|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Ефрем Сирианин - Советы подвижникам
- Начало монашеского отречения бояться Бога; не
Богобоязненный же монах водворится вне врат Божия Царства.
Начало доброй жизни монаху ведение Бога; неведение
же Бога омрачает душу монаха.
- Доброе наследие монаху целомудрие и святыня;
лишается же наследства отцов монах, у которого нет их.
- Подвиг для монаха изучение Писаний и
исполнение заповедей Божиих, монах же, не занимающийся сим
не подвижник.
- Пища монаху творить волю Божию, пища же
чувственная не поставит монаха пред Христом, но в чрево
вмещается и афедроном исходит (Мф. 15, 17).
- Стопа монаха, движась чинно, да стирает собою
Церковные ступени; но да не преходит она из дома в дом,
бесчинствуя.
- Совет у монаха пусть будет с разумными, совет же
неразумного да не вселяется в сердце его.
- Монах, бодрствующий в псалмах и пениях и песнях
духовных, отгоняет от себя ночные мечтания; монах же,
который, надмеваясь своими добрыми делами, спит, плетет
паутинную ткань.
- Мужественный монах крестом Христовым избегает
дьявольских сетей.
- Монах оземленившийся и к земле склонившийся во всем
поступает по сатанински (противлением заповедям, лукавством
и самоугодием).
- Мысль у монаха да будет всегда занята добрыми
делами. Упражнение монаха благочинные помыслы.
Бодрственность монаха укрощает нечистые помыслы.
- Возделывание монаха добрая душа, приносящая
плод по Евангельски. Возделывающий ее монах первый вкушает
от плода ее.
- Бессмертная сила в монахе нестяжательность,
несущая крест; сребролюбие же пагубно для них; ибо
заграждает для них Царство Небесное.
- Добрый дар монаху девство, которое с Илией на
колеснице возносит его на небо. Сила девства
воздержание в пище; монах же упивающийся сквернит плоть свою.
- Слезы, проливаемые из очей древо жизни
возращаемое в высоту смиренномудрия. Приобретший сие монах
соберет добрые плоды.
- Монах, который всем разглашает о даре своем,
возбуждает омерзение, и услышит от Господа: ты
уже восприял мзду свою (Мф. 6, 2). А кто стыдится
рассказывать, тот получит мзду от Господа, ведущего тайное.
- Воздавая Божия Богови, не превозносись,
монах; но, молясь Господу, говори: Твоя от Твоих приношу
Тебе, Владыка, и у Тебя только ищу избавления души.
- Монаха, который с чистым сердцем совершает ночные
молитвы, слышит Господь; днем же содевает его светлым, как
день, и ежедневно все более и более являет его светлым.
- В гордыне монаха не почиет Господь, в смиренномудрии
же его почиет Дух Святой.
- Хитон монаха (не тканый, а духовный) во всякое время
да будет не очернен. Такой монах в полунощи с Женихом
внидет в чертог.
- В сретение Жениху припаси, монах, елея; ибо если
тогда нечего тебе будет подлить в светильник, чтоб горел
ясно, то останешься вне чертога с юродивыми девами.
- Жизнь монаха в подражание Ангелам да будет
попаляющею грехи; она должна быть непрестанным благоплодием
кающегося.
- Жизнь монаха да полагает печать умерщвления похоти
на все члены его: образец для него жизнь Иоанна Предтечи.
- Буря бесовская да бежит от монахов; тишина же
Ангельская да ликует у них. Когда находит буря бесовская,
держи, монах, раздражительность свою; потому что жизнь
монаха всегда должна носить одежду кротости и терпения.
- Монах, горящий духом (ревности по Богу), прогоняет
бесов; а монах из соперничества (гордостного), соревнующий
брату, привлекает к себе дьявола.
- Солнце да не зайдет во гневе твоем, и беспорядочный
крик, исходящий из раздраженной гортани твоей, да не
возмущает братий.
- От слышания песнопения не отказывайся, потому что
это Ангельское песнословие; шума же бесовских зрелищ бегай,
потому что это бесовская прелесть.
- На челе твоем всегда да будет крест Христов, в
сердце же страх Божий.
- Безмолвие с чистым сердцем намащает монаха елеем
Духа Святого.
- Добрый нрав порождает братолюбие, и гонит прочь
ссору.
- Сочетавшийся с Господом не предаст себя дьяволу,
чтоб не быть постыженным в брачном чертоге.
- Необоримый щит монаху Ангельское пение в
устах его; смерть же ему сон, любезный паче пения.
- Сокровище монаху произвольная нищета;
облеченный в нее монах Божественен. На небе собирай себе
сокровище; потому что нескончаемы веки наслаждения.
- Ум твой да будет всегда занят Божественными
Писаниями. Дверь твоя пусть будет заперта не железными
запорами, но заграждена краеугольным камнем (в трезвении
возглашаемым именем Господа Иисуса).
- Чудным делается лице монаха в молитве, и следы
бывшего у него от сего веселия духовного приводят в веселие
все множество монахов.
- Монах, небрегущий о чреве и не любящий винопития,
делается равно-Ангельным.
- Неописанная красота сияющее в душе монаха
девство, самое же гнусное лицо у него по осквернении девства.
- Всего хуже для монаха падение в грех; он у
него поедает все добро, как огнь солому.
- Монах, поправший мiр, делается собеседником Христу;
а опутавшийся мiрскими делами не угоден бывает Воеводе
Христу.
- Монах не сребролюбивый самый верный
проповедник Царствия Небесного, а недугующий сребролюбием
человек злосчастно погибший.
- Украшение молодому монаху целомудрие, обладающее
неомраченным девством.
- Драгоценность для монаха послушание: кто
приобрел его, тот услышан будет Господом.
- Слово благо да отрыгает монах, и устами своими да
глаголет Словеса Вышнего.
- Монах да воспримет на себя произвольный голод, чтобы
смирить земное тело, и возвысить небожительницу-душу.
- Монах да вещает словеса истины, и ложь да будет
изгнана из уст его.
- Слыша жесткое слово, не приходи в запальчивость, но
смирись; потому что, став посредником мира, примешь верную
награду за мир, и наречешься сыном Вышнего.
- Лев страшен диким ослам; таков да будет и монах для
похотных помыслов.
- Монах, разрешающий не во время пост, то же что
подкапывающий основание столпа (в котором живет).
- Что вихорь, поднимающий пыль на равнине, то и
горделивый монах, возбуждающий страстные движения в монастыре.
- Ангел на земле добрый монах, не уязвленный
стрелами сластолюбия.
- Не вдавайся в гордыню, чтоб не пасть страшным
падением. Подражай смиренномудрию Павла, чтоб сделаться и
сонаследником ему.
- Избери себе в образец Моисееву кротость, чтоб Бог
претворил каменное сердце твое в озеро водное, и ты,
испытав благотворность сего, мог хвалебно возглашать: на
воде покойне воспита мя Господь (Пс. 22, 2).
- Познай, как прекрасно смиренномудрие, и его избери
себе; потому что оно возводит к небу. Добрая награда
предложена тебе за смиренномудрие Царство Небесное:
не вознеради о нем.
- Юный монах, презирая тщеславие, да утверждается в
целомудрии. Монах, напоеваемый целомудрием
новонасаждение освященное Богом.
- Пост узда монаху; кто свергает с себя сию
узду, тот делается конем женонеистовым (Иер. 5, 8).
Юный монах, не обуздывающий чрево, не удержится от греха
плотского.
- День и ночь прилежно пребывает в молитвах бодренный
монах; ударяя в сердце себе, проливает он слезы и низводит
на себя елей с неба.
- Древо жизни на земле монах не преданный
страстям, и восприявший Ангельскую жизнь.
- Самый острый меч на дьявола псалом в устах
монаха.
- Сухое дерево у Елиссея извлекло из глубины железо;
тело же, сделавшееся у монаха сухим, извлекает душу из
глубины (страстей). Пост монаха иссушает токи сластолюбия.
Пределом поста монаху смерть; и прежде кончины да не
оставляет его.
- Меч на страсти бодрствование монаха в
молитвах. Предел молитвы монаху не назначен; потому во
всякое время да благословляет он Господа.
- Монаху, не удерживающему языка своего в день гнева,
не легко совладеть и со страстями. Монах гневающийся
убивает душу свою, и острыми стрелами уязвляет ближнего
своего.
- Вооружай себя прежде искушения; это поможет тебе в
искушении оказаться благоискусным.
- Не стяжай богатства, и не удобряй плоти: путь узкий
и тесный требует отложить в сторону все, что не пользует на
нем. Подражай Павлу, вменяя вся уметы, да Христа
приобрящешь (Фил. 3, 8). Богатство и удобрение плоти не
будут допущены во врата небесные. Возлюби же
нестяжательность и воздержание; и не останешься вне
сих врат.
- Огнь палящий в монахе сластолюбие,
возожженное винопитием. Христос приснотекущий
источник; из Него почерпая угаси смрадный костер.
- Не произноси слова худого; иначе сделаешься
виноградником произращающим терния. Самые приятные слова
употребляй в разговоре с ближним, подражая пчеле, которая
всегда приносит мед, не имеющий горечи.
- Легкомысленный монах волнуется бурею помыслов;
владеющий же собою подкрепляет себя Евангельскими
глаголами. А нерадивый монах подавляем бывает помыслами,
как пшеница тернием.
- Не держи в сердце своем злого слова на брата своего,
чтоб можно было тебе возглашать в молитве: остави...
якоже и мы оставляем (Мф. 6, 12).
- Венец похвалы для монаха мир и святыня; кто
приобрел их, тот узрит Господа (Евр. 12, 14).
- Мудрость монаха не в знании, какие нести должно
труды, а в разумном их несении. Кто таков, тот не словом
учит, а делом вразумляет.
- Мудрый монах, ратуя с полчищем бесов, не бывает
уязвлен их стрелами; укрепляясь крестом Христовым,
сокрушает он главу змию.
- Драгоценное достояние монаху девство,
озаряемое светом милостыни. Стяжавший его и сохранивший
несомненно войдет в брачный чертог.
- Соблюди заповеди Вышнего, храни и правила Отцов; и
будешь наследником Царства Небесного.
- Монах вольный и продерзый впадет в искушение и в
сеть дьявольскую; а кроткого сретит мир и венец святыни.
- Монах пространно питающийся впадет в обольщения и
ночные мечтания; у постящегося же ложе не скверно, и сон
безмятежен.
- Монах, Бога боящийся, не потерпит ничего
зловредного, потому что такого хранит Господь, и в день
смерти будет у него примирительная жертва.
- Покорность монаха не в великих подвигах познается, а
испытывается в искушениях. Терпение монаха в скорбях,
соблюдаемое верно, приобретает ему непостыдную надежду. И
да хранит он его до последнего издыхания, потому что
претерпевый до конца спасен будет (Мф. 10, 22).
Терпи, монах; ибо время терпения коротко, а века
наслаждения нескончаемы.
- Песнословие у монаха да будет неумолкающим; потому
что Серафимы славословят немолчно. В устах твоих, монах, да
будет духовная песнь, облегчающая бремя постигающих тебя
искушений.
- Послушливый монах с благим дерзновением будет стоять
при кресте; потому что на кресте Господь, бывший
послушливым до смерти, смерти же крестные.
- Голос монаха в молитвенной кротости искренно да
возносится к Богу из недвижимых уст.
- Истинное светило на земле монах, не
поползнувшийся языком своим. Кто таков, и не осквернял тела
своего грехами, тот друг Христов.
- Если страх Божий объемлет монаха, то он, как столп
непреоборимый. Монах, который не приобрел страха Божия,
удобно будет пленен противниками.
- Чистый свет на земле монах, у которого нет ничего;
потому что сребролюбие, будучи корнем всего злого (1
Тим. 6, 10), не приносит добрых плодов.
- Лучше монаху есть мясо и пить вино, чем в пересудах
поедать плоти братий своих.
- Золото испытывается в огненной печи, и монах
познается во множестве монашествующих.
- Руки монаха да будут преподобно простираемы к Богу
на поражение врага, подражая Моисею, который руками
предъизобразив крест, преоборол Амалика.
- Обильная благодать на монахе распятом и ежедневно
умирающем; о нем радуются Ангелы, приемля его в Небесное Царство.
- Узда для страстей пост, а умерщвление
страстей молитва с милостынею.
- Белее снега монах, который выше плотских страстей;
единого возжелав Христа, узрит он, как Христос увенчает его
в день благостыни.
- Монах шепотник разгонит множество монахов и рассеет
друзей. Змий шепотничеством изгнал Еву из рая; и монах
шепотник ему подобен, потому что душу ближнего губит и
своей не спасает.
- Кто разумно поет в сердце своем, тот услышан будет
Богом. Душа монаха нерассеянным оком да взирает к Богу;
потому что ей, отрекшейся от мiра и сочетавшейся со
Христом, свойственно пренебрегать всем земным.
- Душа монаха, благоухая духовно, свято заграждает
обоняние свое от змия, чтоб не обонять в нем скверны
похотения. Также у кого в сердце страх Божий, того
не коснется скверна сладострастия.
- Старайся всегда быть простосердечным и искренним, и
не держи одно на сердце, а другое в устах; потому что это
лукавство.
- Будь правдолюбив и не лжив, потому что ложь от
дьявола.
- Не воздавай злом за зло; но если кто сделает тебе
зло, прости ему, чтоб и тебе простил Бог.
- Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись
о том брате, и злопамятство отступит от тебя.
- Смотри не допускай в себя страсть зависти, чтоб
дьявол не поглотил тебя живого, но скорее исповедуйся, и
моли Бога, чтобы избавил тебя от таковой опасности.
- Если видишь согрешающего, не разглашай его греха, не
осуждай его, не питай к нему ненависти, чтобы и тебе не
впасть в тот же грех; а лучше скажи: "я хуже его; и сегодня
согрешил он, а на утро согрешу я".
- Знай же и то, что бесы боятся молчания, поста,
бдения, воздержания, смирения, молитв, слез и прочих
добродетелей подвижнических.
- Если хочешь, чтоб Бог даровал тебе слезы, сокрушение
и бесстрастие, непрестанно приводи себе на память смерть и
гроб свой.
- Если обольщен будешь дьяволом, и впадешь в малый или
великий грех, не приходи в отчаяние и не обрекай себя на
пагубу, но прибегни к исповеди и покаянию, и Бог не
отвратится от тебя.
- Не люби ходить в города; ибо если не будешь видеть
греховного, то останешься чистым.
- Не пей вина до опьянения; иначе сделаешь, что сердце
твое с неистовством устремится к удовольствиям.
- Не ешь по два раза в день, чтобы не огрубело тело
твое, а с ним не окрепли и страсти.
- Не много спи, но неотступно проси помощи Божией,
да избежиши яко птица от сети (Прит. 6, 5).
- Не много говори, чтоб не впасть в ложь.
- Ничего не приобретай себе сверх потребности своей, и
живи с умеренным достатком.
- Безмолвствуй, и делай свое дело.
- Всею силою держи язык и чрево.
- Имей смиренномудрие; будь как незнающий и невежда.
- Будь кроток со всеми людьми.
- Много вреда от говорливости и смеха; и муж
благоразумный соблюдает безмолвие.
- Имей всегда пред очами своими смерть, и искушение
никогда не доведет тебя до падения.
- Вечером и утром испытывай сам себя, как провел ты
время; но этого невозможно сделать без труда (постоянного к
себе внимания и наблюдения за сердцем).
- Бойся Бога, как обязанный дать Ему ответ обо всех
делах своих.
- Ежедневно спрашивай себя, какую страсть победил ты?
- Кто верует, что будет суд, тот не судит ни одного
человека, но себя паче блюдет и охраняет даже от малого и
неважного худа.
- Кто верует, что тело его воскреснет, тот заботится
очистить его от осквернения.
- Утвердясь в страхе Божием, храни и исполняй все, что
должно тебе делать, и не полагай претыкания совести
своей; но будь к ней внимателен, чтоб и она была стражем
твоим, и тотчас показывала, во что впадаешь, не оставляя
тебя, и не попуская впасть в руки врагов твоих.
- Знай, что когда ум монаха начнет убегать своей воли
и прибегать к Богу, сперва нападает на него уныние. К
истреблению такого уныния служат: молитва и непрестанное
размышление о Боге; размышление же сие поддерживается
воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом.
Таков тесный путь, вводяй в живот (Мф. 7, 14).
- Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь
старание улучить будущее Царствие, и дал обет трудиться по
причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение,
со страхом ожидая исшествия своего из сего мiра.
- Не имей пристрастия ни к деньгам, ни к имению, ни к
родителям, ни к мiрской славе, ни к друзьям, ни к родным,
ни к братиям, и вовсе ни к чему земному. Не имей ни заботы,
ни попечения о сем; но прервав всякую связь, отложив
заботу, и возненавидев сие, даже собственную плоть свою
обнажив от всего этого, беспечально и неленостно иди в след
за Христом, взирая всегда на небо, и оттуда ожидая себе
помощи. Ибо смерть внезапна, суд близок. И горе неготовому!
|
|