Святитель Александр Александрийский. Послание Александру, епископу Константинопольскому
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Святитель Александр Александрийский

Послание Александру, епископу Константинопольскому

Свт. Александръ Александрійскій († 326 г.)
Посланіе къ Александру, епископу Константинопольскому
[1].

Честнѣйшему и единомысленному Александру Александръ желаетъ всякаго блага ο Господѣ.

Злые люди, когда въ нихъ воздѣйствуетъ духъ любоначалія и корыстолюбія, обыкновенно употребляютъ всякое коварство противу другихъ, занимающихъ высшія мѣста службы, и многоразличными способами стараются повредить ихъ церковному благовѣрію. Неистово увлекаемые дѣйствующимъ въ нихъ діаволомъ къ предположенному удовлетворенію (своей страсти), они теряютъ всякое чувство благочестія и попираютъ страхъ суда Божія. Испытывая нынѣ отъ подобныхъ людей непріятности, я счелъ нужнымъ извѣстить ваше благочестіе, чтобы вы остерегались ихъ, чтобы кто либо изъ нихъ не дерзнулъ проникнуть и въ ваши епархіи, или самъ собою, или чрезъ другихъ (они умѣютъ весьма искусно притворяться, чтобы обмануть другихъ), или чрезъ посланія, краснорѣчивыя, но наполненныя ложью, которыми легко могутъ ввести въ заблужденіе человѣка, принимающаго все простою и чистою вѣрою.

Арій и Ахиллъ, недавно заключивъ между собою клятвенный союзъ, возревновали подражать любоначалію Коллуѳа [2] и даже превзошли его. Коллуѳъ, обвиняя ихъ самихъ, имѣлъ по крайней мѣрѣ нѣкоторый поводъ къ нечестивому своему предпріятію; а они, видя его христопродажничество, не захотѣли оставаться въ подчиненіи церковной власти, но построивъ себѣ разбойническіе вертепы, днемъ и ночью собираются въ нихъ, вымышляя хулы противъ Христа и противъ насъ. Охуждая все апостольское благочестивое ученіе, они, по примѣру іудеевъ, составили христоборственное скопище, отвергаютъ Божество Спасителя нашего, и проповѣдуютъ, что Онъ равенъ всѣмъ людямъ. Собирая всѣ мѣста св. Писанія, въ которыхъ говорится ο Его спасительномъ строительствѣ и самоуничиженіи ради насъ, они стараются подтверждать ими свое нечестивое ученіе; а тѣхъ выраженій, въ которыхъ говорится ο Его вѣчномъ Божествѣ и неизреченной славѣ со Отцемъ, они не хотятъ и слушать. Поддерживая такимъ образомъ нечестивое мнѣніе еллиновъ и іудеевъ ο Христѣ, они всѣми силами стараются заслужить одобреніе отъ нихъ и позволяютъ себѣ дѣлать все, чѣмъ бы можно было подвергнуть насъ осмѣянію ихъ. Они ежедневно возбуждаютъ противъ насъ возмущенія и гоненія: то влекутъ насъ въ судилища по жалобамъ безнравственныхъ женщинъ, которыхъ сами же къ тому обольщаютъ, то безчестятъ званіе христіанское, позволяя своимъ дѣвицамъ безстыдно бѣгать по всѣмъ улицамъ. Этого мало: они дерзнули раздрать тотъ нешвенный хитонъ Христовъ, котораго не рѣшились раздѣлить на части самые войны—распинатели [3].

Какъ скоро узнали мы ο ихъ поведеніи и нечестивыхъ замыслахъ, хотя это свѣдѣніе, по скрытности ихъ, дошло до насъ поздно, тотчасъ собравшись вмѣстѣ, съ общаго согласія, отлучили ихъ оть Церкви, исповѣдующей Божество Іисуса Христа. Но они, чтобы повредить намъ, стали туда и сюда обращаться къ единомысленнымъ съ нами сослужителямъ нашимъ и, подъ видомъ мира и согласія, стараются льстивыми словами увлечь кого либо изъ нихъ въ свою заразу. Обманомъ выпрашиваютъ у нихъ дружелюбныя письма, которыя и показываютъ тѣмъ, кого хотятъ обольстить, какъ будто бы на ихъ сторонѣ есть епископы, держащіеся того же образа мыслей, и этимъ способомъ совращая съ пути истины, утверждаютъ многихъ въ заблужденіи и укореняютъ въ нечестіи. Они не сказываютъ, чему у насъ нечестиво и лукаво учили, что дѣлали, и за что отлучены отъ Церкви; объ этомъ они молчатъ, или стараются прикрыть искусно вымышленными рѣчами и писаніями. Прикрывая такимъ образомъ душетлѣнное ученіе свое краснорѣчивыми и вкрадчивыми бесѣдами, они увлекаютъ въ свое заблужденіе людей простыхъ, которые легко могутъ быть обмануты, и въ тоже время они не упускаютъ случая клеветать предъ всѣми на наше благочестіе. Вотъ почему нѣкоторые подписали ихъ письменныя изложенія вѣры и приняли ихъ въ церковное общеніе. Сослужители наши, рѣшившіеся поступить такимъ образомъ, думаю я, заслуживаютъ величайшаго осужденія, потому что такимъ поступкомъ не только нарушаютъ апостольское правило [4], но еще, въ еретикахъ дѣйствующей, силѣ діавола даютъ возможность сильнѣе дѣйствовать противъ Христа. Поэтому, возлюбленные, не теряя времени, я рѣшился тотчасъ же извѣстить васъ ο зловѣріи сихъ людей, которые утверждаютъ, что «было нѣкогда время, когда не было Сына Божія, — что Онъ прежде не существовалъ, а послѣ сталъ существовать, — и когда бы то ни было, только Онъ получилъ бытіе также, какъ и всѣ люди: ибо, говорятъ, Богъ создалъ все изъ ничего». Включая такимъ образомъ и Сына Божія въ рядъ всѣхъ тварей, какъ разумныхъ, такъ и неразумныхъ, они на этомъ основаніи утверждаютъ, что природа Его измѣняема, можетъ воспринимать доброе и злое. Принявъ за истину, что Сынъ Божій созданъ изъ не сущаго, они извращаютъ тѣ мѣста божественнаго Писанія, въ которыхъ говорится, что Онъ имѣетъ бытіе вѣчное, и которыя показываютъ неизмѣняемость Слова и Божество Премудрости-Слова, то есть — Христа. И мы, — богохульствуютъ эти нечестивцы, — также какъ и Онъ, можемъ сдѣлаться сынами Божіими; ибо написано: сыны родихъ и возвысихъ (Ис. 1, 2). Когда же имъ, въ отвѣтъ на это, читали написанное далѣе: тіи же отвергошася Мене, что не свойственно Спасителю, имѣющему естество неизмѣняемое, тогда они безъ всякаго стыда отвѣчали намъ, что Богъ, по предвѣдѣнію и предусмотрѣнію зная, что Онъ (Спаситель) не отвержется, избралъ Его по преимуществу изъ всѣхъ сыновъ. Не потому, говорятъ они, Богъ избралъ Его, что Онъ по естеству имѣетъ нѣчто преимущественное предъ прочими сынами, (по ихъ мнѣнію, нѣтъ никого, ктобъ былъ Сыномъ Божіимъ по естеству, и никто не имѣетъ въ себѣ свойствъ Божественной природы), но потому, что Онъ, подобно прочимъ измѣняясь, заслужилъ особенное благоволеніе Божіе удаленіемъ отъ всѣхъ грѣховъ и совершенною святостію, такъ что если бы такую же силу въ томъ показали Павелъ или Петръ, то и ихъ усыновленіе нимало не отличалось бы отъ Его усыновленія. Въ подтвержденіе же сего безумнаго ученія, они, съ явнымъ неуваженіемъ къ Писанію, приводятъ слѣдуюіщя слова псалмопѣвца, сказанныя ο Христѣ: возлюбилъ еси правду и возненавидѣлъ еси беззаконіе; сего ради помаза Тя, (Боже,) [5] Богъ твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 44, 8).

Но что Сынъ Божій не произошелъ изъ не сущаго, и что не было времени, когда бы Его не было, — этому достаточно научаетъ евангелистъ Іоаннъ, когда говоритъ ο Немъ: единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи (Іоан. 1, 18). Божествонный апостолъ, желая показать, что Отецъ и Сынъ не раздѣльны между собою, наименовалъ Сына сущимъ въ лонѣ Отчи. Α что Слово Божіе не принадлежитъ къ числу тварей, созданныхъ изъ ничего, тотъ же св. Іоаннъ показываетъ словами: вся Тѣмъ быша; собственный же Его образъ бытія выразилъ такъ: въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово. Вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1. 1-3). Если все Тѣмъ получило бытіе, то какимъ образомъ Тотъ, кто далъ бытіе всякому творенію, самъ нѣкогда могъ не существовать? He сообразно съ разумомъ, чтобы Творящее было одинаковой природы (ϕύσεως) съ сотворенными существами. И въ самомъ дѣлѣ, если Онъ былъ въ началѣ, а все чрезъ Него получило бытіе, и притомъ изъ не сущаго, то, очевидно, сущее противоположно тому, что произошло изъ не сущаго; и разстояніе между ними безмѣрное. Первое показываетъ, что между Отцемъ и Сыномъ нѣтъ никакого разстоянія, и духъ мысленно не можетъ вообразить его. Второе же, — то есть, что міръ сотворенъ изъ не сущаго, — означаетъ послѣдующее и недавнее происхожденіе существа, именно въ то время, когда все получило свое бытіе отъ Отца чрезъ Сына. Итакъ св. Іоаннъ, заключая въ выраженіи бѣ, которое употребилъ ο Словѣ Божіемъ, высокій смыслъ, непостижимый для ума сотворенныхь существъ, призналъ неприличнымъ сказать, что Оно рождено или сотворено: онъ не дерзнулъ употребить тѣхъ же словъ ο Творцѣ, которыя употребилъ въ отношеніи къ твари. И поступилъ такъ не потому, что Слово Божіе не рождено, — одинъ только Отецъ не рожденъ, — но потому, что неизъяснимый образъ бытія единороднаго Сына Божія превышаетъ понятіе не только евангелистовъ, но и самыхъ ангеловъ. Поэтому, не считаю благочестивымъ того, кто дерзаетъ простирать свою пытливость до изслѣдованія сей тайны, не слушая словъ Писанія: вышшихъ себѣ не ищи, крѣпльшихъ себѣ не испытуй (Сир. 3, 21). Если разумъ человѣческій не можетъ знать многихъ и такого рода предметовъ, которые несравненно ниже сего таинства, какъ напримѣръ, у апостола Павла сказано: ихъже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9), или какъ Богъ говоритъ Аврааму, что человѣкъ не можетъ изчислить звѣзды (Быт. 15, 5), или еще: песка морскаго и капли дождевыя кто изочтетъ (Сир. 1, 2): то развѣ одно только безуміе, лишенное человѣческаго смысла, рѣшится подвергать изслѣдованію ѵпостасное бытіе Слова Божія. Духъ пророческій ο Немъ прямо скалалъ: родъ же Его кто исповѣсть (Ис. 53, 8)? Да и самъ Спаситель нашъ, приготовляя роду человѣческому тѣхъ, которые должны быть столпами въ мірѣ (апостоловъ), поспѣшилъ напередъ удалить отъ нихъ, какъ бремя, всякую пытливость касательно Его существа. Онъ возвѣстилъ, что разумѣніе сей божественнѣйшей тайны выше силъ всѣхъ сотворенныхъ существъ, и вѣдѣніе ο ней принадлежитъ только одному Отцу: никтоже знаетъ Сына, сказалъ Онъ, токмо Отецъ, ни Отца кто знаетъ, токмо Сынъ (Матѳ. 11, 27). О томъ же, мнѣ кажется, говоритъ и Отецъ въ слѣдующихъ словахъ: тайна моя Мнѣ (и моимъ) [6].

Α что безумію только свойственно думать, будто Сынъ Божій произошелъ изъ не сущаго, и имѣетъ временное бытіе, видно само собою изъ выраженія: происходитъ изъ нe сущаго, хотя несмысленные и не понимаютъ безумія своихъ словъ. Выраженіе: нѣкогда не существовалъ — должно быть относимо или ко времени или къ нѣкоему продолженію вѣчности. Если же справедливо, что вся Тѣмъ быша, то явно, что и время, и вѣчность, и отдѣлы временъ, и самое нѣкогда, въ которомъ содержится несуществованіе Его, чрезъ Него получили бытіе. И что же можетъ быть нелѣпѣе, какъ сказать, что Создавшій времена и вѣки и лѣта, въ которыхъ должно заключиться такъ называемое нѣкогда, самъ нѣкогда не существовалъ? Въ самомъ дѣлѣ, было бы крайне безсмысленно и невѣжественно полагать, что дѣлатель какой нибудь вещи получилъ свое бытіе послѣ происхожденія сдѣланной имъ вещи. По мнѣнію еретиковъ, продолженіе времени, въ которое, какъ они говорятъ, Сынъ еще не произошелъ отъ Отца, предшествуетъ бытію все сотворившей Премудрости Божіей. Значитъ, по ихъ образу мыслей, св. Писаніе не справедливо называетъ Сына Божія перворожденнымъ всея твари (Кол. 1, 15). А эти слова снова подтверждаетъ апостолъ Павелъ, когда ясно говоритъ ο Сынѣ Божіемъ: Егоже положи наслѣдника всѣмъ, Имже и вѣки сотвори (Евр. 1, 2); также: Тѣмъ создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще власти, аще господства, аще престоли: всяческая Тѣмъ и ο Немъ создашася: и Той есть прежде всѣхъ (Кол. 1, 16-17).

Итакъ, если бы было крайне нечестиво предполагать происхожденіе Сына Божія изъ не сущаго, то необходимо допустить, что Отецъ всегда есть Отецъ. И Онъ дѣйствительно есть Отецъ всегда присущаго Ему Сына, — почему и называется Отцемъ. — И какъ Сынъ всегда присущъ Ему, то Онъ есть Отецъ совершенный, не имѣющій недостатка ни въ какомъ совершенствѣ, родившій единороднаго Сына не во времени, ни въ продолженіи времени, и не изъ несущаго. Также крайне нечестиво было бы утверждать, что нѣкогда Премудрость Божія не существовала, когда она сама свидѣтельствуетъ ο себѣ: Азъ бѣхъ при Немъ (при Богѣ), вся устрояя: Азъ бѣхъ ο нейже веселяшеся (Прит. 8, 29-30); или говорить, что Силы Божіей нѣкогда не было, что Слово Божіе когда-то безмолствовало, или что въ Богѣ когда-то не было и другихъ свойствъ, которыми Сынъ познавается, и Отецъ означается (χαραϰτηρίζεται). Кто говоритъ, что нѣтъ Сіянія славы (Евр. 1, 3), тотъ отвергаетъ бытіе и первообразнаго Свѣта, отъ котораго происходитъ Сіяніе. Если не всегда существовалъ Образъ Бога (2 Кор. 4, 4; Кол. 1, 15), то, очевидно, не всегда существовалъ и Тотъ, чей это Образъ. Если не существовало отображеніе (χαραϰτήρ) ѵпостаси Божіей (Евр. 1, 3), то вмѣстѣ съ этимъ отрицается и Тотъ, кто въ Немъ отображается. Отсюда можно видѣть, что сыновство Спасителя нашего не имѣетъ ничего обшаго съ сыновствомъ прочихъ существъ. Какъ неизреченная Его ѵпостась, сказали мы, несравненно выше всѣхъ тварей, которымъ Онъ далъ бытіе, такъ и Его сыновство, по самой природѣ, сопричастное Божеству Отца, неизреченно выше сыновства людей, которые уже чрезъ Него получили усыновленіе Отцу небесному. Такъ какъ природа Его неизмѣнна, то Онъ всесовершенъ и ни въ чемъ не имѣетъ нужды: а они, подлежа всякому измѣненію, имѣютъ нужду въ Его помощи: Да и въ чемъ усовершаться Премудрости Божіей? Въ чемъ получатъ приращеніе Само-Истинѣ или Богу Слову? Какъ улучшаться истинной Жизни, истинному Свѣту? Если это не возможно, то во сколько разъ еще неестественнѣе, чтобы Премудрости приражалась когда либо премудрость, чтобы Сила Божія соединялась съ слабостію, Разумъ помрачался неразуміемъ, къ истинному Свѣту примѣшивалась тьма? Апостолъ прямо говоритъ: кое общеніе свѣту ко тьмѣ; кое же согласіе Христови съ Веліаромъ (2 Кор. 17, 14-15)? Α Соломонъ находитъ невозможнымъ даже и представить, чтобы слѣдъ змѣя нашелся на камнѣ (Прит. 30, 19), который, по ученію Павла, есть Христосъ (1 Кор. 10, 4). Между тѣмъ, люди и ангелы, творенія Его, получили отъ Него благословеніе усовершаться чрезъ упражненіе въ добродѣтели и исполненіе закона Божія, который удаляетъ ихъ отъ грѣховъ. Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть Сынъ Отца по естеству, почему и пріемлетъ отъ всѣхъ поклоненіе; а люди дѣлаются сынами по усыновленію чрезъ Іисуса Христа, естественнаго Сына Божія, и при томъ тогда, когда, освободившись отъ духа работы, посредствомъ добрыхъ дѣлъ и самоусовершенія, принимаютъ духа сыноположенія. Истинное же сыновство Іисуса Христа, свойственное Ему одному, сыновство по естеству, превосходящее усыновленіе, апостолъ Павелъ изобразилъ, когда сказалъ ο Богѣ: иже Сына своего не пощадѣ, но за насъ, т. е. сыновъ не по естеству, предалъ есть Его (Рим. 8, 32). Чтобы отличить Его отъ сыновъ, такъ называющихся не въ собственномъ смыслѣ, онъ назвалъ Его собственнымъ (ἴδιον) Сыномъ. Въ евангеліи также читается: Сей есть сынъ Мой возлюбленный, ο Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 17). И въ псалмахъ Спаситель говоритъ: Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты (Псал. 2, 7; Евр. 1, 5). Выражая сими словами сыновство истинное, показываетъ, что, кромѣ Его нѣтъ другихъ истинныхъ и естественныхъ сыновъ Божіихъ. Также, что значатъ и слѣдующія слова: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя (Псал. 109, 3)? Не ясно ли указываютъ они сыновство естественное, принадлежащее Ему, какъ рожденному отъ Отца, въ сущности самого естества, а не на усыновленіе, обыкновенно получаемое за чистоту нравовъ и усовершенствованіе себя въ добродѣтели? Отсюда сыновство единороднаго Сына Божія есть вѣчное и непреложное, тогда какъ сыновство разумныхъ тварей, не по естеству имъ принадлежащее, а усвояемое по чистотѣ нравовъ и по благодати Божіей, въ св. Писаніи представляется измѣняемымъ: видѣвше, говорится въ немъ, сынове Божіи, дшери человѣчи, пояша себѣ жены, и проч. (Быт. 6, 2). И чрезъ Исаію, какъ намъ извѣстно, Богъ сказалъ: сыны родихъ и возвысихъ, тіи же отвергошася Мене (Ис. 1. 2). Многое могъ бы я сказать вамъ, возлюбленные, но оставляю, считая излишнимъ дѣлать подробныя напоминанія учителямъ, которые мыслятъ со мною одинаково. Вы сами просвѣщены отъ Бога, и знаете, что ученіе, нынѣ возставшее противъ церковнаго благовѣрія, первоначально принадлежало Евіону и Артемѣ, и имѣетъ сходство съ еретическимъ ученіемъ Павла самосатскаго [7], который на антіохійскомъ соборѣ, по общему приговору всѣхъ епископовъ, отлученъ отъ Церкви. Послѣдователь его ученія Лукіанъ оставался многіе годы внѣ церковнаго общенія, въ продолженіе управленія Церковію трехъ епископовъ одного за другимъ [8]. Отъ этого-то нечестія закваску получили явившіеся нынѣ у насъ учители, которые проповѣдуютъ, что Сынъ Божій созданъ изъ не сущаго; его тайную ограсль составляютъ и Арій, и Ахиллъ, и весь соборъ единолукавнующихъ съ ними. Не понимаю, какъ три епископа [9] рукоположенные въ Сиріи, рѣшились принять ихъ образъ мыслей и тѣмъ самымъ разжгли въ нихъ ревность къ распространенію своего лжеученія. Рѣшеніе объ этихъ епископахъ должно вполнѣ принадлежать вашему суду. Отступники твердо изучили на память тѣ мѣста Писанія, въ которыхъ говорится ο страданіи Спасителя, ο Его смиреніи, уничиженіи, ο Его такъ называемомъ обнищаніи, и ο всемъ, что Онъ претерпѣлъ за насъ, и этими мѣстами стараются опровергнуть исповѣданіе Его высочайшаго и вѣчнаго Божества. Α выраженій, въ которыхъ говорится ο славѣ, принадлежащей Ему по естеству, ο его величіи и пребываніи со Отцемъ, они не хотятъ и знать. Таково, напримѣръ, выраженіе: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30). Сими словами Господь выражаетъ не то, что Онъ есть Отецъ, и не то, что два естества, различныя ѵпостасію, составляютъ одно, но то, что Сынъ — Отчій точно и совершенно удерживаетъ и сохраняетъ единство съ Отцемъ, имѣетъ въ Себѣ отпечатлѣнное самымъ естествомъ подобіе Его, ни въ чемъ отъ Него неотличное, есть совершенный Образъ Отца, самое выразительнѣйшее отображеніе (χαραϰτήρ) Первообраза. Господь нашъ ясно выразилъ это Филиппу, когда тотъ высказалъ свое желаніе видѣть Отца Его. Филиппъ говорилъ: покажи намъ Отца; Господь отвѣчалъ ему на это: видѣвый Мене, видѣ Отца (Іоан. 14, 9): ибо Отецъ созерцается въ Сынѣ, какъ въ чистѣйшемъ и одушевленномъ зерцалѣ, въ божественномъ Образѣ своемъ. Подобно сему и святые говорятъ въ псалмахъ: во свѣтѣ твоемъ узримъ свѣтъ (Псал. 35, 10). Итакъ, кто воздаетъ почитаніе Сыну, тотъ почитаетъ Отца. И это совершенно справедливо; ибо всякое нечестивое слово, которое дерзаютъ произносить на Сына, относится вмѣстѣ и къ Отцу.

Послѣ этого не удивляйтесь, возлюбленные, тому, чтó я скажу вамъ далѣе, не удивляйтесь той лжи и клеветамъ, которыя они (еретики) вымышляютъ на меня и на благочестивѣйшій народъ нашъ. Если они дерзнули отвергать Божество Сына Божія, то конечно не устыдятся со всею наглостію и насъ злословить. Они и изъ древнихъ отцевъ не хотятъ никого приравнять съ собою; терпѣть не могутъ, чтобы ихъ сравнивали съ тѣми лицами, которыя въ нашемъ отрочествѣ были нашими наставниками; ни одного изъ всѣхъ современныхъ намъ сослужителей нашихъ не признаютъ достаточно ученымъ, а только себя однихъ считаютъ мудрыми, достигшими совершенства въ знаніи, разумѣющими догматы вѣры; будто имъ, и только имъ однимъ, открыты тайны, которыя никому въ подсолнечной и на мысль не приходили. О, нечестивая надмѣнность и безмѣрное безуміе! О, суетное любочестіе, свойственное только съумасшедшимъ? О, сатанинская гордость, ожесточившая нечестивыя души ихъ! Ни боголюбезная ясность древнихъ Писаній не вразумляетъ ихъ; ни согласное всѣхъ сослужителей нашихъ ученіе ο Христѣ не обуздываетъ ихъ дерзости противъ Него. И самые демоны не потерпятъ такого нечестія; произносить хульныя слова на Сына Божія страшатся и они.

Вотъ что мы считали долгомъ, по силамъ нашимъ, изъяснить вамъ къ обличенію тѣхъ, которые начали брань противъ Христа и рѣшились потрясти нашу благочестивую вѣру въ Него. Они, изобрѣтатели нелѣпыхъ басней, говорятъ, будто, отвергая ихъ нечестивое, богохульное и ни на какомъ свидѣтельствѣ Писанія не основанное мнѣніе ο сотвореніи Сына Божія изъ не сущаго, мы допускаемъ два нерожденныхъ существа. Но, — неразумные, — они не понимаютъ, что велико различіе между Отцемъ нерожденнымъ и созданными отъ Него изъ не сущаго разумными и неразумными тварями; не понимаютъ и того, что между ними есть посредстующее единородное Естество, чрезъ которое Отецъ Слова сотворилъ все изъ не сущаго, и которое родилось отъ самосущаго Отца. Такъ, въ одномъ мѣстѣ и само Слово Божіе говоритъ: всякъ любяй Рождшаго, любитъ и Рожденнаго отъ Него (1 Іоан. 5, 1). Относительно этого предмета мы сохраняемъ туже вѣру, которую хранитъ вся апостольская Церковь. Именно: мы вѣруемъ во единаго нерожденнаго Отца, который не имѣетъ никого виновникомъ своего бытія, непреложенъ и неизмѣняемъ, всегда тождественъ и одинаковъ, не принимаетъ ни приращенія, ни уменьшенія, который даровалъ намъ законъ, пророковъ и евангелія, который наконецъ есть Господь патріарховъ, апостоловъ и всѣхъ святыхъ. Вѣруемъ и во единаго Іисуса Христа, Сына Божія, единороднаго, рожденнаго не изъ не сущаго, а изъ Отца сущаго, не по подобію тѣлъ — чрезъ отдѣленіе или истеченіе по частямъ, какъ учатъ Савелій и Валентинъ, а неизреченно и неизъяснимо, какъ сказано въ приведенныхъ выше словахъ пророка: родъ же Его кто исповѣсть (Ис. 53, 8)? Ѵпостась Его непостижима для всякаго сотвореннаго естества, также какъ непостижимъ и самъ Отецъ; и это потому, что образъ рожденія Богомъ Отцемъ Сына Божія превышаетъ понятіе всякой разумной твари. Впрочемъ, люди, въ которыхъ живетъ Духъ истины, не станутъ требовать, чтобы я училъ ихъ сему. Имъ давно извѣстны слѣдующія слова, сказанныя Іисусомъ Христомъ: никтоже знаетъ Сына, токмо Отецъ, ни Отца кто знаетъ, токмо Сынъ (Матѳ. 11, 27). Мы отъ отцевъ нашихъ научались также вѣровать, что Сынъ Божій, какъ и Отецъ, непреложенъ и неизмѣняемъ, ни въ чемъ не имѣетъ недостатка и есть Сынъ совершенный, во всемъ подобный Отцу, только одною нерожденностію отличающемуся отъ Него. Онъ есть самый точный и ни въ чемъ не отличный Образъ Отца, ибо Онъ вполнѣ имѣетъ въ себѣ все то, въ чемъ состоитъ совершенное подобіе Отцу. Такъ училъ и самъ Господь: Отецъ мой, говоритъ Онъ, болій Мене есть (Іоан. 14, 28), и потому мы вѣруемъ, что Сынъ всегда отъ Отца имѣетъ (ѵпостасное) бытіе; ибо Онъ есть Сіяніе славы и Образъ ѵпостаси Отчей (Евр. 1, 3). Но никто не долженъ принимать слово всегда въ смыслѣ нерожденности, какъ думаютъ нѣкоторые, у которыхъ душевныя чувства омрачены. Слова: былъ, и всегда, и прежде вѣкъ — не выражаютъ понятія нерожденности, для означенія коего умъ человѣческій не въ состояніи изобрѣсть никакого слова. Я думаю, что вы согласны въ этомъ со мной, и даже совершенно увѣренъ, что, и по нашему правильному сужденію, сказанныя слова отнюдь не означаютъ нерожденности. Выражая только то, что происходитъ во времени, такія слова не могутъ достойно выражать Божественности и, такъ сказать, исконности (ἀρχαιὸτητα) Единороднаго. He смотря на то, ихъ употребляли и святые мужи, когда пытались по возможности объяснить это таинство; но употребляя ихъ, они просили у своихъ слушателей извиненія, и въ оправданіе себя говорили, что только до этого могло вознестись ихъ разумѣніе. Если есть люди, которые ожидаютъ слышать нѣчто большее, чѣмъ сколько можетъ выразить человѣческое слово, и считаютъ недостаточнымъ познаваемое только отчасти, то ожиданіямъ такихъ людей, разумѣется, далеко не удовлетворятъ слова: былъ, всегда и прежде вѣкъ. Ηο какія бы слова ни были изобрѣтены, никогда во всей точности не выразятъ понятія нерожденности. Итакъ, нерожденному Отцу мы должны приписывать особое, свойственное Ему, качество, исповѣдуя, что Онъ не имѣетъ никакого виновника своего бытія. Равно и Сыну должны воздавать приличную честь, усвояя Ему безначальное рожденіе отъ Отца и, какъ сказано выше, принося Ему достойное поклоненіе, — слова же: былъ, всегда и прежде вѣкъ употребляя ο Немъ только съ благоговѣніемъ и страхомъ, — отнюдь не отвергая Его Божества, но какъ въ Образѣ и отображеніи (χαραϰτὴρι) Отца, видя самое точное по всему съ Нимъ сходство; — нерожденность же почитая свойствомъ принадлежащимъ одному Отцу, ο чемъ и говоритъ самъ Спаситель въ словахъ: Отецъ мой болій Мене есть (Іоан. 14, 28). Принимая это благочестивое ученіе о Отцѣ и Сынѣ, какъ наставляютъ насъ Писанія, мы исповѣдуемъ равнымъ образомъ единаго Святаго Духа, обновлявшаго какъ святыхъ людей ветхаго завѣта, такъ и божественныхъ наставниковъ новаго. — Исповѣдуемъ вмѣстѣ съ симъ одну и единственную, каѳолическую, апостольскую Церковь, никогда неодолимую, и хотя бы вооружился противъ нея весь міръ, всегда побѣдоносно отражающую всякое нечестивое нападеніе еретиковъ; ибо Домовладыка ея ободрилъ насъ такимъ воззваніемъ: дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33). Наконецъ, мы признаемъ и воскресеніе мертвыхъ, котораго начаткомъ былъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, не призрачно, a нa самомъ дѣлѣ заимствовавшій тѣло отъ Богородицы Маріи, — въ концѣ вѣковъ низшедшій къ роду человѣческому, чтобы снять съ него грѣхъ, — распятый и умершій, однакожъ чрезъ это не умалившійся въ Божествѣ, — воскресшій изъ мертвыхъ, вознесшійся на небеса и сѣдящій одесную величія Божія.

Это исповѣданіе вѣры я изложилъ здѣсь кратко, потому что, какъ сказалъ выше, считаю излишнимъ писать къ вамъ во всей подробности ο каждомъ предметѣ (вѣры): все это, безъ сомнѣнія, извѣстно вашей священной ревности. Такъ мы учимъ, такъ проповѣдуемъ, таковы апостольскіе догматы Церкви, за которые готовы мы и умереть, нисколько не обращая вниманія на тѣхъ, которые нудятъ насъ отречься отъ нихъ. Въ нихъ полагаемъ всю свою надежду, хотя бы различными мученіями принуждали насъ оставить ихъ. Воспротивившіеся имъ, Арій, Ахиллъ и прочіе съ ними враги истины, — такъ какъ отчуждили себя отъ благочестиваго ученія нашего, — изгнаны изъ Церкви, сообразно съ словами блаженнаго Павла: аще кто благовѣститъ вамъ паче, еже пріясте, анаѳема да будетъ, хотя бы этотъ благовѣствующій называлъ себя и ангеломъ съ неба (Гал. 1, 8-9); и еще: аще кто инако учитъ и не приступаетъ къ здравымъ словесамъ Господа нашего Іисуса Христа и ученію, еже по благовѣрію, тотъ разгордѣся, ничтоже вѣдый, и т. д. (1 Тим. 6, 3-4). Этихъ-то, отъ всей братіи преданныхъ анаѳемѣ, людей никто изъ васъ да не принимаетъ къ себѣ, равно какъ и того, что они будутъ говорить или писать; ибо они обманщики, все лгутъ и истины нѣтъ у нихъ. Они ходятъ по городамъ, съ тѣмъ только намѣреніемъ, чтобы подъ видомъ дружества и подъ именемъ мира лицемѣрно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить въ заблужденіи обманутыхъ ими нѣкоторыхъ женщинъ, утопающихъ во грѣхахъ, и т. д. (2 Тим. 3, 6).

Итакъ, возлюбленные единодушные братія! отвращайтесь людей, которые обнаруживаютъ такую великую дерзость противъ Христа, — которые всенародно осмѣиваютъ Христіанство, поносятъ его въ судебныхъ мѣстахъ, среди міра преслѣдуютъ насъ гоненіемъ, сколько у нихъ есть силы на это, — которые стараются отнять силу у неизреченнаго таинства рожденія Христова. Удаляйтесь отъ нихъ и изъявите намъ свое согласіе къ подавленію неистовой ихъ дерзости, подобно тому, какъ многіе сослужители наши изъявили намъ свое негодованіе на этихъ отсупниковъ отъ вѣры, и подписавъ наше посланіе, отправляемое теперь къ вамъ съ сыномъ моимъ, діакономъ Апіономъ, подтвердили это своими собственными письмами къ намъ. Α подписали его всѣ епископы египетскіе, также ѳиваидскіе, ливійскіе, пентапольскіе, сирійскіе, ликійскіе и памфилійскіе, азійскіе, каппадокійскіе и епископы другихъ сопредѣльныхъ областей. Надѣюсь, что, по примѣру ихъ, и вы удостовѣрите меня своими посланіями. Между многими средствами, принятыми мною для исцѣленія заразившихся, вѣроятно спасительнымъ окажется и то, что обольщенные увѣрятся въ согласіи съ нами сослужителей нашихъ, и такимъ образомъ поспѣшатъ раскаяться. Привѣтствуйте другъ друга, со всею находящеюся при васъ братіею. Желаю вамъ укрѣпляться ο Господѣ, возлюбленные! Дай Богъ и мнѣ получить плодъ отъ вашей христолюбивой души!

Вотъ преданные анаѳемѣ еретики: изъ пресвитеровъ Арій, изъ діаконовъ — Ахиллъ, Евзой, Аиѳалъ, Лукій, Сарматъ, Юлій, Мина, другой Арій и Елладій.

Примѣчанія:
[1] Помѣщено у Ѳеодорита въ его Церк. ист. 1, 4.
[2] Коллуѳъ, пресвитеръ александрійскій, проповѣдывалъ самъ въ своей церкви нѣкоторое ложное ученіе. Когда явился Арій съ своимъ лжеученіемъ, Коллуѳъ обвинялъ его предъ Александромъ, какъ еретика. Но такъ какъ Александръ не хотѣлъ тотчасъ отлучить Арія, то Коллуѳъ отдѣлился отъ Александра, и самъ, не имѣя права, сталъ рукополагать пресвитеровъ и діаконовъ (Epiphan. haeres. LXIX. n. 2. Baron. ad an. Christ 315. c. 28).
[3] Намекъ на предсказаніе Петра, еп. александрійскаго, который въ ночномъ видѣніи видѣлъ Спасителя въ раздранной одеждѣ, говорившаго ему: «Арій раздалъ мою одежду» (т. е. Церковь). Acta martyrii Petri alex. apud Sur. tom. VI die 25 novemb Beda in Martyrolog.
[4] 11, 12, 16, 17 апост. правило.
[5] Въ посланіи слово это опущено, т. е. текстъ изложенъ такъ, какъ приводили его аріане, см. Thood. h. e. ed. Vales, p. II.
[6] Исаіи: 21, 17. По переводу Симмаха и Ѳеодотіона, гдѣ прибавленія — и моимъ — нѣтъ.
[7] Павелъ самосатскій (III вѣкъ) училъ, что Сынъ и Духъ Святый находятся въ Богѣ, какъ умъ и сила въ человѣкѣ, что Іисусъ Христосъ родился простымъ человѣкомъ, но называется Богомъ потому, что мудрость или Слово Отца сошло на Него.
[8] Лукіанъ принималъ ученіе Павла самосатскаго; отдѣлившись отъ Церкви, онъ при трехъ своихъ преемникахъ, еп. Доминѣ, Темеѣ и Кириллѣ составлялъ особыя собранія для богослуженія.
[9] Это — Евсевій, епископъ Кесаріи палестинской, Ѳеодотъ еп. лаодикійскій и Павлинъ еп. тирскій.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 40-64.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице