Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Святитель Амвросий МедиоланскийСлово в неделю ВаийСлово въ Недѣлю Ваій. Вы нынѣ съ большимъ, противъ обыкновеннаго, усердіемъ собрались въ церковь, и съ радостію носите въ рукахъ древесныя вѣтви. Поелику, не зная цѣли и значенія того, что дѣлаете, вы останетесь безъ пользы, то я нужнымъ почитаю повторить нынѣ чтенное Евангеліе. Въ немъ говорено было, что Спаситель нашъ, входя въ Іерусалимъ, за пять дней до страданій Своихъ, на горѣ Масличной возсѣлъ на ослицу, и что народъ, услышавъ о Его шествіи, вышелъ къ Нему навстрѣчу съ финиковыми вѣтвями, и когда стали приближаться къ подошвѣ горы, то сопутствующіе Ему отъ радости начали славословить Бога. Послѣ сего до вечера четвертка, когда Господь послѣ вечери былъ преданъ, Онъ каждый день училъ народъ въ храмѣ, а ночи проводилъ на горѣ Масличной. Здѣсь прежде всего надобно замѣтить день, въ который вошелъ Іисусъ Христосъ во Іерусалимъ. Это былъ десятый день мѣсяца, въ который избирался агнецъ пасхальный, котораго Израильтяне заколали въ четырнадцатый день мѣдяца (Исх. 12, 3-6); слѣдовательно Христосъ, истинный агнецъ, который долженъ былъ принять распятіе въ пятокъ, вошелъ въ Іерусалимъ въ тотъ день, въ который избирался прообразовательный агнецъ. Далѣе, Святая Церковь, сія нѣжная мать наша, велитъ и намъ, по примѣру встрѣчавшихъ тогда Іисуса Христа, постилать Ему по пути одежды и рѣзать вѣтви древесныя, – только духовнымъ образомъ. Нынѣ ослицу замѣняетъ всякая праведная душа; на ней Господь нынѣ входитъ въ Іерусалимъ тогда, когда, обитая въ душахъ нашихъ, возбуждаетъ въ нихъ отвращеніе отъ міра и любовь къ небесному отечеству. Одежды по пути вы постилаете предъ Господомъ тогда, когда, уготовляя Ему путь къ вамъ, усмиряете тѣла ваши воздержаніемъ; а вѣтви отъ деревъ пріимете, если, возлюбивъ добродѣтели святыхъ, уготовите Господу путь къ вамъ; ибо что иное были Авраамъ, Іосифъ, Давидъ, и прочіе праведники, какъ не плодоносныя древа Церкви Божіей? Посему если вы хотите достигнуть вѣчнаго спасенія, то научитесь у Авраама послушанію, у Іосифа цѣломудрію, у Давида смиренію; и поелику финикъ есть знаменіе побѣды, то тогда мы правильно будемъ держать въ рукахъ финиковыя вѣтви, когда, воспѣвая побѣдныя пѣсни, будемъ стараться побѣдить діавола добродѣтельною жизнію; потому что тотъ напрасно держитъ въ рукахъ финиковыя вѣтви, кого лестію одолѣваетъ діаволъ. Наконецъ, знайте, что какъ худо мы дѣлаемъ, когда вамъ не возвѣщаемъ таинъ Спасителя нашего, такъ и вы худо поступаете, ежели не уважаете ихъ должнымъ образомъ. Посему, чѣмъ болѣе приближается праздникъ Пасхи, тѣмъ болѣе старайтесь уготовиться, очищая себя отъ ненависти, зависти, злорѣчія, хулы и ссоръ, чтобы вамъ достойно праздновать день Господень. Посему простите согрѣшившимъ противъ васъ, дабы и вамъ простилъ Господь ваши грѣхи. Тотъ осквернитъ Пасху, кто будетъ питать ненависть, хотя бы противъ одного человѣка; потому что таковый чрезъ причащеніе не оживетъ съ Петромъ, но умретъ съ Іудою, отъ чего да избавитъ васъ сотворившій и искупившій васъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, живущій во вѣки вѣковъ. Аминь. Печатается по изданію: Входъ Господень въ Іерусалимъ. Служба въ недѣлю Ваій, съ приложеніемъ избранныхъ статей, объяснительныхъ примѣчаній и нотныхъ пѣснопѣній. – Изданіе Московской Синодальной Типографіи. – М.: Синодальная Типографія, 1903. – С. 26-27. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице