии. Что поняли бы они, если бы я им сказал, что при виде
кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом, мое
сердце громко кричало: "Не могу молчать! " И я чувствовал, что мой долг —
защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное
милосердие к роду человеческому.
Через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921
года, я был рукоположен во иерея епископом Иннокентием.
Я забыл раньше сказать о том, что в Ташкенте я был одним из инициаторов
открытия университета. Большинство кафедр было замещено избранными из числа
ташкентских докторов медицины, и только я один был почему-то избран в Москве на
кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии. [15]
Мне пришлось совмещать свое священническое служение с чтением лекций на
медицинском факультете, слушать которые приходили во множестве и студенты других
курсов. Лекции я читал в рясе с крестом на груди: в то время еще было возможно
невозможное теперь. Я оставался и главным хирургом ташкентской городской
больницы, потому служил в соборе только по воскресеньям.
Преосвященный Иннокентий, редко проповедовавший, назначил меня четвертым
священником собора и поручил мне все дело проповеди. При этом он сказал мне
словами апостола Павла: "Ваше дело не крестити, а благовестити" [16][1 Кор. 1; 17.
31]. Он глубоко понимал, что говорил, и слово его было почти пророческим, и
теперь, на тридцать восьмом году своего священства и тридцать шестом году своего
архиерейства, я вполне ясно понимаю, что моим призванием от Бога была именно
проповедь и исповедание имени Христова. За долгое время своего священства я
почти никаких треб не совершал, даже ни разу не крестил полным чином крещения.
Кроме проповеди при богослужениях, совершаемых Преосвященным Иннокентием и мною
самим, я проводил каждый воскресный день после вечерни в соборе долгие беседы на
важные и трудные богословские темы, привлекавшие много слушателей, целый цикл
этих бесед был посвящен критике материализма. Богословского образования я не
имел, но с Божией помощью легко преодолевал трудности таких бесед.
Кроме того, мне приходилось в течение двух лет часто вести публичные диспуты
при множестве слушателей с отрекшимся от Бога протоиереем Ломакиным, бывшим
миссионером Курской епархии, возглавлявшим антирелигиозную пропаганду в Средней
Азии.
Как правило, эти диспуты кончались посрамлением отступника от веры, и
верующие на давали ему прохода вопросом: "Скажи нам, когда ты врал: тогда, когда
был попом, или теперь врешь? " Несчастный хулитель Бога стал бояться меня и
просил устроителей диспутов избавить его от “этого философа".
Однажды, неведомо для него, железнодорожники пригласили меня в свой клуб для
участия в диспуте о религии. В ожидании начала диспута я сидел на сцене при
опущенном занавесе и вдруг вижу — поднимается на сцену по лестнице мой
всегдашний противник. Увидев меня, крайне смутился, пробормотал: "опять этот
доктор", поклонился и пошел вниз. Первым говорил на диспуте он, но, как всегда,
мое выступление совершенно разбило все его доводы, и рабочие наградили меня
громкими аплодисментами.
На несчастном хулителе Духа Святого страшно сбылось слово псалмопевца Давида:
смерть грешников люта. Он заболел раком прямой кишки и при операции
оказалось, что опухоль уже проросла в мочевой пузырь. В тазу скоро образовалась
глубокая, крайне зловонная полость, наполненная гноем, калом и мочой и кишевшая
множеством червей. Враг Божий пришел в крайнее озлобление от своих страданий, и
даже партийные медицинские сестры, назначаемые для ухода за ним, не могли
выносить его злобы и проклятий и отказывались от ухода за ним.
В это трудное для меня время, когда мне приходилось совмещать служение и
проповедь в кафедральном соборе с заведованием кафедрой топографической анатомии
и оперативной хирургии и чтением лекций, я должен был спешно изучать богословие.
И в этом деле мне помогал Господь Бог через одного из слушателей моих бесед и
диспутов — верующего букиниста, который приносил мне так много богословских
книг, что скоро у меня образовалась порядочная библиотека.
Но и этого мало: я продолжал работать в качестве главного врача больницы,
широко оперировал каждый день и даже по ночам в больнице, и не мог не
обрабатывать своих наблюдений научно. Для этого мне нередко приходилось делать
исследования на трупах в больничном морге, куда ежедневно привозили повозки,
горою нагруженные трупами беженцев из Поволжья, где свирепствовали тяжелый голод
и эпидемии заразных болезней. Свою работу на этих трупах мне приходилось
начинать с собственноручной очистки их от вшей и нечистот. Многие из этих
исследований на трупах легли в основу моей книги "Очерки гнойной хирургии" [17],
выдержавшей три издания общим тиражом 60 000 экземпляров. За нее я получил
Сталинскую премию первой степени.
Однако работа на покрытых вшами трупах обошлась мне недешево. Я заразился
возвратным тифом в очень тяжелой форме, но, по милости Божией, болезнь
ограничилась одним тяжелым приступом и вторым — незначительным.
Весной 1923 года, незадолго до церковного раскола и появления "живой" церкви,
епископ Иннокентий созвал съезд духовенства Ташкентской и Туркестанской епархии,
который должен был избрать двух кандидатов на возведение в архиерейский сан.
Выбор пал на архимандрита Виссариона и на меня.
Вскоре произошло восстание против Патриарха Тихона московских и петроградских
священников, которое возглавил протоиерей Александр Введенский. По всей России
произошло разделение духовенства на стойких и крепких духом, верных Православной
Церкви и Патриарху Тихону, и на малодушных, неверных, или не разбиравшихся в
бурных церковных событиях, вошедших в "живую" церковь, возглавляемую Введенским
и немногими его сообщниками, имен которых уже не помню.
Отозвался раскол и у нас в Ташкентской епархии. Архиепископ Иннокентий,
крайне редко сам проповедовавший, выступил со смелой, сильной проповедью о том,
что в Церкви бунт и что необходимо сохранять верность Церкви Православной и
Патриарху Тихону и не входить ни в какие сношения с "живоцерковным" епископом,
приезда которого ожидали.
Неожиданно для всех два видных протоиерея, на которых вполне надеялись,
перешли в раскол, к ним присоединились и другие, и верных осталось немного.
Преосвященный Иннокентий поспешил совершить хиротонию архимандрита
Виссариона. Совместно с епископом Сергием (Лавровым), недавно переведенным в
Ташкент из ашхабадской ссылки, он совершил полным чином наречение во епископа
архимандрита Виссариона. Но на другой же день нареченный епископ был арестован и
выслан из Ташкента. Позже он примкнул к Григорианскому расколу и получил сан
митрополита.
Преосвященный Иннокентий был очень испуган и тайно ночью уехал в Москву,
надеясь оттуда попасть в Валаамский монастырь. Но это, конечно, ему не удалось,
и лишь спустя много времени смог он пробраться в свою деревню Пустынька.
Епископ уехал. В Церкви бунт. Тогда протоиерей Михаил Андреев и я объединили
всех оставшихся верными священников и церковных старост, устроили съезд
оставшихся верными, предупредили об этом ГПУ, попросив разрешения и присылки
наблюдателя. Мы с протоиереем Андреевым взяли на себя управление епархиальными
делами и созывали в Ташкенте на епархиальное собрание священников и членов
церковного совета, отвергнувших "живую" церковь. На эти собрания мы просили ГПУ
прислать своих представителей, но ни разу они не приезжали. Казалось бы, все
безупречно, но за это, главным образом, я получил свою первую ссылку.
В это время приехал в Ташкент очень видный архиерей — Преосвященный Андрей
(фамилии его не помню) . Узнав о положении дел у нас, он назначил меня
настоятелем собора и объявил протоиереем.
Вскоре после этого из Ашхабада в Ташкент был переведен другой ссыльный
Преосвященный Андрей Уфимский [18], (князь Ухтомский) . Незадолго до своего ареста и
ссылки в Среднюю Азию он был в Москве, и Патриарх Тихон, находившийся под
домашним арестом, дал ему право избирать кандидатов для возведения в сан
епископа и тайным образом рукополагать их.
Приехав в Ташкент, Преосвященный Андрей одобрил избрание меня кандидатом на
посвящение во епископа собором ташкентского духовенства и тайно постриг меня в
монашество в моей спальне [19]. Он говорил мне, что хотел дать мне имя целителя
Пантелеимона, но когда побывал на Литургии, совершенной мною, и услышал мою
проповедь, то нашел, что мне гораздо более подходит имя апостола-евангелиста,
врача и иконописца Луки.
Преосвященный Андрей направил меня в таджикский город Пенджикент, отстоявший
за 90 верст от Самарканда. В Пенджикенте жили два ссыльных епископа: Даниил
Волховский и Василий Суздальский [20]; епископ Андрей передал им через меня письмо с
просьбой совершить надо мною архиерейскую хиротонию.
Как я выше писал, я был два года и четыре месяца младшим священником
ташкентского кафедрального собора, продолжая работать главным врачом и хирургом
городской больницы. Мой отъезд в Самарканд должен был быть тайным, и потому я
назначил на следующий день четыре операции, а сам вечером уехал на поезде в
Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, диакона и своего старшего сына —
шестнадцатилетнего Михаила.
Утром приехали в Самарканд, но найти пароконного извозчика для дальнейшего
пути в Пенджикент оказалось почти невозможным: ни один не соглашался ехать,
потому что все боялись нападения басмачей. Наконец нашелся один смельчак,
который решился нас везти. Мы долго ехали. На полдороге мы остановились в
чайхане отдохнуть и покормить лошадей. Две последние ночи я не спал ни минуты и
там, как только лег на деревянный помост, на котором пьют чай узбеки, в тот же
миг точно в бездну провалился, заснул мертвым сном. Я спал только 3/4 часа, но
сон укрепил меня, и я совершенно отдохнул. С Божией помощью мы доехали
благополучно.
Преосвященные Даниил и Василий встретили нас с любовью. Прочитав письмо
епископа Андрея Ухтомского, решили назначить на завтра Литургию для совершения
хиротонии и немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви Святителя
Николая Мирликийского, без звона и при запертых дверях. С епископами жил
ссыльный московский священник протоиерей Свенцицкий [21], известный церковный
писатель, который тоже присутствовал при моем посвящении. На вечерне и Литургии
читали и пели мои спутники и протоиерей Свенцицкий.
Преосвященных Даниила и Василия смущало то обстоятельство, что я не был
архимандритом, а только иеромонахом, и не было наречения меня в сан епископа.
Однако недолго колебались, вспомнили ряд примеров посвящения во епископа
иеромонахов и успокоились. На следующее утро все мы отправились в церковь.
Заперли за собой дверь и не звонили, а сразу начали службу и в начале Литургии
совершили хиротонию.
При хиротонии посвящаемый склоняется над престолом, а архиерей держит над его
головой раскрытое Евангелие. В этот важный момент хиротонии, когда читали
совершительную молитву Таинства священства, я пришел в такое глубокое волнение,
что всем телом дрожал, и потом архиереи говорили, что подобного волнения не
видели никогда. Из церкви Преосвященные Даниил и Василий и протоиерей Свенцицкий
вернулись домой несколько раньше, чем я, и встретили меня архиерейским
приветствием: "Тон деспотин ке архиереа имон. . . " Архиереем я стал 18/31 мая
1923 года. В Ташкент мы вернулись на следующий день вполне благополучно.
Когда сообщили об этой хиротонии Святейшему Патриарху Тихону, то он, ни на
минуту не задумываясь, утвердил и признал ее законной.
На воскресенье, 21 мая, день памяти равноапостольных Константина и Елены, я
назначил свою первую архиерейскую службу. Преосвященный Иннокентий уже уехал.
Все священники кафедрального собора разбежались как крысы с тонущего корабля, и
свою первую воскресную всенощную и Литургию я мог служить только с одним
протоиереем Михаилом Андреевым.
На моей первой службе в алтаре присутствовал Преосвященный Андрей Уфимский;
он волновался, что я не сумею служить без ошибок. Но, по милости Божией, ошибок
не было.
Спокойно прошла следующая неделя, и я спокойно отслужил вторую воскресную
всенощную. Вернувшись домой, я читал правило ко причащению Святых Тайн. В 11
часов вечера — стук в наружную дверь, обыск и первый мой арест. Я простился с
детьми и Софией Сергеевной и в первый раз вошел в "черный ворон", как называли
автомобиль ГПУ. Так положено было начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок [22].
Четверо моих детей остались на попечении Софии Сергеевны. Ее и детей выгнали из
моей квартиры главного врача и поселили в небольшой каморке, где они могли
поместиться только потому, что дети сделали нары и каморка стала двухэтажной.
Однако Софию Сергеевну не выгнали со службы, она получала два червонца в месяц и
на них кормилась с детьми.
Меня посадили в подвал ГПУ. Первый допрос был совершенно нелепым. Меня
спрашивали о знакомстве с совершенно неведомыми мне людьми, о сообществе с
оренбургскими казаками [23], о которых я, конечно, ничего не знал.
Однажды ночью вызвали на допрос, продолжавшийся часа два. Его вел очень
крупный чекист, который впоследствии занимал очень видную должность в московском
ГПУ [24]. Он допрашивал меня о моих политических взглядах и моем отношении к
советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос
ребром: так кто же вы — друг наш или враг наш? Я ответил: "И друг ваш и враг
ваш, если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы
воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш".
Меня на время оставили в покое и из подвала перевели в другое, более
свободное помещение. Меня держали в наскоро приспособленном под тюрьму ГПУ
большом дворе с окружающими его постройками. На дальнейших допросах мне
предъявляли вздорные обвинения в сношениях с оренбургскими казаками и другие
выдуманные обвинения.
В годы своего священства и работы главным врачом ташкентской больницы я не
переставал писать свои "Очерки гнойной хирургии", которые хотел издать двумя
частями и предполагал издать их вскоре: оставалось написать последний очерк
первого выпуска — "О гнойном воспалении среднего уха и осложнениях его".
Я обратился к начальнику тюремного отделения, в котором находился, с просьбой
дать мне возможность написать эту главу. Он был так любезен, что предоставил мне
право писать в его кабинете по окончании его работы. Я скоро окончил первый
выпуск своей книги. На заглавном листе я написал: "Епископ Лука. Профессор
Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии".
Так удивительно сбылось таинственное и непонятное мне Божие предсказание об
этой книге, которое я получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад:
"Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа".
Издать книгу двумя выпусками мне не удалось, и она была напечатана первым,
далеко не полным изданием только после первой моей ссылки. Имя епископа,
конечно, было выпущено [25].
В тюрьме меня держали недолго и освободили на один день для того, чтобы я
ехал свободно в Москву. Всю ночь моя бывшая квартира главного врача больницы
была наполнена прихожанами собора, пришедшими проститься со мною. В это время
Ташкентская архиерейская кафедра была уже занята “живоцерковным” митрополитом
Николаем, которого я назвал лютым вепрем, возлегшим на горнем месте, и запретил
иметь с ним общение. Это мое завещание взбесило чекистов [26].
Утром, простившись с детьми, я отправился на вокзал и занял место не в
арестантском, а в пассажирском вагоне. После первого, второго и третьего звонков
и свистков паровоза поезд минут двадцать не двигался с места. Как я узнал только
через долгое время, поезд не мог двинуться по той причине, что толпа народа
легла на рельсы, желая удержать меня в Ташкенте, но, конечно, это было
невозможно.
Полезная информация: |