Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
по
СТИЛИСТИКЕ для 1-го
курса Московской Духовной Семинарии ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Задачи курса. Курс стилистики
предназначен для студентов первого года обучения; занятия стилистикой в
Семинарии продолжают программу по русскому языку средней общеобразовательной
школы; в ходе изучения стилистики русского языка студенты приобретают знания,
необходимые для аналитического чтения богословской, философской и научной
литературы, навыки правильной литературной речи
- построения фразы, отбора слов, использования образно-выразительных
средств языка, построения периода и основных композиционно-речевых форм
(описания, рассуждения, повествования). 2. Формы обучения и объем
курса. Занятия
стилистикой предполагают в основном практические и семинарские занятия, а также
систематическую самостоятельную аудиторную и внеаудиторную
работу учащихся; отдельные темы обзорного и теоретического характера обобщаются
в лекциях. Объем курса- 60 академических
часов (30 занятий), не считая
самостоятельной работы студентов и экзамена. 3. Содержание курса. Курс включает
три раздела: строение фразы (слог), выразительные средства языка (слова и
словосочетания, тропы, фигуры речи), композиционно-речевые формы и стилистика
текста. Кроме того, в программу следует включить дополнительный материал
двоякого рода: корректировочный курс русской орфографии и пунктуации в виде
дополнительных упражнений и элементарные сведения из логики. Корректировочный
курс русской орфографии и пунктуации представляется необходимым, поскольку
орфографические и пунктуационные навыки большинства выпускников школ
недостаточны. Корректировочные задания предполагаются на протяжении всего
курса. Элементарные сведения из логики необходимы в связи с тем, что в курс
включены композиционные формы речи, изучение и освоение которых требует
владения основными приемами логического анализа. ПРОГРАММА КУРСА РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ СТИЛИСТИКИ (2 занятия) Язык и стиль.
Понятие стиля. Стили языка и стили речи. Функциональные и
функционально-жанровые стили: обходно-разговорный, художественный,
документально-деловой, научно-технический, публицистический. Исторические
стили: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Индивидуально-авторский стиль: понятие языка и стиля писателя; стиль
произведения. Эстетические категории стиля: правильность, чистота, точность,
ясность, выразительность, уместность, украшенность, гармоничность, богатство,
выразительность; высокий, низкий и средний регистры речи. Составляющие стиля:
слова, словосочетания, тропы и фигуры речи, фразы, периоды, речевые формы,
тексты и их композиционные части. РАЗДЕЛ II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФРАЗА (10 занятий) 1. Простое предложение. Повествовательные,
вопросительные и побудительные предложения. Члены предложения: синтаксические и
смысловые связи слов в предложении; члены предложения и части речи.
Двусоставные и односоставные предложения; виды односоставных предложений.
Вводные слова и обороты, однородные члены предложения, обобщающие слова. Знаки
препинания в простом предложении. Актуальное членение и порядок слов в
предложении. 2. Сложное предложение. Союзная и
бессоюзная связь частей сложного предложения. Сочинение о подчинение. Виды
придаточных предложений; виды подчинения. Синтаксическая конструкция.
Пунктуация в сложном предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация при
прямой и косвенной речи. Цитирование и оформление цитат. Пунктуационное
оформление стихотворного текста. Порядок и последовательность частей сложного
предложения. 3. Сложное синтаксическое целое. Средства связи в сложном синтаксическом целом. Формальные связки,
согласование глагольных форм и повторы, дейктические
отношения, параллелизм грамматический и смысловой. 4. Период. Понятие периода.
Части и члены периода. Сложный период. Виды сложного периода; продолженный
период. Построение и согласование частей периода; ритмическая организация
периода. Стихотворная, периодическая и прозаическая речь. РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (10 занятий) 1. Лексическая система языка. Нейтральная и экспрессивная лексика. Литературная и нелитературная
лексика: просторечие, жаргонизмы, диалектизмы, профессионализмы. Слова высокого
стиля, книжная, разговорная лексика. Исконные и заимствованные слова.
Лексические пласты языка и их стилистическое значение. Освоенные и неосвоенные
заимствования. Кальки, архаизмы, историзмы, неологизмы. Книжные и разговорные
заимствования. 2. Специальная лексика. Общенаучные, общетехнические слова и термины. Терминологическая
система. Номенклатурные термины. Виды терминологий: богословские, научные,
философские, технические прогностические, художественные, мерительные,
командные термины. Терминоиды. Стилистическое
использование термина. 3. Значение слова и отношение слов в языке. Полиселии и ее виды. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Паронимы. Внутренняя форма слова. Народная этимология. Табу
и эвфимизмы. 4. Переносное значение слова, тропы. Метафора и ее виды. Метонимия. Синекдоха. Гипербола и литота. Антономазия. Ирония. Металепсис.
Неправильные и двусмысленные тропы (катахрезис). Стилистическое
значение тропов. 5. Фразеологизмы. Виды устойчивых
словосочетаний: фразеологические сращения, фразеологические единства,
фразеологические сочетания. Паремии. Присловия.
Поговорки. Пословицы. Крылатые выражения. Афоризмы. Речевые шаблоны.
Стилистическое использование фразеологизмов и паремий. 6. Фигуры речи. Понятие
риторической фигуры, классификации фигур. Эпитет. Эналлага.
Плеоназм. Эллипсис. Бессоюзие и многосоюзие.
Анафора. Эпифора. Сгущение, восхождение и нисхождение. Окружение. Наклонение. Отличение. Перифраз. параномазия.
Разделение. Перемещение. Оксюморон.
Возвращение. Сравнение. Антитеза. Определение. Напряжение. Умедление. Диалогизм. Предупреждение. Уступление. Концессия. Сомнение. Поправление. Ответствование. Уступление. Заимословие.
Аллюзии. Значение и использование фигур речи. РАЗДЕЛ IV. КОМПОЗИЦИОННО - РЕЧЕВЫЕ
ФОРМЫ (8 занятий). 1. Строение мысли и строение речи. Логико-смысловые основы связной речи. Представление и понятие. Строение
суждения: субъект, предикат и связка. Суждение и высказывание. Виды суждений:
общие, частные, положительные, отрицательные. Отношения суждений: контрарность,
контрадикторность, субординация, субконтрарность. Логический квадрат и условия
истинности суждений. Умозаключение. Дедуктивные и индуктивные умозаключения.
Силлогизм. Правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Полисиллогизм. Энтимема. Сорит. Эпихейрема.
Полная и неполная индукция. Умозаключение по аналогии. Парасиллогизмы
и логические ошибки. Парадоксы. 2. Повествование. Повествование от первого лица и от третьего лица. Глагол и глагольные
формы повествования. Модальность повествования. Прямая и косвенная речь в
повествовании. Выражение временных и обстоятельственных значений. Связки и
параллелизм конструкций, отбор данных и композиция
повествования; причинно-следственные связи в повествовании. Дейксис и модальные слова в рассуждении. Словарное и
контекстное значение слов. Связки между высказываниями и композиция
рассуждения. Объяснение. Определение и его виды: номинальное и реальное,
классификационное и генетическое, синтаксическое и семантическое. Правила
определений. 4. Описание. Имя как центр
описания. Характеристики в описании. Развертывание значения имен в описании.
Полнота описания. Глагол в описании. Естественные и искусственные описания. План
и перспектива в естественных описаниях. Образность в описаниях.
Экспрессивно-оценочные средства в описаниях. Дедуктивное, индуктивное и
смешанное построение искусственных описаний. Этопея.
Портрет. Идеография. |
|
Полезная информация: |