Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Афанасий ВеликийСемь праздничных посланий - Четвертое праздничное посланиеЧетвертое праздничное посланіе (332 г.). Четвертое праздничное посланіе еп. Аѳанасія, по которому воскресенье Пасхи въ сорокъ восьмомъ [1] году эры Діоклитіана было семнадцатаго Фармуѳа [2], въ четвертый день апрѣльскихъ нонъ; въ консульство Овинія Пакаціана и Мецилія Гиларіана, когда префектомъ былъ Евгеній — въ пятый годъ индиктіона. Это посланіе (Аѳанасій) отправилъ изъ резиденціи Императора съ однимъ воиномъ. 1) Съ промедленіемъ и внѣ обычнаго времени пишу вамъ, возлюбленные! однако надѣюсь, что вы извините меня за сію медлительность ради дальности пути и тяжкаго недуга; ибо, изнемогая отъ того и другого, я медлилъ писать вамъ; а сверхъ всего къ этому присоединились тягостныя огорченія. Но хотя путешествіе было продолжительно, и болѣзнь тяжела, я, несмотря на то, не забылъ увѣдомить васъ о Праздникѣ и, возвѣщая о немъ, по обычаю, выполняю мой долгъ. Если мое посланіе переступило обычное время объявленія, то все же и теперь, когда враги посрамлены и осуждены Церковью за то, что безъ причины преслѣдовали насъ, кажется, благовременно намъ опять начать торжественное пѣснопѣніе, — теперь, когда мы воспѣваемъ пѣснь на гибель Фараона: поимъ Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже въ море (Исх. 15, 1). 2) Снова радостно переходимъ мы, возлюбленные, отъ праздниковъ къ праздникамъ, опять возобновляемъ праздничныя собранія; опять священныя бдѣнія нашего духа; опять понуждаемъ мы себя быть духовно бдительными, при размышленіи о сихъ сокровищахъ. (Наступающіе) дни (Поста) проводимъ мы такъ не потому, что скорбимъ, но какъ услаждающіеся духовною пищею и увѣренные въ томъ, что мы въ состояніи заставить плотскія похоти умолкнуть, а чрезъ то и превозмочь враговъ. Подобно тому, какъ благочестивая Юдиѳь, предавъ себя предварительно посту и молитвѣ, преодолѣла враговъ и убила Олоферна; а благочестивая Есѳирь, когда всему роду ея уготовлялась гибель и всему народу Израильскому грозило уничтоженіе, ничѣмъ инымъ, какъ постомъ и молитвою къ Богу, удержала ярость притѣснителя и такимъ образомъ гибель народа обратила въ спасеніе, — почему эти дни почитаются у Израиля праздничными. Такъ равнымъ образомъ издревле торжественно отправляются какъ именитыя празднества тѣ дни, въ которые погибалъ врагъ, козни противъ народа не достигали цѣли, и Израиль былъ спасаемъ. Посему блаженный Моисей установилъ торжественный праздникъ Пасхи — прообразъ того, который празднуемъ мы, — потому именно, что фараонъ погибъ, а народъ получилъ свободу отъ рабства; но тогда, конечно, лишь частно отправляемы были въ Іудеѣ празднества и торжества, имѣвшія временное значеніе, поелику погибали притѣснители одного этого народа. 3) Теперь же, когда діаволъ, врагъ всего міра, низложенъ, насъ призываетъ не временное празднованіе, но вѣчное и небесное, и мы не гадательно возвѣщаемъ о немъ, но въ самой истинѣ приступаемъ къ нему. Ибо тогда празднованіе состояло въ томъ, что, насыщаясь мясомъ безсловеснаго агнца и окропляя его кровію пороги домовъ, отвращали губителя; а теперь, когда мы вкушаемъ отъ Слова Отца и кровію Новаго Завѣта запечатлѣваемъ входы сердецъ нашихъ, мы пріобрѣтаемъ познаніе о благодатномъ дарованіи, преподанномъ намъ Искупителемъ, который говоритъ: се, даю вамъ власть наступати на змію и на скорпію и на всю силу вражію (Лук. 10, 19). Не царствуетъ болѣе смерть, но отнынѣ жизнь заступила мѣсто смерти, ибо говоритъ Господь: Я есмь жизнь! почему все исполнено радости и ликованія, какъ написано: Господь воцарися да радуется земля (Псал. 96, 1). Ибо въ то время, когда смерть владычествовала, когда мы сидѣли на рѣкахъ Вавилонскихъ, мы плакали и скорбѣли, помышляя о горечи плѣненія (Псал. 136, 1); а теперь, когда смерть и царство діавола уничтожено, все воочію исполнилось радости и веселія и впредь не въ Іудеѣ только вѣдаютъ Господа, но во всю землю изыде вѣщаніе ихъ (Псал. 18, 4; Рим. 10, 18) и откровеніе Его исполнило всю землю. Изъ сего ясно слѣдуетъ, возлюбленные мои, что и мы должны единодушно стекаться къ этому празднеству, облекши наши помыслы въ свѣтлыя, а не въ оскверненныя одежды; ибо мы должны облечься въ таковыя для Господа нашего Іисуса, дабы мы могли съ Нимъ праздновать Пасху. Но мы облекаемся во Христа, когда любимъ добродѣтель, противимся пороку, предаемся воздержанію, а непотребной жизни отвращаемся; любимъ справедливость предпочтительно предъ неправдою, цѣнимъ умѣренность и укрѣпляемся въ нашихъ добрыхъ намѣреніяхъ; когда не забываемъ о бѣдныхъ, но для каждаго имѣемъ двери отверстыми, вспомоществуемъ смиреннымъ и ненавидимъ высокомѣріе. 4) Также, конечно, и Израиль древле приступалъ къ празднеству, подвизаясь, такъ сказать, сѣновно; но тогда это празднество предуказано было какъ бы въ гаданіи, прообразовательно. Мы же, о возлюбленные, такъ-какъ тѣнь миновала, и прообразы пришли въ исполненіе, болѣе не принимаемъ празднество только какъ прообразъ, и для того чтобы принести въ жертву пасхальнаго Агнца не къ дольнему Іерусалиму стекаемся по обветшавшему опредѣленію іудеевъ, дабы не оказалось по истеченіи времени, что мы празднуемъ неблаговременно, но по установленію Апостоловъ и мы хотимъ, минуя прообразы, воспѣть пѣснь новую (Апок. 14, 3). Они, какъ скоро узнали сіе и, такъ сказать, собрались около (Источника) истины, то приступили къ Спасителю нашему и сказали: гдѣ хощеши уготоваемъ Ти ясти Пасху (Матѳ. 26, 17)? Это уже не имѣло болѣе отношенія къ дольнему Іерусалиму, и никто не думалъ, что только въ немъ можно совершать празднество, но — тамъ, гдѣ угодно Богу. А Ему угодно это было вездѣ, — чтобы во всѣхъ странахъ возносимо было Ему благовонное куреніе и жертва, тогда какъ, по Ветхому Завѣту, ни въ какомъ другомъ мѣстѣ, кромѣ только Іерусалима, не было дозволено совершать праздникъ Пасхи. Когда же временное пришло въ исполненіе и миновало то, что имѣло отношеніе къ тѣни, и проповѣданіе Евангелія долженствовало возвѣщаться повсюду, поелику Апостолы вездѣ уже распространили понятіе объ этомъ празднествѣ, они обратились съ вопросомъ къ нашему Спасителю: гдѣ хощеши уготоваемъ Ти ясти Пасху? и Спаситель нашъ, возводя ихъ отъ вкушенія прообразовательнаго къ духовному, убѣждалъ ихъ не ѣсть болѣе отъ плоти агнца, но отъ Его собственнаго Тѣла, говоря: пріимите, ядите и пійте, сіе есть Тѣло Мое и Кровь Моя. 5) Если мы, возлюбленные, будемъ питаться этою спасительною пищею, то будемъ совершать истинную Пасху. Мы начинаемъ ее въ 1 день Фармуѳа [3], прекращаемъ постъ въ шестой день того же мѣсяца [4], въ вечеръ субботы; свѣтлое воскресеніе наступаетъ для насъ 7-го того же мѣсяца Фармуѳа [5], откуда мы и начинаемъ праздновать слѣдующіе затѣмъ дни святой Пятидесятницы, достигая чрезъ то образа будущаго вѣка, чтобы быть впредь навсегда со Христомъ, вознося хвалу всемогущему Богу во Христѣ Іисусѣ, и чрезъ Него со всѣми святыми возглашая Господу: аминь! Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Привѣтствуютъ васъ всѣ братья, которые при мнѣ! Мы отправили это посланіе изъ резиденціи Императора [6] чрезъ оффиціала; ему же оно было передано тѣмъ, кто истинно боится Бога, Авлавіемъ префектомъ. Я же находился въ резиденціи Императора, призванный Императоромъ Константиномъ для того, чтобы представиться ему. Пребывающіе тамъ мелетіане, которые насъ преслѣдовали своею ненавистью и оклеветали предъ Императоромъ, были посрамлены и изгнаны оттуда какъ клеветники, бывъ въ этомъ многократно уличены. А изгнаны были: Каллиникъ, Исіонъ, Евдемонъ и Гелой [7] Гіеракаммонъ, который, стыдясь своего имени, самъ называлъ себя Евлогіемъ. Конецъ четвертаго праздничнаго посланія святого Аѳанасія. Примѣчанiя:
Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 420-425. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице