Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Святитель Амвросий МедиоланскийСлово о взаимной любви христианСлово о взаимной любви христіанъ. Въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ мы читаемъ, что благочестіе народа подъ смотрѣніемъ Апостоловъ было столь велико, и первое христіанское общество такъ процвѣтало, что, принявъ вѣру, никто уже не берегъ для себя своего дома и ничего не почиталъ своимъ, но, по праву братства, все у нихъ было общее. Тѣ, кои исповѣдывали одну вѣру, имѣли между собою общеніе и въ жизни, то есть, у кого была одна вѣра, у тѣхъ было одно и имущество, и у кого Христосъ былъ общій, у тѣхъ были общи и самыя издержки. Ибо мужи благочестивые считали преступленіемъ не дѣлать участникомъ въ своемъ имуществѣ того, кто участвовалъ съ ними въ благодати; а посему они, какъ братья, всѣмъ пользовались вмѣстѣ. Братство во Христѣ несравненно лучше, чѣмъ братство по плоти; потому что братство по плоти состоитъ только въ тѣлесномъ сродствѣ; а братство во Христѣ — въ единомысліи и единодушіи, какъ написано: народу же вѣровавшему бѣ сердце и душа едина (Дѣян. 4, 32). Посему тотъ истинно братъ, кто сходствуетъ съ нами не столько по тѣлу, сколько по душѣ. Тотъ, говорю, есть истинный братъ, у кого съ братомъ одинъ духъ и одна воля. Итакъ братство во Христѣ (какъ я уже сказалъ), лучше братства по плоти. Братья по плоти иногда бываютъ во враждѣ другъ съ другомъ; а братья во Христѣ постоянно мирны между собою. Тѣ иногда съ завистію раздѣляютъ между собою общее достояніе; сіи всегда съ радостію жертвуютъ другъ другу и своею собственностію. Первые не рѣдко презирають въ обществѣ и роднаго; а послѣдніе часто принимаютъ къ себѣ и чужаго. Таково-то (какъ я уже сказалъ) было во время Апостоловъ благочестіе христіанъ, что никто изъ нихъ не называлъ собственнаго дома своимъ, никто ничего не присвоялъ себѣ, какъ говоритъ святый Лука: и ни единъ же что отъ имѣній своихъ глаголаше свое быти, но бяху имъ вся обща (Дѣян. 4, 32). Посему-то не было между ними ни одного бѣднаго. Итакъ блаженъ тотъ народъ, который, имѣя многа богатыхъ во Христѣ, не имѣлъ ни одного бѣднаго въ настоящемъ вѣкѣ, и который, помышляя о богатствѣ вѣчномъ, освобождалъ братію свою отъ временной нищеты. Ибо продавали, какъ говоритъ Писаніе, помѣстья и домы свои и цѣну проданнаго полагали къ ногамъ Апостоловъ, чтобы доставлять каждому, въ чемъ кто имѣлъ нужду (Дѣян. 4, 34-35). Видите вѣру святыхъ мужей, какъ они для Христа лишались всего имѣнія и ничего не оставляли себѣ. Ибо не заботились, чтобы самимъ не быть голодными, но заботились, чтобы не алкалъ другой. Таково было благочестіе въ народѣ подъ смотрѣніемъ Апостоловъ! Въ настоящее время находимъ ли мы что нибудь подобное? Конечно и у насъ Христосъ тотъ же. Тотъ же Христосъ, но не то же сердце. Таже въ народѣ Вѣра, по нѣтъ болѣе той щедрости. Одинъ не думаетъ о бѣдности другаго, такъ что сбывается сказанное Апостоломъ: овъ убо алчетъ овъ же упивается (1 Кор. 11, 21). Ибо многіе изъ христіанъ не только не раздаютъ своего, но еще похищаютъ чужое. Не только, говорю, богатства своего не приносятъ къ ногамъ Апостоловъ, но и приходящую братію свою отвлекаютъ отъ ногъ священниковъ. Нынѣ настало то время, о которомъ пишетъ блаженный Апостолъ: въ послѣдніе дни умножится беззаноніе и ожладѣетъ любовь. Ибо теперь умножился грѣхъ скупости, который прежде исчезалъ отъ щедрости, и охладѣла любовь братская, которая нѣкогда была распаляема любовію Христовою. Во времена Апостоловъ царствовала любовь братская, такъ что въ обществѣ вѣрующихъ не было бѣдности: а нынѣ такая холодность въ христіанахъ, что между ними едва найдешь одного богатаго. Я разумѣю здѣсь богатаго не столько имѣніемъ, сколько дѣлами. Ибо Апостолъ сказалъ: да будутъ богаты добрыми дѣлами (1 Тим. 6, 18). Онъ хотѣлъ, чтобы въ обществѣ вѣрующихъ почитали богатымъ того, кто богатъ во Христѣ. И то свидѣтельство, что во времена Апостоловъ не было ни одного бѣднаго, показываетъ намъ, что тогда имѣли толикую благодать вѣры, что всѣ преизобиловали богатствомъ небеснымъ. А въ настоящее время между христіанами рѣдко находимъ богатаго, и хотя въ домахъ многіе богаты золотомъ, но въ церкви они бѣдны благотворительностію. Ибо когда они помогаютъ бѣднымъ не столько, сколько могутъ, то и приносимое ими бываетъ непріятно (Богу), и сберегаемое не насыщаетъ ихъ. Вотъ что сказалъ Господь Каину, когда сей приносилъ жертву: еда, аще право принеслъ еси, право же не раздѣлилъ еси, не согрѣшилъ ли еси? Умолкни (Быт. 4, 7): такъ и ты, христіанинъ, не праведно раздѣляешь, когда изъ великаго богатства болѣе сохраняешь для чрева, нежели даешь Господу. Такъ и Ананія, упоминаемый въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ, думалъ, что онъ праведно принесъ; но, неправо раздѣливъ, потерялъ и тѣ деньги, которыя принесъ, и тѣ, кои оставилъ дома; — потерялъ не только деньги, но и спасеніе. Ибо когда онъ похитилъ часть изъ обѣщаннаго, то въ одно и тоже время былъ обличенъ въ святотатствѣ и обманѣ. Въ святотатствѣ, потому что солгалъ предъ Богомъ въ своемъ обѣщаніи; — въ обманѣ, потому что рѣшился утаить нѣкоторую часть изъ цѣлаго дара. Ибо Апостолъ Петръ сказалъ ему: не человѣкомъ солгалъ еси, но Богу (Дѣян, 5, 4). Итакъ, братіе, если Ананія осужденъ за то, что не все отдалъ, что самъ обѣщалъ изъ своего имѣнія: то что будетъ тому, кто не хочетъ отдать обѣщаннаго другимъ? Итакъ, братіе, не упускайте изъ виду того, что вами обѣщано Богу, когда вы въ первый разъ приняли благодать Вѣры. Вотъ въ нашемъ городѣ много странныхъ и пришельцевъ, дѣлайте то, что обѣщали, дабы и вамъ, какъ Ананіи, не было сказано: вы солгали не человѣкамъ, но Богу.
Источникъ: Святаго Амвросія Медіоланскаго, Слово о взаимной любви христіанъ. // Журналъ «Христiанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Министерства Внутреннихъ Дѣлъ. — 1837 г. — Часть IV. — С. 28-34. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице