[27] В церкви Вознесения в Кадашах.
[28] Митрополит Арсений (Стадницкий) умер в ссылке в Ташкенте в 1936 г.
[29] Во всех местах ссылок епископа Луки живут доныне десятки людей, хранящих
благодарную память о нем. Владыка Лука не отказывал в помощи самым сирым и
убогим, не брал ничего за лечение, мог целыми днями возиться с хворыми и
грязными деревенскими ребятишками.
На каждую операцию с участием епископа Луки полагалось получить отдельное
разрешение, которые давали неохотно; и растущая популярность ссыльного
раздражала городских начальников. В Енисейске рассказывают, что его однажды
вызвали в ГПУ. Едва он, как всегда в рясе и с крестом, переступил порог
кабинета, чекист заорал: "Кто это вам позволил заниматься практикой? " Владыка
Лука ответил: "Я не занимаюсь практикой в том смысле, какой вы вкладываете в это
слово. Я не беру денег у больных. А отказать больным, уж извините, не имею
права. "
К Владыке-врачу несколько раз подсылали "разведчиков", но оказалось, что
никакой платы с больных он не берет, а в ответ на благодарность пациентов
отвечает: 'Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему". После этого власти
стали смотреть на медицинскую практику ссыльного профессора более
снисходительно. На Енисее в то время свирепствовала трахома. Из-за этой болезни
многие местные жители: кеты, селькуны, эвенки — теряли зрение. Бывший начальник
Енисейского пароходства И.М. Назаров передает слова, слышанные в тридцатые годы
от погонщика-эвенка Никиты из Нижнего Имбацка: "Большой шаман с белой бородой
пришел на нашу реку, поп-шаман. Скажет поп-шаман слово — слепой сразу зрячим
становится. Потом уехал поп-шаман, опять глаза у всех болят". Капитан Назаров
считает, что речь шла о ссыльном профессоре Войно-Ясенецком, который очень
хорошо оперировал больных с последствиями трахомы.
[30] В Енисейске имели особенный размах бесчинства комсомольцев-атеистов. Бывший
милиционер с большой охотой рассказывал, как он сам в то время обдирал с икон
Успенского собора золотые ризы, как грузил на подводу реквизированные чаши и
кадила, как помогал стаскивать с церквей колокола. Во время реквизиций верующие
— порой собиралось несколько сот человек — стоя поодаль, ругали представителей
власти и комсомольских активистов. Слышались проклятия и молитвы о наказании
богохульников. Милиционер делал предупредительные выстрелы в воздух, некоторых
уводил в участок. Зимой 1924 года комсомольцы опрокинули в деревне Сотниково
часовню: "Просто так, для смеха". Бывшая пионервожатая вспоминает, что весь 1924
год в Енисейске гремели взрывы: комсомольцы под руководством своего секретаря,
организатора кощунственных карнавалов и представлений, разрушали храмы.
Владыка Лука несколько раз произносил проповеди, обличая это нечестие, стыдил
разрушителей храмов, принял участие в публичном многолюдном диспуте с молодым
медиком-атеистом Чеглецовым. Тем самым Владыка Лука еще более настроил против
себя енисейское партийное и советское начальство.
Враждебно относились к епископу Луке и некоторые местные медики, вернее,
бывшие фельдшера, которые в то время вели частную практику, сменив опытных
врачей: Войно-Ясенецкий лишил их клиентуры. Предприниматели от медицины,
сколотившие капиталы в годы НЭПа, стали лицемерно жаловаться властям на "попа",
который производит "безответственные" операции...
[31] Хая — деревушка в восемь дворов, кругом бескрайняя лесная пустыня. В марте тут еще глубокая зима. Дом часто до крыши заносило снегом. Приходилось ждать, пока утром олени протопчут тропу, чтобы можно было принести хвороста на растопку. В рукомойнике в сенях замерзала вода.
С глубоким христианским терпением переносил Владыка Лука все тяготы ссылки: "Обо мне не заботься, я ни в чем не нуждаюсь", — писал он сыну Михаилу из
Енисейска, и через несколько месяцев снова: "Обо мне не беспокойтесь. Господь
отлично устроил меня в Хае. Я радостен, глубоко спокоен, никаких нужд не
испытываю — монахини с большой любовью заботятся обо мне".
[32] В Туруханске по словам простой пожилой женщины, санитарки районной больницы, "профессора Луку" и поныне знает "весь народ"; с благодарностью вспоминают о том, как он возвратил здоровье множеству людей, несмотря на то, что оборудование в больнице в двадцатые годы было самое примитивное: инструменты, например перед
операцией кипятили в самоваре...
Рассказывают, что Владыка Лука жил очень бедно почти не имел вещей, только
книги.
[33] Имя священника было отец Мартин Римша. До принятия сана он почти сорок лет
был учителем в деревнях родной Белоруссии. Это был глубоко верующий человек,
интеллигент. По болезни сердца оставил учительство, окончил в Москве пастырские
курсы прот. Иоанна Восторгова (+1917 г. ) для Сибири и со всей большой семьей
уехал на Енисей незадолго до Первой мировой войны. Туруханские крестьяне уважали
о. Мартина; часто приходили к нему побеседовать сосланные в Туруханск
большевики.
Узнав от Владыки Луки, на какой политической закваске замешана "живая"
церковь, о. Мартин все понял и легко обратился из раскола. В жизни о. Мартина
было большое горе. Всеми силами стремился он воспитывать свою дочь в вере и
благочестии: он отдал ее в епархиальное училище, затем для продолжения обучения
— в Енисейский монастырь. У Веры были хорошие способности, ей легко давались
Священная История и катехизис. Но, возможно, по причине изучения христианства
более по букве, чем по духу, девушка, как это бывало в начале революции,
совершенно потеряла веру в Бога, стала активисткой, уехала от родителей в
Красноярск, вышла замуж, стала комсомолкой-безбожницей.
Приехав после смерти своей матери навестить отца и братьев, Вера привезла
несколько номеров журнала "Безбожник", где печаталась тогда "Библия для
неверущих" Емельяна Ярославского [Емельян Ярославский (Губельман Миней
Израилевич) , партийный деятель, возглавлял "Союз воинствующих безбожников"
(СВБ) , созданный в 1925 г. на основе актива газеты "Безбожник". Эта погромная
организация нанесла непоправимый урон отечественной культуре. Пользуясь
монополией в сфере идеологии, обладая разветвленной сетью периодических изданий
(газета "Безбожник", журналы "Безбожник", "Атеист", "Антирелигиозник", "Юные
безбожники" и др.), имея свое издательство, союз фактически развернул широкую
кампанию клеветы, кощунства, очернительства Святой Церкви, вдохновлял на погромы
рядовых "безбожников" и обманутые "народные массы". Осквернение святынь,
закрытие и разрушение храмов, сожжение икон, повсеместное едва ли не ежедневное
оскорбление чувств православного народа — вот далеко не полный список злодеяний
СВБ. С союзом сотрудничали Крупская, Красиков, Скворцов-Степанов, Демьян Бедный
и др. В годы войны СВБ практически прекратил своё бесславное существование. В
1947 г. его функции были переданы Всесоюзному обществу по распространению
политических и научных знаний (общество “Знание”).]. Отец Веры назвал эти
писания "сатанинской философией".
Вскоре после этого в Туруханске появился Владыка Лука. Сама Вера Мартиновна
Савинская вспоминала: "Одним из первых его вопросов к моему отцу был вопрос:
"Кому подчиняешься, батюшка, обновленцам или тихоновцам? " — "Те и другие мне
пишут и отвечать приходится и тем, и другим". — "Правильная вера у Патриарха
Тихона, а обновленцы — подлипалы советской власти", — сказал епископ".
В то время дочери о. Мартина было неприятно, что ее отец оказался под
влиянием ссыльного тихоновца. Но еще более обидно стало ей, когда Владыка Лука,
по ее словам, "сам того не зная, свел на нет всю ее антирелигиозную пропаганду".
"До его приезда, — пишет Савинская, — совсем мало людей посещало церковь, а с
его приездом приток прихожан в церковь значительно усилился. Туруханцы мне
говорили, что в двунадесятые праздники верующие выстилали ему дорогу от больницы
до церкви красным сукном, коврами и половиками. А мне отец перестал даже
отвечать на письма..."
Спустя много лет, Вера Мартиновна сожалела, что не пожелала встретиться с
Владыкой Лукой в 1926 году, когда в Красноярске, возвращаясь из ссылки, он
прислал ей приглашение зайти к нему. Отца Мартина впоследствии арестовали за
неподчинение властям, которое выразилось в том, что священник отказался
присутствовать при вскрытии мощей св. мч. Василия Мангазейского, почивавших в
бывшем Туруханском монастыре. Отец Мартин претерпел двенадцать лет ссылки и
лагерей. В 1936 году он написал дочери, что хотел бы приехать в Красноярск. Она
к этому времени считала отца давно погибшим. "При встрече, — вспоминает Вера
Мартиновна, — отец показал мне целую пачку почтовых квитанций. Владыка Лука,
оказывается, все это время делал ему ежемесячные переводы по 30, а чаще по 50
рублей". Умер о. Мартин Римша в 1941 году, в доме своей дочери.
