|
Добротолюбие в русском переводе. Том первый. Издание четвертое
Рыдания
- Горе нам, любосластные и маловременные, что за
привременное беззаконное похотствование плотское, не узрим
мы славы Господа!
- Горе нам, что, когда тление нетления не наследствует
(I Кор. 15, 50), мы, презрев нетление, неудержимо емлемся
за тление!
- Горе нам, что, имеющую разложиться в червей и гной,
плоть свою питаем в грехах, не боясь ни огня, имеющего нас
вечно мучить, ни червя неусыпающего!
- Горе нам, что, оскверненное нечистотами, тело наше
Христолюбивые человеки чтут поклоном и лобызают, а мы гробы
повапленные есмы, хранящие в себе смертоносный грех!
- Горе нам, что чрез невоздержание в пище и сластях
сокровиществуем в себе семянные зародыши, и чрез то
возбуждены бываем к беззаконному плотскому смешению!
- Горе нам, что не сличаем тления с нетлением и не
страшимся Божественной и страшной правоты!
- Горе нам, что мы малодушны на добро, но ретивы и
скоры на зло!
- Горе нам, что способное быть приятелищем света
вечного тело наше сделали мы приятелищем вечной тьмы!
- Горе нам, что соделавшийся Сыном Человеческим, и
Богу Отцу единосущный не имеет где главу Свою подклонить в
нас, ради нас вочеловечившись, а лисы злые и лукавые духи
норы себе в нас поделали!
- Горе нам, что правые сердцем представят Судие души
свои непорочными и тела свои святыми и незапятнанными, мы
же, имея души оскверненные и тела нечистые, должны ожидать
одного осуждения на вечные муки!
- Горе нам, что будучи похотетелями неправд и всякой
нечистоты требуем себе чести святых!
- Горе нам, что будучи осужденниками, повинными многим
грехам, вращаемся среди святых и незлобивых, как чистые и
свободные!
- Горе нам, что будучи исполнены прегрешений,
вразумляем и научаем тех, которые гораздо лучше нас!
- Горе нам, что, имея бревно в глазе, будто непорочные
поднимаем суд и гневаемся на тончайшие (подобно сучцу)
погрешности братий наших!
- Горе нам, что для других связываем тяжкие и
неудобоносимые бремена, сами же, будто немощнейшие телом, и
(перстом) прикоснуться к ним отказываемся!
- Горе нам, что, скудны будучи в божественном
монашеском делании, спешим без стыда учить других
деятельной добродетели!
- Горе нам, что, забыв о давних грехах своих, и о
новых не мучимся и не плачем!
- Горе нам, что, с Божьей помощью и благодатью добре
начав, ныне стали плотскими!
- Горе нам, что так погрязли в нечистых помыслах, что
будто не видя своих грехов, спрашиваем, делали ли мы их!
- Горе нам, что, когда едим и пьем, не припоминаем о
бывающей в нас от многоядения брани!
- Горе нам, что лишь только возбудят в нас демоны
блудные воспоминания, как уже находят нас готовыми на то в
сосложении с помыслами!
- Горе нам, что, оставив божественные молитвы и чтения
с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и
празднословиях!
- Горе нам, что так окаменены сердца наши, что часто,
напряженно ища сокрушения и слез, не успеваем в этом по
причине крайнего нерадения и разленения!
- Горе нам, что, когда Бог сказал: душа, яже
согрешит, та умрет (Иезек. 18, 4), мы нисколько не
печемся о ней, хотя она непрестанно согрешает.
- Горе нам, что, тогда как тело наше падко на грех, по
причине насыщения и утех, мы до похотения раздражаем
нечистые и скверные помыслы, чрез очи иринимаем стрелы
лукавого в сердца свои, и чрез прикосновение к телам
делаемся женонеистовыми конями, ни о разумном достоинстве
своем не помышляя, ни вечного мучения не страшась!
- Горе нам, что о страданиях и болезни плоти много
стенаем и беспокоимся, а о ранах и неизлечимых болезнях
души болим нечувствием!
- Горе нам, что владычественная сила души подчиняется
у нас рабе ее плоти, и господствует худшее над
лучшим, а не обе в едином желании работают создавшему их
Богу!
- Горе нам, что грехи наши поновляются злыми и
нечистыми помыслами, и мы не различаем удаления от нас Бога
и нашествия в нас нечистых духов!
- Горе нам, что, будучи несмысленны и неразумны, любим
и восхищаем похвалы святых, а не подвиги их и дела.
- Горе нам, что в делании заповедей Божиих не
проявляем ни страха рабов, ни усердия и благоразумия
наемников, ни любви сынов!
- Горе нам, что в угождение людям не отказываемся все
говорить и делать, нерадя о том, что праведно!
- Горе нам, что стыдимся лица человеков, когда грешим,
а на стыд вечный никакого внимания не обращаем.
- Горе нам, что, будучи (рождены) от бедных и
неславных родителей, не знали мы себя (думать о себе не
думали) а давши пред Богом обет нищеты и неславности,
любопримся, чтоб нас ставили наравне с богатыми и славными!
- Горе нам, что в мiре были мы воздержны по причине
бедности, а ныне, призваны быв к воздержанию, очень много
печемся о насыщении чрева и покое плоти!
- Горе нам, что тогда, как Ангелы ополчаются вокруг
боящихся Бога, а демоны вокруг небоящихся Его и
преступающих заповеди Его, мы вчиняем себя в полки демонские!
- Горе нам, что, встретившись и беседуя с богатыми и
сильными, понравиться (угодить) им стараемся, а когда
бедные подходят к нам с видом просителей, мы отвращаемся от
них, как от докучливых!
- Горе нам, что не относимся, как следует по долгу, к
каждому человеку, а делаем это, как нам кажется и нравится.
- Горе нам, что права (свои притязания) точно
определяем, судим о них и учим, а от делания добра далеко
отступили!
- И Горе нам, что тщательно очищаем землю от терний и
волчцов и от других вредных для плодов произрастений, а душ
наших страхом Божиим не очищаем со тщанием от повреждающих
святые добродетели злых и нечистых помыслов!
- Горе нам, что несмотря на то, что имеем переселиться
с земли, на коей живем пришельцами, многолетние употребляем
заботы о земных и тленных вещах, а во время неотложного
отселе отшествия нашего, ни над чем из того никакой власти
поиметь не удостоимся!
- Горе нам, что о всяком деянии земной жизни, о всяком
праздном слове, о злых и нечистых помыслах и воспоминаниях
души имеем мы дать отчет страшному Судие, а будто не
подлежащие ответу за все время жизни нашей, беззаботствуем
о душах своих!
- Горе нам крайнее, не только по причине нечестий
наших и беззаконий, какими нагрешили, но и по причине
презрения обетований Божиих и неверия в них!
- Горе нам, что, как несмысленные, прилепились к
тлению, и имея возможность чрез жизнь по Евангелию
сраствориться с нетлением, по причине любви к земному,
остались непричастными вечного нетления!
- Горе нам, что нетлению предпочли отвратительное
тление!
- Горе нам, что, имея возможность побеждать всякое
любосластие, по самоугодию произволили паче быть
побеждаемыми страстями нашими!
- Горе нам, что пред лицом людей грешить стыдимся и
боимся, а пред очами Того, Кто видит сокровенное,
нечествовать и грешить не трепещем и не боимся!
- Горе нам, что не приправляем слова своего
божественною солию, но всегда говорим ближнему бесполезные
и далекие от благочестия речи!
- Горе нам, что с лестью, лукавством и притворством
ведем с людьми речи, не страшась за это осуждения!
- Горе нам, что сон и уныние наше делают то, что
демоны похищают умиление сердец наших!
- Горе нам, что, отрекшись от мiра, мiрян превосходим
страстями!
- Горе нам, что сами имея нужду во многом обучении и
наставлении, исправляем других, когда они погрешают в малостях!
- Горе нам, если Господь сделает нам испытание на
земле, и возьмет нас на суд неисправленными!
- Горе нам, что не посматриваем на то, что находится
внутри чрева нашего, и потому побеждаемы бываем
сластолюбием и гордостью!
- Горе нам, что, оскверняя всегда души свои нечистыми
помыслами, желаем однако же, чтоб о нас думали, как о
святых, и чтили нас их наименованиями!
- Горе нам, что, предавшись суетностям, забыли мы о
борьбе с диаволом!
- Горе нам, бесстрашно здесь согрешающим! Потому что
там примут нас огнь геенский неугасимый, тьма кромешная,
червь неусыпающий, плач и скрежет зубов, и вечный срам пред
высшею и низшею нас тварью.
- Горе нерассудительной и нераскаянной душе нашей!
Потому что по воскресении мертвых, с воплем и скрежетом
зубов будет она плакать и стенать в грешном теле своем,
будучи поражена отчаянием от горьких и болезненных мучений
в огне вечном.
- Горе нам, что в стране изгнания и пришельствия любим
проклятое веселие, а о сладости рая не воспоминаем и
царствие небесное презираем!
- Горе нам, что уподобляемся юродивым девам в
немилосердии, и елея для освещения (там) лампад здесь чрез
благотворение ближним не закупаем!
- Горе нам, что день и ночь воссылаем к Богу молитвы,
говоря: Господи! Господи! а не творим, что Он заповедал!
- Горе написавшему сии рыдания, что, будучи повинен во
всем написанном, не восприял я и малого вздоха покаяния!
- Горе болезнующему о других, когда он себя лишает
собственных болезнований (о себе не болезнует)!
- Горе нам, что имея в совести обличения, непрестанно
нас осуждающие и против нас свидетельствующие, не
устыждаемся, и как подлежащие осуждению и мучению за все
содеянное нами, не трепещем страшного Судища Божия!
- Горе нам, что, смердя делами, радуемся похвалам
человеческим!
- Горе нам, что блуждание умом туда и сюда,
рассеянность и забвение отъемлют страх Божий от сердец
наших!
- Горе нам, что попечение наше о суетном делает сердце
наше запущенною землею и притупляет его (чувство к духовному)!
- Горе нам, что, будучи носимы долготерпением Божиим,
не бываем мы поражаемы смертию по делам нашим, и однако ж,
сподобляясь такой (милости), сами милостивыми сделаться не стараемся!
- Горе нам, что не памятуем ныне грехов своих, а когда
душа наша обнажится от тела, тогда все их, и словами, и
делами, и помышлениями (содеянные), в преболезненном и
прегорьком раскаянии, за раз увидим напечатленными и
написанными в памяти сердец наших!
- Горе нам, что несмотря на объявление Апостола всем,
что ядый (хлеб) и пияй (чашу Господню) недостойне, суд
себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11,
29), мы, будучи проникнуты нечистотами своими,
приступаем к страшным тайнам Божиим, извиняя себе, что
сделали в ночных мечтаниях и в скверных помыслах!
Приступающий к Богу с помыслами не чистыми, с очами не
непорочными, с телом не нерастленным, со стремлениями души
и тела не неоскверненными, скольким болезням тела и немощам
души делает себя повинным? А потом и вечному мучению
и посрамлению беспредельному.
- Горе мне, что пишу это горькие проливая слезы, а
дела покаяния еще не начинал!
- Горе мне, что говорю истину, а дел добрых не делаю!
- Горе мне, добре учащему, но худо делающему!
- Горе грешащим в сластях! Потому что горький их
примет конец, с посрамлением вечным.
- Горе печалящимся о вещах бесполезных! Потому что они
лишили себя душеполезной печали в покаяние.
- Горе поносителям и обидчикам! Потому что они
отчуждили себя от блаженной любви.
- Горе недоброжелателям и завистникам! Потому что они
сделали себя чуждыми благости и милосердия Божия.
- Горе человекоугодникам! Потому что они Богу угодить
не могут.
- Горе лицеприятникам! Потому что они отпали от истины
Божией.
- Горе гордым! Потому что они суть на стороне
отступника диавола.
- Горе не боящимся Господа! Потому что они вплетутся в
множайшие грехи и бичуемы будут и здесь и там.
- Горе нам, что ужаления и укушения блох, гнид, вшей,
мух, комаров и пчел не терпим (защищаем себя от них), а
против пасти великого дракона, жалящего нас и поглощающего
как на пойле, и всякими смертоносными жалами пронзающего,
не устрояем себе никакой помощи, или убежища!
- Горе нам, что диавол измождает нас и сластями и
болезнями, и нуждами и всякими мiрскими прелестями, мы же
не хотим престать от зол наших!
- Горе нам, что, тогда как отступление держится так
много лет и очень многие оставили православную веру, мы ни
слезы не проливаем, ни сердцем не болезнуем, ни от страстей
своих не воздерживаемся, но прилагаем грехи ко грехам, чтоб
и за злые дела свои, и за неверие, зараз получить горькое
вечное мучение в геенне!
- Горе нам, написавшим сии рыдания, что, когда подошел
уже конец нам, мы, не покаявшись в злых делах юности нашей
и не оплакавши их, на старости приложили большие и
неподъемные зла и тягчайшие грехи.
- Горе нам, что даже тягчайших страданий и разных
болезней тела не устыждаемся, но ботеем в грехах, и с
презорством (к должному), с полной невоздержностью и
распущенностью откармливаем свои скверные и грешные тела!
- Горе нам, что сквозь огнь, клокочущий паче волн
морских, подобает нам пройти да приимет кийждо, яже с
телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10).
- Горе нам, что не помышляем об оном мрачном и
невещественном огнежжении, и о вечном там горьком плаче и
скрежете зубов! Ибо Бог отымет светлость у пламени, а
жгучесть и при мрачности оставит в огне для нечестивых и
грешников.
- Горе мне, бедная душа! Яко скорбь ми есть, и
непрестающая болезнь сердцу моему (Рим. 9, 2)! Ибо,
оплакивая себя, должен сказать: зло омрачило разум и
закрыло истину, смерть победила жизнь, земное, тленное и
привременное заменило небесное, нетленное и вечное, мерзкое
и достойное ненависти показалось более сладким и любезным,
чем истинная любовь Христа и досточестность, заблуждение,
осудив на изгнание истину, выбросило ее из души моей,
печаль вместо радости избрал я, стыд и поношение вместо
дерзновения и похвал, горечь предпочел сладости, землю и
пепел ее возлюбил паче неба и царствия его, тьма
доброненавистного врага вошла в сердце мое, и омрачила свет
ведения в уме моем.
- Горе мне! Горе мне! Какие сети диавола объяли меня
и, запнув, с какой высоты повергли долу! Теча истощился я,
и поты мои напрасно обливали меня. Кто не оплачет меня? Кто
горько не возрыдает о мне, истомленном суетными трудами и у
пристани потерпевшем крушение? Помилуйте мя, помилуйте
мя, помилуйте мя, о друзи (Иов. 19, 21), и болезненно
умолите благого и незлобивого Господа моего Христа, да
умилосердится Он надо мною и сгонит эту страшную мглу
доброненавистника диавола с ума моего, и я да узрю, в каком
лежу блате и, могучи восстать, не хочу. Или уж время мое
сокращенное пресекло всякую мне надежду?! Нет болезни, паче
болезни моей; нет раны, как рана моя; нет раздирания, как
раздирание сердца моего; яко беззакония моя превзыдоша
главу мою (Пс. 37, 5). Раны мои не раны от меча,
и мертвые мои не мертвые от брани, но разжженные
стрелы врага вонзились в меня и ослепили внутреннего
человека моего, и углебох в тимении глубины, и несть
постояния (Пс. 68, 3), страх, егоже ужасахся,
прииде ми (Иов. 3, 25), и прикры ны сень
смертная (Пс. 43, 20).
- Горе мне! Душа, воззри, и увидь настоящее
привременное и, спустя немного, с горечью и прискорбностью
прейти имеющее, и грядущее ужаснейшее. Помысли,
душа, от скольких благ и надежд отпадаешь ты, и каких
мучений вскоре сделаешься ты наследницею, беспреемственною
и безутешною! Почему, прежде чем померкнет над главою твоею
свет, предупредив приди, и падши моли и проси Подателя
вечного света, да избавит тебя от всепожирающего пламени и
от бессветной тьмы. Ибо Его есть простить грехи и
даровать блага нам, недостойным милости Его. Ему слава и
держава во веки веков. Аминь.
|
|