Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Афанасий ВеликийСемь праздничных посланий - Пятое праздничное посланиеПятое праздничное посланіе (333 г.). Пятое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), — въ консульство Далмація и Зенофила, во дни Патерна епарха, въ шестой годъ индиктіона, — когда воскресенье (Пасхи) было въ семнадцатый день майскихъ календъ [1], то-есть двадцатаго Фармуѳа; въ пятнадцатый день луны, въ день недѣли 7; — въ сорокъ девятый годъ [2] (эры) Діоклитіана. 1) Радостно переходимъ мы, братія мои, отъ праздниковъ къ праздникамъ; радостно — отъ молитвы къ молитвамъ и къ посту отъ поста приближаемся, совокупляя одни торжества съ другими. Ибо вотъ опять подходитъ время, которое приноситъ намъ съ собою новое начало: благовѣстіе священнаго праздника Пасхи, въ который Господь принесъ Себя въ жертву; а мы вкушаемъ отъ Этой Жертвы, какъ отъ хлѣба жизни, и какъ бы изъ нѣкоего источника во всякое время услаждаемъ дýши наши Его Честною Кровію, Которой непрестанно жаждемъ. Во всякое время мы томимся желаніемъ; а Сіе Питіе и предназначается для тѣхъ, которые ощущаютъ жажду, и жаждущимъ же напоминаетъ о семъ слово нашего Спасителя, Который, по Своему человѣколюбію, въ день праздника близъ (насъ) есть: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37). Не такъ, чтобы Онъ тогда только утолялъ жажду, когда кто сталъ близокъ къ Нему; но и во всякое время, когда бы кто ни пожелалъ, онъ можетъ дерзновенно приступать къ Спасителю. И не опредѣленнымъ временемъ ограниченъ благодатный даръ праздника и преславное сіяніе его никогда не умаляется; но во всякое время онъ близокъ и просвѣщаетъ души тѣхъ, которые съ любовію ожидаютъ его. И въ особенности тѣмъ доставляетъ онъ никогда неослабѣвающую силу, которые просвѣщены духомъ и день и ночь размышляютъ о Божественныхъ Писаніяхъ; таковымъ былъ мужъ, коему обѣтовано блаженство, какъ написано въ священной книгѣ Псалмовъ: Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ, и на пути грѣшныхъ не ста, и на сѣдалищи губителей не сѣде. Но въ законѣ Господни воля его, и въ законѣ Его поучится день и нощь (Псал. 1, 1-2). Ни солнце не могло бы просвѣтить его болѣе, ни луна, ни сонмы прочихъ звѣздъ, но между вышними свѣтилами всемогущаго Бога самъ сіяетъ онъ. 2) Богъ, возлюбленные мои, — Богъ, Который въ началѣ учредилъ для насъ праздникъ и соизволилъ даровать намъ ежегодное его совершеніе, — Онъ опредѣлилъ и жертву Сына Своего для (нашего) искупленія и какъ основаніе этого священнаго празднества далъ намъ Того, о Которомъ каждый годъ возвѣщаетъ, Который всегда прославляется въ этотъ часъ. Онъ ведетъ насъ отъ Креста чрезъ этотъ міръ къ тому, что было прежде насъ, и преславную, отъ Него исходящую, радость искупленія Богъ производитъ и теперь, приводя насъ къ одному и тому же собранію, соединяя въ духѣ всѣхъ насъ повсюду сущихъ, даруя намъ возможность совокупнаго моленія и общій для всѣхъ даръ благодати праздника. Ибо таково великое дѣло Его человѣколюбія, что Онъ и сущихъ въ удаленіи собираетъ вмѣстѣ и тѣхъ, кои для тѣлесныхъ очей кажутся далекими, сближаетъ посредствомъ единомыслія. 3) Итакъ, не должны ли мы, возлюбленные мои, выразить свою признательность за даръ благодати, какъ то приличествуетъ времени праздника? Не должны ли мы воздать Творящему столь славное? Правда, недоступно для насъ теперь воздать Богу достодолжнымъ образомъ; но не признать съ благодарностью благодатный даръ, нами полученный, было бы преступленіемъ. Нашу немощь являетъ, конечно, самая природа (наша), а неблагодарность отвергается (нашимъ же) чувствомъ. Посему и блаженный Павелъ, чудясь полнотѣ благодатныхъ дарованій Божіихъ, говоритъ: и къ симъ кто доволенъ (2 Кор. 2, 16)? Ибо Онъ даровалъ міру свободу посредствомъ Крови нашего Искупителя, адъ предалъ Онъ попранію также чрезъ смерть Искупителя нашего, Онъ отверзъ врата небесныя, указуя безпрепятственный путь тѣмъ, кои восходятъ туда чрезъ нашего Искупителя. Посему одинъ изъ святыхъ, познавши даръ благодати и не будучи въ состояніи воздать за него, говорилъ: что воздамъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде ми (Псал. 115, 3)? Ибо вмѣсто смерти получилъ онъ жизнь, вмѣсто рабства свободу, вмѣсто ада Царства Небесное. Издревле царствовала смерть отъ Адама до Моисея (Рим. 5, 14), а теперь изречено Божественное слово: днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43). А какъ и тѣ праведники прозирали въ это (имѣющее совершиться спасеніе), то и они говорили: аще не Господь помоглъ бы ми, вмалѣ вселилася бы во адъ душа моя (Псал. 93, 17); и за всѣмъ тѣмъ, побуждаемый чувствомъ благодарности и признавая важность благодатнаго дара, пишетъ онъ (Псалмопѣвецъ) отъ лица всѣхъ такъ: чашу спасенія пріиму, и имя Господне призову; честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его (Псал. 115, 4. 6). А о чашѣ и Господь сказалъ: можета ли пити чашу, юже Азъ имамъ пити? и когда ученики подтвердили это, тогда сказалъ Господь: чашу убо Мою испіета, а еже сѣсти одесную Мене и ошуюю Мене, нѣсть Мое дати, но имже уготовася (Матѳ. 20, 22-23). 3) Почему же, возлюбленные мои, можемъ мы ощущать благодатный даръ, если найдены неспособными къ воздаянію? Потому, что мы имѣемъ силу стремиться къ сему; ибо, хотя природа не въ состояніи воздать чѣмъ либо, поелику все недостойно Слова; однако можемъ же мы выразить благодарность тѣмъ, что пребудемъ въ благочестіи. А когда наипаче можемъ мы пребыть въ благочестіи? Тогда только, если вѣруемъ въ Бога, дарующаго намъ все по Своему человѣколюбію. Такимъ образомъ, даже при увѣренности, что мы соблюдаемъ законъ и исполняемъ заповѣди, мы не можемъ считаться исполнившими долгъ благодарности, если на дѣлѣ преступаемъ законъ и дѣлаемъ то, что достойно ненависти; ибо благодарнаго любитъ Богъ. (Пребываемъ въ благочестіи мы тогда), когда дýши наши предаемъ Господу, по примѣру святыхъ; когда мы окончательно рѣшаемся жить болѣе не для себя, но для Господа, претерпѣвшаго за насъ смерть, какъ поступалъ блаженный Павелъ, сказавшій такъ: Христови сраспяхся: живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 19-20). 4) А истинная жизнь, братія мои, состоитъ въ томъ, чтобы мы тлѣнное отринули и пребывали въ томъ, что отъ нашего Искупителя. Время требуетъ отъ насъ, особенно теперь, не только на словахъ высказывать это, но и дѣлами уподобляться святымъ; а мы становимся имъ подобными тогда, когда исповѣдуемъ Того, Кто претерпѣлъ смерть; когда мы уже не для себя живемъ, но Христосъ обитаетъ въ насъ; когда мы всемѣрно тщимся воздать Господу за благодѣянія Его. И когда мы воздаемъ, то мы ничего не даемъ изъ своего собственнаго, но лишь то, что отъ Него же прежде получили; и это, безъ сомнѣнія, можетъ служить доказательствомъ Его милосердія, что Онъ дарованное Имъ Самимъ требуетъ какъ бы наше. Объ этомъ свидѣтельствуетъ Самъ Онъ, говоря: жертвы Мнѣ — Мои дары; то-есть то, что вы Мнѣ принóсите, принадлежитъ вамъ лишь настолько, насколько вы могли принять отъ Меня. А дарованія Божія таковы: совершенная добродѣтель и истинно благоговѣйное чувство по отношенію къ Нему; ихъ мы должны приносить въ жертву Господу; ибо что Онъ даровалъ для нашего освященія, тѣмъ и мы должны прославлять Его, пребывая въ благочестіи. Такъ мы приближаемся къ святымъ постамъ, которые установлены Имъ для нашего наученія, и посредствомъ ихъ мы обрѣтаемъ путь къ Богу. Но не таковы язычники и несмысленные іудеи, а также еретики и отступники настоящаго времени. Ибо язычники видятъ цѣль праздника въ объяденіи; іудеи, блуждающіе въ области прообразовъ и тѣни, почитаютъ и это празднество таковымъ же прообразомъ, таковою же тѣнью; наконецъ, отступники блуждаютъ въ разсѣяніи по различнымъ мѣстамъ и въ суетности своихъ помышленій. Мы же, братія мои, превосходимъ язычниковъ тѣмъ, что совершаемъ праздникъ въ непорочности духа и чистотѣ тѣла; іудеевъ — тѣмъ, что мы болѣе не держимся ни прообраза, ни тѣни; но просвѣщаемся свѣтомъ истины и взираемъ на Солнце правды; наконецъ, отступниковъ тѣмъ, что мы не раздираемъ ризу Христа, но въ дому единомъ (Исх. 12, 46), въ Каѳолической Церкви вкушаемъ Пасху Господа, Который, даровавъ Свои святые законы, путеводилъ насъ къ добродѣтели и для (ближайшаго) общенія съ нею учредилъ празднество: ибо пасхальное торжество есть поистинѣ удаленіе отъ порока къ добродѣтели и переходъ отъ смерти къ жизни. Сему можно научиться уже изъ перваго прообраза; ибо тогда іудеи со рвеніемъ готовились къ исходу изъ Египта въ Іерусалимъ, а теперь мы переходимъ отъ смерти къ жизни; тогда перешли они отъ Фараона на сторону Моисея, теперь мы восходимъ отъ діавола къ Искупителю, и какъ въ то время ежегодно творилось воспоминаніе о прообразѣ спасенія, точно то же совершается и днесь; ибо, когда мы возобновляемъ память нашего искупленія, то совершаемъ постъ, поелику памятуемъ о смерти, дабы получить возможность жить; мы бодрствуемъ — не отъ скорби, но въ ожиданіи Господина, возвращающагося съ брака, — чтобы, при Его появленіи, мы могли обоюдно обрѣсти другъ друга и немедля возвѣстить о побѣдѣ надъ смертью. 5) О, если бы впредь могли мы, возлюбленные мои, — какъ Слово требуетъ сего, во всякое время, и теперь въ особенности, такъ поступать и такую провождать жизнь, чтобы никогда не забывать о дивныхъ дѣяніяхъ Божіихъ и не отступать отъ обшенія съ добродѣтелью, какъ къ тому убѣждаетъ и Апостольское слово: поминайте Господа Іисуса Христа воставшаго отъ мертвыхъ (2 Тим. 2, 8); не такъ, чтобы памятованіе (о Немъ) отлагаемо было на продолжительное время, но дабы мы непрестанно имѣли Его въ своихъ мысляхъ. А какъ мы, по причинѣ нерадѣнія многихъ, откладывали со дня на день, то начнемъ сіе хоть въ настоящіе дни. Сіе время и предназначается для напоминанія, въ знаменованіе (имѣющаго быть), — чтобы изобразить праведникамъ мзду небеснаго града, а небрегущимъ о семъ напомнить объ ихъ виновности. Итакъ, пребудемъ же во все прочее время въ добродѣтельномъ жительствѣ, сокрушаясь, какъ и должно, о томъ, что было оставлено нами въ небреженіи; ибо житіе того, кто могъ бы быть чистъ отъ скверны, не длится даже одного часа на землѣ, какъ утверждаетъ славный исполинъ (духа) Іовъ (Іов. 14, 4-5). А обращаясь къ тому, что предстоитъ въ будущемъ, станемъ молиться, чтобы намъ не недостойно вкусить Пасхальнаго Агнца и не подвергнуть себя отвѣтственности. Ибо тѣмъ, которые совершаютъ празднество въ чистотѣ, Пасхальный Агнецъ есть небесная пища; тѣхъ же, которые совершаютъ торжество въ оскверненіи и презорствѣ, Онъ подвергаетъ наказанію и посрамленію; ибо написано: кто будетъ ѣсть или пить недостойно, виновенъ будетъ противъ смерти Господа нашего (ср. 1 Кор. 11, 27). Посему не будемъ тотчасъ (безъ приготовленія) приступать къ учрежденію празднственнаго торжества; но, какъ желающіе приступить къ Божественному Агнцу и прикоснуться къ небесной пищѣ, омоемъ руки (наши), очистимъ тѣло и помыслы наши, будемъ охранять отъ всякаго лукавства; не предаваясь неумѣренности и похотямъ, но всѣ совокупно пребывая съ Господомъ нашимъ и Его Божественными ученіями, дабы, содѣлавшись во всемъ чистыми, мы могли быть и причастниками Слова. 6) Мы начинаемъ св. постъ [3] четырнадцатаго Фармуѳа [4] въ вечеръ недѣли и прекращаемъ его девятнадцатаго того же мѣсяца Фармуѳа [5]; свѣтлое воскресеніе возсіяваетъ намъ двадцатаго того же мѣсяца Фармуѳа [6]; съ симъ днемъ мы соединяемъ семь недѣль Пятидесятницы, (проводя ихъ) въ молитвахъ и мирѣ съ нашими ближними, во взаимной любви и всепримиряющемъ благорасположеніи. Такъ мы сдѣлаемся и наслѣдниками Небеснаго Царства чрезъ Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго Отцу да будетъ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь! Привѣтствуютъ васъ братья, которые при мнѣ! Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Конецъ пятаго праздничнаго посланія Св. Аѳанасія. Примѣчанiя:
Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 425-432. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице