|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Ефрем Сирианин - Общее очертание жизни посвятивших себя на угождение Господу
- Всем, которые посвятили себя Богу, и всегда
стараются представить телеса своя жертву живу, святу,
благоугодну Богови (Рим. 12, 1), надлежит, согласно со
Священными обетованиями Евангелия и прочих Св. Писаний,
веровать, что, предав себя на всякое дело благое и на
всякое упражнение в добродетели, они, с благодатью
Христовою и силою Божией, могут получить совершенное
избавление и очищение от страстей бесчестия, возбуждающихся
в душе и теле. Невозможное для нас возможно для
обетовавшего Бога. К тому же греховные страсти впоследствии
привзошли в душу и тело вследствие преступления
первозданного человека.
- Мы, верующие, прияли чрез Св. Крещение залог
благодати, как талант, для многократного умножения и
приращения чрез то обетованного наследия. Божественный и
утешительный Дух, данный Апостолам, и чрез них преподанный
единой истинной Церкви Божией, с минуты крещения пребывает
в каждом приступившем к крещению с чистою верою, и
каждый получает сей мнас для приумножения,
возделания и приращения, как сказано в Евангелии.
- Как младенец, рожденный в веке сем, не остается
навсегда в младенческом возрасте, но ежедневно растет, по
закону естества, пока не придет в совершенного мужа: так и
рожденный свыше водою и Духом не должен оставаться в
младенчестве духовном, но, постоянно пребывая в подвиге,
труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным
сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного
возраста, или в мужа совершенна, в меру возраста
исполнения Христова, как учит Апостол (Еф. 4. 13).
- Но в телесном рождении родившийся младенец, по
необходимому закону природы, достигает мужеского возраста:
ибо так определил Промысел Божий, чтоб телесный возраст
приходил в совершенство не по собственному произволению, а
по уставу естества; а в духовном рождении свыше Бог
установил иной порядок, именно, в деле
духовного возрастания, предоставил свободному произволению
человека труд, подвиг и усиленное с твердым терпением
шествие (к сей цели). Подвизайтеся, говорит Господь,
внити сквозь тесная врата (Лук. 13, 24); и еще:
употребляйте усилие, потому что усиленные искатели
восхищают Царствие небесное (Мф. 11, 12); и еще: в
терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21, 19). Так
домостроительствовала благодать Божия, чтобы каждый, по
собственному расположению и по собственной воле, трудом и
подвигом достигал духовного возрастания.
- В какой мере предается кто телесному и душевному
подвигу, со всяким услаждением добрыми делами, в такой же
мере приобретает он причастие Св. Духа к духовному
возрастанию в обновлении ума, по благодати и туне
получая (силы во) спасение, а по вере, любви и подвигу
свободного произволения восходя в преуспеяние и меру, чтобы
как по благодати, так и правде, стать наследником вечной
жизни. Не всецело Божией силою и благодатью, без
собственного человеческого содействия и старания возрастает
он в преуспеянии и не всецело собственной силою и мощью,
без содействия и помощи Духа, имеем возможность придти в
совершенную волю Божию и в меру чистоты. Ибо аще не
Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и
трудися зиждущий (Пс. 126, 1).
- Что есть воля Божия совершенная, которой достигать
увещевает и убеждает Апостол каждого (Рим. 12, 2)?
Очищение и освящение сердца причастием Духа Божия,
несомненно происходящее в душе, которая с верою и любовью
всецело предает себя Богу. Господь сказал: блажени
чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 7), от тех,
которые желают достигнуть такого блаженства, требует
совершенного очищения от греха, т.е. решительного
освобождения от страстей бесчестия и совершенного
водворения в себе самой высшей добродетели. На это указует
и Пророк, когда молясь сказал: сердце чисто созижди во
мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,
12); и еще: когда вопросив: кто взыдет на гору Господню,
или кто станет на месте Святем Его, ответил:
неповинен рукама и чист сердцем (Пс. 23, 3. 4). Сим
Дух показал, что мы должны собственной своею деятельностью
совершенно отсечь от себя грех, совершаемый делом, словом и
помышлением, стремясь к совершенной чистоте духа, и надеясь
достигнуть оной благодатью Св. Духа. Вот и Апостол,
сказывая, какими должны быть души, удаляющиеся от плотского
брака и мiрских уз и желающие пребывать в девстве, говорит:
непосягшая печется о Господних, как угодить Господеви,
да будет свята не телом только, но и
духом (1 Кор. 7, 34). Он внушает сим, что душе,
невесте Христовой, желающей сочетаться с чистым небесным
Царем, надлежит стать свободною от деятельной и мысленной
грешности, или как от явных грехов, так и от тайных
страстей, по сказанному у Иоанна Богослова: всяк имеяй
надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть (1
Иоан. 3, 3).
- Не от явных только грехов, блуда, воровства,
чревоугодия, клеветы, празднословия, кличей, смеха,
многоимения, должна быть чистою душа, устранившая
себя от мiрского общения и возжелавшая пребывать в союзе и
общении с нетленным Женихом; но тем паче надобно ей
содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и
тайных грехов, т.е. от похотливости, тщеславия,
человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия,
ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревнивости,
самоугодия, самолюбия, кичения и подобных сим невидимых
страстей бесчестия (Рим. 1, 26). Писание и
сокровенные душевные грехи почитает подобными грехам
обнаруженным в действии; потому что это отпрыски
одного и того же корня. Так Пророк неких обличает: в
сердце беззаконие делаете (Пс. 57, 3). А о себе
молится: от тайных моих очисти мя (Пс. 18. 13).
Почему сколько стараемся охранять от явных грехов внешнего
человека, т.е. тело, как храм Божий, столько же нужно иметь
старательности и подвигов к охранению внутреннего человека,
т.е. души, от всякого лукавого помысла, по сказанному:
всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища
живота (Притч. 4, 23).
- В сем очищении сердца преуспеем мы, если всегда
будем противоборствовать и противоречить лукавым помыслам,
тщеславия, ненависти, кичения, лести, похоти,
соперничества, любоначалия и проч., со всею
строгостью испытывая самих себя, и сохраняя ум свой от
союза и согласия с тайными душевными страстями, и напротив
с усилием предаваясь всякому доброму начинанию, труду и
подвигу, чтобы полагать препятствия врагу своему. Ибо если
будем так действовать, то Господь, видя душевный подвиг
наш, по человеколюбию Своему, собственной силою Духа,
непременно совершит в нас великое исцеление от тайных
страстей, отмщая мысленным врагам нашим.
- В какую духовную меру должно нам стремиться взойти,
этому поучимся у св. Павла. Он говорит: вся забота наша к
тому обращена, да представим всякого человека совершенна
о Христе (Кол. 1, 28). А в чем сие совершенство, это
указал он в молитвенном благожелании своем Ефесянам,
говоря: да даст вам (Бог), силою утвердитися
Духом Его во внутреннем человеце: вселитися Христу верою в
сердца, ваша: в любви вкоренени, да возможете... и
проч. (Еф. 3, 16-18). Венец всего любовь; что еще
разительнее представил он в другом послании, где,
перечисляя разные дарования Божии и самопожертвования
человека, ко всякому прибавляет, что все сие и подобное
ничто, если нет любви. Любовь же потом изображает
поедательницею и истребительницею всех страстей (1 Кор. 13,
1-8). Вот предел совершенства. Из сего следует, что
сподобившиеся исчисляемых св. Павлом дарований, но не
приявшие еще избавления (от страстей), силою совершеннейшей
и действенной духовной любви, находятся еще в опасности,
борении и страхе, хотя имеют уже дарования духовные.
- Это показал Апостол для тех, которые желают верно
восходить к христианскому совершенству, чтобы кто из
сподобившихся каких либо дарований не подумал о себе, что и
при неполном действии благодати, достиг уже совершенства, и
чтобы, возмечтав, будто ни в чем не имеет уже нужды, и
удовлетворившись одними низшими дарованиями, не остался он
не достигшим должного предела совершенства. Указанием же
сей цели совершенства Апостол учит, чтобы каждый, признавая
себя нищим пред таким богатством любви, непрестанно и
неослабно подвизался подвигом добрым, и проходил духовное
поприще, пока не достигнет цели, по сказанному: тако
тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24).
