Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Святитель Андрей КритскийСлово на Рождество Пресвятой БогородицыСлово на Рождество Пресвятой Богородицы [1]. Настоящій праздникъ есть для насъ начало праздниковъ. Служа предѣломъ закону и прообразованіямъ, онъ вмѣстѣ служитъ дверію къ благодати и истинѣ. Онъ можетъ еще назваться среднимъ и послѣднимъ. Его начало — окончаніе закона; средина — соединеніе крайнихъ точекъ, конецъ — откровеніе истины. Кончина бо закона Христосъ (Рим. 10, 4), который, освобождая насъ отъ письмени, возводитъ къ духу. Здѣсь конецъ (закону): потому что Законодатель, совершивъ все, измѣнилъ письмена на духъ и возглавилъ всяческая въ Себѣ (Ефес. 1, 10), оживляя законъ благодатію: благодать приняла законъ подъ свое владычество, а законъ подчинился благодати, такъ что свойства закона и благодати не потерпѣли взаимнаго смѣшенія, а только тяжкое, рабское и служебное (въ законѣ), божественною силою перемѣнилось на легкое и свободное (въ благодати), чтобы мы — какъ говоритъ Апостолъ — не были порабощены стихіями міра (Гал. 4, 3) и не состояли подъ рабскимъ игомъ письмени закона. Вотъ верхъ Христовыхъ къ намъ благодѣяній! Вотъ откровеніе тайны! Вотъ обоженіе воспріятаго человѣчества — плодъ истощанія Богочеловѣка. Конечно, свѣтлое и явное нисхожденіе Божіе къ людямъ должно имѣть радостное начало, вводящее къ намъ великій даръ спасенія. Таковъ и есть настоящій праздникъ, имѣющій началомъ рождество Богородицы, а концемъ — соединеніе Слова съ плотію, это славнѣйшее изъ всѣхъ чудесъ, непрестанно возвѣщаемое, необъемлемое и всегда непостижимое. Чѣмъ менѣе оно постижимо, тѣмъ болѣе открывается; и чѣмъ болѣе открывается, тѣмъ менѣе постижимо. Поэтому настоящій Богоблагодатный день, первый въ нашихъ празднествахъ, являя свѣтъ дѣвства и какъ-бы сплетая вѣнецъ изъ неувядаемыхъ цвѣтовъ духовнаго вертограда Писанія, предлагаетъ твари общую радость. Дерзайте — говоритъ онъ — се, праздникъ рождества (Дѣвы) и обновленіе (человѣческаго) рода! Дѣва раждается, воспитывается, возрастаетъ и готовится быть Матерію Всецаря вѣковъ — Бога. Все это, при помощи Давида, дѣлается для насъ предметомъ духовнаго созерцанія. Богоматерь открываетъ намъ Свое Богодарованное рождество, а Давидъ указываетъ на блаженство (человѣческаго) рода и дивное сродство Бога съ человѣками. О, чудо! Та становится посредницею между величіемъ Божества и ничтожествомъ плоти и дѣлается Матерію Создателя; а этотъ пророчествуетъ о будущемъ, какъ о настоящемъ, и пріемлетъ отъ Бога съ клятвою славный обѣтъ продолженія и сохраненія рода отъ плода чрева своего (Псал. 131, 11). Итакъ, по истинѣ должно прославить таинство дня, и Матери Слова принести въ даръ слово: потому что ничто такъ не пріятно Ей, какъ слово и хваленіе словомъ. Отсюда и мы получимъ двоякую пользу: во-первыхъ, вступимъ въ область истины, во-вторыхъ, выйдемъ изъ плѣна и рабства закона письменнаго. Какимъ же образомъ? Извѣстно, что когда исчезаетъ мракъ, тогда является свѣтъ; такъ и здѣсь: за закономъ слѣдуетъ свобода благодати. Нынѣшнее торжество есть предѣлъ, отдѣляющій истину отъ прообразованій и вводящій новое вмѣсто ветхаго. Объ этомъ Павелъ — божественная труба Духа — восклицаетъ: аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Кор. 5, 17): возобновитесь; древняя мимоидоша, се быша вся нова; ничто же бо совершилъ законъ; приведеніе же есть лучшему упованію, имъ же приближаемся къ Богу (Евр. 7, 19). Истина благодати свѣтло возсіяла. Самъ Законодатель, непостижимо подвергнувъ Себя истощанію, строительно сталъ человѣкомъ, чтобы восполнить недостающее и несовершенное измѣнить на лучшее и совершеннѣйшее. Это и высокій Іоаннъ, Богогласный громъ Слова, желалъ выразить какъ можно яснѣе. Отъ исполненія Его — онъ говоритъ — мы вси пріяхомъ и благодать возблагодать (Іоан. 1, 16). Когда (Слово) истощило Себя и превыше законовъ природы отъ насъ заимствовало наше естество; тогда мы пріяли полноту и вмѣсто (плотскаго) смѣшенія, взятато отъ насъ, обогатились Божествомъ. Да веселится же нынѣ вся тварь; да торжествуетъ природа. Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропятъ правду (Ис. 45, 8), да искапаютъ горы сладость (Ам. 9, 13), да отрыгнутъ холми веселіе, яко помилова Богъ люди Своя (Ис. 49, 13) и воздвиже рогъ спасенія намъ въ дому Давида отрока Своего (Лук. 1, 69), эту пренепорочную и непричастную мужу Дѣву, отъ которой родился Христосъ, чаяніе и спасеніе языковъ. Да ликуетъ нынѣ всякая благодарная душа и природа да созоветъ тварь на свое обновленіе и возсозданіе. Неплодныя скоро стекайтесь: потому что бездѣтная и неплодная родила божественнаго младенца — Дѣву. Матери, радуйтесь: матерь не родившая родила нетлѣнную Матерь и Дѣву. Дѣвы, веселитесь: ненасѣянная земля неизреченно произрастила Того, Кто раждается отъ Отца. Жены, торжествуйте: жена подала древле поводъ ко грѣху и она же воспріяла начатки спасенія; жена, древле осужденная, явилась оправданною Богомъ, Матерь безмужная, избранная Создателемъ, и обновленіе (человѣческаго) рода. Всякое твореніе да славословитъ и ликуетъ и приноситъ даръ, достойный этого дня. Да будетъ нынѣ единое, общее торжество и на небѣ и на землѣ. Пусть вмѣстѣ празднуетъ все, что въ мірѣ и что внѣ міра. Нынѣ Создателю всего устроился созданный храмъ; и твореніе уготовляется въ новое божественное жилище Творцу. Нынѣ изгнанная изъ страны блаженства природа наша принимаетъ начало обоженія и персть стремится вознестись къ высочайшей славѣ. Нынѣ Адамъ приноситъ отъ насъ и за насъ начатки Богу, достойнѣйшій плодъ человѣчества — Марію, въ которой (новый Адамъ) дѣлается хлѣбомъ для возстановленія (человѣческаго) рода. Нынѣ отверзается великое нѣдро дѣвства, и Церковь, по образу брачной, налагаетъ на себя чистую жемчужину истинной непорочности. Нынѣ достоинство человѣческое принимаетъ даръ перваго творенія и возвращается въ прежнее состояніе: помраченное безобразіемъ грѣха благолѣпіе красоты, чрезъ соединеніе природы человѣческой съ рожденною Матерію краснаго добротою (Псал. 44, 3), человѣкъ получаетъ въ превосходнѣйшемъ и Богоприличнѣйшемъ видѣ. И это твореніе дѣлается, по истинѣ, созданіемъ, и возсозданіе — обоженіемъ, и обоженіе — возвращеніемъ перваго совершенства! Нынѣ неплодная становится, сверхъ ожиданія, Матерію, и, родивъ родившую безъ мужа, освящаетъ естественное рожденіе. Нынѣ приготовленъ благолѣпный цвѣтъ для божественной багряницы и бѣдная природа человѣческая облеклась въ царское достоинство. Нынѣ — по пророчеству — произрасла отрасль Давидова, которая, ставъ вѣчно зеленѣющимъ жезломъ Аарона, процвѣла намъ жезлъ силы Христа. Нынѣ отъ Іуды и Давида происходитъ Дѣва Отроковица, изображая собою царское и священническое достоинство Принявшаго (священство) Аарона по чину Мелхиседекову (Евр. 7, 15). Нынѣ благодать, убѣливъ таинственный ефудъ божественнаго священства, содѣлала его изъ левитскаго сѣмени, и Богъ украсилъ царскую порфиру кровію Давида. Кратко сказать, нынѣ начинается возстановленіе природы нашей, и обветшавшій міръ, принимая Богоприличное образованіе, получаетъ начало втораго божественнаго творенія. Первое твореніе людей произошло изъ чистой и нескверной земли; но природа ихъ помрачила прирожденное ей достоинство, лишившись благодати чрезъ грѣхъ преслушанія; за это мы изгнаны изъ страны жизни и, вмѣсто райскихъ наслажденій, получили жизнь временную, какъ родовое наслѣдство, а съ нею смерть и растлѣніе рода (нашего). Всѣ стали предпочитать землю небу, такъ что не оставалось никакой надежды ко спасенію, кромѣ высшей помощи. Ни естественный, ни писанный законъ, ни пламенныя примирительныя вѣщанія Пророковъ не сильны были уврачевать болѣзнь. Никто не зналъ, какъ исправить природу человѣческую и посредствомъ чего удобнѣе было бы возвести ее къ первому достоинству, доколѣ не благоизволилъ Художникъ всего Богъ открыть намъ другой стройный и новосоставленный міръ, уничтоживъ издревле вторгшуюся язву грѣха, породившаго смерть, и даровавъ намъ дивную, свободную и совершенно безстрастную жизнь, чрезъ возсозданіе наше въ крещеніи божественнаго рожденія. Но какъ сообщилось бы намъ это великое и преславное благо, столь сообразное съ законами божественными, еслибы Богъ не явился намъ во плоти, не подвергся законамъ природы и не благоволилъ пожить съ нами образомъ вѣдомымъ Ему. А какъ все это могло бы придти въ исполненіе, еслибы прежде не послужила таинству чистая и неприкосновенная Дѣва, которая вмѣстила Невмѣстимаго, по закону, превышающему законы естества? И могла-ли сдѣлать это какая другая дѣва, кромѣ Той единой, которая избрана была прежде всѣхъ родовъ Творцемъ природы? Эта Дѣва есть Богородица — Марія, Богопрославленная, изъ утробы которой исшелъ съ плотію Пребожественный и которую Самъ Онъ устроилъ чуднымъ для Себя храмомъ. Она зачала безсѣменно и родила нетлѣнно, потому что (Сынъ Ея) былъ Богъ, хотя и родился плотски, безъ смѣшенія и болѣзней. Эта Матерь, поистинѣ, избѣжала свойственнаго матерямъ и дивно питала млекомъ Сына, рожденнаго безъ мужа. Дѣва, родивъ безсѣменно зачатаго, пребыла чистою Дѣвою, сохранивъ невредимыми знаменія дѣвства. Итакъ воистину Она именуется Богородицею; дѣвство Ея чтится и рожденіе ублажается. Богъ, соединяясь съ человѣками и являясь во плоти, даруетъ Ей собственную славу. Женское естество вдругъ освобождается отъ первой клятвы, и какъ первое ввело грѣхъ, такъ первое же начинаетъ спасеніе. Но слово наше достигло главной цѣли своей, и я, торжествуя нынѣ и съ веселіемъ участвуя въ этомъ священномъ пирѣ, предлагаю вамъ общую радость. Искупитель рода (человѣческаго) — какъ я сказалъ — восхотѣлъ устроить новое рожденіе и возсозданіе (человѣка): подобно какъ при первомъ сотвореніи, взявъ персть изъ дѣвственной и чистой земли, образовалъ перваго Адама, такъ и теперь, устрояя Свое воплощеніе на землѣ — такъ сказать вмѣсто персти — избираетъ изъ всего творенія эту чистую и пренепорочную Дѣву и, возсоздавая человѣчество въ избранной изъ среды человѣковъ, Творецъ Адама дѣлается новымъ Адамомъ, чтобы спасти древняго. Кто же эта (Дѣва) и отъ какихъ произошла родителей — скажемъ кратко, заглянувъ — по возможности — въ исторію. Марія, слава всѣхъ, родилась отъ племени Давидова, а отъ сѣмени Іоакима. Она происходила отъ Евы, а была чадомъ Анны. Іоакимъ былъ мужъ кроткій, благочестивый, воспитанный въ законѣ Божіемъ. Живя цѣломудренно и ходя предъ Богомъ, онъ состарѣлся бездѣтнымъ: цвѣтущимъ лѣтамъ его не соотвѣтствовало продолженіе рода. Равно и Анна была Боголюбива, цѣломудренна, но безплодна; жила съ мужемъ въ согласіи, но была безчадна. Ни о чемъ столько не заботясь, какъ о соблюденіи закона Господня, она однакожъ ежедневно уязвлялась жаломъ безчадства и претерпѣвала то, что обыкновенно бываетъ удѣломъ неплодныхъ, — печалилась, скорбѣла, сокрушалась, не терпя бездѣтства. Такъ, Іоакимъ и супруга его сѣтовали о томъ, что не имѣли преемника рода своего; впрочемъ искра надежды еще не погасла въ нихъ совершенно: оба возсылали молитвы о дарованіи имъ чада для продолженія сѣмени. Оба, подражая услышанной молитвѣ Анны (1 Цар. 1, 10), не отходили отъ храма, усердно прося Бога, дабы разрѣшилъ неплодство и даровалъ плодъ безчаднымъ. И не оставляли они своихъ усилій, пока не получили желаемаго. Дѣйствительно, желанія ихъ исполнились. Податель даровъ не презрѣлъ даръ упованія ихъ. Неумедляющая сила скоро предстала на помощь къ просившимъ и умолявшимъ Бога и сдѣлала способными одного къ произведенію, а другую къ воспріятію плода. Такимъ образомъ, отъ неплодныхъ и изсохшихъ родителей, какъ-бы отъ орошенныхъ деревъ, произросъ для насъ преславный плодъ — пренепорочная Дѣва. Узы неплодства разрѣшились, — молитва, сверхъ ожиданія, оказалась плодоносною; безчадная родила чадо; бездѣтная содѣлалась счастливѣйшею матерію. Такъ какъ произрастившая изъ утробы Своей класъ нетлѣнія произошла отъ неплодной матери: то родители, въ первомъ цвѣтѣ Ея возраста, привели Ее во храмъ и посвятили (Богу). Священникъ, совершавшій тогда чреду служенія, узрѣвъ ликъ дѣвъ, предшествовавшихъ и послѣдовавшихъ Ей, возрадовался и возвеселился, видя какъ-бы дѣйствительное исполненіе божественныхъ обѣтованій. Онъ посвятилъ Ее Богу, какъ честный даръ и благопріятную жертву — и, какъ великую сокровищницу спасенія, укрылъ Ее въ самыхъ внутреннихъ частяхъ храма. Здѣсь Отроковица ходила въ оправданіяхъ Господнихъ, какъ въ брачныхъ чертогахъ, питаясь небесною пищею до времени обрученія, которое предопредѣлено было прежде всѣхъ вѣковъ Тѣмъ, кто, по неизреченному милосердію, родился изъ Нея, и Тѣмъ, кто прежде всякаго творенія, времени и пространства божественно родилъ Его, и вмѣстѣ соестественнымъ, сопрестольнымъ и покланяемымъ Духомъ Его, а это и есть едино Божество, имѣющее одно естество и царство, нераздѣльное и неизмѣнное и ни въ чемъ не различное, кромѣ личныхъ свойствъ. Посему-то я торжествую, и ликую, и Матери Слова приношу даръ празднственный; потому что родившееся отъ Нея научило меня вѣровать въ Троицу: безначальное Слово и Сынъ устроилъ въ Ней Свое воплощеніе: родившій Отецъ благоволилъ это; Духъ Святый осѣнилъ и освятилъ утробу непостижимо зачавшей. Теперь время вопросить Давида: въ чемъ клялся ему Богъ всяческихъ? Скажи, пѣснопѣвецъ Пророкъ! пріиди, возьми гусли, бряцай въ струны, ясно возвѣсти: въ чемъ клялся тебѣ Господь? — Въ чемъ клялся мнѣ Господъ? Клялся отъ плода чрева моего посадить на престолѣ моемъ (Псал. 131, 11). Вотъ въ чемъ клялся и не преступилъ клятвы Своей, клялся и слово запечатлѣлъ дѣломъ! Единою — сказалъ Онъ — кляхся о святѣмъ моемъ, аще Давиду солжу: сѣмя его во вѣкъ пребудетъ, и престолъ его, яко солнце предо Мною и яко луна совершена въ вѣкъ: и свидѣтель на небеси вѣренъ (Псал. 88, 36-38). Такую клятву Богъ исполнилъ, потому что невозможно солгати Богу (Евр. 6, 18) Вотъ смотрите: Христосъ именуется по плоти моимъ Сыномъ (Матѳ. 22, 42), а Господу моему и Сыну покланяются всѣ языки (Псал. 71, 11), видя Его сѣдящимъ на дѣвственномъ престолѣ! Вотъ и Дѣва, изъ утробы которой происшелъ Предвѣчный, воплотившійся въ конецъ вѣковъ и обновившій вѣки, также произросла изъ моихъ чреслъ! Все это такъ! Люди Божіи, языкъ святой, собраніе священное! Почтимъ отеческую память; возвеличимъ силу таинства. Каждый изъ насъ, по мѣрѣ данной ему благодати, да принесетъ достойный даръ настоящему торжеству. Отцы — благоденствіе рода; матери — благочадіе; неплодные — неплодство грѣха; дѣвы — сугубое цѣломудріе, т. е. души и тѣла; брачные — похвальное воздержаніе. Если кто изъ васъ отецъ — да подражаетъ отцу Дѣвы; хотя кто и бездѣтенъ — да пожинаетъ плодотворную молитву, возрастающую изъ богоугодной жизии. Мать, питающая чадъ своихъ — да радуется вмѣстѣ съ Анною, воспитавшею чадо, дарованное ей въ неплодствѣ по молитвѣ. Неплодная, нераждающая, лишенная благословеннаго плода — да приходитъ съ вѣрою къ Богоданной отрасли Анны и отложитъ неплодіе. Дѣва, непорочно живущая — да будетъ матерію слова, украшая словомъ благолѣпіе души. Брачная — да приноситъ умную жертву отъ плодовъ молитвы. Вкупѣ богатъ и убогъ, юноши и дѣвы, старцы съ юнотами (Псал. 48, 3; 148, 12), священники и левиты, цари и царицы — всѣ вкупѣ да торжествуемъ въ честь Отроковицы, Матери Бога и Пророчицы: изъ Нея исшелъ Пророкъ, предвозвѣщенный Моѵсеемъ, Христосъ Богъ, истина (Втор. 18, 15). Поспѣшимъ за текущими дѣвами: внидемъ во Святая святыхъ. Тамъ зрѣетъ прекрасный цвѣтъ; тамъ уготовалъ Богъ для Отроковицы воспитательный чертогъ. Посему-то дѣвы — ближнія ея — ликовствуютъ, предустрояя будущее. Посему-то дщери Сіоновы идутъ за Нею, какъ за Царицею, привлекаемыя благовоніемъ Ея мѵра. Храмъ отверзъ священныя врата, чтобы воспріять всецарственную славу; тогда-то, тогда Святое святыхъ открылось, чтобы заключить въ свои недоступныя нѣдра пресвятую Матерь Святаго. У Ней пища чудная: питаетъ Ее — безъ помощи рукъ — Тотъ, кто Самъ вскорѣ имѣлъ питаться млекомъ Ея. Питатель Ея былъ Духъ Святый, до времени явленія Ея Израилю, когда приспѣло время обрученія, и Іосифъ, потомокъ Давида, обручилъ себѣ дщерь Давидову и Она воспріяла гласъ Гавріила, вмѣсто сѣмени; послѣ чего, бывъ непричастна браку, явилась имущею во чревѣ и родила Сына безъ содѣйствія отца, осталась чистою, не потерявъ дѣвства, потому что Родившійся отъ Нея сохранилъ и по рожденіи невредимыми знаменія дѣвства. Онъ есть Христосъ Іисусъ Назорей, грядущій въ міръ. Онъ есть истинный Богъ и жизнь вѣчная. Ему слава, и честь, и поклоненіе со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь. Примѣчаніе:
Печатается по изданію: Избранныя слова святыхъ отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. — Изданiе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографiи А. И. Траншеля, 1869. — С. 44-54. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице