|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Иоанн Лествичник - Борьба с тщеславием
- Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов,
похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни,
который, хотя мал, однако всегда готов похищать труды и
плоды наших подвигов.
- Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь,
но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое
воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым;
побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в
худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить,
побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю.
Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.
- Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает,
что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а
людям.
- Всякий человек, который любит себя выказывать,
тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва
его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы
человеческой.
- Тщеславный подвижник сам себе делает двойную обиду,
потому что тело свое изнуряет, а награды не получает.
- Господь часто скрывает от очей наших те добродетели,
которые мы приобрели; а человек хвалящий нас, или лучше
сказать, льстящий нам, похвалою отверзает нам очи, а как
скоро отверзлись они, богатство добродетели исчезает (с
глаз съедаемо бывает).
- Льстец есть слуга бесов, руководитель гордости,
истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от
истинного пути. Блажащии вас льстят вы, и стопы ног
ваших возмущают, говорит Пророк (Ис. 3, 12).
- Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за
похвалу воспылали гневом, и, как то случается в торговле,
променяли одну страсть на другую.
- Когда ближний, или и друг, укорит тебя в отсутствии
или присутствии твоем, тогда покажи любовь, похвали
его.
- Великое дело отвергнуть от души похвалу
человеческую, но большее отвратить от себя похвалу
бесовскую.
- Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам
себя (ибо кто стерпит поношения от себя самого?); но тот,
кто, будучи укорен другим человеком, не уменьшает к нему
любви.
- Когда бес тщеславия видит, что подвижник приобрел,
хотя малое, умирение сердца, тотчас побуждает его идти в
мiр, говоря: "иди на спасение погибающих душ".
- Тщеславие побуждает легкомысленных, при посторонних,
облекаться в смирение, и в поступках своих, в лице и
голосе, показывать благоговение; за трапезою оно заставляет
заметно воздерживаться; на псалмопении ленивых
делает ревностными и безголосых доброгласными.
- Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, и в
презираемых посевает памятозлобие.
- Тщеславие весьма удобно прививается к естественным
дарованиям, и чрез них нередко низвергает в пагубу
несчастных рабов своих.
- Однажды видел я, как бес тщеславия прогнал брата
своего беса ярости. Один брат рассердился на другого; но
пришли мiряне, и он вдруг стих, перепродав себя тщеславию;
ибо не мог зараз работать обоим сим господам.
- Кто сделался рабом тщеславия, тот ведет двойную
жизнь; одну по наружности, а другую по образу мыслей
и чувств, одну наедине с собою, а другую на людях.
- Предвкусивший небесную славу, естественно презирает
всякую земную славу; и я подивился бы, если бы кто, не
вкусив первой, совершенно презирал последнюю.
- Видел я, как иные начинали духовное делание по
тщеславию; но потом, переменив намерение в делании,
предосудительное начало увенчали похвальным концом.
- Кто возносится естественными дарованиями, как то:
остроумием, понятливостью, искусством в чтении и
произношении, быстротою ума, и другими подобными
способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда не
получит выше естественных благ; ибо неверный в малом
и во многом неверен будет по своему тщеславию (Лук.
16, 10).
- Кто просит у Бога даров за труды, тот на опасном
основании утверждается; а кто, напротив, смотрит на себя,
как на всегдашнего должника пред Богом, тот сверх чаяния
своего, вдруг увидит себя обогащенным небесным богатством.
- Не слушай веятеля сего, когда он научает тебя
объявлять свои добродетели на пользу слышащих; кая бо
польза человеку, если он весь мiр будет пользовать,
душу же свою отщетит (Мф. 16, 26)? Ни что не
приносит столько пользы ближним, как смиренный и
непритворный нрав, и такое же слово. Таким образом мы и
других будем побуждать, чтоб они не возносились; а что иное
может быть полезнее сего?
- Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа
вознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и
низводит до бездн.
- Скверное тщеславие научает нас принимать образ
добродетели, которой нет у нас, приводя к обольщению нас
слова Спасителя: тако да просветится свет ваш пред
человеки, яко да видят добрая дела ваша (Мф. 5, 16).
- Не скрывай стыда своего с тою мыслью, чтобы не
подавать ближнему повода к преткновению; хотя может быть и
не во всяком случае полезно будет употреблять сей пластырь,
но смотря по особенным свойствам грехов.
- Когда хвалители наши, или, лучше сказать, льстецы,
начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество
грехов наших (и суд Божий, не сходный с человеческим),
и увидим, что мы недостойны того, что говорят или
делают в честь нам.
- Простые сердцем не очень подвержены отравлению сим
ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное
жительство.
- Часто случается, что червь, достигши полного
возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и
тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол
начальницу и завершительницу.
- Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и
любление бесчадия, средина отсечение всех мысленных
приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в
бездне) без смущения при других делать то, что
служит к бесчестью.
- Утаивай благородство свое, и не величайся своею
знатностью, чтоб не быть тебе по словам в одном, а по делам
в другом устроении.
- Видел я неискусного ученика, который в присутствии
некоторых людей, хвалился добродетелями своего учителя, и,
думая присвоить себе славу, от чужой пшеницы, приобрел
вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: "как же
доброе дерево произвело бесплодную ветвь".
- Тщеславие любит торжественно являться на седалище
многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие.
- Покоряющиеся бесу тщеславия подвергаются
безвременным движениям похоти, когда они, освободившись
временно от блудных помыслов, начинают много о себе думать.
Восставшие за это блудные движения приводят его к узрению
кроющегося в глубине их сердца тщеславия, и научают прочее
не приписывать бывающей иногда чистоты сердца собственному
тщанию и усилию, следуя показанию Апостола: что имаши,
егоже неси приял (1 Кор. 4, 7), туне, или
непосредственно от Бога, или помощью других и посредством
их молитвы.
- Молчание и безмолвие враги тщеславия; но если
ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия.
- Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя
при себе никого, кто бы его хвалил, и наедине обнаруживает
тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия
есть, чтоб и в присутствии других не окрадываться
тщеславною мыслью.
|
|