Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

101. Понятие о постах.


Постами называются особые сроки, установленные Церковью для побуждения верующих усиленно позаботиться в это время о спасении души, очиститься от греховных привычек и укрепить свою волю в борьбе с соблазнами. С внешней стороны пост состоит иногда в совершенном неедении (в продолжение одного или нескольких дней), иногда в едении только рыбной (не мясной пищи). С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви и милосердия. Изображая характер истинного поста, Св. Церковь говорит в своих песнопениях: “истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления”… “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищие безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость.”


102. Разделение постов.


Ведя начало от первых времен христианства (Деян. 13:2-3), посты разделяются на однодневные и многодневные. К первым относятся посты: в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою; в пятницу — в воспоминание о Страданиях и Смерти Иисуса Христа; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 Сент.); в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 Авг.); в сочельник или канун Крещения Господня (5-го Января). Многодневных постов четыре: Рождественский или Филиппов пост, — установленный для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова и продолжающийся 6 недель, — с 14 Ноября по 24 Декабря включительно; Великий пост, продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: Св. Четыредесятницы или 40-дневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и Страстной седмицы; Петров пост или Апостольский, в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после Троицына дня и продолжающийся до 29-го Июня, дня памяти Апостолов; Успенский пост, продолжающийся две недели с 1-го по 15-е Августа перед праздником Успения Божией Матери, и установленный для достойного приготовления верующих к праздникам Преображения Господня (6 Августа) и Успения Богородицы. Отсюда этот пост называется и Богородичным, и Спасовым.


103. Приготовительные “недели” к Великому посту.


Самым важным постом считается Великий пост. К нему Св. Церковь за три воскресения приготовляет верующих особыми чтениями и песнопениями. Каждая из приготовительных “недель” или воскресений носит особые наименования, в зависимости от читаемого воскресного Евангелия. Первое приготовительное воскресение называется неделей “мытаря и фарисея.” Во время Литургии в это воскресение читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее (Луки 18:10-14) с целью показать, что слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. Следующее приготовительное к Великому посту воскресение называется “Неделей о блудном сыне.” В трогательной притче, которую мы слышим на Евангельском чтении (Луки 15:11-32), Св. Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренне покаемся в своих грехах. Как известно из притчи, жестоко оскорбил младший сын своего Отца, но Отец все же не переставал надеяться на возвращение, хотя и преступного, но по-прежнему дорогого сына. И когда он действительно увидал его возвращающимся, “сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его.” И едва только сын начал просить прощения, как Отец, под которым разумеется Милосердный Бог, не только совершенно простил его, но и возвратил ему его прежние права. Третье приготовительное к Великому посту воскресение называется “неделей о Страшном Суде.” Учением Господа Иисуса Христа о Страшном Суде и последнем мздовоздаянии Св. Церковь желает побудить нераскаянных грешников к покаянию (Мф. 25:31-46). Накануне этого дня Св. Церковь молится о всех усопших отцах и братьях наших (отчего этот день и называется “родительской субботой”; см. § 147) для подтверждения того, что Иисус Христос придет судить живых и умерших. Помимо “недели о Страшном Суде” воскресение перед масленицей называется еще иначе “мясопустом,” потому что в этот день полагается по уставу “заговенье на мясную пищу.” За мясопустом начинается “сырная” седмица или “масленица,” служащая преддверием Великого поста. Называется она сырной потому, что Св. Церковь, запрещая на этой седмице вкушать мясо, разрешает вкушать сыр и яйца, и тем возводит верующих на последнюю ступень приготовительного воздержания. В песнопениях сырной седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, происшедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. В среду и пяток сырной седмицы вместо Литургии совершаются часы с поклонами и чтением молитвы св. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего”… Последнее воскресение называется “сыропустом,” потому что им оканчивается едение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие о прощении обид (Мф. 6:14-21) нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским учением христиане просят взаимно друг у друга прощения грехов, потому и самое воскресенье называется “прощенным воскресением.” Помимо чтения Евангелий за Литургией, Церковь в подготовительные к Великому посту недели располагает к посту пением следующей покаянной молитвы, которая затем слышится в течение всего поста: Покаяния отверзи ми двери. Жизнодавче,| утренюет бо дух мой ко храму Святому Твоему,| храм носяй телесный весь осквернен,| но яко щедр очисти| благоутробною Твоею милостию.| На спасения стези| настави мя Богородице,| студными бо окалях душу грехми,| и в лености все житие мое иждих,| но Твоими молитвами избави мя| от всякия нечистоты. Множества содеянных мною лютых| помышляя, окаянный,| трепещу страшнаго дне суднаго: |но надеяся на милость благоутробия Твоего,| яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже,| по велицей Твоей милости. Податель жизни, открой мне двери к покаянию, ибо дух мой с раннего утра стремится к твоему Святому храму, имея свой телесный храм весь оскверненным; но Ты, как Милосердный, очисти его Твоею благоутробной милостью. Богородица, наставь меня на путь спасения: ибо постыдными делами я осквернил мою душу и в лености провел всю мою жизнь; но Ты Твоими молитвами избави меня от всякой нечистоты (греховной). Размышляя о множестве соделанных грехов, я, окаянный, трепещу судного дня, но надеясь на Твое милосердие, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня Боже, по великой Твоей милости. 130 В недели о блудном сыне, мясопуст и сыропуст поется на всенощной после “Хвалите имя Господне” еще псалом 136, в котором живо описаны страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их о погибели своего отечества и разрушения храма Иерусалимского: “на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона”… (т.е. свою родину и Иерусалим). Слова эти по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, небесному Царствию.


