|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Преподобный Нил Синайский - Увещание к монахам
- Неумеренность в пище пресекает пост, а блудную
похотливость отражает самообуздание с молитвою.
- Сребролюбие матерь идолослужения подавляет
нестяжательность, заботу же о потребах тела отсекает надежда на Бога.
- Блуждающий ум остепеняет чтение Словес Божиих, и
бдение с молитвою.
- Набег гнева укрощает благодушие и псалмопение.
- Уныние прогоняют терпение и слезы, печаль же мiрскую
заставляет молчать отвращение от чувственных удовольствий.
- Страннолюбие подается смиренномудрием и нелюблением
любоначалия и преимуществ пред другими. Гордость же, сие
древнее зло, мерзость пред Господом, то, чему Бог
противится, усмиряет только безмерное смирение,
говорящее: я земля и пепел (Быт. 18, 27), и еще:
аще не Господь созиждет дом, всуе трудится зиждущий,
всуе бдит стрегущий (Пс. 126, 1).
- Как невозможно очистить мутную воду, не сделав ее
неподвижною, так невозможно монаху узнать свое устроение
внутреннее без безмолвия.
- Как невозможно ратоборцу увенчаться венцом победы,
не вступая в ратоборство, так невозможно быть христианином
без подвигов.
- Как невозможно чашам весов стоять ровно, когда одна
обременена тяжестью, так невозможно исполнить заповедь
Божию, когда преобладает плотское мудрование.
- Как невозможно научиться искусству, не упражняясь в
нем усердно, так невозможно стяжать молитву, не приседя
Богу в правости сердца.
- Не стяжавший чистой молитвы не имеет оружия к брани.
- Кто ходит нарядно, а между тем пуст от добродетелей
Божиих, тот есть жилище демонов.
- Как не станет жить в доме бедняка царь, так Христос
не возобитает в душе, оскверненной грехами.
- Как запущенное поле возделывается тщательным
трудолюбием, так душа, одичавшая во грехах, укрощается,
если станет жить по закону Божию.
- Как камень, глубоко в море лежащий, недоступен
приражению волн, так и преуспевший в добродетелях и в них
как бы погруженный, не будет поколеблен от дьявола.
- Как врач искусный тотчас придумывает врачевство для
предлежащей болезни, так познание Бога, хранимое (в уме и
сердце); научает причастника своего, как соблюсти себя (от
падений) и на лучшее подвигнуться.
- Как поток сам себе пролагает проход, так и грех,
будучи воспринят, сам собою ведет стяжавшего его в пагубу.
- Как оленю, попавшему в сети, нет удобства убежать,
так не избежит греха и тот, кто похоти питает, вращаясь в
мiре своем; ибо похоти лукавые и сладкие суть
неудоборазрешимые узы.
- Как виноградную лозу, не дающую добрых плодов,
срубают, чтоб не занимала понапрасну места, так и от
Господа искоренится всякий, не творящий плодов Духа
Святого.
- Как невозможно человеку, пораженному стрелою,
остаться без вреда, так невозможно монаху, приявшему худой
помысел, не быть уязвлену от него.
- Как человек, потерявший прямую дорогу, блуждает на
чужой стороне, не зная, куда направиться, так блуждает и
человек, не верующий в единосущную Троицу.
- Как человек, на многое разделяемый, един есть
естеством, так и Святая Троица, хотя и именами и ипостасями
разделяется, но естеством едина есть. Естества Божия не
постигнешь, хотя бы ты и на крыльях воспарял к Нему. Бог
непостижим, яко Творец наш.
- Как уготовляемый сосуд не знает естества того, кто
уготовляет его, так и человек не может познать естества Божия.
- О Троице не испытуй, но веруй только и поклоняйся,
ибо, кто испытует, тот не верует.
- Стяжите премудрость, а не серебро, сотворите себе
паче светлое одеяние Христа Господа нашего, нежели всякую
виссонную одежду, потому что стяжания не принесут пользы в
день смерти.
- Как огонь поедает терние, так пожираем будет всякий
грешник вечным огнем, но умереть не может; ибо будет
мучиться бессмертно.
- Нет ничего великого в том, если мы сделаемся
праведными; ибо в таком случае мы станем лишь такими,
какими созданы были от Бога в начале, добрыми зело.
- Живущий не по естеству, не соблюдает заповедей
Божиих.
- Вся мудрость в том, чтоб бояться Господа: всякая же
наука, не учащая закону Господню, есть буйство и неразумие.
- Не избавят от вечного огня вера и крещение, без дел
правды. Если ты сочетался со Христом, соблюдай заповеди
Его, и если веришь в будущее, старайся заработать вечную
славу и бойся меча огненного. Если же ты не соблюдаешь
заповедей Божиих, то не называй себя верным.
- Всякая тварь повинуется воле Божией; один человек
дерзает не повиноваться Тому, Имже вся быша.
- Богу ничего мы не доставим, если соблюдем себя
чистыми, себе же самим стяжаем жизнь вечную и наслаждение
неизреченными вечными благами.
- Не говори: не могу соблюсти заповедь Божию, по
причине препятствия от отца, или от матери, или от жены,
или от чад, или от другого кого; ибо они не избавят тебя от
гнева грядущего, и от червя неусыпающего. Да будет же тебе
всякий препятствующий тебе в стяжании Бога и добродетелей
мерзостен и ненавистен; с таковым ниже да яси.
|
|