|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Преподобный Нил Синайский - Об унынии
- Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении,
не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает
мужественно и против искушений.
- Что пища для здорового тела, то искушение для
мужественной души.
- Северный ветер питает произрастания, а искушения
укрепляют терпеливость души.
- Безводное облако уносится ветром, а не имеющий
терпения ум духом уныния.
- Весенняя роса прибавляет роста полевому плоду, а
духовное слово возвышает устроение души.
- Дух уныния гонит монаха из жилища его; а кто имеет
терпение, тот всегда пребывает в безмолвии.
- Унылый выставляет в предлог к выходу (во вне)
посещение больных, на деле же имеет при сем свою цель.
- Монах в унынии скор на служение и считает заповедью
удовлетворение чрез то своего желания.
- Легкий ветерок наклоняет слабое растение и мысль о
странствовании легко увлекает унылого.
- Хорошо утвердившееся дерево не преклоняется от
напора ветров, и уныние не поражает окрепшие души.
- Бродящий монах иссохшая пустынная ветка;
немного посидит в келье, и опять несется нехотя
куда-нибудь.
- Переносимое с места на место растение не приносит
плода, и бродящий монах не приносит плода добродетели.
- Больной не довольствуется одною пищей, и монах
унылый одним делом.
- Сластолюбцу не довольно одной жены, и монаху в
унынии недостаточно одной кельи.
- Глаз унылого непрестанно обращается на дверь, и
мысль его мечтает о посетителях; скрипнула дверь, и он
вскакивает; послышался голос и он выглядывает в окно, и не
отходит от него, пока не соскучит.
- Унылый, читая книгу, часто зевает, и клонится ко
сну, потирает лицо, тянется, поднимая руки, и отворотив
глаза от книги, пристально смотрит на стену; обратившись
опять к книге, почитает немного, переворачивая листы,
любопытствует видеть конец слова, считает страницы, делает
выкладку о числе целых листов, охуждает почерк и украшения,
и наконец, согнув книгу, кладет под голову и
засыпает сном не очень глубоким, потому что голод начинает
уже тревожить его душу, и заставляет позаботиться и о себе.
- Монах унылый ленив к молитве, и никогда не
выговаривает молитвенных речений.
- Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый
не в состоянии тщательно исполнить Божия дела; ибо у того
телесные силы в расстройстве, а у этого не стало сил душевных.
- От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать
свое дело, (не смотря на недостаток охоты), со всяким
самопринуждением, из страха Божия.
- Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его
прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно,
и дух уныния бежит от тебя.
* * *
- Во всяких трудах твоих да предводительствует всем
мужественное терпение; потому что против тебя всею злобою
ополченным стоит уныние, и наблюдая за твоими трудами,
пытает их все, и если найдет, что какой-нибудь из
них не укреплен терпением, то делает его несносно тяжелым
(1, 233).
- Когда во время службы Божией нападет на тебя дух
уныния, то нашептав душе, что псалмопение обременительно,
усердия же к нему противоборницею выставив леность,
внушает ускорить псалмопение, чтоб дать плоти отдых, потому
что она будто по какой-то причине очень утомлена.
- Когда бываем на бдении ночью, не будем во время
службы садиться по унынию; а то придут демоны, и собрав
плевелы помыслов, всеют их тотчас в сердце.
- Проснувшись прежде службы, предзаймем сердце
помыслами светлыми, чтоб, настроившись ими, с бодренной
мыслью могли мы стоять потом на псалмопении (1, 234).
- Как внешний наш человек работает своими руками, чтоб
не обременять других, так и внутренний пусть работает (в
своей рабочей), чтоб не попустить уму обремениться
помыслами; помыслы же тогда задают свою работу душе, когда
захватят ее праздною от помышлений, яже по Богу (1. 235).
- Возделывай, как рукоделие из человеколюбия, так и
мысленную силу из любомудрия, чтобы первое служило к
пропитанию странных, и к попалению или совершенному
прогнанию лености, а другое было вождем к созерцанию и
совершенному очищению ума от помыслов.
- Не будем переноситься с места на место, но лучше
покорпим в безмолвии над трудами: потому что от лености (и
праздности) помыслы берут над нами силу (1, 238).
- Когда помыслы заставят нас перейти на то место,
которое прежде своими внушениями расположили нас полюбить;
тогда заставляют раскаиваться в этом, чтоб сделать нас во
всем непостоянными и бесплодными.
- Перемена места пусть предприемлется в видах жития,
более духовного, а не в видах жития, более покойного (1, 239).
- Терпение, благодушие и любовь благодарны и в
скорбях; а уныние, льготность и самолюбие радуются покойной
жизни.
|
|