Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.   [Содержание]


Глава восьмая

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ И ДОСТОИНСТВО БОГОМАТЕРИ

(По данным литургического богословия)


ПРЕДИСЛОВИЕ

Литургические умозрения о Боговоплощении с предельной ясностью приближают эту величайшую тайну богословия к разумному христианскому пониманию.

Характерную особенность их словесной формы, составляют: лаконизм выражения, преизобильное богатство и глубина идейного смысла и яркость изобразительности. У творцов богослужебных песней и молитв превосходно совмещаются важность мысли с соответствующей фразеологией.

Необходимость логически объединять разрозненный материал, извлеченный из богослужебных книг, невольно заставляет нас местами допускать незначительные перефразы оригинального святоотеческого текста с незначительным изменением общего стиля.

В речи о Боговоплощении святые богословы-литургисты отмечают беспримерное самоуничижение Сына Божия, принявшего человеческое естество от Пресвятой Девы Марии, и содействие при этом Лиц Св. Троицы. Тайна Боговоплощения выступает у литургистов на фоне ветхозаветных прообразов и пророчеств. Момент зачатия Богоматерью Сына Божия приурочивается к слышанию Его архангельского Благовещения. Исключительно духовное устроение Пресвятой Девы, материнское отношение к воплотившемуся Сыну Божию и беспримерная богоподобная христоподражательная любовь ко грешному человеческому роду объясняют единственное по высоте почитание Ее во вселенской христианской Церкви.

В изложении литургического материала, после общих замечаний о Боговоплощении, мы сопоставим ветхозаветные предречения в нем с новозаветным исполнением и кратко отметим последствия данного сотериологического акта для падшего человеческого естества и возвеличения достоинства Богоматери.


ЛИТУРГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ И ДОСТОИНСТВЕ БОГОМАТЕРИ

Промышляя об обновлении падшего человека, Безначальный Сын Божий во Своем воплощении от Пресвятой Девы Марии благоволил принять начало, быть видимым при Божественной неописуемости. Ради нас Он, — Полный, — истощевается [1].

Богоневеста была Богу Слову как бы избранной одеждой, так как Он из Нея принял порфиру Божества — плоть [2].

Непостижим образ Христова рождения. Но где хочет Бог, там побеждается естественный порядок [3]. Даже бесплотные ангелы не уразумели, как Господь воплотился от Богородицы [4]. Все народы, признавая Богочеловеком Сына Божия, называют и Божию Матерь Богородицею [5], отверзшей людям двери света для зрения пресветлых лучей Божества [6].

Пресвятая Дева Мария — истинная и сущая Богородица. Ее зачатие бессеменно, рождение нетленно, так как родившийся от Нее явно Бог [7], Сын Божий, определивший Еве родить детей в печалях, показался миру Сыном Богородицы [8]. Чрез Нее Он, Солнце правды, явился омраченным страстями и безблагодатным людям, созданным по Его образу, чтобы их просветить и спасти [9]. Сын Божий возлюбил Пресв. Деву, как добрую, непорочную и запечатленную девством [10] и вследствии Ее премногой чистоты удостоил Ее быть Богосыновним жилищем [11].

О рождении Господа Иисуса Христа Пресвятой Девой еще в ветхозаветное время существовали многочисленные предсказания в прообразах и пророчествах. Церковно-литургическая письменность отразила все главные библейские свидетельства о Боговоплощении. Так как они рассыпаны по страницам богослужебных книг бессистемно, то мы приведем их в порядке следования библейских книг и с соответствующими толкованиями церковных песнопевцев.

Из книги Бытия известно, что Неизменное Божие Слово сотворило землю бессеменно живым садом, не бывшим прежде на земле. Подобно этому Божия Матерь, как райская св. земля, без семени рождает и возращает прекрасный колос — Христа [12], Деву Марию мы знаем как невозделанное поле, прекрасный рай [13] и древо жизни. Она уморила Своим плодом льстивого змия [14].

Родившая Примирителя грешных с Небесным Отцом поистине может быть названа "Голубицей в руке Ноя, носящей масличную ветвь" [15].

Сошествие Сына Божия во чрево Божией Матери прообразовано лествицей Иакова (Быт. 28.17). Некогда Патриарх Иаков ночью видел эту таинственную лествицу, боголепно простертую от земли до высот неба. На верху ее стоял Бог. И Пречистая Дева Мария есть мысленная, одушевленная лествица. Она низвела свыше во светлости воплощенного Бога и возводит из глубины зла к небесной высоте и Богу верующих во Христа людей [16].

Ношение Богоматерью Богомладенца Иисуса во чреве без опаления огнем Его Божества прообразовано было так называемой "неопалимой купиной", виденной некогда пророком Моисеем в Хориве (Исх. 3.3). Неопалимая купина — это то же, что терновый куст, пред очами Моисея горевший и несгоравший. Он, по мысли церковных песнопевцев, есть живой прообраз воплощения Сына Божия от Девы. Подобно тому, как купина горела нетленно и не сгорела, так Дева Мария родила и пребыла Девою. Вещественные же ложесна Ее при этом не опалились Божественным огнем [17].

Образ Неискусобрачной Невесты некогда начертался и в Чермном море. Шествие Израиля по чудесно обнажившийся глубине морского дна без омочения ног и прежняя непроходимость моря по переходе его евреями прообразовали бессеменное рождение Девою Христа и нетление Ее девства по рождестве Христовом [18].

Ветхозаветная скиния Завета и ее принадлежности: Ковчег Завета, очистилище, стамна с манной, жезл Ааронов прозябший, трапеза предложения, семисвечник, миро помазания и золотая кадильница также тесно связываются в литургических творениях с личностью Пресвятой Девы.

Именно Она всесвятая, Богосозданная и светоносная Скиния Бога Слова, имевшая внутри Себя Его, великого Архиерея [19], была первообразом Моисеевой скинии и первообразным ковчегом Христа [20]. Устроенный Моисеем ковчег хранил в себе скрижали закона, стамну с манной и процветший Ааронов жезл. Точно также Матерь Божия, в период чревоношения Христа, хранила в Себе Богописанные скрижали Нового Завета — Само Божие Слово. Чрево Ее было кивотом, содержавшим воплощенного Законоположителя [21]. Ковчег Завета был обложен золотом. И Божию Матерь как бы позлатил Св. Дух Своими озарениями [22].

Подобно золотой стамне, Пречистая имела в Себе Манну Христова Божества, нетленную и пре небесную [23].

Крышка ковчега Завета называлась у Израиля очистилищем. Поскольку в Божией Матери грешники находят примирение с Богом и прощение от Него грехов, то собственно Она подлинное, теплое очистилище верующих [24].

Ааронов жезл, процветший без напоения, предзнаменовал Пресвятую Деву в том смысле, что Она безмужно и бессеменно родила Цвет Божества, воплощенного Сына Божия [25].

Принадлежности скинии — седьмисвечник, трапеза предложения, кадильница и миро помазания, по мысли церковных песнопевцев, представляют не что иное, как символы то сияния Присно девы семью дарами Св. Духа, то символы чревоношения Его хлеба жизни и невещественного Угля Христа, то Ее молитвы за мир и благоухания в Ней благодати [26]. Вселившийся в Приснодеву неприступный Свет на все века показал Ее просветительной и златозарной Свечой и Христовым благоуханием [27].

Евреи, странствуя по пустыне, были водимы огненными и облачным столпами, двигающимися впереди их. В новозаветный период жизни огненный и облачный столп христиан, — Нового Израиля, — по толкованию литургического богословия, — есть Божия Матерь. Она путеводит христиан к небесной земле обетования во время их странствования по пустыне прельщения [28].

О благодати Божией Матери повествует камень, из которого Моисей источил воду [29] и Гедеоново руно. Оцеживая руно, Гедеон принес полное ведро воды после схождения на него росы. И в ложесна Чистой, как роса на руно, без шума сошел Сущий, — Премудрость Безначального Отца, Отчее Слово, воплотившись Духом. Богоматерь же носила во чреве Бога Слова, как руно росу [30].

Применяя ветхозаветные пророчества к Лицу Пресвятой Девы Марии, послужившей тайне Боговоплоще-ния, церковные песнопевцы называют Ее "Иаковлевой Звездой" [31] и "красотой, избранной из всех родов" [32], "одушевленным городом всеми Царствующего" [33], "Солнцем селения Христова" [34] и "тучной увлаженной Духом горой, в которую благоволил вселиться Единородный Сын Божий" [35].

Для пророка Давида Божия Матерь была предметом многих славословий, которые он воспевал под аккомпанемент свирели, псалтири и гуслей [36]. Богодухновенный Псалмопевец в благодатном озарении пророчествует о молениях Богородительнице христиан, стяжавших богатство благодати [37], называет Ее Своею дочерью [38] и предрекает, что воплотившийся от Нее Сын Божий просветит Ее зарею Духа. Давиду с открытым пророчески оком видно вдали грядущих веков, как Богоматерь на небе сияет Своей позлащенной ризой, и поставляется одесную Сына Божия в украшении золотых риз или добродетелей [39]. Пророк Давид вдохновенно сравнивает Ее с горою Сион, преславною в роды родов, на которую сходит Аермонская роса — Христос [40], по его образному выражению Св. Богородица как финикова пальма процветает и как кедр умножает плодоношение в небесном Ливане и в Церкви на земле [41].

Премудрый Соломон пророчески именовал Пресвятую Деву затворенным садом, источником, запечатанным Св. Духом [42], и Невестой с Ливана [43], каплющей благовонное миро — Христа [44]. Пресвятая Отчая Невеста, по Соломонову, украшена золотыми монистами присно девства и благодати [45]. Пречистый Жених нашел Ее, как розу среди терновника, как чистый цветок в долинах жизни [46]. Дух же Святой говорит Богоневесте устами Соломона: "Приди, Моя ближняя", указывая на Ее материнское дерзновение пред Богом, красоту непорочности и божественное избрание Ее в Матерь Сыну Божию [47].

В книге Песнь Песней Пресвятая Дева называется еще восходящей от пустыни и одром, на котором опочил воплощенный Бог. Одр окружают, по Соломону, шестьдесят сильных, то есть слова Божественного Писания [48].

Возглашение Св. Духа: "Кто Эта, ныне восходящая от пустыни", относится к славному восхождению Пресвятой Богородицы на небо после Успения [49].

В речах великого пророка Исаии ясно отмечается рождение Христа Девою и Ее приснодевство после Рождества [50]. От Чистой Девы, — жезла из корня Иессеева, — пророчествует Исаия, — произрастет неувядаемый цвет жизни — Христос. Он родится от девственного чрева подобно тому, как дождь выпадает из облака, и будет опочивать на руках Богоматери как на легком облаке [51]. (Ис. 7.14; 11.1).

Во время бегства св. семейства в Египет от Ирода, Господь Спаситель действительно, как на облаке, опочивал на руках Пречистой Матери. Для верующих во Христа, Божия Матерь является также облаком мысленного присносущного света. Она непрестанно осеняет их благодатию и разгоняет в их сердцах тьму прельщения [52]. (Ис. 19.1).

У пророка Исаии встречаются и другие именования Приснодевы Марии, как носительницы во чреве Бога Слова. Так, Она называется огневидным престолом Бога Вседержителя, на котором Господь воссел, как человек [53] и Запечатленной Книгой, тайны которой никто из смертных не разумеет [54].

В Божией Матери Отчим перстом, то есть Св. Духом, непостижимо написалось Слово Отчее, написующее спасаемых в Книге жизни [55]. На основании видения пророка Исаии, Пречистая в литургическом богословии еще уподобляется пламенноносным клещам, несказанно принявшим Божественный Уголь. Это сравнение вытекает из тех соображений, что воплотившийся из Девы Христос — Божественный Угль, не опалил Ее, но лишь просветил [56].

В видениях пророка Иезекииля Божия Матерь созерцается под образами херувимской колесницы Слова, всеблагословенной и светоносной [57], и непроходимой двери, смотрящей в Едеме на восток (Иезек. 44. 1-2). Этой дверью, — по свидетельству пророка, — никто из людей не прошел, кроме одного Бога Слова. Божия Матерь есть подлинно восток мысленного солнца на западах падшего человеческого естества, дверь мысленного востока, явившегося с неба и вратами умного света, то есть Господа Спасителя. Воплотившийся Господь прошел чрез непроходимые, заключенные врата Приснодевы, и они остались затворенными [58].

Церковные песнопевцы усматривают таинство Рождества Христова, между прочим, и в факте невредимого пребывания трех благочестивых отроков в раскаленной вавилонской печи. Их не опалил седмикратно разженный огонь. Подобным образом нестерпимый Божественный Огонь своим вселением в ложесна Приснодевы не опалил их, но сохранил невредимыми [59].

Пророк Даниил провидел Христово воплощение от Девы под образом несекомой горы (Дан. 2.34), от которой, без помощи человеческих рук, отсекся камень, ударил в истукан, стоявший пред горой, и разбил его. Несекомая гора есть Приснодева Богородица, от Нея отсекся без помощи рук или девственно родился честной Краеугольный камень Христос и разбил демонские капища с находившимися в них идолами [60].

Созерцанию пророка Аввакума таинство воплощения Сына Божия от Приснодевы Марии предносится в виде таинственной горы, приосененной лесной чащей. Из чащи или заросли леса приходит Святой Бог. Мысленная Божия гора, по толкованию церковных песнопевцев, есть Пресвятая Богородица, орошенная Духом и приосененная добродетелями. Из Нее пришел Христос Господь рождением. Возросши, Он Своею добродетелью покрыл небеса и спас от гибели падший человеческий род [61].

Таковы церковно-литургические ссылки на ветхозаветные подобия, прообразы и пророчества о бессеменном Христовом Боговоплощении. Переходя к событиям Нового Завета, литургическое богословие описывает прежде всего тайну зачатия Присно девою Мариею Христа Спасителя.

Господь благоволил зачаться плотски во чреве Ее во время благовещения Архангела Гавриила. Бесплотный Архистратиг, тайно в разуме приняв поведенное Богом слово к Деве, со тщанием, то есть с опасливостью, как бы Ее не смутить, предстал пред Нею в доме Иосифа Обручника. После известного из Евангелия приветствия, он возвестил Ей Божие изволение о бессеменном зачатии от Нее Сына Божия. "В Тебе, Неискусобрачная, — как бы так говорил Деве Архангел, — неизменно вмещается Сам преклонивший промышлением небеса. Видя Его, принявшего образ Раба в Твоих ложеснах, я с ужасом побуждаюсь восклицать Тебе: "Радуйся, Невеста Неневестная" [62].

Пречистая, слыша Архангельское приветствие, не усумнилась в истине благовещения, как некогда жена Авраама Сарра в своем шатре, но говорила: "Вот, Я раба Господня. Будь Мне по Твоему слову" [63].

С вещанием Деве воли Божией Архистратигом, Господь, Владыка всех, и воплотился в Ней, — святом Кивоте [64].

Св. Дух по благоволению Отчему Своим наитием соделал Пресвятую Деву пречистым храмом Сыну Вышнего, оживотворил Ее плоть и душу, и дал Ей силу плотски нетленно зачать Безначальное Слово, Божественно рожденное от Отца прежде веков. При наитии Св. Духа на Деву Марию Непричастный образу Сын Божий, сошед в освященную девическую утробу, приединил Себе человеческое естество в Деве и осушествовал Себя по нашему образу, не преложившись Божеством [65].

Ввиду этого Пресвятая Дева есть истинно Божия Невеста. Она нетленно восприяла славу Духа Божия и бесстрастное вхождение в Свое естество Невидимого Сына Божия, Который, воплощаясь, отверз врата Ее естества [66], Она богомужно зачала Эммануила, сугубо естеством [67].

Какое пред нами неисследимое самоопустошение Сына Божия! По благоволению Отца и Духа и Своему изволению, Он, сущий в невещественных Отчих недрах, вселяется во чрево Девы и здесь плотски созидается [68] ради человеческого спасения. В девятимесячный период чревоношения Господа Спасителя Божия Матерь носила в Себе Того, на Кого не могут взирать Серафимы [69] и неневестно вместила Невместимое Слово [70].

Безлетный Сын Ее, находясь в матерних недрах, не отступал в то же время от Седения в недрах Отчих, как Вездесущий [71].

Чрево Богоматери было пространной палатой Царя и Бога [72], освященной Церковью [73], Его не опалил Огнь Божества [74]. В нем обложенный человеческим образом Девы восседал неописанно Седящий в недрах Отчих, Новый Адам, ради спасения ветхого Адама и его потомства [75]. Он взял плоть от Пречистой утробы Девы, чтобы ее свыше наздать и очистить от первородной порчи [76].

По прошествии естественного срока чревоношения Божия Матерь безболезненно родила Спасителя, — бесплотного Бога, обложенного плотью, прозрачную струю бессмертия и жизнь вечную [77].

Как не изумляться безмужнему рождению Христову от Пречистой Девы! Всенепорочная, не утратив девической славы, обогатилась материнской честью [78], по страшном рождении Господа сохранилась чистой Девой [79], родила безмужно Родившегося от Отца предвечно без матери [80]. Потому Она Дева до рождества, Дева в рождестве и Дева по рождестве [81]. Из Нее, как бы из невспаханной борозды, изник колос жизни [82] — Христос Господь. Он оделся одеждой плоти, истканной из чистых кровей Пресвятой Девы, и при исшествии из чрева сохранил целыми знаки Ее девства [83].

Рожденный Пречистою Богомладенец, — древнейши Адама, — уневестил Себе плоть, торжественно примирив в Своем Лице два естества — Божеское и человеческое. Естества соединились в Нем неслитно и без разделения на два лица [84]. Спаситель соединил в одном Лице Своем два естества, две воли и два хотения [85]. Он — Бог плотоносец и пресущественный человек, носитель естества — человеческого и невещественного Божественного. Божией Матерью человеческое существо присоединилось к нестерпимому огню Божества и в Ней как бы испекся сокровенный Хлеб Жизни. Она — вместилище соединения Бога с человеком, светлейшее золота. Чрез Нее Бог явился на земле, и как человек беседовал с людьми [86].

На Своих объятиях Богоматерь носила Сына, — Недремлющее Око, — Который несказанно весь в Отчих недрах, весь со ангелами и весь с людьми, от Своих сосцов питала Питателя мира [87].

Изложенные литургические мысли ярко показывают, насколько исключительно высоко достоинство Пресвятой Богородицы и Присно девы Марии. В Ее Лице явилось на земле как бы небо, светлейшее и большее вышнего надземного неба. Чрез Нее отверзлось человечеству Небесное Царство и стала доступна людям жизнь в общении с ангелами. Верующих во Христа Она воззывает в рай, облекает в нетление благодатию и отверзает им врата Божией милости.


[1] О. I., 1 гл. Вторник Повечерие, Канон Б.М., 1 тр. 3 п.

[2] О. II.,3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.

[3] О. II., 7 гл. Субб. вечера, Догматик "и ныне".

[4] О. II., 5 гл. Нед. утра, 1 хвалитная стихира.

[5] О. I., 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице Богород., Седальна по 3 п. Канона.

[6] Там же, Богород., 6 п.

[7] О. I., 1 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 4 тр.Зп.

[8] О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Канон Б.М., 2 тр. Зп.

[9] О. II., 5 гл. Субб. Вел. вечерн., 5 стиховная стихира.

[10] О. II, 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.

[11] Служба Успению, М. 1899 г., 2 и 3 стихиры на Литии.

[12] О. II., 5 гл. Четверг Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.; 7 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 3 п.

[13] О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богор., 5 п.; 1 гл. Среда Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 7 п.

[14] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. воскр., Богород., 4 п.; Понед. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.

[15] Служба и акафист Успению, М., 1899 г., 5 икос.

[16] О. I., 2 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 8 п.; 8 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.; Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарисея, Кан. Богородичен, 7 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, ирмос 9 п.

[17] О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.; Нед. утра, Кан. воскр. Богород., 3 п.; 2 гл. Субб. веч.. Догматик "и ныне"; 3 гл. Субб. Повеч., Кан. Б. М., 1 тр. 7 п.; Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 3 Канон, Богородичен, 4 п.

[18] О. II., 5 гл. Субб. вечера. Догматик "и ныне".

[19] О. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Среда Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.; 7 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.; Триодь Постная, 5 Седм. Вел. Поста, Вторник утра, Богород., Седальная по 2 стихосл.

[20] О. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п.

[21] О. I., 2 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.; О. II., 7 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; 8 гл. Среда Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.

[22] О. I., 4 гл. Вторник утра, Канон Господу, Богород., 1 п.; О. II., 8 гл. Субб. вечера, 9 стихира на Господи воззвах.

[23] Триодь Постная, Субб. Сырная, Кан. Богород., 4 п.; О. I., 3 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 4 тр. 3 п.

[24] Триодь Постная, Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, Богород., 9 п.

[25] О. I., 1 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.; 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, Богород., 7 п.

[26] О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; 4 гл. Понед. утра, Кан. Господу, Богород., 5 п.; О. II., 8 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; Триодь Постная, Суббота Акафиста, Канон, 5 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 3 п.; Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 3 Канон, Богород., 1 и 5 п.

[27] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 3 тр. 8 п.

[28] Триодь Постная, Суббота Акафиста, Канон, 3 тр. 9 п.; О.П.,5 гл. Вторник утра, 2 Канон, 4 тр. 1 п.; Четверг Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.

[29] Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.

[30] О. I., 1 гл. Субб. Мал. веч., 5 стиховная стихира; Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; 2 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 7 п.; 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 1 п.; 8 гл. Субб. Повеч., Канон Б.М., 2 тр. 5 п.; Триодь Цветная, Четверг 4 Седм. по Пасхе утра, Кан. Богород., 4 п.; Нед. 50-цы утра, Кан. Богород., 3 п.; Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Канон, 2 тр. 6 п.

[31] Числ. 24, 17; Сл. Успению; Акафист 9 икос л. 25.

[32] О. I., 2 гл. Понед. утра, Канон Господу, Богород., 6 п.

[33] Пс. 47, 1. 3; О. I., 3 гл. Нед. утра. Канон воскресн., Богород., 3 п.

[34] Сл. Успению; Акафист, Икос 9.

[35] O. I., 3 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; О. II., 8 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 7 п.

[36] Служба и Акафист Успению, Икос 5.

[37] О. II.,8 гл. Среда Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

[38] О. I., 3 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

[39] Псал. 44, 13-14; О. I., 1 гл. Среда Повечер., Седален по 6 п., 2 тр. 7 п.; 4 гл. Понед. утра, Канон бесплотн., 4 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.; 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.

[40] О. I., 4 гл. Среда Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.; О. II., 8 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 3 п.; Нед. утра, Канон воскр., Богород., 1 п.

[41] Сл. Успению, Акафист, Икос 7.

[42] О. II., 8 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 1 тр.9п.

[43] О. II., 5 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.

[44] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Б.М., Богород. 4 п.; Среда Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; О. II., 8 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн,, Богород. 5 п.

[45] О. II., Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.

[46] О. II., 8 гл. Вторник утра, Кан. Господу, Богород., 8 п.; Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 7 п.; 7 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.

[47] О. II., 5 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 4 тр. 8 п.; Вторник Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п., 3 тр. 8 п.

[48] О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.

[49] О. I., 1 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; Похвалы, Вел. вечерн. на Иерусалим, последов., 6 стихира на Господи воззвах.

[50] О. I., 1 гл. Субб. веч., Стиховная стихира "и ныне".

[51] Исаии 11, 1; О. I., 5 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.; Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., Богород., 6 п.

[52] О. I., 1 гл. Субб. Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.; 2 гл. Понед. утра, Богород., Седальна по 2 стихосл.; 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Канон, 4 тр. 6 п.; Триодь Цветная, 3 Седм. по Пасхе утра, Богородич. 8 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.

[53] О. I., 2 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Вторник утра, Богород. седальна по 3 стихосл.; Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 3 Канон, Богород. 1 п.; О. I., 3 гл. Пяток Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п.

[54] Триодь Цветная, Субб. пред 6 Нед. по Пасхе, Мал. вечер., 2 стиховная стихира.

[55] Триодь Цветная, Суббота Акафиста утра. Канон, 4 тр. 7 п.; О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.; О. П., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М.,2 тр. 9 п.; Понед. утра. Блажен. 6 стих.

[56] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе, 3 Канон, Богород., 8 п.; О. I., 2 гл. Вторник утра. Канон Господу, Богород. 1 п.; 3 гл. Четверг утра. Канон Апостолам, Богород. 8 п.; Пяток утра, Канон Кресту, Богород. 4 п.

[57] Триодь Постная, Субб. Акаф. утра, Канон, 3 тр. 5 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Канон, Богород. 3 п.

[58] Триодь Постная, Понед. Сырный утра, Трипеснец. Ирмос 9 п.; О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; 0.11., 5 гл. Субб. Мал. веч., 5 стиховная стихира; Нед. Полун., Канон Св. Троице, 4 тр. 5 п.; 7 гл. Субб. Мал. вечерня, 2 стиховная стихира.

[59] Триодь Постная, Субб. Акафиста утра, Канон, 2 тр. 8 п.; Триодь Цветная, Нед. 7 по Пасхе утра, 3 Канон, Богород. 7 п.; Нед. 50-цы Повечерие, Канон, Богород. 7 п.; О. I., 2 гл. Четверг Повечер., Канон Б.М., 1 тр. 7 п.

[60] О. I., 1 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п.; 2 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 8 п.; 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Субб. Мал. вечерня, 5 стиховная стихира; 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

[61] О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; 2 гл. Субб. утра. Канон Мученикам, 6 тр. 4 п.; 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; Триодь Постная, Субб. Акафиста утра. Канон, 1 тр. 4 п.; Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 3 Канон, Богород. 4 п.

[62] О. I., 8 гл. Понед. утра, Богород. Седальна по 1 стихословии.

[63] Триодь Постная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна 1 стихословии.

[64] О. I., 1 гл. Субб. вечера, Богородич. воскр. тропаря.

[65] О. I., 1 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. утра, Кан. воскр., Богород. 1 п.; Кан. Крестовоскр., 1 тр. 6 п.; Триодь Цветная, Субб. 4 Нед. по Пасхе утра. Канон, Богород. 6 п.; Субб. Седм. 50-цы, Четверопеснец, Богород. 7 песни.

[66] О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.; О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.

[67] О. II., 7 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 6 п.; Триодь Цветная, Субб. пред 3 Нед. по Пасхе, Малая вечерня, стихира на Господи воззвах, на "и ныне".

[68] О. II., 8 гл. Субб. Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, Канон Крестовоскр., Богород. 7 п.

[69] Триодь Цветная, 5 Седм. Вел. Поста утра, Богород., Седальная по 3 стихословии.

[70] Триодь Цветная, Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 2 Канон, Богород. 7 п.

[71] О. I., 1 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.

[72] О. II., 5 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.

[73] О. II, 5 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.

[74] О. I., 4 гл. Нед. утра. Канон воскр., Богород. 8 п.; Богород. 6 п.

[75] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 7 п.

[76] Там же, 2 тр. 8 п.

[77] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 9 п., 3 тр. 8 п.; Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

[78] О. II., 5 гл. Четверг Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.

[79] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, Канон, Богород. 7 п.

[80] О. I., 3 гл. Субб. вечера, Догматик на "и ныне" .

[81] О. II., 7 гл. Субб. вечера, Богород. по воскр. тропаре 7 гл.

[82] О. I.,4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 3 тр. 3 п.

[83] О. II., 5 гл. Нед. утра, Канон Крестовоскр., Богород. 4 п.; Кан. Б.М., 4 тр. 7 п., 1 тр. 9 п.; О. I., 1 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 7 п.

[84] О. I., 1 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п.; Субб. веч., Мал. вечер., 4 стихира на Господи воззвах; О. II., 6 гл. Субб. вечера, Догматик на "и ныне".

[85] О. I., Субб. утра, Хвалитная стихира на "и ныне"; Нед. утра, Кан. воскр., Богород. 8 п.; 3 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п., 4 тр. 8 п.

[86] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.; 3 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.

[87] Триодь Цветная, 4 Нед. по Пасхе утра. Канон Богород., 4 и 6 тр. и Богород. 7 п.; О. II., 7 гл. Пяток утра, 4 стиховная стихира на "и ныне".


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

[Оглавление]

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: