|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Иоанн Лествичник - Борьба с гневом
- Гнев есть припоминание сокровенной ненависти,
т.е. памятозлобия. Гнев есть желание сделать зло
огорчившему. Вспыльчивость (острожелчие) есть
мгновенное возгорение сердца. Огорчение есть
неприятное (досадное) чувство, заседшее в душе.
Ярость есть низвращение благонастроения и осрамление
души.
- Некоторые, будучи склонны к раздражительности и
гневу, не обращают на то внимания и не пекутся об
уврачевании сей страсти, не помышляя о том, что сказал
Премудрый: устремление ярости его падение ему (Сир.
1, 22).
- Гнев, подобно быстрому движению жернова, в одно
мгновение может истереть и уничтожить душевной пшеницы и
плода больше, нежели что другое в целый день. Посему
тщательно надлежит внимать себе. Он, как пламя, раздуваемое
сильным ветром, скорее нежели медленный огонь, попаляет и
губит душевную ниву.
- Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в
тщеславных есть непомерное желание похвал. Безгневие есть
победа над естеством, приобретаемая трудами и потами, при
нечувствительности к оскорблениям.
- Кротость есть неподвижное устроение души,
пребывающее одинаковым при бесчестиях и похвалах.
- Начало безгневия есть молчание уст при возмущении
сердца; средина молчание помыслов при тонком
смущении души; а конец незыблемая тишина при дыхании
ветров нечистых.
- Как вода, непрерывно возливаемая на огонь, угашает
его совершенно, так и слезы истинного плача обыкновенно
угашают всякий пламя гнева и серчания.
- Как с появлением света удаляется тьма, так от
благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев.
- Ничто так не есть неуместно для кающихся, как
раздражительный гнев; потому что обращение к Богу требует
великого смирения; а раздражительность есть знак высокого о
себе мнения.
- Если предел крайней кротости есть, и в присутствии
раздражающего, мирно и любовно в сердце быть к нему
расположенным; то без сомнения предел крайней гневливости
есть, когда кто находясь один сам с собою, свирепую ведет
брань и борьбу с оскорбившим его, показывая это словами и
телодвижениями.
- Если Дух Святой есть мир души, а гнев есть смятение
сердца, то ничто не полагает такой преграды пребыванию Его
в нас, как раздражительный гнев.
- Молчание уст начальное орудие против гнева;
но можно, под покровом молчания, скрывать памятозлобие. И
это хуже; лучше уже высказаться, хоть и в гневе. Иной в
гневе не принимает пищи, и тем более углубляет
страсть сию; а иной много ест: и от этого приходит в
бешенство, умеренное же утешение нередко подавало
помощь к утолению ярости. Потому борьба с сею страстью
требует большой осмотрительности. И ей, как змию плотской
похоти, содействует естество.
- Иногда умеренное сладкопение успешно разгоняет
раздражение; а иногда, будучи безмерно и неблаговременно,
оно содействует сластолюбию. Почему сим пособием надобно
пользоваться, разумно установляя для него и меру и время.
- Гневливым полезнее жить в братстве, а похотливым
лучше проходить безмолвное житие, как врачевство против
блуда и смрадной нечистоты. Страждущим же тою и другою
болезнью надо отдать себя в руки отца руководителя, чтоб он
иногда держал их в безмолвии, а иногда вводил в подвиги
общежительного послушания.
- Большой вред возмущать око сердца
раздражением, по слову сказавшего: смятеся от ярости око
мое (Пс. 6, 8); но еще больший словами изъявлять
душевное волнение гнева; пускать же в дело при этом и руки
совсем противно и чуждо житию монашескому,
Ангельскому и Божественному.
- Присмотримся, и увидим, что многие из
гневливых усердно держат бдение, пост, безмолвие, и
враг не мешает им в этом; ибо он умеет и под подвигами
покаяния и плача уготовлять материалы к питанию и
возращению сей страсти.
- Начало блаженного незлобия терпеливо
переносить бесчестия, не смотря на горечь и боль души,
средина держать во время их сердце бесскорбным и
беспечальным, совершенство же, если оно бывает,
вменять их себе в похвалу.
- Иное дело безгневие в новоначальных, происходящее от
покаянного плача, а иное неподвижность на гнев,
бывающая в совершенных. В первых гнев связан слезами, как
некоей уздою, а в последних этот змий умерщвлен мечем
бесстрастия.
- Видел я троих, вместе потерпевших бесчестие,
монахов. Один из них почувствовал оскорбление, но смолчал;
другой порадовался за себя, но опечалился за поносившего;
третий же, напечатлевши в уме вред ближнего, горячие пролил
о нем слезы. Тут видны делатели страха, мздовоздаяния и
любви.
- Памятозлобие есть последний предел гнева, хранение в
памяти грехов (против нас ближнего), отвращение от образа
оправдания (Богом определенного: прости и прощено будет),
сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный,
грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: остави,
якоже и мы?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех,
неусыпное беззаконие, ежечасное зло.
- Укротивший гнев пресек зарождение и памятозлобия;
ибо чадородие бывает только от живого отца.
- Стяжавший любовь стал чужд вражды; а держащий вражду
множит в себе не знающие покоя труды.
- Памятозлобствуя памятозлобствуй на демонов, и
враждуя враждуй на тело свое всегда. Плоть друг
неблагодарный и коварный; когда угождают ей, она еще более вредит.
- Злопамятство кривой толковник Писания,
иносказательно обращающий словеса Духа в угоду себе. Но да
посрамит его данная нам Господом Иисусом молитва, которой
не можем мы произносить, имея злопамятство в сердце.
- Если, много потрудившись над собою, не возможешь ты
исторгнуть сей остен из сердца своего, поди смирись
покаянно пред тем, на коего враждуешь, хоть на словах; и,
устыдясь долгого своего пред ним лицемерия, воспримешь его
в любовь свою, уязвляем будучи совестью за то, как огнем.
- Не тогда признай себя избавившимся от сей язвы,
когда помолишься об оскорбившем, или воздашь ему дарами,
или пригласишь его на трапезу; но, когда, услышав, что он
подвергся какому либо душевному или телесному злоключению,
возболезнуешь и восплачешь о нем, как о себе самом.
- Память страданий Господа Иисуса уврачует
памятозлобие, сильно постыженное Его незлобием.
- Некоторые для получения прощения предают себя на
труды и поты, но незлопамятный опережает их. Ибо истинно
слово: если скоро отпустите, и вам щедро
отпустится (Лук. 6, 37).
- Непамятование зла есть знак истинного покаяния; а
кто, помня зло, думает что проходит покаяние, тот похож на
человека, во сне представляющего себя бегущим.
- Видел я злопамятных, которые, другим злопамятным
подавая совет не быть злопамятными, устыдились собственных
своих слов и отстали от сей страсти.
- От ненависти и памятозлобия рождается злословие,
тонкий недуг, скрытная пьявка, высасывающая кровь
любви.
- Иной прикрывает злословие любовью, желанием
исправить. Но если ты любишь ближнего, то не обхаивай его,
а молись о нем. Такой только образ действования приятен
Господу.
- Кто хочет избавиться от духа осуждения, тот пусть
обращает укор не на падающего, а на подущающего беса. Ибо
никто не желает грешить против Бога, хотя всякий свободен
от насилования (т.е. грешит сам).
- Один из самых кратких путей к получению прощения
грехов состоит в том, чтобы никого не осуждать; ибо
сказано: не судите и не судят вам (Лук. 6, 37).
- Как огонь противен воде, так кающемуся несвойственно
судить других. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающим
даже при исходе души из тела, и тогда не осуждай
его, ибо суд Божий сокрыт от людей. Иные явно падали
великим падением, тайно же совершали еще большие добрые
дела; и любители пересудов впали в ошибку, видя дым, и не
усматривая за ним солнца.
- 0пытом дознано, что за какие грехи, телесные или
душевные, осудим ближнего, в те сами впадем.
- Скорые и строгие истязатели прегрешений ближнего
потому сею страстью негодуют, что не имеют совершенной и
постоянной памяти и печали о своих собственных согрешениях.
Ибо если кто, без покрывала самолюбия, верно взглянет на
свои злые дела, то не будет уже заботиться ни о чем другом,
кроме их, справедливо рассуждая, что и на оплакивание себя
самого не достанет ему времени всей своей жизни, хотя бы
прожил сто лет, и хотя бы видел из очей своих изливающимся
целый Иордан.
- Бесы, убийцы душ, побуждают нас или согрешить, или,
если не грешим, осуждать грешащих, чтоб чрез то осквернить
нас, и не грешащих.
- Знай, что в духе неприязни порицать с удовольствием
учение, дела и добродетели ближнего есть признак людей
злопамятных и завистливых.
- Видал я людей, тайно совершающих тяжкие прегрешения,
только не оглашающиеся, которые в мнении о своей чистоте
безжалостно нападали на впадавших в грехи, хотя легкие, но
огласившиеся.
- Судить есть бесстыдное похищение сана Божия;
а осуждать есть погубление души своей.
- Как возношение и без всякой другой страсти может
погубить человека, так и осуждение само по себе одно может
нас совершенно погубить. Так Фарисей оный за это осужден был.
- Встретились друг с другом гневливый и лицемер; и в
беседе их невозможно было найти ни одного слова правды.
Заглянув в сердце первого, найдешь неистовство; а
рассмотрев душу второго, увидишь лукавство.
- Как ветры взволновывают бездну, так ярость больше
всех страстей возмущает ум.
- (Исповедь сей страсти). Скажи нам безумная и
постыдная страсть, как зовется породивший тебя отец, и как
имя зле родившей тебя матери, также, какие имена скверных
твоих сынов и дщерей; и не это одно, но и то, кто суть
борющиеся с тобою, и кто убивающие тебя?
"Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть:
тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, а иногда и блуд; отец
же мой главно гордость. Дщери мои суть:
памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Соперники
мои суть противоположные дщерям моим добродетели
безгневие и кротость; наветница же моя смиренномудрие".
|
|