Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Блажeнный Аврелий АвгустинСлово в день святых мучеников МаккавеевСлово въ день святыхъ мучениковъ Маккавеевъ. Евангеліе, какъ живое слово Божіе, проникающее во глубину души и судящее самые тайные помыслы сердца, доступно для всѣхъ насъ; оно не говоритъ никому лично, если только человѣкъ не относитъ къ себѣ слова его. Оно предложено намъ, какъ зеркало, въ которомъ мы можемъ видѣть самихъ себя, и если однажды замѣтимъ въ себѣ что-нибудь нечистое, то должны тщательно стараться, чтобы въ другой разъ мы могли безъ стыда увидѣть самихъ себя въ ономъ. Евангеліе повѣствуетъ, что нѣкогда за Іисусомъ Христомъ слѣдовало множество людей, и что Онъ, обратившись, началъ говорить имъ; но, все сказанное имъ, относится и къ намъ, хотя насъ тогда не было. Потому что и мы вѣруемъ въ Того, Кого они видѣли, и мы исповѣдуемъ Того, на Кого они взирали. Не важно было видѣть Христа тѣлесными очами; ибо, если бы это было важно: то Іудеи прежде всѣхъ наслѣдовали бы блаженство; но они, хотя и видѣли Его, однако же презрѣли и распяли на крестѣ. А мы хотя не видимъ, но вѣруемъ, и не имѣя возможности видѣть Его, пріемлемъ Его своимъ сердцемъ. Но Іисусъ Христосъ сказалъ одному изъ двѣнадцати учениковъ своихъ: яко видѣвъ Мя, вѣровалъ еси: блажени невидѣвшіи, и вѣровавшiе (Іоан. 20, 29). Если бы Господь нашъ Іисусъ Христосъ пребывалъ на земли, и присутствуя между нами, хранилъ молчаніе, то какая польза была бы для насъ? Но Онъ присутствуетъ съ нами своимъ словомъ и бесѣдуетъ въ Евангеліи. Впрочемь Онъ всегда присутствуетъ съ нами, какъ Богъ. Ибо гдѣ нѣтъ Бога? Не удаляйся отъ Бога, и Богь всегда будетъ съ тобою. Онъ обѣщалъ сіе; и Его обѣтованія непреложны: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). И такъ, приникнемъ въ Евангеліе и послушаемъ, что говорилъ Іисусъ народу, и, какъ я замѣтилъ, посмотримъ въ ономъ на самихъ себя, и если замѣтимъ на нашемъ лицѣ недостатокъ какой-нибудь красоты, пріятной для Бога, то постараемся пріобрѣсти оную. Если для сего мало нашихъ собственныхъ силъ, то призовемъ Его на помощь. Онъ преобразуетъ, что образовалъ, пересоздаетъ, что сотворилъ, и содѣлаетъ совершеннымъ Свое твореніе. Вотъ что говорилъ Онъ народу: кто отъ васъ, хотяй столпъ создати, не прежде ли сѣдъ разчтетъ имѣніе, аще имать, еже есть на совершеніе? — Да не, когда положитъ основаніе, и не возможетъ совершити, вси видящіи, начнутъ ругатися ему, глаголюще: яко сей человѣкъ начатъ здати, и не може совершити. Или кій Царь идый ко иному Царю снитися съ нимь на брань, не сѣдъ ли прежде совѣщаваетъ, аще силенъ есть срѣсти съ десятію тысящъ грядушаго со двѣмадесять тысящами нанъ? Аще ли же ни, еще, далече ему сущу, моленіе пославъ молится о смиренiи. Сіи два подобія Онъ заключилъ такъ: тако всякъ отъ васъ, иже не отречется всего своего имѣнія, не можетъ быти Мой ученикъ (Лук. 14, 28-33). Онъ не сказалъ, что одни отрекающiеся отъ своего имѣнія могутъ быть Его учениками. Но, поелику Священное Писаніе свидѣтельствуетъ, что всѣ христіане суть ученики Христовы: единъ бо, говоритъ оно, есть Наставникъ вашъ, Христосъ (Матѳ. 23, 10): посему только тотъ отрицается быть ученикомъ Христовымъ, кто не признаетъ Іисуса Христа своимъ Учителемъ. Я, бесѣдуя съ вами, не могу назваться вашимъ учителемъ, потому что Іисусъ Христосъ одинъ есть общій нашъ Учитель, коего каѳедра — на небесахъ; въ Его имя мы сходимся въ одно собраніе, гдѣ и вы и мы бываемъ только соучениками; но мы дѣлаемъ вамъ увѣщанія, какъ обыкновеино поступаютъ старшіе въ собраніи. Столпъ и имѣніе, вѣра и терпѣнiе. Столпъ есть вѣра, терпѣніе составляетъ имѣніе. Если кто не можетъ терпѣливо переносить несчастія въ жизни, у того нѣтъ имѣнія. Злый царь съ двадцатью тысячами есть діаволъ, а царь съ десятью тысячами есть христіанинъ. Одинъ — противъ вдвое сильнѣйшаго, истипа — противъ лжи, простота — противъ лукавства. Имѣй простоту сердца, не будь лицемѣромъ, который говоритъ то, а дѣлаетъ другое, и побѣдишь лукаваго, который иногда преобразуется во ангела свѣтла. Въ чемъ же состоитъ эта простота, всегда твердая и непоколебимая? — Въ томъ, если ты совершаешь подвиги самые трудные. Я сказалъ, что слово Божiе не говоритъ никому лично. Такъ, въ немъ сказано: иже не отречется всего своего имѣнія, не можетъ быти Мой ученикъ. Многіе исполнили сію заповѣдь и пришли въ скудость, прежде нежели настало время гоненій, и, отказавшись отъ всего мірскаго, послѣдовали за Христомъ. Таковы, напримѣръ, были Апостолы, которые сказали Іисусу: се мы оставихомъ вся, и по Тебѣ идохомъ (Лук. 18, 28). Конечно, они не оставили никакихъ богатствъ, потому что всѣ были бѣдны, но важное пожертвованіе ихъ состояло въ томъ, что они истребили въ себѣ всѣ плотскія пожеланія. Апостолы сказали сіи слова Іисусу Христу въ то время, когда съ печалію вышелъ отъ Него богатый юноша, услышавъ отъ Него, какъ отъ истиннаго Учителя, совѣтъ, какимъ образомъ можно наслѣдовать вѣчную жизнь. Онъ однажды пришелъ къ Господу и сказалъ Ему: Учителю благій, что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный (Матѳ. 19, 16)? Я думаю, что онъ среди величайшихъ богатствъ безпокоился и сохъ, воспоминая о смерти; поелику зналъ, что ничего не можетъ взять съ собою въ могилу, что онъ среди изобилія и роскоши стеналъ, чувствуя духовную нищету. Вѣроятно, смотря на свои богатства, онъ такъ разсуждалъ съ собою: «они хороши, пріятны для взора, утѣшаютъ меня и услаждаютъ; но когда придетъ послѣдній часъ, тогда все должно оставить; тогда нельзя будетъ ничего взять съ собою. По смерти тѣла останется жизнь души и одна совѣсть. Если сія жизнь будетъ для меня не жизнiю, но второю смертію, то она будетъ весьма мучительна. Нѣтъ ничего хуже той смерти, послѣ которой настаетъ смерть вѣчная». Когда онъ все сіе представилъ себѣ среди изобилія земныхъ благъ, тогда явился къ Господу. Онъ говорилъ самъ себѣ: «если я, насладившись сими благами, наслѣдую и вѣчную жизнь, то кто будетъ счастливѣе меня?» Посему онъ съ безпокойствомъ спросилъ Іисуса: Учителю благій, что сотворю, да животъ вѣчный наслѣдую? Іисусъ отвѣчалъ ему: что Мя глаголеши блага? — никтоже благъ, токмо единъ Богъ (Матѳ. 19, 17); т. е. одинъ Богъ можетъ сдѣлать тебя блаженнымъ. Богатства, которыми обладаготъ люди, суть блага; но не дѣлаютъ насъ добродѣтельными. Ибо, если бы они дѣлали насъ таковыми, то каждый былъ бы тѣмъ добродѣтельнѣе, чѣмъ онъ богаче. Но, если мы видимъ, что многіе чѣмъ больше собираютъ богатства, тѣмъ бываютъ порочнѣе; то безъ сомнѣнія должны искать другихъ благъ, которыя сдѣлали бы насъ добродѣтельнѣе. Таковыя блага, которыя не могутъ быть удѣломъ порочныхъ, суть: справедливость, благоговѣніе къ Богу, умѣренность, страхъ Божій, любовь къ Богу, и, наконецъ, самъ Богъ. Мы должны искать сего блага; но не получимъ его, если не презримъ оныхъ. Если Евангеліе не говоритъ ни вамъ ни намъ лично, то я говорю вамъ и увѣщеваю васъ, братіе, словами Апостола: время прекращено есть прочее, да имущіи жены, якоже не имущiи будутъ: и плачущіися, якоже не плачущіи: а радующiися, якоже не радующеся: и купующіи, яко не содержаще, и требующіи міра сего, яко не требующе (1 Кор. 7, 29-31). Когда Апостолы оставили все свое имѣніе, тогда Апостолъ Петръ сказалъ: се мы оставихомъ вся. Что оставилъ ты, святый Петръ? Одну лодку и одну сѣть? Я оставилъ весь міръ, отвѣчаетъ онъ, который не оставилъ мнѣ ничего. Обыкновенно, бѣдные хотя не имѣютъ богатствъ, но сильно желаютъ оныхъ. А Богъ смотритъ не на имѣніе, а на пожеланія. Онъ судитъ волю, которую тайно испытываетъ. Посему-то Апостолы оставили все, совершенно оставили весь міръ, презрѣли все, чего могли бы надѣяться въ ономъ, и послѣдовали за его Создателемъ, съ твердою вѣрою въ Его обѣтованія. Въ послѣдствіи многіе сдѣлали тоже самое. И не удивительно ли, братіе мои, кто это сдѣлалъ? — Тѣ, которые вознесли Господа на крестъ. Когда Господь вознесся на небо, и, спустя десять дней, ниспославши Святаго Духа, исполнилъ свое обѣтованіе; тогда ученики Его, пріявши сего Духа, начали говорить на языкахъ всѣхь народовъ. Многіе Іудеи, бывшіе въ Іерусалимѣ, слушая ихъ, удивлялись дару благодати Божіей; когда они въ изумленіи разсуждали между собою, какимъ образомь это случилось, тогда услышали отъ Апостоловъ, что это произвелъ Духомъ своимъ Тотъ, Котораго они распяли, надѣясъ достигнуть чрезъ это спасенія. Когда Іудеи отчаявались получить прощеніе въ такомъ злодѣяніи, которое вознесло Господа всей твари на крестъ и въ этомъ отчаяніи утѣшены были Апостолами надеждою помилованія: то, продавши все свое имѣніе, положили деньги къ ногамъ Апостоловъ, и сдѣлались тѣмъ добродѣтельнѣе, чѣмъ сильнѣе поражены были страхомъ. Чрезмѣрный страхъ удалилъ ихъ отъ прелестей міра. Такъ поступили умертвившіе Господа; также въ послѣдствіи поступили, и нынѣ поступаютъ, многіе. Мы знаемъ это, видимъ примѣры, утѣшаемся и радуемся, что слово Божіе не остается безплоднымъ въ тѣхъ, которые съ вѣрою слушаютъ оное. А нѣкоторые хотя и не поступили такъ, однако же съ наступленіемъ гоненій заслужили похвалу; потому что пользовались міромъ, якоже не требующе. Не только люди простые, ремесленники, бѣдные и неимущіе, но даже многіе весьма богатые люди, сенаторы и знаменитыя жены во время гоненій отказались отъ всего, чтобы создати столпъ, и простотою вѣры и благочестія побѣдить лукаваго. И такъ Господь, увѣщевая къ мученичеству, сказалъ всѣмъ: иже не отречется всего своего имѣнія, не можетъ быти Мой ученикъ. Я спрошу тебя, христіанинъ: если бы я сказалъ тебѣ тоже, что сказано было богатому юношѣ: иди, продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ: и имѣти имаши сокровище на небеси: и гряди въ слѣдъ Іисуса Христа (Матѳ. 19, 21): то, безъ сомнѣнія, и ты сдѣлался бы такъ же печаленъ, какъ и оный юноша? Однако же, сіи слова относятся собственно къ тебѣ. Ужели, при чтеніи Евангелія, ты можешь заградить слухъ, чтобы не слышать, что оно говоритъ тебѣ для твоего спасенія? Слушай: иже не отречется всего своего имѣнія, не можетъ быти Мой ученикъ. Разсуди: ты сдѣлался вѣрующимъ и принялъ крещенiе. Ты не отрекся отъ своего имѣнія; но я спрошу тебя о твоей вѣрѣ: какъ тверда она? Вотъ приближается опасное время для твоей вѣры. Тебѣ скажутъ: если ты будешь упорствовать, то мы лишимъ тебя всего имѣнія. Если ты скажешь: пусть лишатъ меня имѣнія, я не отступлю отъ вѣры; то ты въ самомъ дѣлѣ имѣешь вѣру и отрекся отъ всего; потому что, обладая имѣніемъ, ты не прилѣпляешься къ оному; а грѣхъ состоитъ не въ обладаніи благами міра, но въ чрезмѣрной любви къ онымъ. Впрочемъ теперь еще нѣтъ гоненій; чѣмъ же ты докажешь обѣтъ, данный Господу? Безъ сомнѣнія, ежедневными дѣлами. Что если какой-нибудь человѣкъ сильный, который можетъ повредить тебѣ, будетъ убѣждать тебя, съ утрозами, произнести ложное свидѣтельство? Онъ не скажетъ тебѣ: отрекись отъ Христа, потому что ты на это не согласишься. Онъ иначе будетъ искушать тебя, и при томъ тѣмъ, объ чемъ ты и не думалъ, чего и не предполагалъ. Произнеси, скажетъ онъ, ложное свидѣтельство; если же не произнесешь, то я подвергну тебя различнымъ несчастіямъ. Онъ будетъ угрожать тебѣ изгнаніемъ, даже смертію. Въ семь-то случаѣ и докажи твою вѣру. Если ты произнесешь ложное свидѣтельство, то отречешься отъ Христа. Онъ сказалъ: Азъ есмь истина (Іоан. 14, 6); посему, если ты отречешься отъ истины, то отречешься и отъ Христа. Но что можетъ сдѣлать тебѣ человѣкъ сильный? Положимъ, что онъ сдѣлаетъ тебя бѣднымъ; но ужели ты будешь чувствовать бѣдность, если Богъ будетъ съ тобою? Положимъ, что онъ будетъ угрожать тебѣ еще большимъ несчастіемъ, именно: смертію; ты конечно понимаешь важность этой угрозы, но понимаешь ли, что самъ дѣлаешь? Тебѣ угрожаютъ тѣлесною смертію, но уста лжущая убиваютъ душу (Прем. 1, 11). Ты и твой гонитель — люди смертные по тѣлу, но безсмертные по душѣ; оба вы живете во времени, какъ пришельцы и странники на земли. Онъ угрожаетъ тебѣ смертію, не зная того, что, можетъ быть, умретъ прежде, нежели исполнитъ свою угрозу. Положимъ даже, что онъ и успѣетъ исполнить оную, но посмотримъ, кто больше повредитъ тебѣ, самъ ли ты, или онъ? Онъ поднимаетъ мечь, чтобы убить твое тѣло; а ты заносишь лживый языкъ для убіенія души твоей. Который мечь поражаетъ сильнѣе, убиваетъ жесточе и проникаетъ глубже? Его до костей, а свой до сердца. Ты потеряешь все, если потеряешь твое сердце. Уста лжущія убиваютъ не тѣло, но душу. Таковы каждодневныя искушенія, которымъ подвергаются люди. Когда склоняютъ тебя къ нечестiю, къ грѣху, или, когда по волѣ Божіей ты терпишь страданія; тогда и употреби твое имѣніе для сооруженія столпа. Если ты чувствуешь слабость собственныхъ силъ, то призови небеснаго Помощника: Онъ укрѣпитъ тебя по своему обѣтованію. Ибо что Богъ обѣщалъ намъ, братіе мои? Съ чемъ, сравнить обѣтованныя блага, чтобы возбудить въ васъ желаніе оныхъ? Если я укажу на золото, на серебро, на почести и богатства; все это будетъ ничтожно въ сравненіи съ оными. Ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Онъ уготовалъ намъ самаго Себя. Какъ Творецъ всего, Онъ несравненно выше, лучше и совершеннѣе всего сотвореннаго. Все, что мы ни любимъ на землѣ, ничтожно въ сравненіи съ Богомъ. Сего мало; ничтожно не только то, что мы любимъ, но даже ничтожны мы сами. Ты долженъ любить Его всѣмъ сердцемъ, всею душею и всею мыслію; но любя Его, долженъ любить и искренняго твоего, яко самъ себе. Въ сiю обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ (Матѳ. 22, 37-40). Если ты возлюбилъ Господа, то знай, что ты любишь и самаго себя; если же не любишь Бога, то не любишь и себя. И такъ, если ты научишься, любя Бога, любить и самаго себя; то обрати къ Богу и ближняго твоего, чтобы ты могъ насладиться съ нимъ тѣмъ благомъ, которое составляетъ самъ Богъ. Мы воспоминаемъ нынѣ великій подвигъ седми братій и ихъ матери. Каковъ этотъ подвигъ, братіе мои! Сравните съ симъ святымъ зрѣлищемъ тѣ, на которыя вы смотрите въ театрахъ. Сіи оскверняютъ зрѣніе, а то очищаетъ сердце. Здѣсь зритель заслужитъ похвалу, если будетъ подражать видѣнному; а тамъ навлечетъ на себя безчестіе и подвергнется осужденію, если будетъ поступать, какъ лицедѣй. Я люблю Мучениковъ, съ удовольствтемъ смотрю на ихъ подвиги, внимательно слушаю, когда читаютъ объ ихъ страданіяхъ. Воспоминая подвигъ святыхъ Маккавеевъ, коихъ побѣду мы прославляемъ нынѣ, я хочу побесѣдовать съ вами о театральныхъ зрѣлищахъ. Братіе! Въ вашемъ городѣ больше, нежели во всѣхъ смѣжныхъ городахъ, упала нравственность отъ чрезмѣрнаго любострастія. Не краснѣйте; только у васъ этотъ порокъ сдѣлался продажнымъ. Ужели вамъ пріятно вмѣстѣ съ хлѣбомъ, виномъ, масломъ и животными, торговать и порокомъ? Можетъ быть, для такой безчестной купли пріѣдутъ сюда иностранцы; если спросятъ ихъ: чего вы ищете? Они скажутъ: актеровъ и блудницъ. Ужели вы надѣетесь найти въ этомъ свою славу? Что касается до меня, то я не знаю, какое безчестіе можетъ быть больше сего. Поистиннѣ, братіе, съ прискорбіемъ напоминаю вамъ, что сосѣдніе города осудятъ васъ предъ лицемъ цѣлаго міра въ день судный. Всякъ, кто хочетъ представить другому худой примѣръ, указываетъ на васъ. Но вы, можетъ быть, скажете: мы живемъ подобно Карѳагенянамъ; какъ въ Карѳагенѣ есть люди святые и благочестивые, такъ и въ нашемъ городѣ ихъ много, чтобы оправдать себя заслугами другихъ. Но въ Карѳагенѣ такъ поступаютъ только Іудеи и язычники, а у насъ — Христіане. Съ великимъ прискорбіемъ говорю сіе. Ужели никогда не исцѣлится рана моего сердца вашимъ исправленіемъ? Я знаю вашъ и другіе города, знаю, какъ они обширны и многолюдны, и вижу большое различіе въ нравахъ ихъ жителей. Всѣ вы извъстны тому, кто поставленъ у васъ проповѣдникомъ слова и совершителемъ таинствъ. И теперь я вижу здѣсь не многихъ изъ васъ. Наступятъ дни страданій Христовыхъ, наступитъ Пасха; конечно, и въ сіи великіе праздники не многіе соберутся сюда, особенно изъ тѣхъ, которые незадолго предъ тѣмъ наполняли театры; но сравните эти два мѣста и возскорбите сердцемъ. Можетъ быть, вы скажете: вамъ — Духовнымъ и Епископамъ должно удаляться театровъ, а не намъ мірянамъ. Но справедливо ли это? Что будетъ съ нами, если погибнете вы? Мы — иное для себя, и иное для васъ. Для самихъ себя мы Христіане, а для васъ — Духовные и Епископы. Апостолъ говорилъ не Духовнымъ, не Епископамъ: вы есте уди Христовы; онъ сказалъ народу, вѣрующимъ, христіанамъ: вы есте уди Христовы. Замѣтьте, какого тѣла вы члены? Кого имѣете своимъ главою? Вы имѣете одинъ духъ, который приняли отъ Христа; вземъ ли убо уды Христовы, сотворимъ уды блудничи (1 Кор. 6, 15)? Но христіане сего города не только любятъ, но и содержатъ блудницъ; даже дѣлаютъ блудницами тѣхъ, которыя не были ими; какъ будто за нихъ и не пролита кровь Христова, какъ будто и не сказано: мытари и любодѣйцы варяютъ вы въ царствіи Божiи (Матѳ. 21, 51). Мы должны были бы стараться о ихъ спасеніи; между тѣмъ какъ приготовляемъ для нихъ погибель, и это дѣлаемъ мы, христіане, не скажу, невѣрующіе. Съ прискорбіемъ сердца обличаю васъ, братіе; но если бы не обличалъ, то подвергся бы одинаковому съ вами осужденію. Да благоволитъ Господь Богъ нашъ, чтобы въ послѣдствіи я слышалъ объ васъ одно доброе и, въ надеждѣ на Его милосердіе, утѣшался вашимъ исправленіемъ. Ибо, послѣ великой печали гораздо сильнѣе бываетъ наша радость. Аминь. Печатается по изданiю: Блаженнаго Августина Слово въ день святыхъ мучениковъ Маккавеевъ. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ типографiи Ильи Глазунова и К° — 1839 г. — Часть III. — С. 143-161. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице