Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Афанасий ВеликийСемь праздничных посланий - Второе праздничное посланиеВторое праздничное посланіе (330 г.). Второе праздничное посланіе св. Аѳанасія, по которому воскресенье Пасхи въ 46 [1] году эры Діоклитіана было 24 Фармуѳа, за 13 дней до майскихъ календъ [2]; въ консульство Галлиціана и Валерія Симмаха, когда префектомъ былъ Магниніанъ, — въ третій годъ индиктіона. 1) Снова Пасха и ликованіе, братія мои! Ибо снова Господь приближаетъ къ намъ это время; дабы мы, по обыкновенію питаясь отъ Его словесъ, могли достодолжно совершить это празднество. Но мы будемъ принимать участіе и въ той радости, которая на небесахъ, — вмѣстѣ со святыми; вѣдь они издавна возвѣстили о таковомъ празднованіи, а для насъ въ своихъ дѣяніяхъ, яже о Христѣ, служили примѣромъ. Ибо они не только подъяли на себя трудъ проповѣди Евангелія; но — если размыслимъ, то увидимъ, что и сила Божія, по написанному (Рим. 1, 16), видима была въ нихъ; такъ пишетъ Павелъ Коринѳянамъ: подобни мнѣ бывайте (1 Кор. 4, 16)! Всѣхъ насъ назидаетъ слово Апостольское; ибо что онъ пишетъ въ посланіи каждому въ отдѣльности, то же и всѣмъ вмѣстѣ, всегда всюду заповѣдуетъ; поелику онъ наставникъ всѣхъ народовъ въ вѣрѣ и благочестіи; да и всѣ вообще святые обладали таковымъ же правомъ учительства со властію, какъ и Соломонъ въ Притчахъ пользуется таковымъ правомъ, говоря: послушайте дѣти наказанія отча, и внемлите разумѣти помышленіе. Даръ бо благій дарую вамъ: моего закона не оставляйте. Сынъ бо быхъ и азъ Отцу послушливый, и любимый предъ лицемъ матере (Прит. 4, 1-3). Добрымъ воспитателемъ будетъ, конечно, благочестивый отецъ, который, если въ чемъ самъ правильно былъ руководимъ, постарается и другихъ наставить таковымъ же способомъ; такъ что онъ, если бы и услышалъ слова упрека: научая убо инаго, себе ли не ýчиши (Рим. 2, 21)? — то не былъ бы приведенъ въ стыдъ; но наоборотъ, подобно тому благому рабу, онъ спасая себя, пріобрящетъ иныхъ; и, когда врученный ему даръ благодати усугубится, онъ можетъ услышать: добрѣ, рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). 2) То же могло бы быть осуществлено подобающимъ образомъ и нами; если бы мы не только вообще во всякое время, но особенно во дни праздника, были не слушателями только, но и исполнителями повелѣній нашего Спасителя; дабы мы, подражая святымъ въ сей жизни, вмѣстѣ съ ними могли достигнуть непреходящей, но истинно пребывающей радости Господа нашего, которая на небесахъ и которой сами себя лишаютъ тѣ, кто худо живутъ. Ихъ ожидаетъ участь, соотвѣтствующая ихъ поведенію въ жизни: болѣзнь и печаль, и воздыханіе, сопровождающее мученія. Съ сими сходствуютъ, кажется, и тѣ, кои, не подражая примѣру житія святыхъ, а также не имѣя праваго разумѣнія, которымъ обладалъ отъ начала одаренный разумомъ и представлявшій какъ бы подобіе Божіе человѣкъ; къ стыду своему, уподобляются и прилагаются скотамъ несмысленнымъ; такъ что за противоестественную похотливость нарицаются конями женонеистовными (Іер. 5, 8); ради же ихъ лукавства и льстивыхъ ухищреній и грѣховности, влекущей за собою смерть, они именуются, какъ говоритъ Іоаннъ, порожденіемъ ехиднинымъ (Матѳ. 3, 7). Такимъ образомъ, когда они подобно тѣмъ (демонамъ), пали и въ образѣ зміиномъ пресмыкались по землѣ, подобно имъ ничѣмъ не услаждались, кромѣ того, что доступно чувственному взору; то почли это (чувственное) за истинное благо; услаждаясь же этимъ, они не почитали Бога, а наипаче служили собственнымъ похотямъ. 3) Но не смотря на то, человѣколюбивый Логосъ [3], пришедшій для того, чтобы обрѣсти потерянное, удерживалъ ихъ отъ таковаго неразумія, громогласно восклицая: не будите яко конь и мескъ, имже нѣсть разума: броздами и уздою челюсти ихъ востягнеши (Псал. 31, 9); а такъ какъ они небрегли о семъ и уподоблялись злымъ (духамъ), то Пророкъ въ Духѣ изрекаетъ такъ: вы стали для Меня какъ купцы финикійскіе (см. Ис. 23, 1-8). А Духъ, отмщевающій за сіе, такъ взываетъ противъ нихъ: Господи во градѣ Твоемъ образъ ихъ уничижиши (Псал. 72, 20). Ибо, хотя они, на подобіе безумныхъ, притворствуютъ, однако претыкаются въ своихъ замыслахъ настолько, что, по своему суетному многословію, даже Премудрость Божію равняютъ съ собою и полагаютъ, что она такова же, какъ и ихъ собственныя дѣянія. Посему они, глаголющеся быти мýдри, объюродѣша, и измѣниша славу нетлѣннаго Бога въ подобіе образа тлѣнна человѣиа и птицъ и четвероногъ и гадъ: сего ради предаде ихъ Богъ въ неискусенъ умъ, творити неподобная (Рим. 1, 22-23. 28). Они не внимали пророческому гласу, предостерегавшему ихъ: кому уподобисте Господа, и коему подобію уподобисте Его (Ис. 40, 18)? ни Давиду, который въ молитвенномъ пѣснопѣніи такъ говорилъ о нихъ: подобни имъ да будутъ творящш я, и вси надѣющіися на ня (Псал. 134, 18). Поелику они слѣпы для истины, то на камень взираютъ какъ на Бога и ходятъ во мракѣ, какъ бы лишенные чувствительности, или, какъ восклицаетъ Пророкъ: они слушаютъ и не уразумѣваютъ, смотрятъ и не узнаютъ; ибо огрубѣло сердце ихъ, и съ трудомъ слышатъ они ушами своими (Ис. 6, 9-10). 4) Таковые пребываютъ даже доселѣ въ отлученіи отъ празднованія; притворствуя и вымышляя имена празднествъ, они установляютъ скорѣе дни сѣтованія, нежели веселія; ибо нѣсть радоватися нечестивымъ, глаголетъ Господь (Ис. 48, 22) и отнимутся отъ устъ ихъ радость и веселіе, какъ говоритъ Премудрость (Іер. 25, 10). Таковы, слѣдовательно, празднества безбожныхъ. А разумѣвающіе служители Господа, которые поистинѣ облеклись въ человѣка, созданнаго по Богу, — они сдѣлались способными къ воспріятію Евангельскихъ словесъ и почитаютъ общеобязательнымъ обращенное къ Тимоѳею повелѣніе, которое гласитъ: образъ бýди вѣрнымъ, словомъ, житіемъ, любовію, ...вѣрою, чистотою (Тим. 4, 12). Такимъ то достойнымъ похвалы образомъ совершаютъ они праздничное торжество; такъ что даже невѣрующіе, видя благоустроенное жительство ихъ, невольно скажутъ: «воистину Господь посреди нихъ!» Ибо какъ пріемлющій Апостола пріемлетъ Пославшаго его, такъ равно подражающій вѣрующимъ обычно обращаетъ мысль къ Самому Господу; и Павелъ, поелику онъ былъ Его подражателемъ, прибавляетъ: якоже и азъ Христу (1 Кор 11, 1). Это подтверждаетъ примѣръ Самого Спасителя нашего, и въ этомъ именно величіе Его Божественности, (будучи) въ которой, Онъ, обращаясь къ Своимъ ученикамъ, такъ говорилъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29). Также, когда Онъ влилъ воды въ умывальницу, перепоясался полотенцемъ, умылъ ноги ученикамъ Своимъ, то сказалъ имъ такъ: вѣсте ли, что сотворихъ вамъ? Вы глашаете Мя Учителя и Господа: и добрѣ глаголете, есмь бо. Аще убо Азъ умыхъ ваши нозѣ, Господь и Учитель, и вы должни есте другъ — другу умывати нозѣ. Образъ бо дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите (Іоан. 13, 5. 12-15). 5) О, кáкъ же возможно, братія мои, не почитать дивнымъ человѣколюбіе нашего Спасителя! Съ какою силою и въ какую трубу слѣдовало бы трубить, если бы кто восхотѣлъ превознести изліянія Его благодати! Мы не только созданы по Его подобію, но отъ Него же можемъ воспріять образъ небеснаго жительства; дабы, какъ Онъ началъ, мы (терпѣливо) довели до конца, дабы, когда страдаемъ, мы не угрожали, когда насъ злословятъ, мы не злословили взаимно, но благословляли бы проклинающихъ и предавали бы себя Богу, судящему праведно (1 Петр. 2, 23). Ибо тѣ именно, которые воспріимутъ таковой помыслъ и за образецъ для себя будутъ почитать Евангеліе, они то и будутъ сообщниками Христа и подражателями житія Апостола. За сіе они удостоятся заслуженной отъ него похвалы, каковою онъ похвалялъ Коринѳянъ хвалю вы братіе, яко вся моя помните (1 Кор. 11, 2) Затѣмъ, такъ какъ есть нѣкоторые, кои, пользуясь его изреченіями, хотятъ приспособлять ихъ къ своему развращенному слуху и дерзаютъ превращать ихъ, подобно поборникамъ Именея и Александра (а сихъ предварили Саддукеи), которые, по его словамъ, отпавъ отъ вѣры, глумились даже надъ тайною воскресенія; то ради сего онъ тотчасъ присовокупляетъ: и якоже предахъ вамъ преданія держите. Ибо истинно то, что мы ни на что другое не должны взирать такъ, какъ на то, что предалъ намъ тотъ наставникъ. 6) Ибо они злы не только по своему лицемѣрію во внѣшнемъ поведеніи, какъ ходящіе, по слову Господа, въ одеждахъ овчихъ и подобящіеся гробамъ повапленнымъ, но сверхъ того, они влагаютъ даже въ свои уста Божественные глаголы, будучи въ то же время полны злыхъ помышленій. И точно также проявилъ себя первоначально тотъ, кто искони сдѣлался изобрѣтателемъ зла — змій, діаволъ, который, когда говорилъ съ Евою, прежде скрылъ себя подъ личиною, а затѣмъ обольстилъ ее (Еву); за нимъ и вмѣстѣ съ нимъ скрываютъ свой настоящій видъ и всѣ изобрѣтатели безбожныхъ ересей. Хотя они и читаютъ святыя Писанія, но нимало не обращаютъ вниманія на то, въ какомъ видѣ преданы они святыми (мужами) и поелику они принимаютъ ихъ за преданія человѣческія, то впадаютъ въ заблужденія, неправильно понимая ихъ и не зная силы ихъ. Посему то Павелъ, по справедливости, похваляетъ Коринѳянъ, которые были внимательны къ его преданію; а Господь тѣмъ справедливѣе обвинялъ іудеевъ, говоря: почто и вы преступаете заповѣдь Божію за преданіе ваше (Матѳ 15, 3)? ибо повелѣнія, которыя получали отъ Бога, они искажали по своему собственному усмотрѣнію, предпочтительно слѣдуя преданіямъ человѣческимъ. Ради чего немного спустя блаженный Павелъ опять наставляетъ на путь истины Галатовъ, которые отважились было на таковое преступленіе, пиша имъ: аще кто вамъ благовѣститъ паче еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 9). 7) Ибо слова святыхъ не имѣютъ никакого подобія съ мечтаніями, исходящими отъ человѣческаго суемудрія, святые, какъ служители истины, проповѣдуютъ Царство Небесное, а тѣ, кои стремятся къ противному, ничего высшаго не имѣютъ въ виду, какъ только угождать чреву и полагать въ своемъ ничтожномъ существованіи свою конечную цѣль, говоря: да ямы и піемъ, ýтрѣ бо ýмремъ (1 Кор. 15, 32). Посему блаженный Лука отвергаетъ измышленія человѣческія, а преданія святыхъ онъ принимаетъ, говоря въ началѣ Евангелія: понеже убо мнози начаша чинити повѣсть о извѣствованныхъ въ насъ вещехъ. Якоже предаша намъ, иже исперва самовидцы и слуги бывшіи Словесе, изволися и мнѣ послѣдовавшу выше вся испытно, поряду писати тебѣ, державный Ѳеофиле, да разумѣеши о нихъ же научился еси словесѣхъ утвержденіе (Лук. 1, 1-4). А что порознь каждый принялъ отъ этого святого, то передается неизмѣнно, согласно съ достовѣрностію ученія о тайнахъ (вѣры). Что мы должны быть учениками ихъ, того требуетъ слово сіе; а они должны быть нашими учителями, и только съ ними, необходимо, должны мы согласоваться; ибо только они имѣютъ вѣрное и всякаго пріятія достойное ученіе. Сами они были учениками не потому, что слышали то чрезъ другихъ; но поелику они были самовидцами и служителями Слова и предали то, что они сами слышали отъ Него. Они повѣствовали о великихъ чудесахъ, которыя совершены были нашимъ Спасителемъ, они возвѣстили Его вѣчное Божество, изобразили Его рожденіе отъ Дѣвы по плоти и предвозвѣстили священный праздникъ Пасхи въ такихъ словахъ: ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7); дабы каждый изъ насъ въ отдѣльности, и всѣ мы вмѣстѣ, а также всѣ общества на всей землѣ памятовали о Христѣ, воскресшемъ изъ мертвыхъ, бывшемъ отъ сѣмени Давидова, по благовѣствованію (Апостола), какъ написано (2 Тим. 2, 8). И сіе, какъ училъ Павелъ, проповѣдуя Коринѳянамъ — я разумѣю воскресеніе Его — никакъ не должно быть для насъ безуміемъ; ибо чрезъ это Онъ достигъ побѣды надъ смертью, то-есть ниспровергъ діавола, а насъ воскресилъ купно съ Собою, разрѣшивъ узы смерти и даровавъ вмѣсто клятвы благословеніе, вмѣсто печали радость, вмѣсто сѣтованія пасхальное торжество. Этою священною радостью пасхальнаго празднества, которая всегда должна быть въ сердцахъ нашихъ, радуемся мы во всякое время, молясь, какъ заповѣдуетъ Павелъ, непрестанно и за все благодаря; и никогда, притомъ, не забывая предвозвѣщать о времени его (праздника Пасхи), какъ приняли это по преданію отъ нашихъ Отцевъ. Снова пишемъ мы объ этомъ; снова, твердо храня Апостольское преданіе, въ усердной молитвѣ вспоминать будемъ другъ друга и, празднуя въ одно время всѣмъ обществомъ Пасху, будемъ едиными устами истинно исповѣдывать Господа. Ибо, если мы принимаемъ Его [4], какъ даръ благодати и подражаемъ житію святыхъ, мы можемъ, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ, хвалить Господа на всякое время; а если мы такимъ образомъ достодолжно празднуемъ Пасху, то можемъ содѣлаться причастниками и небесной радости. 8) Нынѣ мы начинаемъ Четыредесятницу въ тринадцатый день мѣсяца Фаменоѳа [5]; послѣ того, какъ мы проведемъ по порядку дни поста, мы начинаемъ недѣлю св. Пасхи въ восемнадцатый день мѣсяца Фармуѳа [6] и, прекративъ постъ двадцать третьяго того-же Фармуѳа [7] и отпраздновавъ затѣмъ воскресенье (Пасхи) въ двадцать четвертый день [8], къ симъ днямъ присовокупляемъ семь недѣль великой Пятидесятницы, вкупѣ радуясь и ликуя во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, чрезъ Котораго да будетъ Отцу во Святомъ Духѣ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь. Привѣтствуютъ васъ братья, при мнѣ находящіеся! Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Конецъ второго праздничнаго посланія св. Аѳанасія, епископа Александрійскаго. Примѣчанiя:
Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 403-411. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903. Второе праздничное посланіе (330 г.). Второе праздничное посланіе св. Аѳанасія, по которому воскресенье Пасхи въ 46 [1] году эры Діоклитіана было 24 Фармуѳа, за 13 дней до майскихъ календъ [2]; въ консульство Галлиціана и Валерія Симмаха, когда префектомъ былъ Магниніанъ, — въ третій годъ индиктіона. 1) Снова Пасха и ликованіе, братія мои! Ибо снова Господь приближаетъ къ намъ это время; дабы мы, по обыкновенію питаясь отъ Его словесъ, могли достодолжно совершить это празднество. Но мы будемъ принимать участіе и въ той радости, которая на небесахъ, — вмѣстѣ со святыми; вѣдь они издавна возвѣстили о таковомъ празднованіи, а для насъ въ своихъ дѣяніяхъ, яже о Христѣ, служили примѣромъ. Ибо они не только подъяли на себя трудъ проповѣди Евангелія; но — если размыслимъ, то увидимъ, что и сила Божія, по написанному (Рим. 1, 16), видима была въ нихъ; такъ пишетъ Павелъ Коринѳянамъ: подобни мнѣ бывайте (1 Кор. 4, 16)! Всѣхъ насъ назидаетъ слово Апостольское; ибо что онъ пишетъ въ посланіи каждому въ отдѣльности, то же и всѣмъ вмѣстѣ, всегда всюду заповѣдуетъ; поелику онъ наставникъ всѣхъ народовъ въ вѣрѣ и благочестіи; да и всѣ вообще святые обладали таковымъ же правомъ учительства со властію, какъ и Соломонъ въ Притчахъ пользуется таковымъ правомъ, говоря: послушайте дѣти наказанія отча, и внемлите разумѣти помышленіе. Даръ бо благій дарую вамъ: моего закона не оставляйте. Сынъ бо быхъ и азъ Отцу послушливый, и любимый предъ лицемъ матере (Прит. 4, 1-3). Добрымъ воспитателемъ будетъ, конечно, благочестивый отецъ, который, если въ чемъ самъ правильно былъ руководимъ, постарается и другихъ наставить таковымъ же способомъ; такъ что онъ, если бы и услышалъ слова упрека: научая убо инаго, себе ли не ýчиши (Рим. 2, 21)? — то не былъ бы приведенъ въ стыдъ; но наоборотъ, подобно тому благому рабу, онъ спасая себя, пріобрящетъ иныхъ; и, когда врученный ему даръ благодати усугубится, онъ можетъ услышать: добрѣ, рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). 2) То же могло бы быть осуществлено подобающимъ образомъ и нами; если бы мы не только вообще во всякое время, но особенно во дни праздника, были не слушателями только, но и исполнителями повелѣній нашего Спасителя; дабы мы, подражая святымъ въ сей жизни, вмѣстѣ съ ними могли достигнуть непреходящей, но истинно пребывающей радости Господа нашего, которая на небесахъ и которой сами себя лишаютъ тѣ, кто худо живутъ. Ихъ ожидаетъ участь, соотвѣтствующая ихъ поведенію въ жизни: болѣзнь и печаль, и воздыханіе, сопровождающее мученія. Съ сими сходствуютъ, кажется, и тѣ, кои, не подражая примѣру житія святыхъ, а также не имѣя праваго разумѣнія, которымъ обладалъ отъ начала одаренный разумомъ и представлявшій какъ бы подобіе Божіе человѣкъ; къ стыду своему, уподобляются и прилагаются скотамъ несмысленнымъ; такъ что за противоестественную похотливость нарицаются конями женонеистовными (Іер. 5, 8); ради же ихъ лукавства и льстивыхъ ухищреній и грѣховности, влекущей за собою смерть, они именуются, какъ говоритъ Іоаннъ, порожденіемъ ехиднинымъ (Матѳ. 3, 7). Такимъ образомъ, когда они подобно тѣмъ (демонамъ), пали и въ образѣ зміиномъ пресмыкались по землѣ, подобно имъ ничѣмъ не услаждались, кромѣ того, что доступно чувственному взору; то почли это (чувственное) за истинное благо; услаждаясь же этимъ, они не почитали Бога, а наипаче служили собственнымъ похотямъ. 3) Но не смотря на то, человѣколюбивый Логосъ [3], пришедшій для того, чтобы обрѣсти потерянное, удерживалъ ихъ отъ таковаго неразумія, громогласно восклицая: не будите яко конь и мескъ, имже нѣсть разума: броздами и уздою челюсти ихъ востягнеши (Псал. 31, 9); а такъ какъ они небрегли о семъ и уподоблялись злымъ (духамъ), то Пророкъ въ Духѣ изрекаетъ такъ: вы стали для Меня какъ купцы финикійскіе (см. Ис. 23, 1-8). А Духъ, отмщевающій за сіе, такъ взываетъ противъ нихъ: Господи во градѣ Твоемъ образъ ихъ уничижиши (Псал. 72, 20). Ибо, хотя они, на подобіе безумныхъ, притворствуютъ, однако претыкаются въ своихъ замыслахъ настолько, что, по своему суетному многословію, даже Премудрость Божію равняютъ съ собою и полагаютъ, что она такова же, какъ и ихъ собственныя дѣянія. Посему они, глаголющеся быти мýдри, объюродѣша, и измѣниша славу нетлѣннаго Бога въ подобіе образа тлѣнна человѣиа и птицъ и четвероногъ и гадъ: сего ради предаде ихъ Богъ въ неискусенъ умъ, творити неподобная (Рим. 1, 22-23. 28). Они не внимали пророческому гласу, предостерегавшему ихъ: кому уподобисте Господа, и коему подобію уподобисте Его (Ис. 40, 18)? ни Давиду, который въ молитвенномъ пѣснопѣніи такъ говорилъ о нихъ: подобни имъ да будутъ творящш я, и вси надѣющіися на ня (Псал. 134, 18). Поелику они слѣпы для истины, то на камень взираютъ какъ на Бога и ходятъ во мракѣ, какъ бы лишенные чувствительности, или, какъ восклицаетъ Пророкъ: они слушаютъ и не уразумѣваютъ, смотрятъ и не узнаютъ; ибо огрубѣло сердце ихъ, и съ трудомъ слышатъ они ушами своими (Ис. 6, 9-10). 4) Таковые пребываютъ даже доселѣ въ отлученіи отъ празднованія; притворствуя и вымышляя имена празднествъ, они установляютъ скорѣе дни сѣтованія, нежели веселія; ибо нѣсть радоватися нечестивымъ, глаголетъ Господь (Ис. 48, 22) и отнимутся отъ устъ ихъ радость и веселіе, какъ говоритъ Премудрость (Іер. 25, 10). Таковы, слѣдовательно, празднества безбожныхъ. А разумѣвающіе служители Господа, которые поистинѣ облеклись въ человѣка, созданнаго по Богу, — они сдѣлались способными къ воспріятію Евангельскихъ словесъ и почитаютъ общеобязательнымъ обращенное къ Тимоѳею повелѣніе, которое гласитъ: образъ бýди вѣрнымъ, словомъ, житіемъ, любовію, ...вѣрою, чистотою (Тим. 4, 12). Такимъ то достойнымъ похвалы образомъ совершаютъ они праздничное торжество; такъ что даже невѣрующіе, видя благоустроенное жительство ихъ, невольно скажутъ: «воистину Господь посреди нихъ!» Ибо какъ пріемлющій Апостола пріемлетъ Пославшаго его, такъ равно подражающій вѣрующимъ обычно обращаетъ мысль къ Самому Господу; и Павелъ, поелику онъ былъ Его подражателемъ, прибавляетъ: якоже и азъ Христу (1 Кор 11, 1). Это подтверждаетъ примѣръ Самого Спасителя нашего, и въ этомъ именно величіе Его Божественности, (будучи) въ которой, Онъ, обращаясь къ Своимъ ученикамъ, такъ говорилъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29). Также, когда Онъ влилъ воды въ умывальницу, перепоясался полотенцемъ, умылъ ноги ученикамъ Своимъ, то сказалъ имъ такъ: вѣсте ли, что сотворихъ вамъ? Вы глашаете Мя Учителя и Господа: и добрѣ глаголете, есмь бо. Аще убо Азъ умыхъ ваши нозѣ, Господь и Учитель, и вы должни есте другъ — другу умывати нозѣ. Образъ бо дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите (Іоан. 13, 5. 12-15). 5) О, кáкъ же возможно, братія мои, не почитать дивнымъ человѣколюбіе нашего Спасителя! Съ какою силою и въ какую трубу слѣдовало бы трубить, если бы кто восхотѣлъ превознести изліянія Его благодати! Мы не только созданы по Его подобію, но отъ Него же можемъ воспріять образъ небеснаго жительства; дабы, какъ Онъ началъ, мы (терпѣливо) довели до конца, дабы, когда страдаемъ, мы не угрожали, когда насъ злословятъ, мы не злословили взаимно, но благословляли бы проклинающихъ и предавали бы себя Богу, судящему праведно (1 Петр. 2, 23). Ибо тѣ именно, которые воспріимутъ таковой помыслъ и за образецъ для себя будутъ почитать Евангеліе, они то и будутъ сообщниками Христа и подражателями житія Апостола. За сіе они удостоятся заслуженной отъ него похвалы, каковою онъ похвалялъ Коринѳянъ хвалю вы братіе, яко вся моя помните (1 Кор. 11, 2) Затѣмъ, такъ какъ есть нѣкоторые, кои, пользуясь его изреченіями, хотятъ приспособлять ихъ къ своему развращенному слуху и дерзаютъ превращать ихъ, подобно поборникамъ Именея и Александра (а сихъ предварили Саддукеи), которые, по его словамъ, отпавъ отъ вѣры, глумились даже надъ тайною воскресенія; то ради сего онъ тотчасъ присовокупляетъ: и якоже предахъ вамъ преданія держите. Ибо истинно то, что мы ни на что другое не должны взирать такъ, какъ на то, что предалъ намъ тотъ наставникъ. 6) Ибо они злы не только по своему лицемѣрію во внѣшнемъ поведеніи, какъ ходящіе, по слову Господа, въ одеждахъ овчихъ и подобящіеся гробамъ повапленнымъ, но сверхъ того, они влагаютъ даже въ свои уста Божественные глаголы, будучи въ то же время полны злыхъ помышленій. И точно также проявилъ себя первоначально тотъ, кто искони сдѣлался изобрѣтателемъ зла — змій, діаволъ, который, когда говорилъ съ Евою, прежде скрылъ себя подъ личиною, а затѣмъ обольстилъ ее (Еву); за нимъ и вмѣстѣ съ нимъ скрываютъ свой настоящій видъ и всѣ изобрѣтатели безбожныхъ ересей. Хотя они и читаютъ святыя Писанія, но нимало не обращаютъ вниманія на то, въ какомъ видѣ преданы они святыми (мужами) и поелику они принимаютъ ихъ за преданія человѣческія, то впадаютъ въ заблужденія, неправильно понимая ихъ и не зная силы ихъ. Посему то Павелъ, по справедливости, похваляетъ Коринѳянъ, которые были внимательны къ его преданію; а Господь тѣмъ справедливѣе обвинялъ іудеевъ, говоря: почто и вы преступаете заповѣдь Божію за преданіе ваше (Матѳ 15, 3)? ибо повелѣнія, которыя получали отъ Бога, они искажали по своему собственному усмотрѣнію, предпочтительно слѣдуя преданіямъ человѣческимъ. Ради чего немного спустя блаженный Павелъ опять наставляетъ на путь истины Галатовъ, которые отважились было на таковое преступленіе, пиша имъ: аще кто вамъ благовѣститъ паче еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 9). 7) Ибо слова святыхъ не имѣютъ никакого подобія съ мечтаніями, исходящими отъ человѣческаго суемудрія, святые, какъ служители истины, проповѣдуютъ Царство Небесное, а тѣ, кои стремятся къ противному, ничего высшаго не имѣютъ въ виду, какъ только угождать чреву и полагать въ своемъ ничтожномъ существованіи свою конечную цѣль, говоря: да ямы и піемъ, ýтрѣ бо ýмремъ (1 Кор. 15, 32). Посему блаженный Лука отвергаетъ измышленія человѣческія, а преданія святыхъ онъ принимаетъ, говоря въ началѣ Евангелія: понеже убо мнози начаша чинити повѣсть о извѣствованныхъ въ насъ вещехъ. Якоже предаша намъ, иже исперва самовидцы и слуги бывшіи Словесе, изволися и мнѣ послѣдовавшу выше вся испытно, поряду писати тебѣ, державный Ѳеофиле, да разумѣеши о нихъ же научился еси словесѣхъ утвержденіе (Лук. 1, 1-4). А что порознь каждый принялъ отъ этого святого, то передается неизмѣнно, согласно съ достовѣрностію ученія о тайнахъ (вѣры). Что мы должны быть учениками ихъ, того требуетъ слово сіе; а они должны быть нашими учителями, и только съ ними, необходимо, должны мы согласоваться; ибо только они имѣютъ вѣрное и всякаго пріятія достойное ученіе. Сами они были учениками не потому, что слышали то чрезъ другихъ; но поелику они были самовидцами и служителями Слова и предали то, что они сами слышали отъ Него. Они повѣствовали о великихъ чудесахъ, которыя совершены были нашимъ Спасителемъ, они возвѣстили Его вѣчное Божество, изобразили Его рожденіе отъ Дѣвы по плоти и предвозвѣстили священный праздникъ Пасхи въ такихъ словахъ: ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7); дабы каждый изъ насъ въ отдѣльности, и всѣ мы вмѣстѣ, а также всѣ общества на всей землѣ памятовали о Христѣ, воскресшемъ изъ мертвыхъ, бывшемъ отъ сѣмени Давидова, по благовѣствованію (Апостола), какъ написано (2 Тим. 2, 8). И сіе, какъ училъ Павелъ, проповѣдуя Коринѳянамъ — я разумѣю воскресеніе Его — никакъ не должно быть для насъ безуміемъ; ибо чрезъ это Онъ достигъ побѣды надъ смертью, то-есть ниспровергъ діавола, а насъ воскресилъ купно съ Собою, разрѣшивъ узы смерти и даровавъ вмѣсто клятвы благословеніе, вмѣсто печали радость, вмѣсто сѣтованія пасхальное торжество. Этою священною радостью пасхальнаго празднества, которая всегда должна быть въ сердцахъ нашихъ, радуемся мы во всякое время, молясь, какъ заповѣдуетъ Павелъ, непрестанно и за все благодаря; и никогда, притомъ, не забывая предвозвѣщать о времени его (праздника Пасхи), какъ приняли это по преданію отъ нашихъ Отцевъ. Снова пишемъ мы объ этомъ; снова, твердо храня Апостольское преданіе, въ усердной молитвѣ вспоминать будемъ другъ друга и, празднуя въ одно время всѣмъ обществомъ Пасху, будемъ едиными устами истинно исповѣдывать Господа. Ибо, если мы принимаемъ Его [4], какъ даръ благодати и подражаемъ житію святыхъ, мы можемъ, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ, хвалить Господа на всякое время; а если мы такимъ образомъ достодолжно празднуемъ Пасху, то можемъ содѣлаться причастниками и небесной радости. 8) Нынѣ мы начинаемъ Четыредесятницу въ тринадцатый день мѣсяца Фаменоѳа [5]; послѣ того, какъ мы проведемъ по порядку дни поста, мы начинаемъ недѣлю св. Пасхи въ восемнадцатый день мѣсяца Фармуѳа [6] и, прекративъ постъ двадцать третьяго того-же Фармуѳа [7] и отпраздновавъ затѣмъ воскресенье (Пасхи) въ двадцать четвертый день [8], къ симъ днямъ присовокупляемъ семь недѣль великой Пятидесятницы, вкупѣ радуясь и ликуя во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, чрезъ Котораго да будетъ Отцу во Святомъ Духѣ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь. Привѣтствуютъ васъ братья, при мнѣ находящіеся! Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Конецъ второго праздничнаго посланія св. Аѳанасія, епископа Александрійскаго. Примѣчанiя:
Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 403-411. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице