|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Иоанн Лествичник - Борьба с духом уныния
- Уныние есть расслабление души, небрежение о
подвигах, отвращение от обета; ублажательница мiрян,
клеветница на Бога, яко бы немилосердого и бесчеловечного;
в псалмопении оно нестройно, в молитве немощно, в телесном
же служении крепко, как железо, в рукоделии неленостно, на
послушания скоро и охоче.
- Муж, состоящий в послушливом подчинении, не знает
уныния; и посредством чувственного преуспевает в духовном.
- Общежитие враг уныния, а мужу безмолвнику оно
всегдашний сожитель; прежде смерти не отступит оно от него,
и до кончины его не перестанет бороть его. Увидев келью
отшельника, оно улыбается, и приближась вселяется близ него.
- Врач посещает больных утром, а уныние
подвижников около полудня.
- Уныние подущает к странноприимству, и докучает
внушениями творить милостыню от рукоделья; усердно тянет
посещать больных, приводя на память рекшего: болен бех и
придосте ко Мне (Мф. 25, 36); неотступно твердит: сходи
к скорбящим и малодушествующим, и, будучи само
малодушно, советует утешать малодушных.
- Ставшим на молитву напоминает оно о необходимо
нужных делах, и всячески ухищряется отвлечь нас от нее
какой-либо благословностью, как уздою, бессловесная.
- Каждая из прочих страстей упраздняется одною
какой-либо добродетелью; уныние же для инока
всеобъемлющая смерть. Из всех восьми предводителей зла дух
уныния есть самый тягчайший.
- Когда нет псалмопения, уныние не является; и по
окончании правила (на коем берет дремота), глаза бодро
раскрываются.
- Во время нападков уныния обнаруживаются нудители
(естества); и ничто столько не доставляет венцов
(внимательному) иноку, как уныние.
- Плачущий о себе не знает уныния.
- Монах, любящий деньги, не знает уныния: он ежечасно
воспоминает слова Апостола: праздный да не яст (2
Сол. 3, 10), и другое: руки сии послужисте мне и сущим
со мною (Деян. 20, 34).
- Уныние происходит иногда от вкушения удовольствий
чувственных, а иногда от бесстрашие пред Богом.
- Прилежная молитва пагуба уныния; память же о
последнем суде рождает усердие (к действованию по Богу).
- Благая надежда есть меч, которым инок побеждает и
закалает уныние.
- (Исповедь уныния). Скажи нам, страсть
нерадивая и расслабленная, кто есть зле родивший тебя?
Какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? И кто
убийца твой? (Ответ). Родительницы у
меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение
небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои,
со мною пребывающие перемены местопребывания,
пренебрежение заповедей отца духовного, непамятование о
последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета.
Противники мои, которые вяжут меня, суть псалмопение
с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет
же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ.
|
|