|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Ефрем Сирианин - О борьбе с тщеславием
- Разумей, монах, что говорю: да не будет у нас с
тобою вне благоговение, а в келье беспечная
распущенность; чтоб не быть подобными гробам
повапленным (Мф. 23, 27). Ибо на всяком месте один и
тот же Бог, Коему слава вовеки! Аминь.
- Монах, который хвалится своею крепостью, первый
безумец; стыд и укоризна монаху хвалиться
собственной своею силою: хваляйся о Господе да
хвалится (1 Кор. 1, 31).
- Хочешь ли приобрести доброе имя? В кротости дела
твоя препровождай (Сир. 3, 17).
- Это еще не добродетель быть обезчещену и не
чувствовать сего; но вот добродетель чувствовать сие
и переносить ради благочестия. Ибо сказано: поносим
ленивый не усрамляется (Прит. 20, 4).
- Славолюбие душевный недуг, лукавая страсть.
- Написано: да хвалит тя искренний, а не твоя уста,
чуждий, а не твои устне (Прит. 27, 2), И еще:
искушение сребру и злату раздежение: и человек
искушается усты хвалящих его ( 21).
- Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести
себе, и обретешь благодать у Господа.
- Никогда да не приводит тебя в удивление
человекоугодник, старающийся угодить многим, но не для
Господа.
- Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и
Господь воздаст тебе явно.
- Если видишь, что человек на земле достиг великого
достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто
возненавидел земную славу.
- Смотри, чтоб желая себе излишней чести, не навлечь
тебе на себя бесчестия, в подлинном смысле честь человеку
делать все по Богу: великое же бесчестие
преступать заповеди.
- Не старайся показывать себя искусным во всяком деле,
чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к
славолюбию, гневу и печали. Более всего старайся сделать
себя простым и во всем ровным.
- Не хвались, величаясь краснословием, но возвещай
лучше учение из опыта людей простых и не книжных, чтобы
стать тебе учеником Христовых Апостолов; а хвалиться
внешнею мудростью запрещено, особенно христианам.
Хваляйся же о Господе да хвалится (2 Кор. 10, 17).
- Которые из человекоугодия упражняются в добродетели,
у тех основание спасения положено не на камне, а на песке;
почему, как скоро пойдет дождь, потекут реки и подуют ветры
(искушения), падают они от помыслов. Они, если ни падают, а
живут, как должно, надмеваются великой гордостью; а когда
падают, предаются бесполезному отчаянию.
- Не хваляй себе сей искусен (2 Кор. 10, 18). А
ты прежде испытай дела свои, действительно ли проводил
жизнь достодолжно, как величаешь себя, победил ли
вожделение, возлюбил ли нищету, возненавидел ли пересуды,
отложил ли любовь к тщеславию, возненавидел ли похоть,
возгнушался ли сластолюбием, точно ли никому не делал зла,
одолел ли страсти, точно ли оскорбляемый не гневался, и
слыша себе похвалы, не превозносился, возлюбил ли Господа
всею силою и ближнего, как самого себя? Если же не
соблюли мы сего, то для чего велеречим о себе? Об
этом надобно плакать пред благостью Господа, чтобы исцелил
нас от окаменения сердца, и сделал сильными проводить
достодолжное житие.
- Ничего но должно делать на показ людям, но во всем
надобно поступать от чистого сердца; потому что Бог знает
сокровенное и тайное, и от Него одного надеемся получить воздаяние.
- Человек тщеславный, будучи скуден достоянием, если и
примет на себя имя Царя, не будет еще Царем: так не
подвижник еще монах, который тайно ест, а за братской
трапезой лицемерно выдает себя постником и воздержным. Он
готовит паутинную ткань, и идет не правым путем
Святых, но путем человекоугодников.
|
|