|
Добротолюбие в русском переводе. Том первый. Издание четвертое
О "внемли себе"
- Внемли себе тщательно, дерзая и веруя, что Господь
наш Иисус Христос, Бог сый, и неизреченную имея славу и
величие, сделался для нас образцом, да последуем стопам
Его (1 Петр. 2, 21), ради нас смирил Себя превеликим и
всякую меру превосходящим смирением, зрак раба прияв,
обнищал, ни во что вменил посрамление, претерпел многие и
срамные оскорбления, и как написано, яко овча на
заколение ввдеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен,
тако не отверзает уст Своих. Во смирении суд Его взятся
(Исайи 53, 7. 8), -(наконец) и смерти с великими
поношениями подвергся за нас: чтоб и мы, по заповеди Его и
по собственным грехам нашим, охотно переносили, если кто
праведно или неправедно будет поносить нас, или клеветать
на нас, и что говорить если даже до смерти
(будет доводить нас), яко овча на заколение да ведемся, и
будем, как неразумный скот, отнюдь не противореча, но паче,
если сможем, моляся, или по крайней мере молча, с великим
смирением.
- Внемли себе тщательно, веруя, что многополезно и
спасительно для души, (подвергаться) оскорблениям и
бесчестиям ради Бога, и переносить их охотно и безмятежно,
помышляя, что по грехам моим я достоин и больше пострадать,
и что всячески удостаиваюсь пострадать и понести нечто за
Господа, того ради, что, может быть, чрез многие страдания
и бесчестия, хоть малою некою черточкою, подражателем
сделаюсь страдания Бога моего. И всякий раз, как вспомнишь
об оскорбивших тебя, от души и искренно молись о них, как о
доставивших тебе великие блага, отнюдь не ропща на них.
- Внемли себе тщательно, чтоб, как смерть великую, как
пагубу души своей и вечную муку, так презирать и всецело
ненавидеть любоначалие и славолюбие желание славы,
или чести, или похвал человеческих, и то, чтоб
думать о себе, что ты нечто, или что справил какую
добродетель, или что ты лучше кого-либо; и всякое срамное
похотение и сласть плотскую до малейшей отсекай; так же
знакомиться с кем-либо без нужды, или касаться тела
другого, и поесть чего хоть немного не вовремя себе не
позволяй, дабы, соблюдая себя таким образом и ограждая в
малом, не впасть тебе в тяжкие (грехи), и, презирая малое,
мало помалу не погрешить в большем.
- Внемли себе тщательно, чтоб от души и во истине
почитать себя малейшим и грешнейшим всякого христианина и
всегда иметь душу плачущею, смиряющеюся и стенящею; и, как
недостойный и идиот, всегда молчи, да и вообще не говори без нужды.
- Внемли себе, всегда помнить и пред очами иметь огнь
вечный и вечные муки и осужденных туда, и почитай себя паче
за одного из тамошних, чем из живых.
- Внемли себе тщательно, зная, что Господь наш за нас
умер и воскрес, чтоб и ты не себе уже жил, но Господу, за
нас умершему и воскресшему (2 Кор. 5, 15), дерзая и
веруя, что ты всегда находишься пред лицом Его, и Он видит
сердце твое.
- Внемли себе тщательно, всегда быть готовым
повиноваться воле Божией, на смерть ли, или на живот, или
на какую-либо скорбь, со всем желанием, и верою, и всегда
ожидать великих и страшных искушений, грядущих на тебя,
скорбей, мучений и самой горькой смерти.
- Внемли себе тщательно, чтоб, как пред лицом Бога
сущему, ничего без воли Его не делать, даже до малейшего
чего. Что бы ни захотел, сказать ли, или сделать, или
сходить к кому, или поесть, или напиться, или лечь спать,
или другое что захотел бы ты сделать, дознай прежде, по
Богу ли то, и исповедуй причину, почему хочешь того, и
тогда делай то, как подобает пред Богом. Так во всех делах
и словах исповедуйся Богу, чтоб стяжать большее свыкновение
с Ним и большее к Нему дерзновение.
- Внемли себе тщательно, чтоб, если кто чем-либо
оскорбит тебя, и будет в тебе печаль или гнев, молчать и
ничего не говорить, кроме подобающего, пока прежде молитвою
не укротишь сердца своего, и тогда наконец переговори с
братом. Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь
себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему,
чтоб не придти в большее расстройство. Но когда увидишь и
себя и его в добром расположении и кротости, тогда и
поговори ему, не как обличающий, а как напоминающий, со
всяким смиренномудрием.
- Внемли себе тщательно, чтоб каждодневно ожидать
грядущего на тебя искушения, на смерть ли, или на скорби и
беды великие, и (когда придет) переноси его охотно и без
смущения, помышляя, что многими скорбми подобает нам
внити в царствие Божие (Деян. 14, 22).
- Внемли себе тщательно, во всем, что бы ни предлежало
тебе, в слове ли, или в деле и помышлении, отнюдь не искать
своей воли и своего покоя, но волю Божию дознавать
тщательно, и ее исполнять в совершенстве, и хотя трудным
что покажется, переносить то и делать, царствия ради
небесного, веруя от всего сердца, что то полезно тебе, паче
всякой мудрости человеческой: ибо заповедь Его живот вечный
есть, и взыскающии Господа не лишатся всякаго блага
(Пс, 33, 11).
- Внемли себе тщательно, как всегда сущий пред лицом
Бога, чтоб ни от кого ничего не чаять, но все от Него
Единого, с верою. И в чем бы ни имел ты нужды, моли Бога,
да будет тебе нужное то по воле Его. За все, что находится
у тебя, благодари всегда Бога, как все то даровавшего тебе.
Если лишишься чего, отнюдь не надейся на человека, равно не
скорби и не ропщи ни на кого, но переноси то благодушно и
без смятения, помышляя в себе: еще больших скорбей достоин
я по грехам моим, впрочем, если хочет Бог помиловать меня,
может. Если будешь так располагаться, то Он исполнит всякую
твою нужду.
- Внемли себе тщательно, отнюдь не соглашаться принять
что, если не удостоверишься, что Бог посылает тебе то от
праведных трудов, и тогда прими то со всяким миром. Когда
же видишь, что то от неправды, или брани, или лукавства и
лицемерия, отвергни и отбрось то, помышляя что лучше
частица малая со страхом Господним, нежели сокровища велия
без боязни (Притч. 15, 16).
- Внемли себе тщательно, и понуждай себя хранить
молчание, чтобы Бог даровал тебе силу бороться и
подвизаться. Если же кому будет нужда говорить с тобою, и
ты дознаешь прежде сам по себе, что нужда та благословна, и
что по Богу в сем случае лучше говорить, чем молчать: тогда
наконец открой уста твои со страхом Божиим и трепетом, имея
лицо долу (обращенное) и слово почтительное и подобающее.
Когда говоришь с кем, говори не много любви ради, и
поскорее замолчи. Если спрошен будешь о чем, послушайся
(сказать) только нужное, и больше того ничего не говори.
- Внемли себе тщательно, чтобы, как воздерживаешься от
блуда, так воздерживаться и от похоти очес, и слуха, и
языка, и осязания; чтоб очи свои всегда иметь только тебе
внимающими и рукоделию твоему, и не обращать их на другого
человека, разве только когда видишь, что есть благословная
в том нужда. На женщину же, или на мужчину доброзрачного,
отнюдь не смотри, без нужды. Ушам своим не позволяй слушать
что против кого-либо, ни бесед бесполезных. Уста твои да
молчат, и отнюдь не говорят без нужды.
- Когда будешь читать это, возлюбленный, сотвори силу
твою попещись об (исполнении) того, да покроет тебя Бог в
час искушения. Аминь.
|
|