104. Характер Великопостного богослужения.


Великопостное богослужение составлено таким образом, чтобы оно побуждало верующих к молитвенному сокрушению и раскаянию во грехах. Всякая пышность и торжественность в нем уменьшаются. Священнослужители облачаются в темные, траурные ризы; Царские врата открываются реже, освещение ослабляется, звон к богослужению бывает редкий и унылый; песнопений бывает мало, слышится все больше чтение псалмов и других молитвословий, располагающих душу к молитвенному сокрушению о грехах; коленопреклонения учащаются. Во все остальные посты состав богослужения остается неизменным. В Великий же пост состав богослужения бывает иной, чем в обыкновенные дни. Вечером, вместо Всенощной, совершается Великое повечерие, соединенное с Утреней. Утром совершаются Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров.


105. Великое Повечерие.


Великое повечерие состоит из чтения (большей частью) псалмов и три раза прерывается пением священных песней. Все великое повечерие распадается в своей последовательности на три части, из которых каждая начинается словами: “приидите поклонимся”…, продолжается чтением псалмов и оканчивается краткими отпустительными молитвами “Честнейшую херувим”… и др. причем перед окончанием этих частей бывает пение молитв, а именно. В конце первой части поется: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы Святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, Пророче и Предтече, и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, Пророцы и Мученицы, и вси Святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, Пастырие и Учителие вселенныя, молите о нас грешных. (Здесь же упоминается о Святом “храма”). Непобедимая и божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных (дважды). Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. В конце второй части (иногда) поется: 131 Помилуй нас, Господи, помилуй нас: Всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. В конце третьей части поется: Господи Сил с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.| Хвалите Бога во Святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его | Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе, помощника в скорбех не имамы: Господи Сил, помилуй нас. | Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его (Припев: “Господи Сил, с нами буди”…) | Хвалите Его во гласе трубнем. Хвалите Его во псалтири и гуслех (Припев). | Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе (Припев). | Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: всякое дыхание да хвалит Господа (Припев). | Хвалите Бога во Святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его (Припев) | Слава: Господи, аще не быхом имели Святыя Твоя молитвенники, и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя. Его же славословят непрестанно Ангели; Сердцеведче, пощади души наша. | И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина благословенная. | Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя. | Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.


106. Схема великого повечерия.


• Обычное начало. • “Приидите поклонимся” и Псалом 69 (См. Уч. Часосл.). • Канон Св. Андрея Критского с ирмосом: “Помощник и покровитель” (в первые четыре дня Великого п.). • Шесть псалмов: 4, 6, 12, 24, 30, 90. • “С нами Бог..” • Тропари: “День прешед, благодарю Тя, Господи.” • Символ веры. • Молитва: “Пресвятая Владычице.” • Трисвятое. “Пресвятая Троице,” “Отче наш.” 132 • Тропари и Богородичны (Различные по дням недели). • “Господи помилуй” 40 раз; отпустительные молитвы: “Слава и ныне,” “Честнейшую Херувим” и др. • Молитва “Господи, избавляй нас от всякия стрелы, летящия во дни.” • Вторая часть. • “Приидите поклонимся” (трижды), пс. 50 и 101; молитва Манассии: “Господи Вседержителю, Боже отец наших.” • Трисвятое. “Пресвятая Троице,” “Отче наш.” • Тропари: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас.” • “Господи помилуй” 40 раз и те же отпустительные молитвы . • Молитва: “Владыко Боже, Отче вседержителю”… • Третья часть. • “Приидите поклонимся” (трижды). • Псалмы 69 и 142 и Великое славословие . • Трисвятое. “Пресвятая Троице.” “Отче наш.” • Канон рядовой. • Пение: “Господи сил с нами буди.” • “Господи помилуй” 40 раз. Молитва: “Иже на всякое время и на всякий час” и те же отпустительные молитвы. • “Господи и Владыко живота моего”… • Молитва: “Нескверная, неблазная”… • “И даждь нам, Владыко, на сон грядущим”…, “Преславная Приснодево,” “Упование мое отец.” • Великий отпуст. Чтение свящ. мол. “Владыко многомилостиве.” • Сугубая ектения


107. Великопостная утреня.


К Великому повечерию присоединяется Утреня подобно тому, как и к Вечерни на всенощном бдении. Великопостная Утреня имеет больше сходства с будничной Утреней; от праздничной же Утрени великопостная Утреня отличается следующими признаками: Не поется “Бог Господь”…, а поется “Аллилуиа”; полагается три кафизмы, а не две; не бывает “полиелея,” “непорочных тропарей” и чтения Евангелия; после кафизм читается псалом 50, диакон говорит: “Спаси Боже люди Твоя”… и начинается пение канона, состоящего из трех песней; но уменьшение количества песней канона великопостной Утрени может вознаградиться пением и чтением (по особому порядку, указанному в Ирмологии или Уставе) тех ветхозаветных гимнов (§ 13), которые в другие дни включаются в состав канона только частично (ср. § 95 примеч. к пункту 15); великое славословие читается, а не поется, при закрытых Царских вратах, причем после Великого Славословия, читается молитва “Сподоби Господи”; далее читается “просительная” ектения, и после просительной ектении полагаются стихиры на стиховне и молитва “Благо есть исповедаться Господеви” (на Вечерни ей соответствует молитва “Ныне отпущаеши”); в конце Утрени читается молитва: “Господи и Владыко живота моего” (Сугубой ектении на Утрени Великим постом не положено).


108. Великопостные часы.


Великопостные часы имеют следующие особенности: После обычных трех псалмов читаются кафизмы; тропари часов (см. § 89) священник произносит перед Царскими вратами, сопровождая их земными поклонами; в конце каждого часа, после молитвы: “Иже на всякое время и на всякий час”… и перед “заключительной молитвой” Иисусу Христу священник произносит молитву Св. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего”… На 6-м часе бывает чтение паремий.


109. “Изобразительные” и “Вечерня” на великопостном богослужении.


После 9-го часа совершается последование той особой службы, которая называется “последованием изобразительных” или обедницей. (См. § 88 Учебного Часослова). При этом первые два псалма (“Благослови, душе моя” и “Хвали, душе моя”) пропускаются и последование изобразительных начинается пением: “во Царствии Твоем помяни нас, Господи”… и далее пением заповедей блаженства — особым великопостным распевом. Вечерня. — После “изобразительных” совершается Вечерня по порядку, сходному с будничной Вечерней. Начинательный псалом: “Благослови, душе моя Господа”… не поется, а читается, вечернего входа не бывает, и после прокимна читаются паремии. В конце Вечерни поются следующие тропари Пресвятой Деве, Крестителю Иоанну, Апостолам и всем Святым с коленопреклонением. “Богородице Дево радуйся”… Слава: — Крестителю Христов всех нас помяни, да избавимся от беззаконий наших: Тебе бо дадеся благодать молитися за ны. И ныне: — Молите за ны Святии Апостоли, Святии вси, да избавимся от бед и скорбей; Вас бо теплыя предстатели ко Спасу стяжахом. Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии; но от бед избави ны, Едина чистая, Едина благословенная. Молитвы и песнопения великопостного богослужения и порядок их держатся в особой книге, называемой “Триодью постной,” которая составляет необходимую в этот период книгу для богослужения и которая начинается уже с Воскресения “Мытаря и Фарисея.”


110. Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров.


В среду и пятницу в течение Великого поста после часов и “изобразительных” совершается Литургия “Преждеосвященных Даров,” составляющая третий вид ныне совершающихся Литургий. Литургией Преждеосвященных Даров называется такое богослужение, на котором возносятся и предлагаются для причащения Св. Дары, освященные на предшествующей полной Литургии и сохраняемые на Св. Престоле в ковчеге. Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров относится к первым векам христианства и к тем, может быть, областям, где сохранялся еще обычай совершать после Литургии братские трапезы. Верующие пламенно желали как можно чаще приобщаться Тела и Крови Христовой; однако, уверенные, что совершение полной Литургии с трапезами, как торжественной службы, не соответствует посту и скорби о грехах, пожелали взамен полной Литургии приобщаться Преждеосвященных Даров. Тому же 134 вполне благоприятствовал и другой обычай древности — сохранять Св. Дары (даже на дому) для причащения больных и др. лиц, не имевших возможности посетить храм. Но сохранение Св. Даров на дому не всегда было благопристойным; поэтому сохранение Их с течением времени было приурочено только к церкви; и этими Св. Дарами причащали за вечерней службой христиан, выдержавших строгий пост до вечера. Поэтому-то, как увидим (в § 111), в состав Литургии Преждеосвященных Даров входит Вечерня. Приведение в порядок и письменное изложение этой Литургии связывается с именами великих церковных писателей: Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (сконч. 373 г.), который составил некоторые молитвы и заботился о распространении этой Литургии в египетско-александрийской области, и Григория — епископа Римского, называемого Двоесловом († 604 г.), которому обыкновенно приписывается письменное изложение Литургии Преждеосвященных Даров, но который был составителем этой Литургии не для греческой Церкви, а для Римской — на основе Литургии греческой. Шестой Вселенский собор постановил совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Св. Четыредесятницы. Итак, эта Литургия была установлена для поддержания строгости поста и для сохранения в то же время обычая ежедневного причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа.


111. Общий очерк Литургии Преждеосвященных Даров.


В состав Литургии Преждеосвященных Даров (как первая часть) входит Вечерня, которая, начинаясь литургийным возгласом: “благословенно Царство”…, продолжается до вечернего (малого) входа и молитвы: “Свете тихий”… обычным порядком, т.е. бывает предначинательный псалом, великая ектения, кафизмы, малая ектения, “Господи воззвах,” стихиры на “Господи воззвах,” вечерний вход. Во время чтения кафизм священник вынимает из стоящего на Престоле ковчега Преждеосвященные Дары, полагает их на Дискосе (на развернутом Антиминсе) и, окадив Престол троекратно, переносит дискос с Преждеосвященными Дарами на жертвенник. Здесь священник вливает в Св. Потир вино (без чтения проскомидийных молитв) и покрывает Св. Дары покровами. Вход совершается или с кадилом, или с Евангелием, если на Литургии полагается читать Евангелие. После входа произносится прокимен. Затем читаются две паремии. Первая паремия заимствуется из книги Бытия или Исхода, а вторая — из Притчей Соломоновых или книги Иова. Перед второй паремией Царские врата открываются, и диакон возглашает: “Повелите.” Священник, держа в руках горящую свечу и кадило, произносит перед Престолом: “Премудрость, прости.” Затем, обратясь лицом к народу, произносит: “Свет Христов просвещает всех” (см. рис. 247, л. 62 142)). Возгласом указывается, что Божественный свет светил уже в ветхозаветных пророчествах и прообразованиях и приготовлял их к Иисусу Христу. Предстоящие при этом падают ниц, т.е. преклоняются до земли, выражая свое смирение перед Вечным Светом, Господом Иисусом Христом. После второй паремии для большего возбуждения чувства покаяния поются (тремя певцами) с особенным умилением стихи 140 псалма: 142 ) Некоторые ученые особенно обращают внимание на этот возглас священника, как на доказательство того, что Литургия Преждеосвященных Даров и причащение ими молящихся в древности совершалось вечером, за вечерним богослужением. Слова этого возгласа соответствовали моменту освещения храма светильниками по случаю наступавшей темноты. 135 “Да исправится молитва моя”…, “Господи, воззвах к Тебе, услыши мя” и, сверх того, другие стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради дверь уст моих. Не уклони, Господи, сердце мое в лукавые помыслы, чтобы мне измышлять себе извинения (оправдания) в своих грехах. По окончании каждого из этих стихов хор поет: “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.” Молящиеся слушают пение, стоя на коленях. Во время пения этих стихов священник, стоя в алтаре перед Св. Престолом, кадит, а по окончании последнего стиха отдает кадило диакону, и сам становится на колени; диакон же, стоя перед жертвенником, кадит до конца пения: “Да исправится”… После этих стихов следует молитва Св. Ефрема Сирина, а затем начинается собственно Литургия. Перед молящимися проходят те же моменты, что и на Литургии Св. Иоанна Златоуста после чтения Евангелия, а именно: сугубая ектения, ектения об оглашенных, повеление оглашенным удалиться из храма и две кратких ектении, которыми начинается Литургия верных. Затем совершается Великий вход, т.е. перенесение Освященных Даров с жертвенника на Престол, но вместо обычной “Херувимской песни” поется другая песнь, как более приличествующая Св. Дарам. Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды). Теперь невидимо служат с нами небесные силы, так как в сию минуту входит Царь славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится. Приступим же (к ней) с верою и любовью, чтобы сделаться причастниками вечной жизни. Слова этой песни “Жертва тайная, совершенна дориносится” ясно указывают на то, что на Литургии Преосвященных Даров хлеб и вино бывают освящены раньше. В знак глубокого благоговения перед Святыми Дарами — Великой Тайны Тела и Крови Христовых — верующие среди глубокой тишины падают ниц, т.е. преклоняются до земли. По перенесении Св. Даров Царские врата закрываются, а церковная завеса задергивается до половины. Затем Литургия продолжается обычным порядком, но Символ Веры, “Милость мира”… и Евхаристическая молитва пропускаются. Таким образом, после Великого входа начинается приготовление верующих к Причащению. Затем следует Причащение верующих и благодарение за Причащение, как на Литургии Св. Иоанна Златоуста. Отличия состоят в следующем: Вместо “Святая Святым” священник говорит: “Преждеосвященная Святая Святым”; Вместо “Благословен грядый во имя Господне” (после явления Св. Даров) поется песнь: “Благословлю Господа на всякое время”… Вместо обыкновенной заамвонной молитвы (“Благословляяй благословящия”) читается другая молитва (“Владыко Вседержителю”), в которой священник от лица верующих просит Бога, введшего их в пречестные дни поста для очищения души и тела, помочь им 136 течение поста совершить в подвиге добром, сокрушить невидимых змиев и неосужденно достигнуть поклонения Воскресению.


112. Схема Литургии Преждеосвященных Даров.


• Возглас диакона и священника: “Благословенно царство”… • Чтение псалма 103:“Благослови, душе моя, Господа,” (Часосл.). • Великая ектения. • Кафизмы. • Малая ектения, или три малых ектении (после каждой из трех кафизм), во время которых совершается перенесение Св. Агнца с Престола на жертвенник. • “Господи воззвах.” • Стихиры “на Господи воззвах.” • Вечерний вход с кадилом или с Евангелием (в том случае, если на Литургии бывает чтение Еванг.). • “Свете тихий”… • Чтение первой паремии. • Возглас священника: “Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех.” • Чтение второй паремии. • Пение: “Да исправится молитва моя” (тремя певцами). • Молитва Св. Ефрема Сирина. • Чтение Евангелия (если положено по Уставу). • Сугубая ектения. • Молитва за Государя. • Ектения об оглашенных. • Ектения о просвещенных. Возглас: “Яко Ты еси просвещение наше” (С 4-й недели В. поста). • Малая ектения о верных. Возглас “Яко подобает”… • Вторая малая ектения о верных. • “Ныне силы небесныя.” • Великий вход с Преждеосвященными Дарами. • Вторая часть молитвы: “Верою и любовию приступим.” • Молитва Св. Ефрема Сирина. • Просительная ектения, о предложенных и Преждеосвящ. Честн. “Дарех”… • Молитва Господня. • Возглас: “Преждеосвященная Святая Святым.” • Предпоследнее явление Св. Даров (“Благословлю Господа”). • Последнее явление Св. Даров. • Благодарение за Причащение. • Заамвонная молитва (“Владыко Вседержителю”). • “Буди имя Господне благословенно” (трижды) и пс. 33-й. • Последнее благословение священника. • Отпуст.


113. Отличие вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров от Литургии.


Вечерня, соединяясь с Литургией Преждеосвященных Даров, имеет следующие отличия: Она начинается литургийным возгласом, п. ч. непосредственно соединяется с Литургией; Начинательный псалом не поется, а читается (и не в сокращенном виде, а целиком); После входа с кадилом читаются две паремии. После первой паремии возглас священника: “Свет Христов просвещает всех” и после второй паремии пение перед Царскими вратами одним или тремя певцами четырех стихов “Да исправится молитва моя”… Отличия собственно Литургии состоят в следующем: Вместо Херувимской песни поется песнь “Ныне силы небесныя”… На Литургии Св. Иоанна Златоуста во время Великого входа переносятся еще неосвященные Дары, а на Преждеосвященной Литургии переносятся уже освященные Дары; При перенесении Св. Даров не бывает обычного поминовения членов Царской семьи и вообще всех членов Церкви, п. ч. оно было уже на той Литургии, во время которой освящались Св. Дары; После входа опускаются все молитвы и песнопения, относящиеся к освящению Св. Даров и воспоминанию членов Церкви, так как на этой Литургии Св. Дары не освящаются; Возношения Св. Даров не бывает, бывает только благоговейное касание Их, и вместо возгласа “Святая Святым” священник произносит “Преосвященная Святая Святым”; По отверстии Царских врат, после возгласа диакона: “Со страхом Божиим и верою приступите” поется не “Видехом свет истинный”…, а “Благословлю Господа на всякое время”… Затем следует возглас священника: “Спаси, Боже, люди Твоя,” а певчие продолжают: “Хвала Его во устех моих, хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа”; Перед окончанием Литургии вместо обычной заамвонной молитвы священник читает другую молитву: “Владыко Вседержителю”… На отпусте поминается Св. Григорий Двоеслов, папа Римский.


114. Богослужебные воспоминания воскресений Великого поста.


По воскресениям совершается полная Литургия Св. Василия Великого, но и в воскресные службы св. Церковь внесла воспоминания, соответствующие общему смыслу и назначению Великого поста, как времени покаяния. Помимо того, что на воскресных Всенощных поется молитва: “Покаяния отверзи мы двери”…, каждое воскресение Великого поста имеет особые воспоминания в молитвах, песнопениях и обрядах. Первая неделя Великого поста отличается особенно. строгостью, а вместе с тем и богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя” 143). 143 ) Канон состоит из 250 тропарей и велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству: по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем представлены события Нов. и В. Завета в нравоучительном освещении. Лица священной истории представляют Св. Андрею Критскому высокие образцы святой жизни, или же примерами грехов возбуждают нас к глубокому трезвлению. После изображения опустошений, какие произвели страсти в жизни некоторых, даже великих мужей, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом отечества небесного; в Исааке показывает жертву 138 В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение “колива,” т.е. отваренных зерен в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император Юлиан Богоотступник в 362 г. приказал в г. Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон 144), явившись в сновидении епископу г. Антиохии, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. В первое воскресение Великого поста совершается так наз. “торжество православия,” установленное царицею Феодорою в 842 г. в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя 145) и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ Веры и произносит анафему, т.е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и “вечную память” всем скончавшимся защитникам веры православной, а “многия лета” — живущим. В третье воскресение Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия на середину храма для поклонения верующим Св. Крест и воодушевления христиан к дальнейшим подвигам поста и молитвы. Поэтому третье воскресение и четвертая седмица Великого поста называются “крестопоклонными.” В 4-ю неделю или воскресение вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое “стояние Св. Марии Египетской.” Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На Утрени в этот день читается житие Св. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается “Похвала Пресвятой Богородице.” Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист “Похвала Богородице” совершается для утверждения говеющих в надежде на Небесную послушания; в Измаиле пример дерзости, порождаемый необузданной плотью; тяжкие наказания за плотские похоти представлены в изображении огня Содомского. Под образами двух жен Иакова разумеется двоякая жизнь – деятельная и созерцательная. Жезл Моисеев, рассекающий море – Крест Христов, которым душа христианская творит дела чудные. Далее, по порядку времен беседуют с душою кающиеся цари и пророки Израиля. Наконец, в девятой песни певец вспоминает Божественные слова и деяния милостивого Спасителя Господа; посещением Его убеждает себя к посту; с мытарем смиренно вопиет: “Боже, милостив буди мне грешному,” с ханаанской женою и слепцами молит: “Помилуй мя, Сыне Давидов”; подобно блуднице, омывает слезами ноги Спасителя, и с разбойником благоразумным взывает: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.” 144 ) Тропарь Св. Вмч. Феодору Тирону: “Велия веры исправление (т.е. утверждение) во источнице пламени, яко на воде упокоения, Св. Мученик Феодор радовашеся, огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся; Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.” 145 ) Тропарь Нерукотворенному образу Спаса: “Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, | просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, | волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, | да избавиши, яже создал еси от работы вражия. | Тем благодарственно вопием Ти: | радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.” 139 Заступницу, которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. В субботу на 6-й неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На Утрени в этот день поются “Воскресны непорочны”: “Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим” (§ 95, п. 8), а на Литургии вместо “Святый Боже” поется “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.” На Всенощной под воскресение вспоминается торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания, во время которой раздаются молящимся освященные вайи или вербы. Это воскресение потому еще называется “Вербным воскресением.” С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: “Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш” и т.д.


115. Страстная седмица.


Страстная седмица, следующая за Св. Четыредесятницей, вся посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, Его страдания, смерти, погребения. По величию вспоминаемых событий все дни Страстной седмицы называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.В первые три дня Страстной седмицы богослужение состоит из Великого повечерия, утрени, часов и Литургии Преждеосвященных Даров по тому же порядку, как Великим постом, отличаясь только своею продолжительностью. В эти дни полагается Церковным Уставом прочитать всю Псалтирь (кроме 118 псалма) и все четыре Евангелия на Утрени, на Часах и на Литургии. Усиленное чтение Евангелия не только изображает спасительное учение и чудеса Иисуса Христа, ясно свидетельствующие, что Он есть Истинный Сын Божий, но и наглядно напоминает, как в эти последние дни Своей земной жизни Иисус Христос особенно обильно и продолжительно поучал народ в Иерусалиме. На Часах чтение Евангелия совершается посредине храма. На Утрени вместо “Бог Господь и явися нам” поется “Аллилуиа,” а затем: Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же, паки егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Вот в полуночи идет Жених, и счастлив тот слуга, которого Он найдет бодрствующим, но не достоин (Царствия) тот, которого Он найдет нерадивым. Итак смотри, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне Царствия: но пробудись, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по ходатайству Богородицы, помилуй нас. После канона поется “экзапостилларий” или светилен: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Спаситель мой, чертог Твой вижу я украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Просвети же одежду моей души, Податель света, и спаси меня. 140 Независимо от общих воспоминаний о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Церковь соединяет еще особые воспоминания с каждым днем Страстной седмицы. Так, в Великий понедельник в молитвах о невинных страданиях Иосифа, прообразовавших Иисуса Христа. Евангелие на Утрени и Литургии воспроизводит жизнь и речи Иисуса Христа за последние дни и выясняет смысл совершения Иисусом Христом спасения — в судьбах еврейского народа и язычников. Так, в Великий понедельник на Утрени читается Евангелие о “бесплодной смоковнице,” “о злых виноградарях” (Мф. 21:18-43; бесплодная смоковница, подвергшаяся Господню проклятию, изображает еврейский народ, только по наружности благочестивый, но не имевший истинно благочестивых дел; злые виноградари — это иудейские начальники и фарисеи). На Литургии читается Евангелие о бедственной судьбе народа еврейского и конце всего мира (Мф. 21: 3-35). В Великий вторник в утреннем Евангелии содержатся ответы, данные Иисусом Христом на искусительные вопросы, предложенные фарисеями и саддукеями о воскресении мертвых, и грозная обличительная речь Его против фарисеев (Мф. 22:15; 23:39); в литургийном Евангелии говорится о втором пришествии, приводится притча о 10 девах, о талантах и о Страшном Суде над родом человеческим (Мф. 26:36; 24:2). В Великую среду в утреннем Евангелии содержится предсказание об искупительной смерти Иисуса Христа и об основании Церкви среди язычников (Иоанна 12:17-50); в литургийном Евангелии излагается история помазания ног Иисуса Христа драгоценным миром на погребении в доме Симона прокаженного и о предании Его Иудою на смерть. Отличительной особенностью богослужения Великой среды является то, что на 9 часе бывает “Великий отпуст,” как на Великом повечерии; а на Литургии читается перед отпустом (последний раз): “Господи и Владыко живота моего.”


116. Богослужебные особенности Великого четверга.


На богослужении Великого четверга вспоминается омовение ног Апостолам, Тайная Вечеря, молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его воинами. Богослужение состоит из Малого повечерия, Утрени и Литургии. На Утрени после “шестопсалмия” и великой ектении поется “Аллилуиа” (трижды) и тропарь: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавления употребивша. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: иже о всех благий, Господи, слава Тебе. Когда на Тайной Вечери славные ученики просвещались умовением ног, тогда злочестивый Иуда, зараженный сребролюбием, омрачался (обезумел), и предает беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию. Смотри, собиратель имений но того, кто удавился из за них; беги от этой ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю. Благостный ко всем, Господи, слава Тебе. 141 Утреннее Евангелие повествует о Тайной Вечери Иисуса Христа (Луки 22:1-39). В каноне, начинающемся словами: “Сеченное сечется море Чермное” 146), умилительном по содержанию, и высоко поэтическом по форме, изъясняется, с одной стороны, искупительное и благодатное для нас значение Тайной Вечери, а с другой стороны, изображается святой, трогательный союз и прощальная беседа Господа Иисуса Христа со Своими Учениками. В Великий четверг совершается Литургия Св. Василия Великого в соединении с Вечерней. Порядок и способ соединения Вечерни с Литургией такой же, как и на Литургии Преждеосвященных Даров, с тою только разницей, что после “Свете тихий” поется “Святый Боже” и читается затем Апостол и Евангелие. Евангелие на Литургии в Великий четверг, весьма пространное, составленное из трех Евангелистов, подробно повествует о Тайной Вечери, умовении ног и молитве в саду Гефсиманском. Вместо “Херувимской песни,” причастного стиха во время причащения верующих и, наконец, вместо “Да исполнятся уста наша” поется: Вечери Твоея тайныя | днесь, Сыне Божий, | причастника мя приими, | не бо врагом Твоим тайну повем, | ни лобызания Ти дам, яко Иуда, | но яко разбойник исповедую Тя: | помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Сын Божий, приими меня ныне причастником Твоей таинственной Вечери, ибо я не открою тайны врагам и не дам Тебе (лицемерного) лобзания, как Иуда, но исповедаю Тебя, как (благоразумный) разбойник: “помяни меня, Господи, в Твоем Царствии.” Вместо “Достойно есть, яко воистину” поется 9-й ирмос канона: 147). Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем. Гостеприимства Владычнего и Бессмертной Трапезы в горнем месте приидите, верные, насладимся обращенными горе (возвышенными) помыслами познав превысшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем. 146 ) Эти начальные слова канона: “Сеченное сечется море Чермное” означают: “Иссеченным (выточенным) жезлом (Моисея) рассекается море Красное.” 147 ) В кафедральных соборах в Великий четверток в конце Литургии, после заамвонной молитвы, совершается чин умовения ног. Архиерей, подражая Великому Первосвященнику, Иисусу Христу, снимает с себя верхнее облачение, препоясывается лентием (полотенцем) и умывает ноги сослужащим ему 12-ти священникам при чтении диаконом Евангелия об умовении ног. При умовении архиерей преклоняет одно колено, возливает воду трижды на ногу каждого сидящего священника и вытирает лентием. Тот, у кого архиерей умывает ногу, целует архиерея в руку и митру, архиерей же целует его руку. Архиерей умывает ноги сидящим священникам, начиная с левой стороны от своего места, и когда доходит до ближайшего к своему месту архимандрита (с правой стороны), обыкновенно изображающего собою Апостола Петра, между ними происходит диалог, заимствованный из Евангелия. После умовения ног архиерей восходит на свое место, облачается вновь и конец Евангелия о значении умовения ног дочитывает сам: “Образ дах нам, да якоже аз сотворих вы творите”…, затем архиерей произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы мы, омыв прилепившийся к нам прах согрешений, возмогли угодить Господу во все дни живота нашего. Затем архиерей входит в алтарь, и Литургия оканчивается обычным порядком. (См. рис. 243, л. 62).


117. Богослужебные особенности Великой пятницы.


Вечером в Великий четверг, накануне Великой пятницы, вспоминаются следующие события из земной жизни Иисуса Христа, случившиеся после Его Тайной Вечери: прощальная беседа Его с учениками, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие Его воинами, суд у первосвященников Анны и Каиафы, поругания служителей первосвященников, крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Все это свершилось ночью, поэтому верующие ночь на Великий Пяток проводят в бодрствовании. Поздно вечером они собираются во Св. храм к Утрени. На этой Утрени читаются 12 Евангелий о Страданиях Господних, в которых подробно изложены упомянутые события. Верующие стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем, что слава и величие не покидали Спасителя и во время невыразимых крестных страданий Его. Евангельские чтения сопровождаются припевами: “Слава долготерпению Твоему, Господи.” В промежутках между Евангелиями поются стихиры, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды, предавшего Господа, и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть. В особом каноне, называемом “трипеснцем,” изображается величие страданий Спасителя, и вся тщетность замысла евреев задержать на земле Того, Кто держит в Своей руке жизнь всей твари: Песнь первая: К Тебе утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче. Утро посвящаю Тебе (в молитве) Слове Божий, без изменения истощившему Себя и бесстрастно преклонившемуся до страданий; мир даруя мне падшему, Человеколюбче. Песнь восьмая: Столб злобы Богопротивныя Божественныя отроцы обличиша: на Христа же шатающеся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащего дланию, Егоже вся тварь благословит, славящи во веки. Поборника богопротивного нечестия Божественные отроки обличили, а неиствующее против Христа собрание беззаконных замышляет тщетное, намереваясь убить Держащего жизнь в своей руке, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. Песнь девятая: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем. Честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, безболезненно родившую Бога Слова, истинную Богородицу, Тебя величаем. После канона, в пении экзапостиллария, вспоминается трогательное покаяние разбойника, удостоившегося Царствия Небесного: “Разбойника благоразумнаго во единем часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.” 143 Перед обычным отпустом Утрени поется тропарь: “Искупил ны еси от клятвы законныя | честною Твоею кровию; | на кресте пригвоздився | и копием прободся; | безсмертие источил еси человеком, | Спасе наш, слава Тебе.”| Литургия в Великий Пяток не совершается, но вместо нее совершаются Царские часы. В песнопениях, чтениях, Евангелии и Апостоле говорится на этих часах о страданиях и смерти Иисуса Христа. Около трех часов пополудни совершается Вечерня, за которой особенно умилительно изображается момент смерти Иисуса Христа и снятие Его со креста. В начале Вечерня совершается по обыкновенному великопостному порядку (псалом начинательный, “Господи воззвах,” стихиры, вход с Евангелием); после вечернего входа с Евангелием читаются три паремии. В первой паремии повествуется о том, как Моисей молился перед Богом за согрешивший народ израильский и удостоился откровения славы Божией. Моисей, молившийся за народ, служил прообразом всемирного Голгофского Ходатая, Иисуса Христа. Во второй паремии говорится о том, как Бог благословил Иова за терпеливо переносимые им страдания и испытания. Иов служил прообразом невинного Божественного Страдальца Иисуса Христа, возвратившего людям благословение и милости Отца Небесного. В третьей паремии предсказывается о чрезвычайном унижении и страдании Иисуса Христа, о том, что Он умален “паче всех сынов человеческих,” что Он “яко овча на заколение ведеся” и т.д. После чтения паремий следует чтение Апостола (1 Кор. 1:18-2:2), в котором повествуется о Божественной Премудрости, открывшейся в Кресте Господнем. Затем читается Евангелие, в котором повествуется о Страданиях и Смерти Иисуса Христа. После Евангелия по обычаю произносятся ектении: сугубая и просительная. Затем поются стихиры на стиховне. Последняя стихира такая: Тебе, одеющагося светом яко ризою, | снем Иосиф с древа с Никодимом,| и видев мертва, нага, непогребенна, | благосердный плач восприим, | рыдая глаголаше: | увы, мне, Сладчайший Иисусе, | Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее | мраком облагашеся, | и земля страхом колебашеся, | и раздирашеся церковная завеса; | но се, ныне вижу Тя, | мене ради волею подъемша смерть.| Како погребу Тя, Боже мой, | или какою плащаницею обвию; | коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу;| или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре;| величаю страсти Твоя,| песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: | Господи, слава Тебе.|| Во время пения стихиры священнослужители совершают каждение Плащаницы, которая лежит в алтаре на Престоле и изображает пречистое Тело Иисуса Христа. Затем читается “Ныне отпущаеши” и “Отче наш.” После возгласа: “Яко Твое есть Царство”… священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и каждении фимиамом. В это время певчие поют: “Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благоуханиями) во гробе нове, покрыв, положи.” “Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.” 144 В немом благоговении, с зажженными свечами, молящиеся слушают затем отпуст Вечерни и службу “Малое повечерие,” за которым читается трогательный канон под названием “Плач Богородицы” при созерцании гроба Своего Божественного Сына. Св. Плащаница находится на середине храма в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.


118. Богослужебные особенности Великой Субботы.


Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа во гробе и того значения, какое оно имеет для христианской веры, и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. Службами, на которых читаются и поются молитвы и песнопения, изображающие эти мысли, являются Утреня и Литургия. Утреня по Уставу должна совершаться в глубокую ночь (часа в 3) и является благоговейным молением пред лежащим во гробе Господом. После обычного хода Утрени до шестопсалмия и следующей за ним великой ектении певчие поют: “Бог Господь и явися нам”… и вышеприведенный тропарь “Благообразный Иосиф”… В это время верующие зажигают свечи, священнослужители с зажженными светильниками исходят из алтаря к Плащанице и совершают каждение. После пения тропарей начинается великое надгробное пение над Божественным Мертвецом, которое состоит из пения 118 псалма с припевами или стихами новозаветных песнопений. В них говорится о Божестве погребенного Господа, вспоминается скорбь Пречистой Богоматери и исповедуется наша вера в Господа, как Искупителя. Псалом 118 и стихи называются “непорочными.” Ектениями они разделяются на три части, называемые “статьями.” К третьей статье присоединяются воскресные тропари: “Ангельский собор удивися”… с припевом: “Благословен еси, Господи”… (См. § 95). После “непорочных” поется канон “Волною морскою”… в котором изображается ужас всей твари при виде Творца и Господа в гробе. После великого славословия Плащаница при трогательном пении “Святый Боже”… преднесении светильников, хоругвей и каждении фимиама выносится священнослужителями из храма на главе и обносится вокруг храма в воспоминание погребения Иисуса Христа. Вместе с тем здесь же изображается также сошествие Иисуса Христа в ад и победу Его над адом и смертью: Своими Страданиями и Смертью Спаситель снова отверз нам двери рая, и Плащаница, по внесении ее в храм, подносится к открытым Царским вратам. Певчие поют: “Благообразный Иосиф”…, а затем читаются: паремия из книги пр. Иезекииля (37:1-14) о воскресении мертвых; Апостол (1 Кор. 5:6-8; 3:13-14), научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, что Он сделался за нас клятвою, чтобы избавить нас от клятвы закона; Евангелие (Мф. 27:62-66), повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения и бывает отпуст. Затем читается Первый час. Литургия совершается Василия Великого вместе с Вечернею. Так как вечерняя служба обыкновенно относится к следующему дню, то священные песнопения в память погребения Иисуса Христа соединяются с воскресными песнопениями. Так, на “Господи воззвах”… поются воскресные стихиры 1-го гласа, “Слава и ныне,” Богородичен Догматик 1-го гласа: “Всемирную славу.” 145 После вечернего входа с Евангелием читается 15 паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразования и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. На Литургии вместо трисвятого поется: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.” Апостол (Римл. 6:3-11) повествует о том, что мы должны умереть греху, чтобы жить с Иисусом Христом. После чтения Апостола при пении: “Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех,” священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Обыкновенно в это же время снимаются темные одежды с Престола, жертвенника и аналоя. Таким образом, ко времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Спасителя (Мф. 28:1-20), все облачается в светлые одежды. Затем читается Евангелие, и Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется следующая песнь: Да молчит всякая плоть человеча | и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет: | Царь бо царствующих и Господь господствующих | приходит заклатися и датися в снедь верным. | Предходят же сему лица Ангельстии | со всяким началом и властию: | многочитии Херувимы и шестокрылатии Серафими, | лица закрывающе и вопиюще песнь: | Аллилуиа. Да безмолвствует каждый человек и да стоит со страхом и трепетом, не помышляя ни о чем земном: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и дать Себя в пищу верным. Между тем, как предшествуют Ему чины Анеглов со всеми Началами и Властями, многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы, закрывающие свои лица и воспевающие песнь, аллилуиа. Задостойником служит 9-ая песнь (ирмос) канона: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: возстану бо, и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия. Не рыдай и Мне, Матерь, видя во гробе Сына, которого Ты зачала во чреве безсеменно; ибо Я восстану и прославлюсь, и как Бог, вознесу во славе непрестанно с верою и любовью величающих Тебя. Согласно древнему обычаю верующие могут оставаться в храме и по окончании Литургии до наступающего Светлого праздника, проводя время в чтении и слушании книги “Деяний Апостольских.” Для подкрепления сил оставшихся в храме молитвенников Уставом церковным положено совершать в конце Литургии освящение хлебов и раздавать их верующим. Богослужение Великой Субботы служит постепенным приготовлением и переходом к наступающему Светлому дню, считающемуся Праздником праздников.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице