Святитель Алексий Московский. Поучение из апостольский деяний к христолюбивым христианам
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Святитель Алексий Московский

Поучение из апостольский деяний к христолюбивым христианам

Свт. Алексій, митр. Кіевскій († 1378 г.)
Поученіе изъ апостольскихъ дѣяній къ христолюбивымъ христіанамъ.
.

Братія, я хочу напомнить вамъ о томъ, что душеполезно и спасительно, поелику, дѣти, я долженъ руководить и учить васъ, порученную мнѣ паству, какъ пашетъ ап. Павелъ къ Тимоѳею, еп. Ефесскому: чадо Тимоѳее! учи, моли, запрети благовременнѣ и безвременнѣ (2 Тим. 4, 2). Поэтому, дѣти, пусть всякій изъ васъ будетъ скоръ на слышаніе и медленъ на слова, медленъ на гнѣвъ, ибо гнѣвъ человѣка не творитъ правды Божіей (Іак. 1, 19-20).

Прежде всего, дѣти, предлагаю вамъ притчу правдивыхъ устъ Спасителя, какъ Онъ сказалъ въ Своемъ Евангеліи: вышелъ сѣятель сѣять сѣмя свое. Одно пало при дорогѣ, а другое упало на камень, а иное между терніемъ, а иное на добрую землю (Лук. 8, 5-8). Сѣмя есть истинное слово Божіе, а земля — сердца человѣческія. Итакъ, дѣти, земля сердца вашего да не будетъ подобна тернистой почвѣ, которая не способна приносить плода духовнаго, по лѣности и небрежности: или — каменистой, не боящейся Бога, и — почвѣ при пути, т. е. пусть сердце не прилѣпляется къ временнымъ благамъ, и не дѣлается достояніемъ діавола, и не попирается его ногами, отъ котораго да избавитъ насъ Господь. Но да будетъ земля сердца вашего добра на принятіе истиннаго слова Божія, Евангелія, принося плодъ духовный, одно тридцать, другое шестьдесятъ, и по сто (Матѳ. 13, 8).

И опять другую причту предлагаетъ Господь въ Своемъ Евангеліи: былъ нѣкоторый хозяинъ дома; онъ насадилъ виноградникъ, обнесъ его оградою, построилъ башню, выкопалъ въ немъ точило, и поручилъ его виноградарямъ, чтобы они отдали плоды въ свое время. Человѣкъ есть Христосъ Богъ нашъ; Онь съ людьми жилъ ради нашего спасенія, и по всему былъ подобенъ намъ, кромѣ грѣха, какъ пишетъ знаменитый нашъ учитель, ап. Павелъ (Евр. 4, 15). Если кто не признаетъ Iисуса Христа Сыномъ Божіимъ, — во плоти пришедшаго Бога и человѣка, тотъ не отъ Бога, а отъ антихриста (Іоан. 4, 8). А виноградъ насади — это человѣчество. И оплотомъ огради — божественнымъ закономъ. Созда столпъ — божественныя церкви. И ископа точило, т. е. пролилъ честную Свою кровь, ради нашего спасенія, вѣрующимъ для спасенія и для полученія Царствія небеснаго. И поручилъ его виноградарямъ, т. е. св. апостоламъ и св. отцамъ, патріархамъ, и митрополитамъ, и епископамъ, и всему священническому чину, чтобы они, руководя надлежащимъ образомъ, и, научивши людей закону Божію, могли сказать во время втораго пришествія Христа Бога нашего: Господи! вотъ — мы и дѣти, которыхъ Ты далъ намъ (Ис. 8, 18).

Поэтому и я грѣшный, сподобленный святительскаго сана, который я принялъ не по своему достоинству, но по Божіимъ щедротамъ и по великой Его милости, излитой на насъ обильно, — удостоился быть, вамъ, дѣтямъ моимъ, руководителемъ и учителемъ, чтобы руководить и учить порученное мнѣ стадо словесныхъ овецъ. Поэтому напоминаю вамъ, дѣти, слово Спасителя, которое Онъ сказалъ Своимъ ученикамъ и апостоламъ: се заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга. И о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, и аще пребудете въ любви (Іоан. 13, 34). И вы, дѣти, также имѣйте миръ и любовь между собою. Объ этомъ же пишетъ и ап. Павелъ; онъ говоритъ: весь законъ въ одномъ словѣ заключается: люби ближняго твоего, какъ самого себя (Гал. 5, 14). Также и вы, дѣти, имѣйте страхъ Божій въ сердцахъ своихъ, такъ какъ человѣкъ чрезъ него можетъ пріобрѣсть всякую добродѣтель. Начало же премудрости, говоритъ премудрый, страхъ Господень (Прит. 1, 7). То же пишетъ и Григорій Богословъ: гдѣ боязнь Господня, тамъ очищеніе плоти и исполненіе заповѣдей Божіихъ: гдѣ же исполненіе заповѣдей, тамъ возвышеніе души въ горній Іерусалимъ. Заповѣди же Божіи исполняются такими дѣлами: чистосердечнымъ покаяніемъ о своихъ ежедневныхъ грѣхахъ, милостынею и удаленіемъ отъ дурныхъ дѣлъ, кромѣ тѣхъ, которыя запрещаетъ законъ Божій, отъ слѣдующихъ: блуда, пьянства, грабежа, насилія и чародѣйства, волшебства и всякихъ волхвованій, и отъ страсти къ богатству, и отъ всякаго несправедливаго пріобрѣтенія, служащаго вредомъ для души. А имѣйте въ умѣ своемъ смерть, и воскресеніе, и судъ, и воздаяніе каждому по заслугамъ, какъ сказалъ Спаситель: сотвóршіи благая въ воскрешеніе живота, а сотвóршіи злая въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 29) А вы, князья, бояре и вельможи, производите судъ справедливо: судъ бо безъ милости не сотвóршему милости, хвалится милость на судѣ (Іак. 2, 13); мзды на неповинныхъ не принимайте и не на лица судите судъ бо Божій есть (Втор. 1, 17), справедливо людей судите, и вдовицъ, и сиротъ, и пришельцевъ не обижайте, да не возопіютъ на васъ къ Богу.

А зы, простые граждане, Бога бойтесь, князей почитайте, священныхъ лицъ уважайте и повинуйтесь безъ всякаго прекословія, потому что они пекутся день и ночь о душахъ вашихъ, и должны будутъ отдавать Богу отчетъ о своей паствѣ (Евр. 13, 17). Захочетъ ли кто, по небрежности, лишиться своего спасенія и вѣчной жизни, и не внимать словамъ Спасителя, который сказалъ въ Своемъ Евангеліи: пріидите ко Мнѣ вся труждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28)? Зоветъ насъ Христосъ въ Царство Свое небесное и велитъ замѣнить заботу бремени грѣховнаго чистосердечнымъ покаяніемъ. Идите къ іерею, отцу духовному, съ покаяніемъ и слезами, откройте свои худыя дѣла и не совершайте ихъ вторично, потому что только то есть истинное покаяніе, послѣ котораго прежніе грѣхи вами презираются. И когда увидитъ іерей такое ваше намѣреніе, то онъ можетъ очистить и приблизить васъ къ Богу и сдѣлать причастниками тѣла и крови Христовой, такъ какъ святители и іереи — ходатаи между Богомъ и людьми. Поелику же и они немощны, то приносятъ жертву о себѣ и о людскихъ грѣхахъ. Поэтому, дѣти, постарайтесь быть милостивыми и снисходительными, какъ учитъ насъ великій ап. Іаковъ, братъ Господень: судъ бо безъ милости есть не сотвóршему милости (Іак. 2, 13). И теперь, дѣти, какая сила ваша можетъ исполнить законъ Божій, не словомъ, но дѣломъ, какъ сказалъ Спаситель: что Мя зовете: Господи, Господи, а не творите воли Моея (Лук. 6, 46)? И отъидите отъ Мене, не вѣдѣхъ васъ (Матѳ. 7, 23). Вы же, дѣти, воспринимайте въ души ваши и напишите на сердцахъ своихъ рѣчи евангельскія, проповѣди апостоловъ и постановленія св. отцевъ. Къ церковному богослуженію будьте, дѣти, поспѣшны, предупреждая другъ друга, какъ Іоаннъ Богословъ предупреждалъ Петра, когда оба вмѣстѣ спѣшили ко гробу Христову. Князья бояре, купцы и всякій правовѣрный христіанинъ! Оставьте всѣ свои дѣла, спѣшите на церковную молитву безъ лѣности и не говорите такъ: помóлимся дома, ибо такая молитва ничего не значитъ безъ церковной молитвы. Какъ домъ не можетъ согрѣться дымомъ безъ огня; такъ и домашняя молитва безъ церковной. Ибо церковь называется земнымъ небомъ, поелику въ ней закалается Агнецъ, Сынъ, Слово Божіе, за очищеніе грѣховъ всего міра, вѣрныхъ и людей, боящихся словъ Божіихъ, въ ней же проповѣдуется Евангеліе Царствія небеснаго, Дѣянія св. апостоловъ, Соборныя посланія, 14 посланій знаменитаго нашего учителя ап. Павла, прославляются отцы 7-ми вселенскихъ Соборовъ, и престолъ Божіей славы невидимо осѣняется херувимами, священническими руками тѣло и кровь Божественная принимается и преподается вѣрующимъ людямъ для очищенія и спасенія души и тѣла. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божіе — какъ церковное управленіе, — и вы хотите замѣнить своею домашнею молитвою и пріобрѣсть себѣ пользу? Такимъ образомъ, дѣти, разсмотрѣвши сказанное, постарайтесь исполнить сердцá свои страхомъ, вникнуть въ это своимъ разумомъ и присовокупить домашнюю свою молитву къ церковной. Когда, дѣти, прихóдите въ церковь, то имѣете со всѣми миръ и со всѣми любовь, какъ сказалъ Спаситель: егда принесеши даръ твой ко алтарю, иди прежде и примирися съ братомъ своимъ (Матѳ. 5, 23-24). Входя же въ церковь, благоговѣй душею и тѣломъ, поелику не въ простой домъ входишь; ибо если, дѣти, такъ будете дѣлать, то и молитва церковная за васъ будетъ принята Богомъ. Въ церковь входите съ боязнію и благоговѣніемъ, и страхомъ Божіимъ, и получивши прощеніе грѣховъ, съ радостію выходите.

Когда же въ церкви стоѝте, думайте о своихъ грѣхахъ, и въ это время оставляйте всѣ свои дѣла внѣ церкви, какъ пишутъ святые. Откровеніемъ Святаго Духа изложили божественную службу Василій Великій, Іоаннъ Златоустъ, Григорій Двоесловъ: «Станемъ со страхомъ, возлюбимъ друга друга сердечною любовію, а не устами и языкомъ. И всякое житейское попеченіе отложимъ нынѣ. Нынѣ бо силы небесныя съ нами невидимо служатъ». Заботьтесь же, дѣти, о томъ, чтобы не прогнѣвить Бога своимъ разговоромъ въ церкви. И съ этого времени да удалится отъ васъ такая безбоязненность, какъ церковный разговоръ, и неприличное стояніе въ церкви; но да будетъ земля сердца вашего добра, для принятія слова нашего ученія, поелику, дѣти, и я долженъ, получивши отъ Бога талантъ, не скрывать его въ землю, но раздать вамъ, добрымъ торговцамъ. Эту куплю духовную производѝте съ прибылью, чтобы и я съ великимъ ап. Павломъ дерзнулъ сказать въ день суда, о тѣхъ, которыхъ я научилъ: вы похвала моя, вы и радость, вы и вѣнецъ мой предъ Богомъ (1 Сол. 2, 10). Дабы Богъ сподобилъ и меня грѣшнаго, во время втораго Его пришествія, вмѣстѣ со всѣми моими дѣтьми, такъ сказать: Господи! се азъ и дѣти, яже ми далъ еси. И теперь, ради Бога, старайтесь всячески угодить Богу добрыми дѣлами, чтобы дýши свои спасти, и гнѣвъ Божій утолить, и себя приблизить къ Богу.

Дабы въ душахъ нашихъ, дѣти, было знаменіе Христово, какъ пишетъ Григорій Богословъ: «овца знаменана неудобь украдома бываетъ». А знаменіе овцамъ словеснаго стада Божія — то, чтобы онѣ были причастниками тѣла и крови Христовой. Вы же, дѣти, овцы словеснаго стада, не пропускайте ни одного говѣнія безъ такого знаменія, но будьте причастниками тѣла и крови Христовой. Это, дѣти, кратко пишу вамъ ради вашего спасенія; по своимъ благоразуміемъ умножьте въ сердцахъ своихъ плодъ духовный. Ибо премудрый сказалъ: аще таковымъ искусствомъ, рекше: ученіемъ, поживете, и приложатся вамъ лѣта живота (Прит. 9. 11). Поэтому, дѣти, и вы, если примете и сохраните въ сердцахъ своихъ то, что писалъ вамъ, и исполните не словомъ только, но и дѣломъ; то будете участниками небеснаго Царствія, котораго да сподобитъ всѣхъ насъ Богъ во второе Его пришествіе, со всѣми угодившами Ему отъ вѣка, быть соучастниками въ горнемъ Іерусалимѣ, дабы прославлять въ Троицѣ Отца и Сына Святаго Духа, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской духовной Семинаріи. – Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. – С. 105-109.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице