Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
по КАТИХИЗИСУ для 1-го курса Московской Духовной Семинарии Предварительные понятия. Понятие о православном Катихизисе. Вера и добрые дела. Определение веры отличие ее от знания. Необходимость веры. О Божественном откровении. Понятие о Божественном
откровении, назначение его, провозвестники. Откровение
естественное. Определение его. Хранилище
Священного Предания. Священное Писание. Понятие о Священном Писании.
Древность Священного Предания пред Священным Писанием. Важность и необходимость Священного
Предания. Разделение книг Священного Писания по
времени их появления. Понятие о Ветхом и Новом Завете.
Число священных книг Ветхого Завета. Перечень их.
Разделение ветхозаветных священных книг по содержанию.
Священные книги Нового Завета, число их, перечисление, разделение но содержанию. Правила для чтения Священного Писания. Признаки богодухновеннооти
священных книг. Состав Катихизиса. СИМВОЛ ВЕРЫ Понятие о Символе Веры. Его происхождение. Понятие о Вселенском
Соборе. Число Вселенских Соборов.
Разделение Символа веры на члены, краткое их содержание. Первый член Символа вены. Понятие о вере в Бога. Необходимость
веры. Исповедание ее. Единство Божие.
Непостижимость существа Божия. Учение Священного Писания о существе и свойствах Божиих: о вечности,
благости, всеведении, правосудии,
всемогуществе, вездесущии,
неизменяемости, вседо-вольстве
и всеблаженотве. Ветхозаветный антропоморфизм. Особенное присутствие Божие на небесах и в храме. Смысл слов: "Верую во
единого Бога Отца". Учение о Пресвятой Троице
в Ветхом Завете и Новом Завете.
Непостижимость тайны Пресвятой Троицы.
Личные свойства и равночестность
Лиц Святой Троицы.
Учение о Боге-Вседержителе и Творце мира. Мир
невидимый: ангелы, понятие о них, время сотворения их, ангелы-хранители. Злые духи-диаволы.История
сотворения видимого мира. Особенности создания
человека. Образ Божий и человеке. Понятие о душе человека, о рае и о древе жизни.
Цель создания Евы из ребра Адама. Назначение человека.
Учение о предопределении Божием
и промысле. Учение о втором Лице Пресвятой
Троицы, заключающееся в словах
Символа: "Иисус", "Христос"
(три вида служения Спасителя), "Сын Божий", "Господь",
"Единородный", "рожден от Отца", "прежде всех
век". Объяснение слов: "Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна,
единосущна Отцу, Имже вся быша". Сошествие с небес вездесущего
Сына Божия. Цель сошествия и его всеобщее значение. Понятие о грехе.
Источник греха. История грехопадений первых людей.
Следствие греха: проклятие и смерть. Переход первородного
греха на вое человечество. Обетование о Спасителе. Польза этого обещания для
людей. Неоднократное повторение его. Воплощение
Сына Божия. Откуда заимствовано слово "воплощение"? Значение слова "вочеловечшася". Образ соединения в Иисусе
Христе двух естеств.
Учение о Деве Марии, Присно-деве и Богородице.
Высокое достоинство Пресвятой Девы. Безболезненность рождения Спасителя.
Признаки, по которым можно было узнать родившегося Спасителя (ветхозаветные
пророчества). Кто из людей узнал в Иисусе Христе истинного Бога и при каких
обстоятельствах? Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше опасение. Объяснение
причин осуждения безгрешного Иисуса Христа на
распятие. Значение слов: "При Понтийстем
Пилате", "страдавша и погребенна". Соглашение
страданий и смерти Спасителя с Его Божеством. Значение слов:
"За ны". Образ вменяемости крестных
заслуг Христа падшему человечеству. Причина, почему не все люди усвояют себе эти заслуги, и что для этого требуется. Возможность и способ нашего участия в страданиях и
смерти Спасителя. Пятый член Символа веры. Значение воскресения Христова.
Ооотояние Спасителя после
смерти до воскресения. Понятие об аде. Цель сошествия Иисуса Христа во ад. Смысл
выражения: "По Писанием". Как узнали, что Иисус Христос воскрес? Цель явление воскресшего Господа. Шестой член Символа веры. Откуда заимствовано изображение
вознесения Господа в данном члене. В чем состояло вознесение. Понимание слов: "Седяща одесную Отца". Учение
Священного Писания о втором пришествии Христовом, о
будущим Его суде и бесконечном
царстве. Отличие второго пришествия от первого.
Всеобщность суда, образ и содержание его. Время
второго пришествия Христова. Признаки его
приближения. Понятие об антихристе. Виды царствия Христова. Восьмой член Символа веры. Значение слов "Господь" и
"Животворящий", усвояемых Духу Святому.
Учение о личном свойстве Святого Духа. Недопустимость изменения этого учения. Равночестное поклонение Святому Духу с Отцем и Сыном. Действие
Святого Духа через пророков и апостолов. Сообщение
Святого Духа всем верующим. Средства стяжания Духа
Святого. Главнейшие Его дары. Девятый член Символа веры. Понятие о Церкви и о вере в
нее. Церковь земная и небесная. Постоянное
пребывание благодати Божией в истинной Церкви.
Единство Церкви. Иисус Христос - единая Глава ее. Обязанность христиан, вытекающая из единства Церкви.
Соглашение о единством Церкви существования различных Поместных. Церквей. Единство
между земной и небесной Церковью. Средство общения их. Основание призывания
в молитве святых. Благотворное их явление и чудотворения. Значение
святых мещей. Понятие о святости Церкви. Соглашение со святостью Церкви существовании в
ней людей согрешающих. Понятие о соборности Церкви. Непогрешимость кафолической Церкви. Необходимость для спасения принадлежать к ней. Название Церкви Восточной. Наименование Церкви
Апостольской.
Вытекающие отсюда обязанности христиан. Церковная иерархия, ее богоучрежденность. Священноначалие.
Источники, из которых можно знать требования Церкви от своих членов. Десятый член Символа веры. Почему в Символе веры упомянуто
только о Крещении? Определение таинства. Число
таинств. Благодатная сила каждого из них.
Понятие о таинстве Крещения. Божественное установление его. Образ совершения.
Условия для принятия его. Крещение младенцев. Восприемники
и их обязанности к новокрощенному. Заклинание,
знамение креста, облачение в белую одежду, возложение креста, хождение вокруг
купели со светильником. Неповторяемость Крещения. Состояние согрешающих после
Крещения. Понятие о таинстве Миропомазания. Божественное установление его. Внешняя сторона этого
таинства и его история. Освящение святого мира. Помазание частей тела и
значение этого помазания. Определение таинства Причащения. Божественное установление. Богослужение, за которым совершается это
таинство. Место совершения. Главный порядок совершения. Проскомидия. Хлеб и вино для таинства.
"Один хлеб", "Агнец". Вторая часть Литургии: ее название и
порядок совершения. Третья часть Литургии, ее важнейшие действия. "Преложение", непостижимость этой тайны. Условия, требуемые от приступающих к таинству Причащения. Спасительные плоды
этого таинства. Часто ли должно причащаться Святых
Тайн. Участие в Литургии
не причащающихся. Воспоминания, соединяемые с различными священнодёйствиями Литургии. Непрерывность совершения
таинства Причащения в Церкви.
Определение таинства Покаяния. Обетование и установление таинства. Условия, требуемые от кающегося.
Приготовительные и вспомогательные средства к
покаянию. Епитимия. Определение таинства Священства.
Богоучрежденнооть таинства. Степени священства. Понятие о таинстве Брака. Божественное
установление таинства. Христианский взгляд на
безбрачие. Определение таинства Елеосвящения. Откуда ведет начало это таинство? Одиннадцатый член Символа веры. Понятие
о воскресении мертвых. Возможность воскресения. Всеобщность воскресения и
изменения живых. Время воскресения. Преображение
мира. Состояние душ умерших до всеобщего воскресения. Соединено ли предначатие
блаженства с созерцанием Господа. Души умерших с верой,
но не успевших принести плодов, достойных покаяния.
Молитва за них. Двенадцатый член Символа веры. Понятие о жизни будущего
века. Блаженство праведников. Источник этого бла-жества.
Участие тела в блаженстве души. Различные степени
блаженства. Вечное мучение грешников и его причины. Польза памятования о смерти, воскресении
и последнем суде. ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА Понятие о Христианской
Надежде, ее основание и
средства утверждения в ней. Учение Спасителя о молитве как средстве
приобретения надежды. Определение молитвы; виды ее. Молитва Господня. Разделение ее на части. Призывание.
Основание называть Бога Отцом. Значение слов: "Отче наш".
Расположение молящегося при произнесении слов: "Иже
еои на небесех". Первое прошение.
Святость имени Божия. Прославление Бога добрыми
делами. Второе прошение.
Благодатное Царство Божие и его пришествие. Царство славы. О третьем -седьмом
прошениях молитвы Господней и о
славословии. Значение слов:
"Да будет воля Твоя". Цель произнесения
слов: "Яко на небеси
и на земли". Понятие о хлебе насущном. С какими мыслями должно приносить Богу прошение
о хлебе насущном? Значение слова
"днесь". Насущный хлеб для души. Понятие
о долгах ваших и должниках. Ходатайство за нас Иисуса
Христа. Условия получения от Бога прощения наших
грехов. Заочное примирение о врагом. Понятие об искушениях. Источники
искушений. Значение слов: "Не введи нас во искушение".
Смысл слов: "избави нас от лукаваго". Цель присоединения к молитве
Господней славословия. Значение слова "Аминь". Заповеди блаженства. Необходимость подвига для
достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства. Первая заповедь. Понятие
о"нищих духом". Нищета духовная и
материальное богатство. Может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты
духовной? Награда нищим духом. Каким образом она принадлежит им. Понятие
о плаче. Награда плачущим. Третья заповедь блаженства. Понятие о кротости. Действия
христианской кротости. Награда кротким. Четвертая заповедь. Понятие о правде. Объяснение
слов: "алчущие и жаждущие правды". Что значит”насытятся"? Пятая заповедь. Общий ее смысл. Дела милости
телесные и духовные. Наказание виновных. Значение награды милостивым. Шестая заповедь блаженства. Отличие чистоты сердца от искренности. Объяснение награды. Седьмая заповедь. Образ исполнения ее. Великое
значение наречения миротворцев сынами Божиими. Восьмая заповедь. Качества, требуемые этой
заповедью. Награда. Девятая заповедь. Общий смысл и значение этой
заповеди. ЛЮБОВЬ Любовь -
действие и плод истинной веры. Вера без любви и добрых дел. Любовь и
добрые дела без веры. Любовь не сопровождаемая добрыми делами. Средства распознания доброго
дела и худого: закон Божий
внутренний и внешний. Причина появления последнего. Заповеди этого
закона: их обязательность. Значение разделения заповедей на две скрижали. Учение о том, все ли люди
наши ближние. Основание отсутствия заповеди о любви к самому себе. Виды любви
в их последовательности и преимуществах. Цель разделения откровенного закона
на 10 заповедей; их главное содержание. Значение слов: "Аз есмь Господь Бог
твой". Обязанности, вытекающие из повеления познавать Бога. Смысл слов:
"Да не будут тебе бози инии, разве Мене". Обязанности внутреннего и
внешнего богопочитания.
Грехи против первой заповеди Закона Божия. Учение о самоотвержении. Соглашение
с первой заповедью почитания ангелов и святых. Вторая заповедь. Понятие о кумире. Основания
к употреблению священных изображений и почитанию святых икон. Расположение духа во время
поклонения иконам. Грехи против второй заповеди и противоположные им
добродетели. Третья заповедь Закона Божия. Когда имя Божие произносится всуе. Грехи против третьей
заповеди. Клятва в делах общественных. Четвертая заповедь. Основание для почитания
седьмого дня. Ветхозаветная суббота и день воскресный в Христианской Церкви.
Важнейшие христианские праздники. Посты, их назначение. Должное провождение
праздничных .дней. Преступность праздности. Обязанности в отношении к родителям.
Тяжесть греха непочитания к родителям. Значение обещания благополучия и долголетия за
исполнение заповеди и образ исполнения этого обещания. Отношение христианина к
светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом,
благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым,
начальников к подчиненным. Поведение христианина в
случае противозаконных требований со стороны родителей и начальников. Шестая заповедь. Общее содержание. Смертная
казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случай, относящиеся к законопреступному
убийству. Самоубийство. Дуэль. Духовное убийство.
Виды утонченного убийства. Добродетели, предписываемые шестой заповедью. Седьмая заповедь Закона Божия. Общее содержание. Грехи,
запрещаемые этой заповедью, и средства предосторожности против них.
Добродетели, предписываемые заповедью. Побуждение к целомудренной жизни. Восьмая заповедь. Содержание заповеди. Грехи
против этой заповеди. Добродетели, предписываемые ей.
Замечание о немилосердии к нуждающимся. Нестяжание. Девятая заповедь Закона Божия. Общее содержание. Виды
ложного свидетельства. Недопустимость осуждений и лжи. Средство к избежанию
грехов против девятой заповеди. Десятая заповедь. Содержание заповеди. Цель
запрещения не только греховных дел, но греховных желаний и мыслей. Виды
греховных желаний и мыслей. Обязанности, возлагаемые заповедью и средства к их
исполнению. Необходимость исполнения учения о вере и благочестии. Средство к устранению в себе
греха. Предосторожность, принимаемая в том случае, когда кажется, что исполнено заповеданное. БИБЛИОГРАФИЯ: Учебники: 1. Святой митрополит
Московский Филарет (Дроздов). Пространный
Христианский Катихизис Православной Кафолической
Восточной Церкви (Более 100 с.). Учебные Пособия: 1.
Прот. Г.
Титов. Уроки по Пространному Христианскому Катихизису.
В 2-х книгах. Кн. 1. Введение в
Православный Катихизис и первые 10 членов
Символа веры. М.,
1904.-481 с. Кн. 2. Таинства, 11-й и 12-й члены Символа
веры, учение о надежде и о любви. И., 1904. - 451 с. 2. Прот. проф. А.Лавров.
Записки по предмету Закона Бо-жия, составленные
применительно к программе учебных планов 1872
г. и к руководству Высокопреосвященного митрополита Филарета (с дополнением
объяснения текстов Свящ. Писания и указанием
различия между Православной верой и другими христианскими вероисповеданиями).
М.,1909.-224
с. 3. Свящ. А.Невский. Уроки
Пространного Православно-христианского Катихизиса.
М., 1916. - 158
с. Катехизическая Литература: 1. Богоявленский П., свящ. Беседы на Символ веры. СПб., 1891. -163 с. 2. Доброхотов И., свящ. Простонародные
поучения. В 3-х частях. (4.1. О Православной христианской вере. Ч. 2. О
христианской надежде. Ч. 3. О
христианской любви). М., 1880.-235 с. 3. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь. Катехизические поучения.
В 3-х томах. Рёпринт. изд. М., 1993. -1040 с. 4. Дьяченко Г., прот.
Духовные посевы. (Краткий сборник рассказов, статей и стихотворений
духовно-нравственного содержания, приспособленных к
общедоступному объяснению главнейших истин катехизического учения Православной
Церкви). Репринт. изд. Киев, 1991. - 476 с. 5.
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О Православной вере. (Поучения, предложенные по порядку Пространного Катихизиса Православной Церкви). В 2-х книгах. СПб., 1877. - (Общее количество страниц 936). 6.
Иринарх
(Попов), архиепископ. Поучительные слова на Катихизис
Православной Церкви. В 4-х частях. (Ч. 1. Поучительные слова на Символ веры. 4.2. Поучительные
слова на молитву Господню. Ч. 3. Поучительные слова на Заповеди Божий. 4.4. Поучительные слова на Евангельские
Блаженства). М.,
2868. - (Общее количество страниц 579). 7.
Медвецкий Е., свящ. Поучения на
Символ веры, молитву Господню, Блаженства Евангельские и Божественное Десятосло-вие. СПб.,
1898. - 288 с. 8. Путятин Р., прот. Катехизические беседы. Рыбинск, 1862. - 122 с. 9. Скворцов И., прот. Катехизические поучения, говоренные в Киево-Софийском соборе
(0 вере, 0 молитве Господней. О
Блаженствах Евангельских. О 10-ти Заповедях Божиих. О заповедях церковных). Киев, 1854. - 330 с. 10. Феофан (Говоров),
святитель. Истолкование молитвы Господней словами
святых: отцев. М., 1908.- 160 с. 11. Яхонтов И., прот. Катехизические
беседы. СПб., 1879. - 316 с. Составитель: Профессор К.Е. СКУРАТ |
|
Полезная информация: |