- Так много распространил я рассуждение о цели
подвижничества с тою целью, чтоб в хотящих восприять его
верную установить мысль о том, какое у нас упование, и
какое предлежит нам поприще, и чтобы каждый и каждая из
посвятивших себя Богу, имея, по руководству сей мысли,
постоянно в виду, куда мы призваны и какой обязаны
достигать меры, всеми способами, из всех сил, и со всяким
тщанием, самих себя и все, что имеем в веке сем, всегда
усердно посвящали на благое, не допуская однако самомнения,
будто мы нечто, но рассуждая о себе, что мы действительно
всегда ничто в сравнении с превосходством совершенной меры
звания нашего и неисследимого богатства любви Христовой.
Терпением убо да течем на предлежащий нам подвиг,
взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса (Евр.
12, 1), задняя забывая, в предняя же
простираяся (Фил. 3, 14).
- Как же, братия, должны жить и вести себя друг с
другом? Какими трудами, потами и упражнениями любители
истины могут достигать сказанной выше цели?
Стремящийся к сей цели, удалившись от мiра и от мiрских
удовольствий, да предаст душу свою братству. Так заповедал
Спаситель, когда, перечислив, что должен оставить желающий
идти в след Его, присовокупил: еще же и душу свою
(Лук. 14, 26). Ибо что значит оставить душу свою, или
отречься от нее? Безусловно и всецело предать себя
братству, отнюдь не исполнять собственной своей воли, и
решительно ничего не иметь в своей власти, кроме одежды,
которую носит, чтобы ему можно было, ни о чем не имея
попечения, всегда с радостью исполнять только то, что ему
приказано. Отрекшийся от души своей, всех братий, и
особенно Настоятелей да почитает как господ и владык; и со
всяким благоразумием да служит им, не пред очима
точию работающе, яко человекоугодницы, но яко рабы
Христовы (Еф. 6, 6). Предав себя Господу, да течет он
сим узким и тесным путем (послушания), и охотно да
подклоняется под сие благое иго Христово, несомненно веруя,
что оно уготовляет ему великое спасение.
- Братия должны жить между собою в простоте, чистоте,
единодушии, мире и сердечной искренности. Никто да не
превозносится над другим, и да не почитает себя лучшим, или
высшим кого либо, а напротив того всякий, как ученик
Христов, да признает себя скуднейшим всех людей; чтоб
любовью, простотою, отсутствием соперничества и кичливости,
при взаимном подчинении друг другу, в страхе Божием, мог
сохраняться в братстве союз мира, как бы оно было едино
тело и един дух о Христе Иисусе.
- Намереваясь держаться таких правил, каждый прежде
всего всеми мерами да старается иметь в сердце своем
священную любовь и страх Божий; непрестанно да просит их
себе у Бога, и частым, лучше же сказать, непрестанным
памятованием о Господе и о небесной любви, всячески да
ревнует возращать их в себе ежедневно, при помощи благодати.
- В любви же к ближнему (после сего) легко уже можем
преуспеть. Поставь первое на первом месте, тогда второе,
следуя за первым, совершится по порядку. А если кто
вознерадит о первой великой заповеди, о любви к
Богу, которая при Божием содействии образуется в нас из
внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о
Боге, вознамерится же иметь попечение о второй
подобной ей, то отсюда проистечет одно только внешнее
служение братиям, и никогда не будет он в состоянии
исполнить сие служение чисто и здраво; потому что козни
злобы, находя ум его далеким от памятования о Боге, от
любви и стремления к нему, или будут производить в душе
роптания и жалобы на служение братии, представляя его
трудным и тяжелым, или станут надмевать его и заставлять
мечтать о себе, как о досточестном и великом, обольщая
мыслью о своем многоделании в пользу всех. Когда человек
далек от памятования о Боге и от страха Божия, тогда
необходимо ищет он славы, и домогается похвалы от тех, кому
служит. А когда самый ум и душевное расположение всегда
заняты помышлением о Боге и стремлением к Нему, тогда в
сообразность любви Божией, человек, все делая во славу
Божию и богатясь чистыми и Богу угодными делами любви к
братиям, получает совершенный успех в своем труде, имеющем
увенчаться вечным воздаянием от Бога.
- Всякое предприемлемое нами упражнение в добродетели
да совершается во славу Божию, и да не окажется совершаемым
к собственной нашей славе. Всякое последование заповедям
свято бывает и совершается нами чисто тогда только, когда
совершается при памятовании о Господе, со страхом Божиим и
по любви к Богу. Таким настроением далеко отгоняется от нас
враг, всегда покушающийся осквернить исполнение заповеди, и
все повелеваемое в заповедях бывает для нас легко и
удобоисполнимо; потому что любовь Божия в нас делает
нетрудными заповеди, и всякое затруднение при исполнении их
устраняет. Враг всячески усиливается отвлечь ум наш от
памятования о Боге, от страха и любви к Господу разными
земными приманками, чтобы потом какими либо благовидностями
отвратить и сердце наше к благам мнимым от блага истинного,
т.е. от любви к Богу. И все, что ни делает человек доброго,
лукавый усиливается омрачить и осквернить, примешивая к
исполнению заповеди свои семена тщеславия, или сомнения,
или ропота, или чего либо подобного, чтоб делаемое добро не
было истинное добро, которое бывает только тогда,
когда смиренномудренно и усердно совершается для Бога. Вот
почему каждому потребно многоведения и рассуждения, чтобы
ум мог распознавать козни и ухищрения врага и отревать от
дел своих все греховное. Ибо и хорошее какое дело можно
сделать нерадиво или небрежно, или с нечистым намерением,
от чего оно окажется не благоугодным Богу, и можно сделать
оное по воле Божией, тщательно, трезвенно, для Бога,
так что оно окажется благоугодным пред Богом.
- Всецело предавшие себя Богу должны по мере сил своих
исполнять все заповеди, так как всем очевидно предлежит
одна цель благочестия, именно чтобы по вере и
ревности обо всех добродетелях сподобиться нам исполнения
Духом Святым, и приобрести совершенное освобождение от
страстей, т.е. очищение сердца, производимое в душах верных
и благочестивых освящающим Духом. Посему каждый да
посвящает себя добру по той мере, до которой простирается
душевная любовь к Богу. И наконец, если кто желает
непрестанно молиться, то да пребывает он постоянно в
молитве. (Разумеются Затворники).
- Итак, если кто из братии желает вступить в
молитвенный подвиг из любви к небесным благам, то надлежит
его допустить до сего, и весьма достоин он похвалы
пред людьми и пред Богом. Единодушными братиями с радостью
да будет дозволено такому пребывать в молитве, чтоб и сами
они получили награду от Бога за данное брату соизволение и
доброе ему содействие; только бы решающийся на сие решался
испытывая неудержимое жаждание пребывать с единым Господом,
и самым делом пребывал в сем подвиге непрестанного
стремления к Господу, противясь всем излишним помыслам,
чтоб таким образом плоды его, к общему назиданию для всех
делались явными ежедневно. Кто имеет любовь к Господу, хотя
бы не было еще в нем уязвления и горения любовью
Божественной во время молитвы, но если делает он над собою
усилия, подвизается и принуждает волю к труду сему,
безусловно предавая себя небесной любви, стараясь
приобрести истинную духовную молитву; тому с радостью да
позволят пребывать в молитве прочие братия, и лучше
сказать, да содействуют ему, как помощники, признавая
собственным своим приобретением преуспеяние брата в
совершеннейшем, да не отвлекают от сего, действуя по
соперничеству и ревности, да не препятствуют началу
прекрасного ревностного подвига, и да не прерывают доброго
стремления к Богу. И Бог, видя горячность взаимной любви,
исполнит прошения всех, удовлетворяя каждого за правое и
доброе изволение касательно друг друга.
- Вступивший в чин молитвенников, как принял на себя
самое великое дело, так и подвиг должен принять самый
обширный; потому что к непрестанному пребыванию в молитве
много препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение
помыслов, нетерпение, расслабление; и кроме всего этого
восстание лукавых духов, которые ведут брань с душой, самым
делом непрестанно взыскующею Бога, противоборствуя ей и
всячески возбраняя приблизиться к Богу. Посему ему надлежит
постоянно пребывать в трезвенном внимании ко всему внутри
происходящему, в борении, терпении и плаче, всеусильно
стараясь не допускать ничего неблагоприятного молитве.
- Если молитву нашу не будут украшать смиренномудрие,
любовь, простота и доброта, то нимало не принесет нам
пользы такая молитва, или лучше сказать, это будет личина
молитвы. Это впрочем должно сказать не об одной молитве, но
о всяком вообще подвиге, девстве ли то, или посте,
или бдении, или псалмопении, или служении и о всяком другом
труде, совершаемом ради добродетели. Если при них не
находим в себе плодов любви, мира, радости, кротости,
смирения, простоты, искренности, терпения, независтливости
и подобное; то напрасны все такие труды и подвиги. Ибо для
таковых плодов они и подъемлются; почему когда не находится
в нас сих плодов, то всякое делание наше и все подвиги наши
тщетны. Не имеющие сих плодов в день суда окажутся в одном
ряду с юродивыми девами.
- Неспособные еще в совершенстве посвятить себя делу
молитвы, с верою и страхом Божиим уготовляйте себя на
служение братии, или на прохождение послушаний; и вступив в
сей труд, совершайте его, как исполняющие заповедь Господню
и делающие духовное дело; будьте внимательны к нему, как к
делу Божию, и служите с радостью, как рабы Господни, отнюдь
не допуская злобе врага осквернять доброе дело ваше
человекоугодием, или ропотом, или высокомерием, или
разленением, или небрежностью; и напротив всячески стараясь
прекрасное послушание свое освящать благоговением и любовью
к Богу, да будет оно благоприятно пред Ним.
- Итак, поелику всем братиям, ведущим один образ
жизни, предлежит одна, сказанная выше цель; то каждый да
подвизается по мере сил, и да верует Богу, что при доброй
тщательности и при упражнении в добродетели, достигнет он в
совершенную меру христианского сыноположения. Простота же,
искренность, взаимная любовь, радость и во всем
смиренномудрие да будут всегда непоколебимыми в братстве,
как основание, чтоб иначе превозносясь, или надмеваясь друг
над другом, или предаваясь ропоту, не сделать нам труда
своего напрасным. И тот, кто пребывает непрестанно в
молитвах, да не превозносится над неспособным еще к такой
постоянной молитве, чтоб дело его могло преспевать пред
Богом и людьми. И тот, кто посвятил себя служению, или
прохождению другого какого послушания, да не ропщет по
внушению злобы, и да не клевещет на пребывающего в молитвах
и постах, чтоб и ему приобрести благодать у Бога, и чтоб
дело его стало благоприятно Богу.
Будучи членами друг друга, обязаны мы один другого
покоить. Как телесные члены, управляемые одною душой, без
зависти услуживают друг другу, так и мы, будучи членами
друг друга, управляемы единым Духом и питаемы единым живым
Словом истины, должны, ко взаимному друг друга упокоению,
проводить себя в общее согласие любовью и простотою,
добротою и радостью. Когда будет сохраняемо такое
расположение взаимной друг с другом простоты, тогда избыток
упражняющихся в молитвах восполнит недостатки в сем деле
несущих послушания, и обратно, избыток от трудов несущих
послушания восполнит недостатки сего в пребывающих в
молитвах, яко да будет, по слову Апостола,
равенство (2 Кор. 8, 14). Только бы были утверждены
между братиями простота, любовь, смиренномудрие и
независтливость. Тогда в какой мере кто верует, любит и
трудится, в такой же мере ежедневно преуспевая, сподобится
царствия. Вот подлинно Ангельская жизнь! Сие-то и значит:
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, когда
соединяемся друг с другом независтливостью простотою,
любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая
собственным своим приобретением, а равно немощи, или
недостатки и скорби, признавая собственным ущербом, как
сказано: не своих си смотряюще, но и дружних кийждо
(Фил. 2, 4). Таким образом сострадая друг о друге, и
особенно сильные о слабых, и крепкие о немощных, в
состоянии будем исполнить закон Христов, как указал св.
Павел (Гал. 6, 2).
|
|