|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Иоанн Кассиан Римлянин - Цель и конец подвижничества
- Все науки и искусства имеют свою цель (scopon) и
свой конец (telos), смотря на которые, рачительный
любитель искусства охотно переносит все труды и издержки.
Так земледелец, терпя то зной, то холод, неутомимо
распахивает и разрыхляет землю, имея целью,
очистив ее от всякого стороннего сора, сделать
плодороднейшею; убежден будучи, что иначе не достигнет
конца, т.е. получения обильной жатвы, для содержания
себя и умножения своего достояния. Так и подвижничество
наше имеет свою цель и свой конец, ради которого неутомимо
и с удовольствием подъемлем мы все труды, ради
которого не тяготит нас скудость питания постнического,
веселит изнеможение от бдений, всегдашнее чтение Писаний с
размышлением не знает сытости, и не страшат ни непрестанный
труд, ни обнажение от всего и скудость во всем, ни даже
ужасы этой безмерной пустыни.
- Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие,
а цель чистота сердца, без которой невозможно
достигнуть того конца. К этой цели приковав взор наш, и
должны мы направлять наивернейше течение наше, как по
прямой линии, и если хотя несколько помышление наше
уклонится от ней, тотчас возвращаясь к созерцанию ее,
исправлять его, как по норме какой.
- Так учит св. Павел, когда к приявшим благое иго
Христово говорит: имате плод ваш во святыне, кончину же
жизнь вечную (Рим. 6, 22), Этим он сказал как
бы: цель ваша в чистоте сердца, а конец жизнь
вечная. Итак, что может нас направить к сей цели, т.е. к
чистоте сердца, тому мы следовать должны всею силою, а что
отвлекает от ней, того избегать, как гибельного и вредного.
Ибо для ней все подъемлем мы и делаем; для ней оставляются
родители, отечество, чины, богатство, утехи мiра сего и все
удовольствия, чтобы т.е. сохранно удерживать
постоянную чистоту сердца. Если посему будем мы всегда
иметь во внимании эту цель, то все действия наши и
помышления будут направляться прямо к достижению ее. Если
же она не будет неотходно стоять пред очами нашими, то все
труды наши и силы, не будучи направляемы на одно это,
напрасно будут иждиваемы.
- Итак, для этой чистоты должно нам все делать и всего
желать; для ней в пустыню следовать, для ней держать посты,
бдения, труды, нищету телесную, чтение и прочие
добродетели, чтоб, т.е. сделать сердце свое не
болезнующим никакими пагубными страстями и сохранить его
таковым. Посты, бдения, отшельничество, поучение в Писании
для этой главной цели, т.е. чистоты сердца, подобает нам
поднимать; и из-за них не должно позволять себе возмущать
сию главную добродетель. Ибо когда пребудет у нас сохранною
и невредимою сия главная добродетель, то никакой не будет
беды, если какой-нибудь из сказанных подвигов придется в
каком либо случае по необходимости опустить: когда же мы
все их выдержим, а ее одну нарушим, то никакой не будет от
этого пользы; потому что все должно быть делаемо для нее.
Они (подвиги) не суть совершенство, а суть средства к
совершенству. Почему напрасно будет трудиться, кто,
удовольствовавшись ими одними, будто верховным
благом, на них остановит стремление своего сердца, а не
будет простирать его до достижения конца, для которого они
сами желательны.
|
|