|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Ефрем Сирианин - О борьбе с гневом
- Прогоняющий от себя духа гневливости и раздражения
далек от войны и мятежа, всегда спокоен духом, весел лицом,
здрав умом, и есть обитель Святого Духа.
- Кроткий, если и обижен, радуется; если и оскорблен,
благодарит; гневных укрощает любовью; принимая удары, не
мятется; когда с ним ссорятся, спокоен; когда
подчиняют, веселится, не уязвляется гордынею (чужою), в
унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен,
начальству покорен, на всякое дело готов, чужд лукавства,
не знает зависти.
- Независтливый не домогается чести, с радующимися
радуется, успевающим помогает, с удовольствием смотрит на
тех, которые идут добрым путем, хвалит тех, которые живут,
как должно, и вообще независтливый и не имеющий в себе
соперничества всякому успеху и всякому доблестному делу
другого радуется.
- Кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок;
потому что он соучастник дьявола, завистью коего
смерть вниде в мiр (Прем. 2, 24). Сердце его всегда
изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его
истощаются. Зависть и соперничество страшная отрава:
от них родятся оклеветание, ненависть и убийства.
- Кто не уязвил языка своего злоречием, тот соблюл
сердце свое и совесть свою не оскверненными. Кто не уловлен
духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек
плотяный, и соблюл себя не злопамятным. Кто не в сообществе
с злоречивыми, тот водворится с Ангелами. Кто не отравил
ушей и языка злоречием, тот исполнен врачеством любви. Кто
не оскверняет уст своих злоречием, у того уста благоухают
плодами Святого Духа.
- Кто злословит другого, тот сам себя осуждает. В
злоречивом есть клеветничество, и ненависть, и
наушничество; и справедливо признается он братоубийцею.
- Ненависть или зависть под покровом благочестия
горькая вода в золотых сосудах. Вложи в нее древо
жизни, и она сделается сладкой. Крестом Спасителя
нашего упразднены все наветы коварного врага.
- Любовь просвещает мысленные очи; а кто любит вражду
и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает, руку
свою в нору к аспидам.
- Если будешь скрывать в сердце своем страсть
памятозлобия, то сделаешься обителью ярости и неведения, а
вместе и печали, и вид лица в тебе изменится. Ибо
сказано: путие злопомнящих в смерть (Прит. 12, 28).
- Кто скрывает в сердце своем памятозлобие, тот
подобен откармливающему змею в груди своей.
- Человек горячий возмутит души братии, а
долготерпеливый в любви побоится Бога.
- Северный ветер приводит море в волнение, а
вспыльчивость волнует мысли в человеке; но великодушие
гонит прочь раздражительность, без раздражительности же
прекращается и гнев.
- Необузданный конь предает всадника своего в руки
злодеев, и человек ярый впадает в беды.
- Не слушай, монах, зависти, не строй козни брату
своему, и не давай ему укоризненного имени. Желая со стыдом
согнать его с места его, смотри, сам не подвергнись тому
же, что умышляешь другому. Копаяй яму ближнему впадет в
ню (Еккл. 10, 8). Слушай, что написано: падут во
мрежу свою грешницы (Пс. 140, 10).
- Не представляй предлога: "этот брат делает вред
товариществу". Но ты не делай зла другому, и не входи в
сообщество с делающими зло; потому что Бог испытует
сердца и утробы (Пс. 7, 10).
- Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел
путь жизни.
- Завидующий успехам брата своего отлучает себя от
вечной жизни, а содействующий брату будет сообщником его и
в вечной жизни. Ибо, если по суду наказываются и делающие
худое и соучаствующие с ними, то не тем ли паче Господь
наградит того, кто споспешествует исполнению воли Его?
- Лучше улыбкой пресечь раздражение, нежели
свирепствовать неукротимо.
- Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из
сердца ведение.
- Моли Господа, и проливай слезы пред Его благостью:
тогда памятозлобие не водворится в душе твоей, и молитва
твоя будет, яко кадило пред Ним (Пс. 140, 2).
- Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет
не собственного своего успокоения, а успокоения других о
Господе, и найдет успокоение себе. А сварливый и злонравный
никогда не успокоится.
- Если случится ссора между братиями, то первый
раскаявшийся получит венец победы, но венчается и другой,
если не отвергнет раскаяния, но с готовностью сделает, что
нужно для мира.
- Раздражительность в человеке ров для него; а
кто преодолел в себе раздражительность, тот миновал этот ров.
- В единомыслии братии обитает Господь а вражда их
увеселяет лукавого.
- Кто обличаемый в пороке молчит, тот скрывает в
сердце своем памятозлобие, а кто защищается (или сознается)
с кротостью и мирно, тот не памятозлобив.
- Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а
безмолвствующий разумен.
- Что такое раздражительность? Страсть наглая и
бесстыдная, за которою следует и раскаяние; печаль же
снедает сердце человека, впадшего в нее.
- Кто любит мятежи, того внезапно постигнут погибель,
разделение и неисцельное сокрушение; потому что он радуется
всему, что ненавистно Господу; а кто любит мир, тот
наследует мир; кротость же в человеке предотвращает
раздражение.
- Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие;
потому что они и лице изменяют, и мысль возмущают, и жилы
расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к
совершению дела; а кротость и любовь отдаляют все это.
- Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в душе
страха Божия и памяти о дне кончины. Помни последняя и
престани враждовати (Сир. 28, 6). Памятуй о смерти, и
не возносись; ибо еще немного, и сведен будешь во гроб; и
какую пользу принесут тебе злые дела?
- Будь миротворцем, чтоб сподобиться наименования
сыном Божиим.
- Пища для огня дрова; а пища для
раздражительности высокоумие.
- Хочешь ли укротить раздражительность? Возьмись за
смиренномудрие, и ходи путем кротких и смиренных.
- Если братия в сильном огорчении друг на друга, то
блажен миротворец; а кто поджигает их к ссорам, тот не
останется ненаказанным.
- В человеке кротком и смиренном почиет дух
премудрости; ходящих же в премудрости любит Господь.
- Жизнь вечную наследует монах кроткий и безмолвный.
- Кроткий монах есть страж, наблюдающий за страстями.
- Прости брата, если согрешил он против тебя, и
Господь простит тебе прегрешения твои.
- Предускори придти к брату, оскорбившему тебя, и
раскайся пред ним от чистого сердца, по слову Повелевшего
отпускать брату грехи не только до семь крат, но до
семьдесят крат седмерицею (Мф. 18, 22).
- Принимай, брат, покаяние от брата, как от посланного
Богом, чтоб не уничижить Пославшего и не подвигнуть Его на
гнев против себя.
- Не нападай на брата своего в день скорби его, и к
душевной скорби его не прилагай новой скорби.
- Не помни зла на брата своего; ибо написано: путие
злопомнящих в смерть (Прит. 12, 28).
- Не можешь ты сносить оскорбления? Молчи и
успокоишься.
- Будь внимателен к себе, чтоб не возобладали тобою
вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, от
чего будешь вести жизнь тревожную, и неустроенную. Но
приобрети себе великодушие, кротость, незлобие, и все, что
прилично христианам, чтобы вести жизнь покойную и безмятежную.
- Ни к кому не имей ненависти в сердце своем, и не
воздавай злом за зло; но приобрети себе любовь, которую
Божественное Писание поставило выше всякой добродетели;
потому что уподобило ее Самому Сотворившему все, сказав:
Бог любы есть (1 Иоан. 4, 8).
- Падшего, но не питающего в себе ненависти и зависти,
Господь не оставит в падении; но подаст ему руку помощи к
восстанию, потому что не отринул он любви. Напротив
и твердо, по-видимому, стоящий, но надмевающийся гордостью,
и питающий в себе ненависть, не безопасен; потому что
омрачение ненависти ослепило очи его, и не видит он, куда
идет.
- Подвизайся быть не гневливым, чтобы не упиться тебе
без вина, отягчив себя страстью гнева.
- Радоваться и веселиться о преуспеянии ближнего есть
черта совершенства; признак же злонравия и лукавого
расположения скорбеть и быть не довольным, когда
одобряют другого.
- Невозможное дело довести до твердости
добродетель, не растворив ее любовью (1 Кор. 13, 2). Без
любви далеко будем мы отстоять от прямой стези, ведущей к
вратам небесным. Будем же проливать слезы, чтоб
освободиться нам от уз ненависти, зависти, гордыни и всякой
дьявольской скверны. Бесовское это дело оскорбляться
доблестями преуспевающих. В бесах внедрилась ненависть; им
всего желательнее, чтоб все погибли совершенно. Святые же,
подражая Владыке, желают всем человеком спастись и в
разум истины придти (1 Тим. 2, 4); потому что,
преисполнившись любви, возлюбили они ближнего, как самого себя.
- Будь долготерпелив, чтоб стать сильным в
благоразумии. Долготерпение прекрасный дар; оно
изгоняет раздражительность, гнев и презрительность,
приводит же душу в мирное состояние.
- Когда кто тебя злословить будет, не воспламеняйся
гневом; но тотчас со скромностью, показав улыбку на лице,
раздражение перемени в мир. Помни однако, что улыбка при
раздражении возжигает в другом больший гнев. Почему прежде
умиротвори сердце, потом веди речь с улыбкой. Огонь не
гасится огнем. И ты любовью и благодушием утоли гнев
раздраженного. Если брат не вразумится сим, другие меры,
всяческие, постараемся употребить, чтоб
уврачевать его, дабы в конец не возобладало им раздражение,
и не сделало всякую нашу жертву Богу не богоприятною (Мф.
5, 23. 24). Будем подражать Господу Спасителю, Который
укоряем противу не укоряше (1 Петр. 2, 23), и Давиду,
который на злословие Семея, сказал: оставите его
проклинати тако, яко Господь рече ему проклинати Давида...
негли презрит Господь на смирение мое (2 Цар. 16, 10. 12).
- Солнце да не зайдет в гневе нашем, но будем прощать
все должникам, и утвердим любовь, потому что она покрывает
множество грехов. Кто имеет вражду на брата, и думает
принести что либо Богу, тот принят будет наравне с
приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Кто имеет
вражду к брату, и думает, что любит Христа, тот лжец
есть, и сам себя прельщает.
- Если ты имеешь что на брата, или брат на тебя,
помирись. Если не сделаешь сего, то все, что ни приносишь
Богу, не будет принято (Мар. 11, 25; Мф. 5, 23. 24). Если
же исполнишь такое повеление Владыки, тогда с дерзновением
молись Ему, говоря: "оставь мне, Владыка, долги мои, как и
я оставляю брату моему, исполнив заповедь Твою!" И
Человеколюбец скажет в ответ: "если ты оставил, оставляю и
Я; если ты простил, прощаю и Я твои долги".
|
|