|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Иоанн Лествичник - Борьба с гордостью
- Гордость есть отвержение Бога, презрение человеков,
матерь осуждения, исчадие похвал, отгнание помощи Божией,
виновница падений, источник гнева, горький истязатель чужих
дел, судья бесчеловечный, противница Богу, корень хулы.
- Начало гордости укоренение тщеславия;
средина уничижение ближнего, бесстыдное
проповедание о своих трудах, самохвальство в сердце,
ненавидение обличения; а конец отвержение
Божией помощи, высокомерное упование на свое тщание,
бесовский нрав.
- Видал я людей, устами благодаривших Бога, и
велехвалившихся в мыслях своих. Ясное доказательство на сие
представляет Фарисей, когда он говорил: Боже, благодарю
Тя (Лук. 18, 11).
- Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась
гордость, ибо гордость есть предвестница падения.
- Высокомудрый монах сильно прекословит; а
смиренномудрый не только не прекословит, но и очей возвести
не смеет.
- Не преклоняется кипарис и не стелется по земле; так
и высокосердый монах не может иметь смиренного послушания.
- Если Бог гордым противится (Иак. 4, 6), то
кто может помиловать их? И если нечист пред Богом
всяк высокосердый (Прит. 16, 5), то кто может очистить его?
- Отвергающий обличение обнаруживает страсть гордости;
а кто принимает оное, тот разрешился от уз гордости.
- Один мудрый старец увещевал горделивого брата; но
сей, слепотствуя душой, сказал: "прости меня, отче, я
совсем не горд". Тогда мудрый старец возразил: "чем же ты,
сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не
уверением, что нет в тебе гордости".
- Людям гордого нрава полезнее всего быть в
повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее, и
прочитывать повествования о пагубных последствиях гордости
и сверхъестественных уврачеваниях от оной.
- Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее
безумие гордиться Божиими дарованиями. Превозносись
только теми добродетелями, которые ты совершил прежде
рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения,
даровал тебе Бог, также как и самое рождение. Если
ты исправлял какие-нибудь добродетели без помощи ума, то
пусть они только и будут твоими, потому что и самый ум
дарован тебе Богом. И если ты без тела показал
какие-нибудь подвиги, то они только и были от твоего
тщания; ибо и тело не есть твое, оно творение Божие.
- Не надейся на свои добродетели, пока не услышишь
последнего о тебе изречения от Судьи; ибо в Евангелии
видим, что и возлежавший уже на брачной вечери, был связан
по рукам и по ногам, и во тьму кромешную извержен (Мф. 22,
13).
- Да не престанем сами себя испытывать и сравнивать
житие наше с житием прежде нас бывших Св. Отцов и светил; и
найдем, что мы и шагу еще не сделали, чтобы идти по следам
жизни сих великих мужей, даже обета своего не
исполнили как должно, но пребываем еще в мiрском устроении.
- Монах есть бездна смирения, в которую он низринул, и
в которой потопил всякого злого духа.
- От гордости происходит забвение согрешений; а память
о них есть ходатай смиренномудрия.
- Гордость есть убожество души, которая мечтает о
себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что имеет
свет.
- Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи
блестящему красотою.
- Гордый не имеет нужды в бесе искусителе; он
сам сделался для себя бесом и супостатом.
- В гордых сердцах рождаются хульные слова, а в
смиренных душах небесные видения.
- Не знаю, как это бывает, что весьма многие из
гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли
бесстрастия, и уже при исходе из сего мiра усматривают свое
убожество.
- Кто пленен гордостью, тому необходимо нужна
чрезвычайная Божия помощь для избавления; ибо человеческие
средства к спасению его безуспешны.
- Хульные помыслы рождаются от гордости, гордость же
не допускает открыть их духовному отцу. Почему часто
случается, что сия бедственность повергает иных в отчаяние,
истребив всю надежду их, подобно червю, истачивающему дерево.
- Нет никаких помыслов, которые бы (по причине
гордости) столь трудно было исповедать, как помысел
хульный; посему нередко он во многих пребывает до самой
старости. Но между тем ничто так не укрепляет против нас
бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедуем, но
таим в сердце, что питает их.
- Никто не должен думать, что он виновен за хульные
помыслы; ибо Господь есть сердцеведец и знает, что такие
слова и помышления не наши, но врагов наших.
- Научимся презирать духа хулы, и, отнюдь не обращая
внимания на влагаемые им помыслы, говорить ему: иди за
мною сатана; Господу Богу моему поклоняюсь, и
Тому единому послужу; болезнь же твоя и
слова твои да обратятся на главу твою, и на
верх твой да снидет хула твоя, в нынешнем веке, и в
будущем (Пс. 7, 17).
- Кто презирает сего врага, тот от мучительства его
освобождается; а кто иным образом намерен вести с ним
борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами
подобен старающемуся запереть ветры.
- Когда начнет в нас процветать святое смирение, тогда
начнем мы презирать всякую похвалу и славу человеческую.
Когда же оно созреет, тогда не только за ничто станем мы
почитать свои добрые дела, но и вменять их в мерзость,
думая, что мы ежедневно прилагаем к бремени грехов своих
неведомым для нас расточением добродетелей.
- Покаяние прилежное и плачь очищенный от всякой
скверны, воздвигая храм смирения в сердце, разрушают
возгражденную на песке лачугу гордыни.
- Признаки исчезновения гордости и водворения смирения
суть радостное подъятие поношений и уничижений,
утоление ярости, и неверование своим добродетелям.
- Конец всех страстей тщеславие и гордость, для
всякого не внимающего себе. Истребитель же их
смиренномудрие хранит сожителя своего невредимым от всякого
смертоносного яда (страстей).
- Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах
непостижимых; а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних.
- К одному из рассудительнейших братий приступили
бесы, и ублажали его. Но сей смиренномудрый сказал им:
"если бы вы перестали хвалить меня в душе моей, то из
отшествия вашего я заключил бы, что я велик; если же не
перестанете хвалить меня, то из похвалы вашей вижу мою
нечистоту; ибо нечист пред Господом всяк
высокосердый (Прит. 16, 5). Итак или отойдите, чтобы я
почел себя за великого человека; или хвалите, и я
приобрету чрез вас великое смирение". Сим обоюдоострым
мечем рассуждения они так были поражены, что тотчас
исчезли.
- Иное дело превозноситься, иное не превозноситься, и
иное смирение. Один целый день судит; другой ни о
чем не судит, но и себя не осуждает; а третий, будучи
неповинен, всегда сам себя осуждает.
- Конь, когда бежит один, то ему кажется, что он скоро
бежит; но когда находится в бегу с другими, тогда познает
свою медленность. (Сравнивай себя с лучшими и избежишь
самомнения).
- Нечистые бесы тайно влагали похвалу в сердце одному
внимательному подвижнику. Но он, будучи наставляем
Божественным вдохновением, умел победить лукавство духов
такой благочестивою хитростью: написал на стене своей кельи
названия высочайших добродетелей, т.е. совершенной любви,
Ангельского смирения, чистой молитвы, нетленной чистоты, и
других подобных. Когда потом помыслы начинали хвалить его,
он говорил им: "пойдем на обличение", и, подошедши к
стене, прочитывал написанные названия, и
присовокуплял: "когда и все сии добродетели приобретешь,
знай, что ты еще далек от Бога".
- Хочешь ли стяжать неотступную любовь к молитве,
прежде приобучи сердце не зазирать чужих согрешений, но
предтечею сего должна быть ненависть к тщеславию.
- Если хотим постигнуть себя, да не престанем сами
себя испытывать и истязать; и если в истинном чувстве души
будем держать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то
милость Божия не далека от нас.
- Многие называют себя грешными, а может быть, и в
самом деле так о себе думают; но сердце искушается
уничижением (от других).
- Кто говорит, что он ощущает благовоние смирения,
и во время похвал, хотя мало движется сердцем, тот
да не прельщается, ибо он обманут.
- Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь
славу, сказал некто в чувстве души (Пс. 113, 9); ибо он
знал, что естество человеческое, будучи столь немощным, не
может принимать похвалу безвредно. От Тебе похвала моя в
Церкви велицей (Пс. 21, 26), в будущем веке; а
прежде того не могу принимать ее безопасно.
- Естественное свойство лимонного дерева таково, что
оно, будучи бесплодно, вверх принимает ветви; а когда оные
наклонят, то они скорее бывают плодоносны. Стяжавший
знание понимает это.
- Если гордость некоторых из Ангелов превратила в
бесов, то без сомнения смирение может и из бесов сделать
Ангелов. Итак да дерзают падшие, уповая на Бога.
- Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и
пропитание подаянием.
- Кто в беседе упорно желает защищать свое мнение,
хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он
одержим дьявольским недугом (гордостью); и, если он так
поступает в беседе с равными, то может быть обличение
старших и исцелит его; если же он обращается так с большими
себя и мудрейшими, то люди не могут исцелить сей болезни.
- Однажды спросил я одного из искуснейших старцев,
каким образом послушание имеет смирение? Он ответил:
благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и
дарование слез получит; и избавления от браней достигнет,
всегда думает, что это совершает молитва отца его
духовного, и пребывает чужд и далек от суетного
возношения; да и может ли он превозноситься тем, что, как
сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным
старанием.
- Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не
старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий;
иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и
притворною ревностью, и себе дашь повод к высокоумию.
- Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не
высказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом
каким либо, ни гадательным знаком; во всем будь подобен
братиям, чтоб избежать высокоумия.
- От ложного умиления рождается возношение, а от
истинного утешение.
- Кто слезами своими внутренне гордится, и осуждает в
уме своем не плачущих, тот подобен испросившему у царя
оружие на врага своего, и убивающему им самого себя.
- Если кто замечает, что он легко побеждается
превозношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием,
и захочет извлечь против сих врагов обоюдоострый меч
кротости и незлобия, тот пусть поспешит вступить, как бы в
белильню спасения, в собор братий, и притом самых
суровых, когда хочет совершенно избавиться от своих
порочных навыков; чтобы там, потрясаемый досадами,
уничижениями и треволнениями братий, и ударяемый ими
умственно, а иногда и чувственно удручаемый, попираемый и
ударяемый пятами, он мог очистить ризу души своей от
сущей в ней скверны.
- Видел я, что гордость бывает причиною смирения. Ибо
плод надмения есть падение в грех; грехопадение же для
желающих спастись часто бывает поводом к смиренномудрию.
- Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она
боится слабого звука тварей и самых теней.
- Блудных могут исправлять люди, лукавых
Ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог.
- Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а
невидимую прежде век Невидимый.
- Неусыпно наблюдай душевным оком за гордостью; ибо
между обольщениями нет ничего губительнее сей страсти.
- Если вид погибели, т.е. гордости, есть то, когда кто
возносится и малыми и незначительными делами; то
спасительный признак смирения есть иметь смиренный
образ мыслей и при великих предприятиях и исправлениях.
- Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце
своем, внесенную в оное на раменах ее матери
тщеславия, связав обеих узами послушания, и бив их бичом
смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою
душу? Наконец под ударами они говорили: "мы не имеем ни
начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы
всех страстей. Не мало враждует на нас один из наших
неприятелей сокрушение сердца, рождаемое
повиновением. Но кому-нибудь быть подчиненными, сего
мы терпеть не можем; посему-то мы и на небе бывши
начальниками, отступили оттуда. Кратко сказать: мы
родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному
споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и
на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица
нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за
исправлением послушания и безгневия, и непамятозлобия и
служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных:
гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула,
лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие,
непокорство. Есть одно нечто, чему мы не имеем силы
противиться, будучи сильно биемы тобою, мы скажем
тебе и сие: если будешь искренно укорять себя пред
Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила
гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие;
преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и
всаднику его, и со сладостью воспоют победную оную песнь:
поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника
вверже в море (Исх. 15, 1), т.е. в бездну смирения".
|
|