|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Ефрем Сирианин - О борьбе с гордостью
- Гордый не терпит превосходства над собою, и
встречая его, или завидует или соперничает. Соперничество и
зависть друг другом держатся, и в ком есть одна из сих
страстей, в том оба они.
- В ком есть они, того мучит успех других; а в ком
нет, того не печалит он. Этот, когда другому оказана честь,
не смущается; когда другой возвышен, не тревожится, потому
что всем отдает преимущество, всех предпочитает себе.
- Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое
воздержание, всякое послушание, всякая нестяжательность,
всякая многоученость.
- Нечистый дух высокоумия изворотлив и многообразен, и
все усилия употребляет, чтобы возобладать над всеми:
мудрого уловляет мудростью, крепкого крепостью, богатого
богатством, красивого красотою, художника искусством.
- И ведущих духовную жизнь не пропускает он искушать
подобным же образом, и ставить свои сети отрекшемуся
от мiра в отречении, воздержному в воздержании,
безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжании,
молитвеннику в молитве. Во всех старается он посеять свои плевелы.
- Как врачевство против гордости чаще прочитывай
следующие и другие подобные места Писания, направленные
против ней:
Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко
рабы неключимы есмы (Лук. 17, 10).
Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит
себе (Гал. 6, 3).
Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред
Господом (Лук. 16, 15).
Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем,
и обрящете покой душам вашим, говорит Господь (Мф. 11,
29).
Во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны
есть от врагов наших (Пс. 135, 23).
Смирихся и спасе мя (Пс. 114, 5).
Нечист пред Господом всяк высокосердый (Прит. 16,
5).
- Если здоров ты телом, то не превозносись, и бойся.
- Кто сам себя возвышает, тот готовит себе бесчестие;
а кто служит ближнему в смиренномудрии, тот прославится.
- Смири помысел гордыни прежде, нежели гордыня смирит
тебя. Низложи помысел высокоумия прежде, нежели он низложит
тебя. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя.
- Не осуждай брата в непостоянстве, чтоб и самому тебе
не впасть в туже немощь.
- Новоначальный, не имеющий смирения, не имеет у себя
оружия на сопротивного; и таковой потерпит великое поражение.
- Пусть монах имеет себя из последних последним,
и приобретет себе упование. Ибо смиряяй себе
вознесется, а возносяйся смирится (Лук. 18, 14).
- Злая укоризна монаху гордыня, дерзость,
бесчувственность, бесстыдство, безрассудность, вспыльчивость, безумие.
- Если возлюбишь гордыню, будешь часть бесам; если
возлюбишь смиренномудрие, будешь часть Владыке Христу.
- Высокоумный человек много понесет печалей, а
смиренномудрый всегда будет веселиться о Господе.
- Высокоумие во всякое время домогается чести; а
смиренномудрие в славе не превозносится, и в бесславии не
беспокоится; потому что ожидает награды от Господа.
- Превозношение ослепляет умные очи, а смирение
просвещает их любовью; ибо Господь научает кротких путем
Своим (Пс. 24, 9).
- Опасно человеку надеяться на самого себя, а
надеющийся на Господа спасется.
- Украшающий одежды свои возгордится; а гордый монах
неоперившийся орел.
- Смиренномудрый монах легкий скороход и (как
бы) меткий стрелок.
- Как железо все утончает и покоряет, так и смирение
по Богу разрушает козни врага.
- Что рогатина для зверолова, и оружие для воина, то
для монаха смирение.
- Опасна человеку гордыня, в каком бы то ни было виде.
Не люби гордыни; потому что нет в ней пользы. Всякая немощь
при попечительности исцеляется, но недуг гордости с
трудом врачуемое зло; потому что она отвергает целительное
врачевство и вымышляет для себя смертную отраву. Да не
будет ее в рабах Христовых.
- Хочешь ли быть великим? Будь меньше всех (Мр.
9, 35).
- Если выйдет брат из монастыря, не превозносись над
ним мыслью, и да не будет он бесчестен в глазах твоих:
не веси бо, что родит находяй день (Прит. 3, 28).
- Слушай того, кто говорит: мняйся стояти да
блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12), и еще: не
хваляй себе искусен, но егоже Бог восхваляет (2 Кор.
10, 18). Ибо многие думали о себе, что одержали они верх и
начальствуют; но они стали из кромешных кромешными, а люди
отчаянные прияли благодать; потому что Бог гордым
противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6).
- Если видишь человека непослушного, гордого и
мудрого о себе, то корень его уже полумертв; потому
что не приемлет в себя тука, сообщаемого страхом Божиим. А
если видишь человека безмолвного и смиренного, то знай, что
корень его прочен; потому что напаяется туком страха Божия.
- Велико преуспеяние и велика слава
смиренномудрия, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия
обеими руками удовлетворять потребности брата, так
как бы и сам ты принимал пособие.
- Человек гордый и непокорный увидит горькие дни;
смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе.
- Великое дело найти человека смиренномудрого и
терпеливого, доброте его нет меры.
- Кто превозносится над братом своим, над тем
издеваются бесы.
- Дожди размножают сорные травы, а обращение с людьми
мiрскими производит страсть высокоумия. Но боящийся Господа
не превозносится.
- Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй;
ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси
приял от Бога (1 Кор. 4, 7); и если не будешь ходить по
Его заповедям и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою,
и отдаст лучшему: и тогда будешь походить на человека, у
которого отнимают перо, только что омоченное в чернила.
- Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца
своего, все же он попирает землю, из которой взят, и в
которую пойдет; возвышает же Господь смиренных.
- Высокоумие низлагает, а смиренномудрие получает
победную награду.
- Если пред братиями своими окажешься чистым, как
золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным, и
избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям.
- Если видишь, что брат грешит, и на утро свидишься с
ним, то не презирай его, признавая грешным в мысли своей:
ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него,
сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе, и
умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.
- Надобно удерживаться от осуждения других; каждому же
из нас подлежит смирять себя, говоря о себе словами Псалма:
беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое
отяготеша на мне (Пс. 37, 5).
- Не дай мне, общий всех Владыка, такого сердца,
которое ненавидит подчинение и отеческое вразумление; удали
от меня горделивые помыслы; ибо Ты, Господи, запретил еси
гордым (Пс. 118, 21).
- Не только взор пусть будет поникшим долу, но и
сердце да не превозносится над другим.
- Если двое новоначальных живут со старцем, кто из них
больше пред Господом? Тот, кто смиряет себя пред братом
своим в страхе Божием. Ибо не лжив Сказавший: смиряяйся
вознесется (Лук. 18, 14).
- Кто хочет сдвинуть камень, тот не сверху, а снизу
подложит рычаг, и тогда легко поворотит камень.
Это образец для смиренномудрия!
- И Богу и людям ненавистна гордыня, а любящих
смирение возвышает Господь.
- Не достоинство, не почесть, не величие вводят в
Царство Небесное, но смирение, послушание, любовь, терпение
и благодушие вот что спасает человека. Не слыхали разве,
что дьявол за гордыню ниспал с неба? Не слыхали разве,
какой великой славы лишился он за противление Богу.
- Смиренный не тщеславится, не гордится, служа Господу
из страха пред Ним. Смиренный не установляет собственной
своей воли, прекословя истине, но повинуется истине.
Смиренный не завидует успеху ближнего, и не радуется его
сокрушению (падению), а напротив того радуется с
радующимися и плачет с плачущими. Смиренный не унижается в
лишении и бедности, и не оказывается надменным в
благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же
добродетели. Смиренный почитает не только высших, но и
низших себя. Смиренный не впадает в раздражительность,
никого не оскорбляет, ни с кем не ссорится. Смиренный не
упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на
дело; потому что поставил себя в послушание заповедям
Господним. Смиренный не знает ни досады, ни лукавства, но в
простоте служит Господу, мирно живя со всеми. Смиренный,
если услышит выговор, не ропщет, и если будет заушен, не
выйдет из терпения; потому что он ученик Претерпевшего за
нас крест. Смиренный ненавидит самолюбие, почему не
домогается первенства, но почитает себя в мiре сем как бы
временным пловцем на корабле.
- Если изучишь и все Божественное Писание, смотри, в
противность Писанию, да не надмевает тебя этим помысел;
потому что все Богодухновенное Писание учит нас смирению. А
кто думает или делает противное тому, чему учился, тот сим
самым показывает, что он преступник.
- Если тревожит тебя дух гордости, или любоначалия,
или богатства, то не увлекайся им, а напротив того стань
мужественно против ополчений лукавого и льстивого духа.
Представь в мыслях древние здания, обветшавшие изображения,
изъеденные ржавчиной столпы, и размысли сам с собою,
и посмотри, где обладатели и соорудители всего этого; и
старайся угодить Господу, чтоб сподобиться тебе Царствия
Небесного: зане всяка плоть яко трава, и всяка слава
человеча, яко цвет травный (1 Петр. 1, 24). Что выше и
славнее Царского достоинства и славы? Но и Цари преходят и
слава их. А удостоившиеся Царства Небесного не испытуют
ничего подобного, в мире и радовании пребывая на небе с
Ангелами, без болезни, печали и воздыхания, в радости и
веселии, хваля, прославляя и величая Царя Небес и Господа
всея земли.
- Если прежде всех придешь к службе Божией и простоишь
до конца, да не надмевает тебя сим помысел; ибо высокоумие
подобно норе, в которой гнездится змий и умерщвляет подходящего.
- Не будем превозноситься, а станем лучше смирять
себя. Да и что у нас за сила, чтобы превозноситься нам,
когда и малая затруднительность повергает нас на землю?
Посему возлюбим смирение, чтоб Господь не отвратился от нас.
- Во всяком месте и во всяком деле да будет с тобою
смиренномудрие. Ибо как тело имеет нужду в одежде, тепло ли
или холодно на дворе; так и душа имеет всегдашнюю нужду в
облечении себя смиренномудрием. Предпочти лучше ходить
раздетым и разутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия;
потому что любящих оное покрывает Господь.
- Имей смиренный образ мыслей, чтоб, превознесшись на
высоту, не разбиться в страшном падении.
- Начало смиренномудрия покорность.
Смиренномудрие да будет у тебя и основанием и облачением
ответа; речь же твоя пусть будет проста и приветлива в
любви Божией. Высокоумие не подчиняется, непослушно,
непокорно, водится собственным своим помыслом. А
смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно, воздает
честь и малым и большим.
- Избрав для себя благоговейную жизнь, трезвись, чтоб
лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого
помысла, и именно тщеславия и гордыни, по которым не
захочешь трудиться вместе с братией. Работай, как и другие
братия, и охраняй свое благоговение.
- Если будет тревожить тебя помысел самомнения, скажи
борющему тебя: "иди от меня прочь, лукавый помысел. Что
такое я сделал, и в какой преуспел добродетели, что
внушаешь мне подобные мысли? Святые камением побиени
быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча
умроша (Евр. 11, 37). Сам Владыка всяческих за нас
крест претерпе, о срамоте нерадив ( 12, 2). А
я, все время жизни своей проведя в грехах, какой дам ответ
в день суда?" И сим отгонишь от себя высокоумие.
- Один брат сказал: "просил я себе у Господа помысел
смиренномудрия, чтобы когда брат мой прикажет мне сделать
что-нибудь, говорил я помыслу: "это господин твой, слушай
его"; а если прикажет другой брат, опять говорил: "это брат
господина твоего". И если прикажет ребенок, и тогда
говорил: "слушай сына господина своего". И таким
образом, противясь чуждым помыслам, при содействии
благодати, безмятежно делал он дело свое.
- Бесстрашие рождает гордыню; а гордыня матерь
непокорности. Смиренномудрие и кротость обладающего ими
пригвождают к страху Божию, как столп, утвержденный в храме
Божием.
- Блюдись от беса высокоумия, чтоб не впасть в дух
гордыни и неподчинения и не сделать себе вреда. Нет тебе
стыда пребывать в подчинении о Господе и своими руками
делать доброе. Сия небольшая печь и скорбь
претерпеваемая тобою ради Господа доставит тебе
вечную жизнь. Представь, что кто-нибудь на драхму
выменивает многие тысячи талантов золота; то же значит и
всякая печаль монашеской жизни в сравнении с будущею
скорбью, какая сретит делающих худое. Уступаешь ты малое, а
тебе дается великое. Посему отрекайся высокоумия, и
часть твоя будет Господь.
- Отличительные черты и признаки человека имеющего
истинное смирение, суть следующие: почитать себя грешным
паче всех грешников, не сделавшим ничего хорошего пред
Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за
всякое дело, никого не хулить и не находить на земле
человека, который был бы грешнее и нерадивее его самого, но
всех всегда хвалить и прославлять, никого никогда не
осуждать, не уничижать, и не оклеветывать, во всякое время
молчать, и без приказания, или крайней нужды ничего не
говорить; когда же спросят, и есть намерение, или крайняя
нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо,
спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом; ни в
чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о
вере, ни о другом чем; но если говорит кто хорошо, сказать
ему: да, а если худо, отвечать: как знаешь; быть в
подчинении и гнушаться своею волею, как чем-то пагубным;
иметь взор поникший всегда в землю; иметь пред глазами
смерть свою, никогда не празднословить, не пустословить, не
лгать, не противоречить высшему; с радостью переносить
обиды, уничижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд,
никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы
признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их; потому
что здесь еще начинает быть домом и храмом Бога, и Бог
вселяется в нем, и делается он наследником Царствия.
- В том нет смиренномудрия, чтобы грешнику почитать
себя грешником: но смиренномудрие состоит в том, чтобы
сознавая в себе многое и великое, не воображать о себе
ничего великого. Смиренномудр, кто подобен Павлу; но
говорит о себе: ничесоже в себе свем (1 Кор. 4, 4),
или: Христос Иисус приде в мiр грешные спасти, от
нихже первый есмь аз (1 Тим. 1, 15). Итак быть высоким
по заслугам и уничижать себя в уме вот
смиренномудрие!
|
|