[34] В операционной у Владыки Луки, как и в Ташкенте, на тумбочке стояла икона, а возле нее зажженная лампада. Рассказывают, что перед операцией Владыка ставил йодом крест на теле больного.
[35] Эта высылка была равносильна преднамеренному убийству. В разгар зимы, которая в этот год выдалась особенно жестокой, отправить на открытых санях за полторы тысячи верст человека, не имеющего теплой одежды, значило обречь его на неизбежную гибель. Председатель Туруханского краевого совета (красный партизан, герой гражданской войны Ф.И. Бабкин) , как коренной енисеец, хорошо это понимал.
[36] Еврей из Белоруссии, эсер Розенфельд был принципиальным атеистом и материалистом. На этой почве у него с епископом не раз происходили горячие схватки. Но как только Розенфельд узнал о ссылке Войно-Ясенецкого, он принялся обходить дома своих товарищей-эсеров и собрал в конце концов целую охапку теплых лещей и даже немного денег.
[37] Однажды в Плахине епископа Луку навестил А.К. Константинов, в прошлом
почтовый и торговый чиновник, а в двадцатых годах — уполномоченный Московской
конторы по заготовке пушнины. Через него начальник туруханской почтовой конторы,
у которого Владыка Лука спас больного ребенка, передал ссыльному епископу
корреспонденцию, нарушая строгий запрет властей.
Константинов переступил засыпанный снегом порог и увидел закопченную, давно
не метенную избу с небеленой печью. Тут же лежали охапки дров. Убожество и
нищета жилища проглядывали во всем. На некрашеном столе стояла кружка с водой и
лежал кусок черного хлеба. Никакой другой пищи не было видно. Епископ Лука
молился. Знаком руки он попросил гостя обождать. Минут через десять, совершив
перед большой старинной иконой последний поклон, обернулся к гостю и сказал: “А
теперь будем знакомиться”.
Узнав, что женщины отказались стряпать для Владыки Луки и что стряпать, в
общем, было и нечего, Константинов написал записки на две ближайшие фактории,
чтобы впредь профессору продавали крупчатку, сахар, сушки, манную крупу.
Оказалось, что у Владыки Луки не было и денег, и гость предложил ему сто рублей
взаймы. Затем по дороге, по просьбе епископа Константинов сумел дать телеграмму
его родным, хотя личные телеграммы в те годы не принимали.
Беседуя с Константиновым, Владыка Лука говорил ему о возможном возвращении в
Туруханск (об этом хлопотал известный сибирский хирург проф. В.М. Мыт) и
добавил: "Господь Бог дал мне знать: через месяц я буду в Туруханске". На лице
Константинова отразилось недоумение, и Владыка, покачав головой, заметил: "Вижу,
вижу, вы неверующий. Вам мои слова кажутся невероятными, но будет именно так".
Через полторы недели Константинов вторично побывал в Плахине, но Владыки Луки к
этому времени там уже не оказалось: ссыльного увезли в Туруханск.
[38] В то время Владыка Лука писал знаменитому физиологу, глубоко верующему
человеку, академику Павлову:
"Возлюбленный во Христе брат мой и глубокоуважаемый коллега, Иван Петрович!
Изгнанный за Христа на край света (три месяца прожил я на 400 верст севернее
Туруханска) , почти совсем оторванный от мира, я только что узнал о прошедшем
чествовании Вас по поводу 75-летия Вашей славной жизни и о предстоящем торжестве
200-летия Академии наук. Прошу Вас принять и мое запоздалое приветствие. Славлю
Бога, давшего Вам столь великую силу ума и благословившего труды Ваши. Низко
кланяюсь Вам за великий труд Ваш. И, кроме глубокого уважения моего, примите
любовь мою и благословение мое за благочестие Ваше, о котором до меня дошел слух
от знающих Вас.
Сожалею, что не может поспеть к академическому торжеству приветствие мое.
Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с Вами.
Смиренный Лука, епископ Ташкентский и Туркестанский (б. профессор
топографической анатомии и оперативной хирургии Ясенецкий-Войно) .
Туруханск. 28. 08. 1925".
Это письмо было написано на вырванном тетрадном листке, сверху чернилами
поставлен крест. В ответ на поздравление епископа Луки И.П. Павлов написал в
Туруханск:
"Ваше Преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветом
и приношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной
скорби для думающих и чувствующих, чувствующих — по-человечески, остается одна
жизненная опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой
сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов".
Полезная информация: |